Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Разумное, доброе и вечное на весах престижа




Вручение очередной премии имени Андрея Бе­лого дает повод поразмышлять о процессах не слишком актуальных в масштабе повседневности, но зато имеющих некоторое отношение к попыт­кам загипнотизировать вечность, к авансирован­ному проживанию будущего, которое лишь в силу этого имеет шанс наступить. Сгусток времен, все­гда предъявленных к проживанию, не сводится к отношениям линейной хронологии «прежде – те­перь – потом». Просто «нынешним временем» мы именуем то время, в котором соизмеряют свои поступки, мысли и чувства большинство присут­ствующих – именно это время отсчитывается ци­ферблатами и календарями, к нему приурочены все экономические и социальные регулярности. Обитатели самого густонаселенного слоя времен считают свое время настоящим, примерно так же, как представители любой профессии считают «на­стоящим делом» свое собственное занятие. Про­живающие в других временах субъекты восприни­маются как люди «не от мира сего», их событий­ность в упор невидима для господствующего типа повседневности. Речь идет о выдвинутых в буду­щее авангардах, среди которых и художественный авангард.

Взаимное непонимание между художественным авангардом и преобладающим временем повсе­дневности, так называемой «современностью» – вещь очевидная, удивление должны вызывать ско­рее редкие случаи взаимопонимания, когда хотя бы удается говорить об одном и том же. Вручение пре­мии вполне можно рассматривать как попытку пе­ресчета неосязаемых, «бесценных» ценностей в линейную размерность повседневности.

***

Самая подходящая линейка, которой гражданс­кое общество измеряет весомость вкладов своих высокопарящих обитателей, – это таблицы коти­ровок, регулярно поставляемые многочисленными биржами культуры: академиями, журналами, экс­пертными советами и проч., включая особоупол­номоченных индивидуальных котировщиков (их прообразом может служить персонаж эпопеи Пру­ста, господин Сван). Итоговая продукция бирж культуры и искусства имеет исключительно высо­кий спрос, в каком то смысле превосходящий спрос на результаты котировок товарно-финансовых бирж. Рейтинги, хит-парады, горячие десятки, списки лауреатов представляют собой идеальный товар. Этот товар прекрасно распаковывается в средства массовой информации и потребляется мгновенно. По существу, познания в области рей­тингов составляют основу того, что можно назвать текущей эрудицией. Непрерывная котировка со­провождается столь же непрерывным фоновым речитативом по поводу профанации высокого ис­кусства, опошления истинных ценностей, упадка духовности и прочего в том же духе. Однако тако­го рода заклинания нисколько не меняют суть дела, они складываются в собственный жанр, внутри которого устанавливаются те же самые подразде­ления. Автор, специализирующийся в обличении бездуховности, тоже не прочь занять место повы­ше в рейтинге несуетных мыслителей – другое дело, что соответствующая таблица едва ли будет отнесена к соревнованиям «высшей лиги», ибо поза мудрости хотя и имеет хождение и даже некоторый шарм среди рядовых потребителей идеального товара, но в среде котировщиков она воспринима­ется как фальшивка № 1.

Как бы там ни было, но вновь создаваемое искус­ство создается на территории, размеченной стро­ками грандиозной турнирной таблицы, уходящей в бесконечность, причем не только в «правую бес­конечность» будущего, но и в «левую бесконеч­ность» непрерывной переоценки уже созданного. Отсюда можно извлечь ряд полезных следствий, например, принцип различения между «эфемера­ми» и «посмертниками». Эфемеры участвуют толь­ко в прижизненной котировке – таковы богданы титомиры всех времен и народов. Посмертники, или классики, продолжают свое скрытое иноприсутствие в таблицах, и каждое новое поколение котировщиков (критиков, искусствоведов, писате­лей) передвигает, меняет местами навечно внесен­ные имена, причем общество оплачивает эту дея­тельность, считая ее престижной и необходимой.

