Художник пытается углубить русло обмелевшего эстезиса, хотя интенция изначальной художественной практики не угасла в нем: тоска по долгосрочным синтезам воображаемого и символического дает о себе знать. Но реализуема она только там где остаточный эстезис еще нуждается в гармонц. зации – такова, прежде всего, сфера экологии. Легко транслируемая по каналам искусства озабоченность и даже боль за «мучимую природу» дает возможность создавать произведения прежнего типа – прежнего не в смысле использования художественных средств, а в смысле облагораживания алармизма, его компактной упаковки в символическое. Переходя на территорию экологического сознания, радикальный художник незаметно для себя переходит к врачеванию, хотя, пребывая в других точках актуального искусства, он пытался, наоборот, разрушить анестезию.
Что же скрывается за этим последним бастионом солидарной коллективной чувствительности, и почему именно он оказался последним? Идеология зеленых сочетает в себе архаический анимизм с новейшей формой антропоморфизма, когда сам «антропос» более всего напоминает кукольного персонажа из фильмов Яна Шванкмайра. Помимо общей эмоциональной холодности, специфической «игрушечности» чувств, утрачена острота различения между состояниями мира и состояниями сознания. Антропоморфные вещи желанны, когда они приветливы, разговорчивы и кротки, как в мультфильмах, рекламных роликах и на витринах магазинов, а люди хороши тогда, когда они среди этих приветливых вещей чувствуют себя как дома.
В своеобразии реакций и простейших неявных умозаключений опознаются черты аутизма. Не удивительно, что за последние три десятилетия аутизм стал одной из важнейших психиатрических проблем. в том числе и в прямом клиническом смыле: число пациентов, особенно детей, страдающих аутизмом, возрастает каждый год (наиболее обстоятельное исследование – S. Baron-Cohen. Understanding other minds. Oxford. 1994). В некотором приближении эволюцию господствующей симптоматики социального тела можно разделить на три этапа:
1) Психоанализ и буржуазия (Фрейд)
2) Капитализм и шизофрения (Делез-Гваттари)
3) Аутизм и экологический маразм (еще ждет своего классификатора).
В общих чертах аутизм характеризуется как простодушие, тонкой пленкой покрывающее очаги отчаяния. Прорыв пленки вызывает цепную реакцию неадекватности: истерику, ступор, суицидальные попытки. Поэтому аутист наиболее комфортно чувствует себя в окружении вещей, или людей, ведущих себя как вещи (автоматы). Для него пугающе непонятен другой как Другой: в чуждом бытии другого автономного Я скрываются коварство, непредсказуемость, страшные для аутиста провалы в однородном поле поведения-самоотчета и множество скрытых угроз. Понятно, что клиническая форма аутизма служит «недосягаемым образцом», но она определяет тенденции, создает гравитацию вокруг сингулярных точек-симптомов. Характерным симптомом мягкого аутизма является пресловутая политкорректность.
Промежуточным пространством, своеобразным медиатором между миром вещей и миром аутентичных Я, выступает «природа»: на нее еще хватает сил, тем более что инвестиции любви-заботы представляются в этом случае прозрачными и окупаемыми. Разумеется, природа, благополучием которой озабочен ревнитель экологии, относится к категории воображаемого. Например, милые домашние животные, преданные, не имеющие двойного лица (наивные и в своей хитрости), – они как раз пригодны для политкорректной дружбы, вытеснившей подлинное и многомерное бытие с Другим.
«Собаки настоящие друзья, они даже лечат детей», – говорит Татьяна Горичева. Действительно, дети, в особенности дебилы, дауны и аутисты, чувствуют себя непринужденно в общении с животными, и анимотерапия сейчас стала надежным методом психической реабилитации. Собака прямодушна, кошка ласкова – а как она умеет покорно, без сопротивления принимать ласки, подставлять себя под вялотекущие струи любви и заботы – воистину идеальный фармакон! Лучше могли бы быть только динозаврики и прочие зверушки из мультфильмов, если бы, конечно, самому удалось «мультиплицироваться», так сказать, оплюшневеть, навсегда покинув сомнительное бытие с коварными другими.
Итак, прибегая к стилю лаконичных ленинских формулировок, можно сказать: экологическое сознание есть анимизм плюс антропоморфизм в стадии оплюшневелости. Ясно, что анимизм в данном случае имеет мало общего с мироощущением первобытных охотников, он является совокупным эффектом кинографической и компьютерной анимации. В рамках господствующей экопарадигмы усомниться в том, что животные чувствуют и неплохо мыслят, считается крайне дурным тоном. «Животные, в сущности, лучше, чем мы» – когда-то этот тезис преподносился как образец парадоксализма и мизантропии (можно вспомнить и приписываемое Бернарду Шоу изречение: «чем лучше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки»). Теперь подобные утверждения являются общим местом и принимаются как простая данность.
Полностью элиминирована хтоническая ипостась природы, хорошо знакомая грекам и господствовавшая в европейском средневековье. Нынче все, находящееся за пределами минимально возможного умиления, воспринимается как уродство и монструозность, которые можно и нужно ликвидировать. И желательно быстро, одним пшиком специального, дезодорирующего монстроцида. Примером тут может служить вожак тараканов грязный Луи из рекламного ролика – таким исчадиям нет места в «природе». Для них остаются две принципиальные возможности: либо исправиться (оплюшневеть), либо исчезнуть. Причем второе совсем не обязательно означает «погибнуть»; вполне достаточно просто скрыться в невидимость, перебраться куда-нибудь с глаз долой, туда, где пребывает грязный Луи и подобные ему извращенцы.
