Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Внутренняя и внешняя деятельность




Если бы человек был произведением только одной природы, как думают и учат материалисты, признавая в человеке только одну материальную природу, отвергая его главную — духовную часть, то спрашивается: отчего же в его поразительной деятельности видны, кроме дел, принадлежащих вообще животным, и дела, единственно возможные только одному духу? Делами (например, насыщение, покой, отправление половых органов и др.) человек наряду с животными есть произведение земли; дела же любви (не плотской, а духовной), стремление к истинному, прекрасному и доброму показывают в нем другую природу — духовную. Как дело рук Божиих, имеющее быть свидетелем славы и силы своего Творца, не мог быть человек существом конечным и по телу, и по душе. Не для того Бог созидал, творил, чтобы потом Его творение уничтожилось. Душа и тело — дела Божий, следовательно, и душа и тело бессмертны, не уничтожаются. После разлучения души со своим телом душа живет в мире духовном, соответствующем ее природе, а тело возвращается в землю; человек, поставленный среди миров видимого и невидимого, природы и духа, живет и действует в обоих мирах, и на земле и вне земли: телом на земле, умом же и сердцем вне земли, или на небе, или в геенне. Так крепок и таинственен союз души с телом и сильно взаимное влияние их между собою, что вообще деятельность души на земле, направляемая к истинному, высокому и прекрасному, много задерживается и ослабляется телом, как свидетельствует и Сам Иисус Христос: "дух бодр, плоть же немощна" (Мф. 26, 41), чего тотчас по сотворении человека не было; ибо тогда было все совершенно.

Несогласия не было ни в чем: тело долженствовало быть, как оно и есть на самом деле, орудием проявления невидимой, богоподобной души, ее могущественных сил и удивительной деятельности, которою особенно характеризуется наш XIX век. Оттого, что дух бодр, а плоть немощна, идет борьба непрестанная, борьба за истину, и в этой борьбе ослабляется душа и часто вместе с телом нравственно падает, как бы невольно, против желания уклонясь от истины, от цели своего назначения, от цели своей жизни, своей естественной деятельности. "Не то творю, — с прискорбием взывал избранный сосуд Святаго Духа апостол Павел, — не то творю (делаю), что хочу, но то содеваю (совершаю), что ненавижу. Кто избавит меня от тела смерти?" (Рим. 7, 15, 24). Деятельность души на земле в большей или меньшей мере представляет смесь добра со злом, правды с неправдою. Тело на земле служит помехою душе в ее деятельности, там же, за гробом, в первом периоде, эти препятствия устранятся отсутствием тела, и душа будет действовать единственно по своему настроению, усвоенному ею на земле, или доброму, или злому, а во втором периоде своей загробной жизни, хотя и под влиянием тела, с которым опять соединится, но это влияние тела, уже изменившегося в тонкое, духовное, нетленное, будет даже благоприятствовать душе в ее деятельности, освободившись от настоящих, грубых его потребностей и получив новые духовные свойства. Кроме того, Самый Дух Божий, все испытующий: и глубины Божий (1 Кор. 2, 10), и на земле пребывающий в душах и телах, любящих Бога, — тем более за гробом не оставит таких боголюбцев в дальнейшем раскрытии истины; и все силы душевные, под таким благотворным действием Святаго Духа достигая желаемого, неизбежно растворятся радостию, выражением удовольствия, происходящего от удовлетворения желаемого, и душа достигнет своего блаженства, естественного своего назначения. На земле вся деятельность души постоянно в своем стремлении к истине сопровождается и растворяется многоразличными трудностями, скорбями: "в мире скорбни будете" (Ин. 16, 83) — вот удел человека на земле после его падения в раю, удел, однажды и уже навсегда определенный Самим Богом Адаму (Быт. 3, 17), а в лице его и всему человечеству, и повторенный Господом Иисусом Христом и для нового духовного человека. Только принуждение себя, то есть преодоление препятствий, доставляет удовлетворение желания, а следовательно, и радость. Все добродетели, несмотря на все препятствия к совершению их, доставляют своему делателю неземную духовную радость, в которой потом принимает более или менее участие и немощное тело, и человек, как говорится, блаженствует. За гробом же немощное тело преобразится к своему времени и будет способствовать деятельности души в ее назначении; и того зла, в котором лежал и лежит весь мир, там, за гробом, не будет, и человек будет вечно блаженствовать, то есть вся деятельность души будет достигать своего вечного назначения. Ежели на земле истинное блаженство души достигалось стремлением к совершенной свободе от тройственной похоти славолюбия, сластолюбия и сребролюбия, то за гробом душа, будучи от этого зла совершенно свободна, будет вечно блаженствовать как чуждая всякого рабства, всякого плена греховного, ежели еще на земле сколько возможно освободилась от сего страстного рабства в свободу сынов Божиих или постоянно, ненавидя грех, оплакивала свой плен, ожидая в смирении, терпении и совершенной преданности воле Божией разрешения от тела смерти.

Основанием всей видимой, земной деятельности человека служит невидимая, внутренняя, духовная деятельность души; так что видимая настоящая жизнь человека вполне изображает невидимую душу и все ее свойства. Ежели душа, по назначению Самого Создателя, бессмертна, то есть продолжает жить и за гробом, а жизнь обыкновенно выражается в деятельности, то справедливо, что где жизнь — там и деятельность, и где деятельность, там и жизнь. Следовательно, и за гробом продолжается деятельность души. В чем же состоит деятельность души за гробом? В том же самом, в чем состояла ее деятельность на земле. Деятельность души составляет совокупная деятельность ее отдельных сил. Как действовали ее силы на земле, так будут они действовать за гробом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.