***

В сущности, вечное искусство представляет собой сумму вкладов, оказавшихся в левой бесконечнос­ти. Целенаправленно исключить имя из этого спис­ка практически невозможно: все попытки сбросить с корабля современности кого-либо из числа уже обладающих статусом классика, заканчивались безрезультатно. С посмертниками, уже признанными в качестве классиков, дело обстоит так же, как с членами Французской академии; разница в том, что именно физическая смерть претендента открыва­ет вакансию для его возможного избрания в число посмертников. Первая заявка довольно часто де­лается уже в некрологах – но как раз этот жанр не имеет никакого значения для бирж культуры и справедливо игнорируется всеми котировщиками. Москва слезам не верит – а уважающая себя кри­тика не верит похоронным маршам. Просто выдер­живается ритуальная пауза, после которой только и можно обнаружить, имеет ли в действительности место «нетленность мощей». В дальнейшем, ког­да мистическая процедура причисления к лику свершилась, происходит лишь медленная есте­ственная эрозия: случайное выпадение отдельных имен, «слипание вкладов» в пользу наиболее ярко­го (быть может, Шекспир здесь один из последних примеров), наконец уплотнение единиц хранения, соединение файлов в папки, в результате чего по­являются такие персонажи, как «досократики», «со­фисты», «младогегельянцы» и т. д.

***

В котировках чрезвычайно ценится элемент предчувствия. Мы и здесь все время сталкиваем­ся с попытками вести «гамбургский счет», так удач­но придуманный Виктором Шкловским. Предла­гаемые списки завтрашних авторитетов чаще все­го оказываются сродни гаданиям на кофейной гуще, но ведь и трудности воистину велики. Если уж продолжать аналогию со спортом, то можно сказать так: распознать живого классика – это все равно что определить победителя марафонской дистанции по результатам стометровки. Тем более что все участники сверхмарафонского забега ру­ководствуются напутствием Пастернака: «И пораженье от победы ты сам не должен отличать». Разумеется, не различают этого и трибуны, для них принципиально невидима финишная ленточка, расположенная в поле зрения трансцендентного арбитра. Но и о нем предельно лаконично выска­зался Поль Валери: «Мне неведомы литературные вкусы Господа Бога».

Однако трудность предвосхищения вовсе не означает полной безнадежности. Не говоря уже о различии «дисциплин» (ясно, например, что пан­теон классической музыки формируется более своевременным и единодушным суждениям, чем пантеон классической литературы), выручает еще встроенный внутренний измеритель, своеобразный эстетический орган – инстанция вкуса. Беда лишь в том, что этот тончайший инструмент край­не неравномерно распределен между своими обла­дателями – зато настройка инстанции вкуса может задаваться не только преобладающими аккордами эпохи, но и камертоном вечности.

***

Вернемся теперь к премии Андрея Белого и по­пробуем повнимательнее присмотреться к ее кон­цепции. Ряд противоречий сразу же бросается в глаза. Во-первых, премия заявлена как некоммер­ческая и не имеет денежного эквивалента, во-вто­рых, она присуждается совершенно безотносительно к мнению «широкого читателя»; вообще в боль­шинстве случаев премии удостаивались рукописи (или самиздатовские публикации). С другой сторо­ны, и в ней есть явный элемент состязательности, вроде бы не очень подобающий тем, кто отказался от шума и ярости... Но это противоречие можно считать конструктивным в силу его неизбежности. По меньшей мере со времен разговора поэта с кни­гопродавцем нам известно: не продается вдохно­венье, но можно рукопись продать. Гораздо более иронически воспринимается восклицание Андрея Вознесенского: «Я не люблю лидировать, где тара­каньи бега...» Отсюда современному котировщику нетрудно извлечь определение тараканьих бегов: «Это то состязание, где я не лидирую (и даже не котируюсь)». Вообще, скверные отношения меж­ду эфемерами и посмертниками вызывают некото­рое удивление – вроде бы и дистанции разные, и призы несопоставимы... Похоже, единственное объяснение – это склочный характер посмертников, та самая «надменная улыбка», которой они привыкли встречать не только друг друга.

