Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Остров Лесбос в океане любви




Побережье острова Лесбос омывается водами Эгейского моря: волны прилива медленно накатывают на сухой нагретый песок и столь же медлен­но отступают обратно. Эта неторопливая ласковая работа моря многое могла бы сказать вниматель­ному наблюдателю. Я же хочу использовать карти­ну прилива как заставку к разговору об особом мо­дусе человеческой чувственности – о том, что при­нято называть лесбийской любовью.

Происхождение гомосексуальности все еще оста­ется загадкой. Среди множества теорий на этот счет есть смысл выделить концепцию Фрейда, со­гласно которому, гомосексуальность – результат опечатки в выборе объекта. В работе «По ту сторо­ну принципа наслаждения» дело объясняется так: обретение человеком самого себя (присвоение человеческого) определяется двумя фундаменталь­ными процедурами: первичной идентификацией и первичным выбором объекта. Мальчик «прини­мает в себя» и отца и мать, но с отцом он иденти­фицируется, а мать избирает в качестве объекта влечения. Девочка, соответственно «поступает» наоборот. Так воспроизводится «нормальная» кар­тина сексуальности. Далее Фрейд говорит, что в этих идентификациях-отождествлениях возможна путаница – и тогда мы получаем нетривиальный тип сексуальных предпочтений. Неясно, однако, что служит причиной путаницы. Возникает ощуще­ние недоговоренности, уклонения в сторону от самой сути проблемы. Вопрос, на который пыта­ется ответить Фрейд, звучит так: как возможны сексуальные отклонения, доходящие до гомосексу­альности, т. е. до выбора, противоречащего при­роде? Как будто гомосексуальность требует особой злонамеренности, специальных усилий совраще­ния или неких роковых обстоятельств.

Между тем решающий вопрос следовало бы по­ставить иначе: как возможны воспроизводство и трансляция господствующего типа сексуальности – из поколения в поколение, с минимальными сбо­ями? Есть веские основания предположить, что синтез «итоговой» сексуальности, ориентирован­ной на выбор объекта противоположного пола, – далеко не простое дело. И удивляться следует не тому, что время от времени появляются маргина­лы, пополняющие ряды сексуальных меньшинств, а тому, что сексуально господствующий класс (мужчины-гетеросексуалы) еще ни разу не уступил сво­его господства, в то время как все социальные клас­сы рано или поздно теряли господствующее поло­жение: жрецы, воины и торговцы сменяли друг друга в качестве правящих элит...

И мы не можем ссылаться на простое воспроиз­водство природного начала. В человеке, увы, нет ничего «просто природного», человек – это анти­-муравей по самой своей сути. Чувственное, равно как и интеллектуальное, считывается со знаково­го кода культуры. Чувственное записано вовсе не в теле и не может актуализоваться само собой, если речь идет именно о человеческой чувственности. Точно так же, как мы не вправе подставлять при­вычные нам интеллектуальные операции там, где действуют законы пралогического мышления, мы не вправе подставлять свой способ чувственности ко всем временам и народам. История ощущений – такая же реальность, как и история мысли, хотя и имеет совсем иные масштабы. «Мне кажется, что деликатность современных людей противится тому, чтобы в полную мощь представить себе, до какой степени жестокость составляла величайшую праздничную радость древнейшего человечества, примешиваясь как ингредиент почти к каждому его веселью, сколь наивной, с другой стороны, сколь невинной предстает его потребность в жестокос­ти, сколь существенно, что именно бескорыстная злость... оценивается им как нормальное свойство человека, стало быть как нечто, чему совесть от всего сердца говорит да!» (Ницше. К генеалогии мо­рали.)

Чувственность современного человека есть ис­торическая конструкция, если мы можем датиро­вать фрагмент научного вклада по его содержатель­ным признакам, то и ответ на вопрос, «что и как ты чувствуешь», позволяет нам отнести респонден­та к той или иной эпохе и стране. Не является ис­ключением и сексуальность – ее присвоение сопряжено с расшифровкой культурного кода, о харак­тере которого мы имеем весьма приблизительное представление. Ясно лишь: ничто в этом процессе не гарантировано автоматически, от природы, и итоговый спектр сексуальности складывается из множества операций, отработанных на различных исторических полигонах. «Диалектика вожделения» по длине и извилистости своей траектории не уступает «диалектике просвещения».