Есть еще одна неопределенность в концепции всех котировок, применяемых по отношению к экзистенциальным и художественным авангардам, которая и представляется мне решающей.

Допустим, мы отвергаем общепризнанность в качестве критерия оценки. Вместо нее предлага­ется признание со стороны «немногих, но лучших», как сказал бы Гераклит. Сразу же возникают во­просы.

В чем, собственно говоря, состоит прозорли­вость лучших? В умении разглядеть то неочевидное, что станет всем очевидно завтра? К чему же тогда сводится то, что мы назвали «инстанцией вкуса», как оно работает?

***

Если рассматривать произведения искусства как объекты желания, можно заметить важные разли­чия в конструкции этих объектов. Большинство из них устроено наподобие специальных насадок к уже имеющимся приводам. Сюда целиком относят­ся произведения порноиндустрии и позиционной эротики, упакованная в текст сладость мести, шпионологическая (детективная) составляющая с при­водом глубинного желания «скрываться и выслежи­вать» и многое другое. Предъявление такого объек­та потенциальному потребителю вызывает принудительную и хорошо предсказуемую (а значит управляемую) реакцию: современную продук­цию Голливуда можно привести как образец точ­ного расчета креплений насадок к приводам. В сущ­ности, наличие подобных объектов гарантирует экзистенциальную укорененность искусства, а за­действование встроенных резонаторов (неважно каких, эротических или детективных) обеспечива­ет соответствующим произведениям устойчивую товарную форму.

Но существуют и произведения другого рода. Они тоже являются объектами желания, но доста­точно странными объектами: в своем предъявле­нии они не опираются ни на какой готовый резо­натор. Их считывание не имеет гормонального сопровождения, что и отражается в понятии «чис­тое искусство». Произведения чистого искусства не щекочут нервы, хотя бы потому, что не достают до этого слоя. Они разыгрываются в висячих садах воображения и отсюда их другое собирательное название – высокое искусство.

Речь идет о виртуальных объектах желания, вбра­сываемых в мир еще до появления в нем желающе­го. Представим себе: цветы распустились, распрос­траняют аромат, но пока еще нет ноздрей, способ­ных к различению и восхищению. Согласно Фрейду, стадия выбора объекта наступает тогда, когда вле­чение сформировано. Чистое искусство предпола­гает обратную процедуру: рой желаний залетает извне, как только обнаруживает подходящий улей. Эти залетные гости должны прижиться, прежде чем отправиться за нектаром, – да сколько еще времени пройдет, пока материализуется вкус меда... Целенаправленный поиск того, что однажды само пожало­вало и пожелалось – результат действия уже сфор­мированной инстанции вкуса, настроенной по из­бирательным созвучиям, уловимым лишь сверхчувствительными локаторами.

***

В процедуре одомашнивания новых неслыханных объектов желания остается еще много таинственно­го. Быть может, необходимы даже какие-то изначаль­ные неполадки в работе встроенных резонаторов, досадная неспособность реагировать на понятный для всех прочих сигнал – на ярость благородную, вскипающую как волна, на счастье золушки, нашед­шей принца. Необходимы особые читатели, прирож­денные сталкеры вымышленных пространств, кото­рые испытывают благодарность к художественным авангардам, ведь должен кто-то вбрасывать загадоч­ные объекты, подлежащие исследованию.

По мере избирательного культивирования обна­руженных новаций случается любопытная и в ме­тафизическом смысле очень важная вещь: висячие сады воображения опускаются, вернее, пускают корни в нижележащем слое надежной почвы. Про­исходит ороговение свободнопарящих желаний, появление новых приводов и их закрепление в генофонде культуры. Новые модусы эстетического восприятия иногда получают имена их авторов или персонажей: шекспировские страсти, донкихот­ство, тартюфство – и Кафка в этом несколько странном смысле становится былью. Имена клас­сиков используются как важные различители ню­ансов чувственности:

Бессонница, Гомер, тугие паруса...