Мишель Фуко в «Истории сексуальности», про­слеживая поэтапное формирование структуры вожделения, характерное для современного Запа­да, отмечает, например, что «длинное ухажива­ние», связанное с соответствующими переживани­ями, с чередованием отчаяния и робкой надежды, было первоначально отработано, как на испыта­тельном полигоне, на «участке» гомосексуальной любви. Именно в отношениях любящего и возлюб­ленного формировалась «возвышенная любовь» со всеми ее атрибутами, как некое чувственно-сверх­чувственное пространство, способное вместить в себя целый универсум компонентов из сферы че­ловеческого: нежность, умеющую довольствовать­ся легким касанием; интеллектуальные беседы; за­боту о духовном развитии подопечного и, конеч­но же, страсть, не исчезающую в разовом эксцессе. Гетеросексуальная же любовь выглядела значитель­но проще, воспроизводя ритм предшествующей – архаической стадии сексуальности. Полигоном была античная Греция, прежде всего Афины. И лишь в период позднего европейского средневеко­вья, в эпоху куртуазной любви, произошло присво­ение гомосексуального пространства пережива­ний сферой гетеросексуальной, т. е. «нормальной» любви...

С другой стороны, особое ощущение внутренней греховности происходящего в сексуальной сфере было сформировано в христианстве; без неустан­ного внимания пастырей и самого Бога к этой ста­дии чувственности мы никогда не имели бы столь насыщенного эротизма, особой формы повседнев­ной одержимости. Наконец, сладость сокровенно­го была внедрена изобретением интимьера, прин­ципа сокрытости желаемого. Фетишизация «третичных» половых признаков (интимьера) начина­ет дополнять и даже перевешивать интерес к вто­ричным половым признаком.

Все эти, достаточно разнородные, компоненты (плюс еще многие другие) должны быть собраны воедино для воссоздания модуса сексуальности в его многотиражном варианте для того, чтобы мож­но было, не мудрствуя лукаво, сказать: «вот, полю­бил парень девочку, что ж, дело известное». А раз можно так сказать, да еще и сослаться на «закон природы», значит, синтезированная чувственность внедрена гораздо глубже уровня социальной или этнической идентификации. Конечно же, эроти­ческая программа, хранимая культурой и спускае­мая в индивидуальные сознания, избыточна – как всякая устойчивая система, как сама культура в це­лом. Для воспроизводства господствующего моду­са сексуальности достаточно лишь частичной реа­лизации существующего чувственно-сверхчув­ственного универсума, некой «критической массы». В реальных партнерских союзах, какие бы девизы они себе ни избирали – «любовь до гроба» или «взаимоудовлетворение», – крайне редко встре­чается полнота востребованности возможного, обычно довольствуются несколькими штрихами, и эротическим вызовом становится уже сама по себе необычность сочетаний. Отсюда следует два вывода:

1) Всегда находятся индивиды, недобравшие до «критической массы», – назовем их «извращенца­ми первого порядка»;

2) очевидно, что должны существовать и храни­тели чувственных эталонов – для преноса реже всего востребуемых компонентов универсальной эротики. Их можно назвать «извращенцами второго порядка» Они «гаранты избыточности програм­мы – те самые края и маргиналии, с устранением которых начинается прогрессирующее сужение спектра, примитивизация и деградация чувствен­ности.

Человечеству, впрочем, вовсе не свойственна благодарность к тем, кто гарантирует широту выбора возможностей. Кому, собственно, придет в голову, что узкая прослойка транссексуалов или лесбиянок занята крайне ответственным, общезначимым делом, можно даже сказать, миссией – быть испытате­лями авангардных модусов бытия. Напротив, хорошо известен опыт тоталитарных режимов, стремя­щихся сократить квоту разнообразия человеческих проявлений, поскольку однородная среда всегда легче поддается управлению и контролю. Мы многое знаем о борьбе тоталитаризма с инакомыслием – это вообще один из самых знакомых нам истори­ческих сюжетов, а вот о борьбе с инакочувствием, не менее жестокой и беспощадной, известно куда меньше. Между тем инакочувствие является онтологической опорой инакомыслия, важнейшим ресурсом сопротивления любым унификациям. Сре­ди трех типов революционеров – революционно действующих, революционно мыслящих и револю­ционно чувствующих – только третья когорта само­достаточна, так как она борется не против, а за. Может быть, поэтому в шуме повседневности их голос самый тихий – революционеры чувственнос­ти используют энергию для внутреннего потребления, – они знают, что с ней делать.