Или:

И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,

И Гете, свищущий на вьющейся тропе,

И Гамлет, мыслящий пугливыми шагами...

Мы видим, как в ряду перечислений имена вос­полняют нехватку или неточность терминов для обозначения состояний мира. Они отсылают нас не к текстам, а скорее к привкусу от того или ино­го текста. Обозначаемые именами из левой беско­нечности фрагменты мира легко чередуются с от­тенками цветоразличения; рядом с шорохом листвы, через запятую, может мелькнуть Уитмен, Гайдн, тот же Мандельштам:

………………………………….

И много прежде, чем я смел родиться,

Я буквой был, был виноградной строчкой,

Я книгой был, которая вам снится...

Настоящее освоение «чистого искусства» – это все глубже погружающаяся клавиатура синтезиро­ванных желаний, быть может, вплоть до гормо­нальных глубин. Ревнители элитарного искусства могли бы примерно так отстаивать свою позицию, оставив байки про разумное-доброе-вечное второ­му и третьему эшелону: учителям словесности и методистам домов культуры.

***

Таким образом, концепция премии Андрея Бе­лого имеет достаточно прочную метафизичес­кую основу, хотя и понимаемую скорее интуитив­но и, стало быть, приблизительно. Список лау­реатов премии – это рейтинг авансированного будущего, его точность может быть оценена лишь ретроспективно. Оглядывая список лауре­атов за все время существования премии, мы на­ходим достойные имена: Борис Гройс, теперь уже признанный как мыслитель европейского уровня, Саша Соколов с его несравненной прозой, Аркадий Драгомощенко, Шамшад Абдуллаев. Отсутствие этих имен в коммерческих рей­тингах столь же легко объяснимо, как и тот факт, что Шнитке не котируется в хит-парадах попу­лярной музыки.

Увы, список лауреатов прошлого года вызывает разочарование и, более того, сожаление. Число номинаций увеличилось до четырех, значительно расширился круг присуждающих, но в итоговых результатах котировки не осталось даже намеков на гамбургский счет. Эта литературная премия не смогла сохранить реноме точности и безогляднос­ти. Исключение составляет книга Андрея Крусано-ва «Русский авангард» (номинация «Критика, эссеистика, публицистика»), хотя и для нее скорее по­дошла бы другая номинация, например, «За тихую аскезу в культуре». Возможно, что это кропотливое исследование заинтересовало бы самого «покрови­теля» премии, и не только потому, что речь идет о его времени.

Прочие лауреаты, наверняка имеющие «опреде­ленные достоинства» или заслуги, на меня не про­извели никакого впечатления (разве что ощущени­ем вторичности), и я не буду говорить о них персо­нально. Но концептуальный провал в целом заслуживает более пристального анализа, ведь он, в некотором роде, симптом современного воспри­ятия высокой словесности.

***

Дело в том, что «странные объекты желания», производством которых занимается чистое искус­ство, а оценкой и адаптацией – котировщики аван­гардов, образуют в высшей степени неоднородную группу. Произведение искусства, принципиально игнорирующее законы читабельности, то есть встроенную жанровую акупунктуру, тем самым еще отнюдь не приобретает права на внимание немно­гих истинных знатоков.

Вообще, попытки гибридизации жанров очень напоминают гибридизацию видов, излюбленный метод академика Лысенко. В результате такого про­цесса появляются, в основном, химеры, нежизне­способные создания, не способные, прежде всего, к самокопированию (т. е. в нашем случае, непри­годные к публикациям). В искусстве есть свой на­бор «хороших форм», устойчивых жанров, сопо­ставимый с набором устойчивых видов в живой природе. И poesis, или процесс произведения, в случае его отклонения от хороших форм, дает ни­чуть не больший процент удачи, чем genesis при схожих обстоятельствах.