Рассмотрим теперь подробнее один из модусов чувственности – тот, что принято называть лесбий­ской любовью. Что же реализуется в этом эроти­ческом выборе, какова природа наслаждения у тех, кто видит мир в розовом свете? Иными словами, какие невостребованные ресурсы чувственности здесь идут в ход и тем самым продолжают сохра­няться в сокровищнице общечеловеческой чув­ственности как всеобщая возможность?

Важнейшей чертой, отличающей лесбийский эротический выбор от «обыкновенной любви», является время – необычный объем внутреннего времени, в течение которого любовь нарастает, свершается и длится. Это время медленно прибывающей приливной волны, достоверно воссоздан­ное и сохраненное в век космических скоростей. И здесь перед нами встает проблема качественных различий внутри сфер человеческой чувственнос­ти. Действительно ли выбор объекта, как полагал Фрейд, определяет все остальное? Мы привыкли считать именно так, объявляя прочие различия второстепенными. Получается, что предмет влече­ния диктует нам свою логику и, так сказать, объек­тивность еще более жестко, чем даже предмет по­знания. Как бы философия ни решала вопрос о первичности, в любом случае, характер познания не записан в предмете; скажем, различие между истинным и ложным знанием не зависит от того, «о чем» это знание: не существует предметов, ко­торые гарантировали бы истинное познание о себе (хотя существуют предметы познания, устроенные таким образом, чтобы гарантировать заблуждения познающему: например, шпион).Логично предположить, что и характер влечения обладает, по меньшей мере, той же степенью неза­висимости от предмета и что различие модусов чувственности имеет еще и некие внутренние основания. Одним из таких универсальных внутрен­них различителей, может быть, и самым важным является время. Речь идет не о той абстракции вре­мени, которой пользуются физика и астрономия и даже не о времени, измеряемом стрелками циферблатов. Все это искусственное, синтезирован­ное время (хотя и внедренное в самые глубины пси­хического), время графиков и расписаний, кото­рому мы подчинены, легко делимое на части, бескачественное и равномерно чуждое для всех. Ре­ально проживаемая нами множественность времен никак не укладывается в абстракцию «времени циферблатов», и как раз любовь открывает нам каче­ственное время, из которого невозможно удалить содержательные характеристики: насыщенность, интенсивность, внутренний ритм (ритмический рисунок) и т. д. Конечно, это время можно изме­рить стрелками часов, но полученная в результате «информация» мало чем будет отличаться от ин­формации, полученной, например, путем срав­нительного взвешивания двух книг...

В каждом эротическом проекте, в каждом моду­се сексуальности свое качество внутреннего вре­мени. Один полюс можно определить «житейской мудростью»: «Наше дело не рожать – сунуть, вынуть и бежать», а другой – словами поэта: «Нет в мире силы, способной ускорить текущего меда струю».

Различия в физиологии мужского и женского оргазма общеизвестны, но трудно даже предстать себе ту сумму страданий, которая выпала человечеству из-за разной распределенности наслаждения во времени. Несовпадение этого параметра на каких-нибудь десять-двадцать минут может по­казаться роковой случайностью, некой трагической ошибкой природы, за которую оба пола рас­плачиваются по сей день – слезами, разочаровани­ем, обидой. Минутная нестыковка складывается в миллионы человеко-лет несостоявшегося счастья. Перефразируя Хайяма, можно было бы спросить:

Почему всемогущий творец наших тел

Даровать нам согласия не захотел?

Если даже в любви не найти совершенства,

К небесам обращаюсь я: кто бракодел?

Попытка разобраться в причинах рокового не­совершенства приводит к достаточно неожиданно­му выводу. Но сначала следует развеять некоторые недоразумения, существующие по поводу физиоло­гии оргазма (не говоря уже о всем объеме или «спек­тре модуса чувственности). Не получая удовлетво­рения (а чаще всего просто не успевая его полу­чить), женщина обвиняет мужчину в эгоизме – изредка вслух, но гораздо чаще про себя, доходя порой до «философских глубин», до вопроса «кто бракодел?». Отсюда возникает первый миф – о сек­суально-физиологическом эгоизме мужчины и са­моотверженности женщины... На самом деле име­ет место прямо противоположное (если говорить именно о биологическом смысле полового акта). Оргазм мужчины жестко привязан к выполнению функции продолжения рода. Кульминация наслаж­дения приходится на эякуляцию, то есть на момент передачи генетического материала потенциально­му потомству. Мужчина не может стать отцом, не испытав оргазма. И «эгоистом» в данном случае оказывается ген (замечательная книга биолога Ричарда Доукинса так и называется – «Эгоистич­ный ген»), ибо удовольствие прекращается сразу же после оргазма, то есть репродуктивная програм­ма выполнена. На биологическом уровне для муж­ского организма не предусмотрено ничего лишне­го, ничего «для себя», и «самоотверженность» есть лучшая метафора извержения семени.

А вот оргазм женщины чисто «эгоистичен», ибо никак не связан с репродуктивной функцией. Жен­щина вполне способна стать матерью, не испытав оргазма (чаще всего именно так и происходит). Если выброс сперматозоидов сопровождается «физиологическим ликованием», то оплодотворение яйцеклетки не проявляется на чувственном уров­не. Будущему потомству, следовательно, материнс­кий оргазм не нужен (в отличие от отцовского) – более того, по мнению некоторых ученых, гормо­нальная реакция, сопутствующая оргазму женщи­ны, препятствует зачатию. Таким образом, с точ­ки зрения биологии, отнюдь не мужчина оказыва­ется эгоистом...

Разумеется, подобного рода физиологические ар­гументы не могут считаться решающими для чело­веческой чувственности. Сексуальность человека давно уже отслоилась от его физиологии, и про­пасть эта увеличивается. Действительно важное следствие заключается в том, что чувственность женщины дальше отстоит от прямой естественной целесообразности и в этом смысле более продвинута; она, стало быть, допускает большее разнооб­разие стимулов – вплоть до непосредственной эро­тической реакции на слово. Мужская сексуальность по своим биологическим задаткам гораздо прими­тивнее, поэтому мужчине так легко попасть в ло­вушку нехитрой арифметики женского кокетства (не будем сейчас углубляться в многоступенчатую диалектику чувственности).

Вернемся теперь к несовпадению времени – при ближайшем рассмотрении за ним открывается не­что куда более важное, чем случайность... Предста­вим себе, что несовпадение устранено не только в длительности, но и во внутренней интенсивности наслаждения. Импульсивный мужской оргазм ста­новится пластичным, партнеры легко подлажива­ются друг к другу, оптимизируя удовольствие – как это происходит, когда пилят дрова двуручной пи­лой. Что же сулит нам эта пансексуальная утопия? Ликвидацию всех обходных путей, всех осложне­ний на пути либидо и, соответственно, отток культуропорождающих сил в русло прямого назначе­ния? Растворение многообразия человеческой чув­ственности в сплошном эротическом коллапсе? Или, наоборот, окончательное размежевание сек­суальности с ее биологическим началом, миними­зация физиологической подкладки эротического наслаждения?

Точный ответ мог бы быть получен только путем «эксперимента». Но одно очевидно: подконтроль­ность эрекции волевому усилию, возможность управления пятой конечностью, дающаяся с такой же легкостью, как и управление остальными че­тырьмя, изменили бы вселенную человека до неузнаваемости. Примером здесь может стать физиологический механизм смеха, полностью утратив­ший самостоятельность и определяемый только со­держанием смешного (не считая патологических случаев).

Оставим в стороне вопрос о том, имеет ли пансексуальная утопия самостоятельную ценность для человечества. Во всяком случае, опасаться наступ­ления тирании Эроса нет никаких оснований. Во-первых, полнота сексуальной самореализации вряд ли может оказаться хуже, чем непрерывная сексуальная озабоченность, во-вторых, человеку и без того свойственно подчинение диктатуре жела­ний, притом желаний куда более разрушительных, чем те, которые мы относим к сфере эротики.

К тому же если социальную утопию революцио­неры деятельности пытаются осуществлять преж­де всего для других, то пансексуальную утопию ре­волюционеры чувственности реализуют для себя. Быть может, поэтому ее осуществление обходится без массовых потрясений. Насилие встречается, конечно, и в реализации эротических проектов, причем следует заметить, что чаще оно встречает­ся как раз в нормальном, господствующем виде сек­суальности. Начиная от навязываемых с самого ран­него детства идентификаций и кончая изнасилова­нием как одним из самых распространенных преступлений, господствующая сексуальность утверждает себя посредством силовой процедуры, путем непрерывной, растянутой на десятилетия инициации. И опять же преобладание агрессии или ласки в любви определяется природой собственно­го времени, в котором эта любовь возможна.