Продолжая аналогию, следует заметить, что дерзкая рискованная гибридизация в висячих садах воображения может привести к созданию шедевра – того самого аленького цветочка, кра­ше которого еще не было. Но очень редко. При­личных селекционеров в сфере поэзиса несрав­ненно меньше хороших жанровых мастеров, пи­шущих детективы, триллеры или снимающих боевики. Вот блестящий пример удавшегося скрещивания – произведение Саши Соколова «Между собакой и волком», чарующая и воисти­ну редкая книга. Однако на некотором расстоя­нии от нее расположен целый бестиарий урод­цев, который условно можно назвать «Между хорьком и скунсом». Бестиарий непрерывно по­полняется, авторы претендуют на место в коти­ровке во вновь учрежденной весовой категории, и порой небезуспешно.

Как-то ученики спросили у наставника Лю:

– Верно ли, что молчание – признак мудрости? Ведь мудрый Гун был погружен в молчание.

– Мудрость не в следствиях, а в причинах, – отве­тил Лю, – мудрый Гун молчал, ибо избегал слов. Но и глупец Цунь-Ши молчал, ибо слова избегали его.

(«Тай Лю-цзин»)

Есть некоторая разница между тем, кто отходит от жанрового канона, ибо все слишком ясно и не­интересно, и тем, кто выбалтывает свой никому ненужный внутренний мир в описаниях – ибо по­строение сюжета так утомительно, а концы с кон­цами свести нелегко.

Когда примерно лет десять назад «широкой фи­лософской общественности» стал доступен Хайдеггер, началась повальная имитация нового типа философской речи. Как и следовало ожидать, «вы­сокий щебет птичий» не смог породить что-нибудь членораздельное, но прилегающая территория была расчищена, вклад мыслителя обрел очерта­ния хорошей формы, адаптированной теперь и русским философским дискурсом.

Как ни странно, но конструкция нового объекта желаний требует, быть может, еще большей точно­сти, чем подгонка очередной насадки к уже имею­щемуся приводу. Приходится создавать одновре­менно язык и текст на этом языке, синтезируемый объект желаний должен напоминать ловушку, за­манивающую в лабиринты, благодаря неуловимой игре сходства и несходства.

«Гений – это тот, кто дает искусству правила», – говорит Кант в «Критике способности суждения». Гениальное произведение есть лабиринт, из кото­рого невозможно выйти таким же, каким ты вошел (если, конечно, смог войти). Вовлечение в лабиринт предполагает собранность, некое неомрачен­ное нулевое самочувствие. Едва ли не главный при­знак странных объектов желания состоит в том, что они не дают развлечения. Развлекательное чтение или зрелище обладают общеполезным дей­ствием: нехитрые жанровые насадки позволяют на холостом ходу сбросить с приводов накопившееся статическое напряжение методом так называемо­го символического отреагирования. Произведе­ния чистого искусства задают самовозрастающую сосредоточенность, они не столько потребляются, сколько потребляют и преобразуют прильнувше­го к ним. Но они же и соблазняют к авторствованию, порождают многочисленных агентов воли-к-произведению. Именно здесь, а отнюдь не среди создателей детективов, свирепствует эпидемия графомании, тщетных попыток подделать след­ствие, не владея причинами, пригодными для их причинения.

Можно, конечно, пожалеть пораженных вирусом авторствования, но было бы в высшей степени глу­по поощрять за сам факт соблазненности.

***

Вроде бы всем понятно, что литературная пре­мия не может вручаться за нравственные качества, даже самые превосходные. Для этого существуют свои награды вроде приза «fair play». Очень труд­но, однако, противостоять искушению повсюду утверждать порядочность, впрочем, понимаемую с большими индивидуальными вариациями. Речь не идет о примитивных интригах или о «взвешен­ной художественной политике». В этом отношении Букеровское жюри трудно переплюнуть. Но вот, допустим, перенесенные страдания – как не возна­градить за них, за десятилетия пребывания в неуслышанности, в котельных и дворницких? Как не умилиться автору из провинции, который пишет совсем как настоящий?