Лесбийская любовь подробна и обстоятельна, ведь ее чувственное время не слишком зависит от физиологических ограничений. Вспышки и затем­нения в ней сведены к минимуму, она горит ровным светом, позволяющим рассмотреть нюансы, полю­боваться каждой эротической блесткой, каждым прихотливым завитком чувственности. Нарастающее возбуждение не похоже здесь на мчащийся по­езд, оно распускается, как бутон: «Пусть медленно движутся твои пальцы, пусть легко скользят, пусть воображение овладеет нашими телами и подчинит их себе, мы будем мечтать мечтами друг друга, отзываясь на каждую ласку и забывая, чье тело ласка­ешь», – так говорится в книге «Три Марии», одной из лучших «лесбийских книг» нашего столетия. Чув­ственная прелюдия не допускает скороговорки, она разрушается не только насилием, но даже простой невнимательностью, ибо, помимо интеллектуаль­ной, существует и чувственная проницательность. Если мы признаем, что ум не сводится к его вербаль­ным проявлениям, и согласимся с Николаем Кузанским, что картина создается «умной рукой» худож­ника, нам придется быть последовательными: есть умная рука любящего, способная создать мимолет­ный шедевр чувственности. Увы, такого рода твор­ческая эротическая интуиция, как правило, не свой­ственна мужчине – чаще всего он выступает как пас­сивный потребитель эротики, действующий по принципу «бери, что дают». Он, конечно, благодар­ный зритель всякого персонального эротического шоу, но никудышный режиссер.

Нереализованность эротического потенциала женщины – одна из важных причин существования лесбийской любви. Женщина способна продуцировать сложный и причудливый текст соблазна, но партнер воспламеняется с полуслова; в интимной игре, предшествующей акту, где возможны длин­ные захватывающие партии, партнер обычно рас­познает только три хода: «хочу», «согласна» и «хо­чет». Градации кокетства, вызова, легкого эпатажа, записанные в языке интимьера, пропадают – они оказываются избыточными. А ведь что может быть сильнее желания высказаться на том языке, которым владеешь в совершенстве? Высказаться и быть услышанным... Но как же быть, если «любитель музыки» с одинаковым восторгом воспринимает «Волшебную флейту» Моцарта и «В лесу родилась елочка»?

Есть два выхода. Первый – отказ от персональ­ной адресованности: текст соблазна адресуется не кому-либо конкретно, а условному зрителю: случай­ным попутчикам, зрительному залу, городу, миру и, может быть, Богу. Эти тексты, не имеющие конк­ретной направленности, куда легче находят цени­телей, разборчивых знатоков. Что ж, в сущности, так же поступает и писатель, да и вообще всякий автор... Второй выход сохраняет персональную адресованность, но отказывается от какой-либо заданности в выборе объекта: «подходит тот (та), кто сможет сыграть чувственную мелодию «в четы­ре руки», а уж кем будет откликнувшийся при этом – не суть важно». Хотя ясно, что, скорее всего, это будет она. Ибо то, что лесбийская любовь как мо­дус чувственности оказывается любовью женщины к женщине, само по себе вторично по сравнению с полнотой реализации эротического проекта –

Просто так уж получается, что много званых, да мало призванных. Скажем так: шахматисту гросс­мейстеру интересен достойный партнер, а вовсе не обязательно гроссмейстера – но «так уж получа­ется», что только гроссмейстеры оказываются интересными партнерами.

Итак, важной причиной осуществования лес­бийской любви является невоостребованность об­ширной чувственно-символической сферы (ин­тимьера) со стороны «главного адресата». Воз­никновение эротического влечения между двумя женщинами можно сравнить со встречей двух земляков на чужбине: привыкнув к тому, что их родной язык никому не понятен, и научившись в совершенстве изъясняться на иностранном язы­ке, они вдруг встречают посланца «с далекой ро­дины» – и забывают про конспирацию, переходя на знакомый диалект. Этот диалект является род­ным языком постгенитальной сексуальности, способным вместить те нюансы чувственно-символического ряда, которые принципиально не­выразимы средствами предшествующих уровней эротизма – ибо они не могут быть высказаны на «коротком дыхании», требуется многоступенча­тая лестница возбуждения, где нельзя перепрыг­нуть ни одной ступеньки.