Так, набираясь капля за каплей, посторонние мотивации перевешивают на весах престижа суж­дения высокой инстанции вкуса. И размывается уникальность премии, носящей имя утонченного эстета. Ясно, что формула Монтеня – «Меня не интересует нравственность моего повара, мне важ­но как он готовит обед» – применима далеко не везде, но она есть безусловное основание для суж­дений вкуса, причем литературного даже в боль­шей мере, чем кулинарного.

Пора, однако, вспомнить любимую поговорку парторгов и прочих штатных охранителей устоев: критиковать легко, попробуй предложить что-ни­будь позитивное. Что ж, попробуем. В моем пред­ставлении идеальный вариант некоммерческой премии за чистое искусство мог бы выглядеть так. Сначала люди, знающие друг друга – пусть это бу­дет тот же оргкомитет, – избирают из своей среды котировщика, причем одного-единственного. Во внутреннем статусе «Who is who» любой тусовки такая фигура, как правило, имеется и не вызывает сомнений. Ему и делегируются все полномочия наподобие тех, что американские избиратели де­легируют своим выборщикам. Избранник как бы становится временной аватарой своего «бога-по­кровителя», самого Андрея Белого. Впрочем, ни­чего особенного избранник не делает, просто в течение года занимается своим обычным чтением. Хорошо было бы, конечно, ему это занятие опла­тить, но тут уж как получится. По прошествии вре­мени котировщик выносит вердикт о лучшем цвет­ке, распустившемся в висячих садах воображения. Он может свой выбор обосновать, но может не приводить никаких резонов, руководствуясь при­мером Того, Кто сказал «хорошо весьма», не вдава­ясь в объяснение причин, почему хорошо и что, собственно говоря, хорошего.

Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Просто, если выборщики почувствуют, что вкус их уполномоченному изменил, они изби­рают на следующий срок другого котировщика. У меня есть странная уверенность, что именно в этом случае выбор лауреатов определялся бы миниму­мом художественной политики и максимумом эстетической точности.

 


* Так в книге Чжуан-цзы определяется «изначальное свой­ство», предшествующее личностному началу.

* Можно для усиления говорить о русской интеллигенции, но можно этого и не делать: иной и не бывает.

* Правительство молодых реформаторов, сподвижников Ельцина, было рекрутировано преимущественно из интеллигенции. Тем более любопытно отношение к нему со стороны «основной массы вкладчиков»: участники кратковременного десанта во власть были быстро идентифицированы как «не наши». «Из них только Егор Гайдар проявил себя интеллигентным человеком», – признался мне профессор N. На вопрос «почему?» последовал очень ха­рактерный ответ: «Ну, как же, он не стал цепляться за кресло».

* По степени выраженности данного невроза можно безошибочно определить принадлежность к общей подпочвенности. Тут и бессребреник Николай Федоров, провозглашавший общее дело воскрешения отцов. Вселенский размах задачи не мешает ему, однако, высказаться и по проблеме Константинополя – понятно, что сей град должен быть российским, только тогда станет возможным устранение розни между всеми братьями.

Но тут и поэт Иосиф Бродский – он, конечно, отстаивает право быть свободным художником, но по тому, как он это делает, нетрудно догадаться о принадлежности и поразиться всхожести семян. Явственно воспроизводится родовая черта интеллигента – упоение обидой, – вспомним категорический отказ приехать в Россию и столь же демонстративное нежелание писать на русском языке, выраженное в последние годы. И похороны в Венеции по завещанию... Как тут не обратиться к прекрасному «автопортрету интеллигента», набросанному в двух строчках Арсения Тарковского:

Похожий на Раскольникова с виду,

Как скрипку я держу свою обиду...

** Нельзя не отметить точную характеристику, данную Нико­лаем Бердяевым: «И кто же они, эти отвергнутые, непонятые, разочарованные люди? Агрономы, учителя, сельские врачи... и вот стоят они на самых святых местах, и проклинает каждый свое постылое место». Остается лишь добавить, «что возможность проклинать свое постылое место они никому и никогда не уступят (не случайно враг № 1 для интеллигенции – самодо­вольный мещанин).

* В этологии «эффектом Брюс» называется имеющаяся у боль­шинства млекопитающих способность самца вызывать абортив­ную реакцию (напр., выкидыш) у самки, если та беременна от другого самца. Эффект Брюс является важнейшим противообманным устройством, предотвращающим пронос чужих генов, т. е. вклад самца в пустоту. У некоторых видов, в частности у грызунов, абортивная реакция вызывается одним запахом муж­ского полового секрета.

* Термин «категория» тоже обязан своим происхождением по­нятию «агора», и первоначально отработан именно софистами. На происхождение «категории» особое внимание обратил Хайдеггер: сложено из . означает публичное собрание людей в отличие от закрытого, на заседании совета, – публичную открытость веча, судоговорения, рынка и общения: значит: публично выступать, о чем-то известить общество, объявить, выявить означает: сверху на что-то вниз, в смысле брошенного на что-то взгляда; . соответственно, значит: сделать что-то общедоступным, откры­то объявить при намеренном вглядывании во чтото, что именно оно есть» (Хайдеггер М. Европейский нигилизм. В кн. Хайдеггер М. Время и бытие. М., Республика, 1993. Пер. В. Бибихина. С. 83).

* Различия между любовью и трепетом в данном случае несу­щественны. Самосознание абсолютного властителя рано или поздно приводит к открытию известного принципа: пусть бо­ятся, лишь бы любили...

* Понятно, сколь затруднительной была бы для крысы функ­ция палача! По той же причине крыса не могла бы быть и хи­рургом для своих собратьев – все это привилегии человека.

* Караморчун – букв, «черный всадник». У норманнов сход­ную роль выполняли берсерки.

* Для себя я отмечаю две фигуры: это мыслитель Хайдеггер, носитель духовного первородства западной философии, и слав­ный полководец, выдающийся воин блеска генерал Роммель.

* Имеется в виду первая война в Заливе 1991 г. (ред.).

** Трудно отделаться от мысли, что если бы Ирак смог укло­ниться от навязанных правил, нашел бы в себе стойкость для попытки сконструировать собственную войну, дело могло при­нять иной оборот.

* Многие проницательные мыслители пришли к пониманию этой суровой необходимости, не всегда называя ее по имени. Не говоря уже о Гегеле (особенно периода «йенской реальной философии») и Ницше, можно упомянуть «путь воина» Кастанеды, идею номадизма Делеза и Гваттари. Не кто иной как Николай Федоров предложил сублимацию воинской повинности в сверхзадачу воскрешения мертвых. Как я понимаю, в целях притока чистой энергетики духа.

* Минимальное социально-культурное единство, находящее­ся в состоянии активного неравновесия и способное поддер­живать себя в таком состоянии, будем называть «монадой». Дан­ное определение исходит из понимания монады Лейбницем.

* О роли Духа Воинственности в консолидации русской ис­тории см. подробнее: Секацкий А. К. Налетели ветры злые (ка­зачество в мегамасштабе истории) // Казачий Петербург. СПб.1995. С. 47-60.

** Кстати, для традиции драк в Белозерье характерно, что откладывалась не только месть, но даже и сознание необходи­мости отомстить – откладывались вплоть до следующего пре­стольного праздника, до нового рокового поворота калейдо­скопа.

* На этот вид причинения обратил внимание еще Аристо­тель в своей «Метафизике», а на роль недостачи в инициирова­нии сказочной нарративности указал В. Я. Пропп, см. его «Мор­фологию сказки».

* В тех краях, где гармошка не получила такого распростра­нения, ее может заменять другой инструмент. Например, в Псковской области это гусли. Под гусли исполнялись лиричес­кие песни, частушки и др., а также и особые мелодии ярости – «скобари», подогревающие драку и доводящие ее до нужного масштаба (сообщение О. Николаева).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 311 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2317 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.