Но ощущение собственной желанности, усилен­ное смутным ощущением греха, не избывается од­ними играми в интимьере. Лесбийская любовь втя­гивает в свои волны искусство, и при том самым непосредственным образом. Прежде всего, это поэзия от Сафо до Марины Цветаевой и трех Ма­рий – чувственность воплощается в слове, в музыке слов. И наоборот, поэзия тут же претворяется в чувственность, так что эффект, производимый лас­ковым словом, почти не отличим от эффекта фи­зической ласки, они чередуются на ступеньках ле­стницы возбуждения. Конечно, на сегодняшний день лишь небольшая часть великой поэзии созда­на женщинами. Эротический заряд стихотворений Рильке, Томаса Элиота или Мандельштама гораз­до выше, но это поэзия, адресованная «городу и миру», поэтому и природа ее воздействия иная (так же как соблазн, создаваемый фоновой сексуально­стью, не сравним с персонально адресованным об00ращением). Лесбийская любовь насыщается не только поэзией, она захватывает и другие виды искусства (музыка, живопись и т. д.) – особенно камерные жанры, те, что можно разместить как бы в пространстве сплетения рук... Кроме того, фрей­довский тезис о сублимации, который и в отноше­нии гетеросексуальной любви весьма сомнителен, совершенно неприменим к лесбийскому модусу сексуальности. Если при обычном «выборе объек­та» идея конкуренции между любовными утехами и занятиями творчеством выглядит еще правдопо­добно, то уж лесбийский эрос неразрывно связан с общим творческим накалом.

Уже перечисленных характеристик достаточно, чтобы понять: эротическое влечение женщины к женщине не является случайным отклонением на уровне генной мутации или «физиологического (гор­монального) расстройства» – мы имеем дело с устой­чивой тенденцией, укорененной в общечеловеческой чувственности. Эта тенденция не связана с ре­продуктивной функцией – но ведь и гетеросексуальная любовь связана с ней только отчасти, зато эроти­ческое самовыражение, глубокий симбиоз телесного л духовного воплощены здесь в полной мере.

Примечательная особенность лесбийской любви в том, что мужчина не окончательно исключен из нее, он как бы находится на втором плане, в розо­вой дымке эротических фантазий. Если не считать радикальных феминистических утопий (реализуе­мых скорее на интеллектуально-волевом, чем на чувственном уровне), мужчина вовсе не является персоной non grata на острове Лесбос. Даже если, как говорит Мария Баррено, «...you are a mere pretex for my passion» (ты лишь повод для моей стра­сти), это тоже немало. Мужчина здесь «познается в сравнении», и ничего не поделаешь, если сравне­ние оказывается не в его пользу. Его образ размы­вается в набегающих волнах, но никогда не исче­зает бесследно, поскольку все же «выбор объекта» играет решающую роль в этом случае, а качество чувственности, особая наполненность внутренне­го времени, которому мужчина может соответство­вать только в мечтах. Мужчина порой оказывает­ся воображаемым инструментом (или инструмен­том воображения), которым женщина соблазняет другую женщину.

Эротический выбор женщины не направлен спе­циально на другую женщину (мы не говорим о слу­чаях генитально-психологического несоответ­ствия, их явное меньшинство на острове Лесбос), выбор направлен на полноту эротического само­раскрытия, а то, что он реализуем только в розо­вом свете, это уже, если угодно, есть внешнее обстоятельство.

Распространению лесбийского выбора препят­ствует ряд факторов. Прежде всего – репрессивные меры со стороны социума, устроенного так, что­бы воспроизводить и поддерживать господствую­щий вид сексуальности (любопытно, однако, что, в отличие от мужского гомосексуализма, лесбийс­кая любовь практически никогда не рассматрива­лась как уголовное преступление).

Далее, в качестве естественного ограничения может восприниматься биологическая бесплод­ность лесбийского союза. Скажем, Марина Цвета­ева самым трагическим обстоятельством лесбийс­кой любви считала невозможность рождения ре­бенка.

Одним словом, модусы сексуального влечения (и наслаждения) достаточно многообразны и некон­вертируемы друг в друга. Каждому отведено свое место и главное – свое уникальное внутреннее вре­мя в универсуме человеческой чувственности. Ис­тория сексуальности показывает нам, как строгий разделительный союз между модусами чувственно­сти сменяется сначала уступительным, а затем и соединительным союзом.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 530 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.