Еще более гипертрофированный вид принимает хрупкость природы, ее незащищенность. Динозаврики, Чебурашки, букашки-козявочки – все они прямо-таки готовы пропасть в любой момент, если им не прийти вовремя на помощь. Понятно, что такая картинка не имеет никакого отношения к реальной картине, свидетельствующей о чудовищной силе сопротивления живого попыткам уничтожения. Картинка беззащитности из мифологического видеоряда является проекцией собственной запущенной проблемы – глубокой нехватки антропоморфных объектов заботы. Занимающие эту нишу другие Я, включая собственных близких, чрезмерно щепетильны, неблагодарны и не готовы, чтобы на них играли, как на флейте. Приходится совершать подстановку, довольствоваться проекциями воображения. В каждом национальном пантеоне есть образцовые персонажи трогательности, заботы, незлобивости... Национальная американская мышь (по меткому выражению Татьяны Толстой), олененок Бэмби, добрый доктор Айболит. Когда-то они, конечно, были детскими героями, но прогрессия экологического маразма уже наделила их новой, всеобщей актуальностью. В сущности, добрый персонаж Корнея Чуковского это и есть собирательный образ героя нашего времени, кавалера ордена Зеленого Креста. Именно его доброта служит эталоном «доброго самого по себе», вполне в духе Платона. Поэтому так важно разобраться, в чем же она состоит. А вот в чем: Айболит бесхитростен, мягко выражаясь, наивен как пробка, не обзавелся семьей, собственными детьми, всем пожертвовал ради главного дела. Ему бы побеседовать с друзьями, полюбезничать с женщиной, подурачиться на каком-нибудь празднике, в театр сходить... Не интересуют все эти пустяки Айболита, он под деревом сидит, пришивает лапку плюшевому зайчонку, спасает бедных животных
И всем по порядку дает шоколадку,
И ставит, и ставит им градусники.
На этом месте остаточная чувственность достигает своего пика и приходит к катарсису.
КОНЕЦ ОТЧУЖДЕНИЯ
Страх превратиться в вещь сопровождает сознание с момента его пробуждения. Апокриф Будды, который так любил цитировать Макс Шелер, гласит: «Прекрасно созерцать всякую вещь, но страшно быть ею». Созерцать вещь, сколь бы прекрасной она ни была, значит занимать по отношению к ней привилегированную позицию. Если созерцающий налюбовался, утомился или просто отвлекся, вещь исчезает, но сам созерцающий никуда не исчезает. Почему? Потому что он не вещь. Он субъект, и не может быть предметом исчерпывающего созерцания извне; субъект обладает сферой невидимого-для-других, внутренним миром, где можно спокойно хранить свою неидентифицированность, величайшее преимущество в мире вещей.
Обладателями скрытых преимуществ являются все люди как полноправные субъекты. Никогда нет полной уверенности в том, что содержит в себе другое Я, но как раз эта неуверенность служит главным подтверждением того, что другое Я существует. Вещь может быть простой, искусно сделанной и даже очень загадочной. Но и загадочная вещь загадочна не своей собственной тайной, а тайной Другого, другого Я. Манипулируя с вещами, иногда приходится иметь дело с субъектом, тогда автоматизированность процесса нарушается и наступает некоторое замедление – субъективный фактор. Скажем, среди кипы банкнот вдруг обнаруживается поддельная, или в груде бижутерии на лотке неожиданно обнаруживается что-то настоящее, в обоих случаях процесс прерывается, вступает в нестандартную фазу, поскольку вещь-улика указывает на произошедшее вмешательство субъекта, обладателя и хранителя внутренней неопознанности. Ибо вещь не может быть уликой самой себя.
Сознание дорожит создаваемым им замедлением, ведь оно-то и указывает на присутствие живого человека, на то, что я все-таки не вещь. Мотивация хакера в чистом виде – это минимальный протест против исключения субъекта из «высших расчетов»; исчезновение последнего хакера знаменовало бы собой погружение человечества в тотальный аутизм – добровольную самосборку по типу биороботов, то есть вещей, а не субъектов. И здесь уместно обратить внимание на удивительную превратность, постигшую категорию отчуждения. В широкий философский оборот понятие отчуждения (die Entfremdung) ввел Гегель. Для Гегеля отчуждение означало утрату внутренней негативности и успокоение в форме непосредственного бытия для другого. Овеществление представляет собой разновидность отчуждения и в движении Абсолютного духа является всего лишь моментом; природа есть не что иное, как инобытие Абсолютного духа, снимаемое самодвижением к конкретности понятия. Понятно, что Абсолютному духу не страшно никакое отчуждение, другое дело, когда речь идет о самости, о полном превратностей уделе смертного. Тут отчуждение означает «страх потерять себя в абсолютной разорванности». Утрата ядра негативности – реальная угроза; исчезновение навыка мгновенного дистанцирования (растождествления) – это и есть сбывшийся страх Будды.
Если четкость различения между состояниями внутреннего мира (бытием в себе и для себя) и внешними идентификациями утрачивается, овеществление грозит поглотить субъекта без остатка. Никто не придет на помощь, не промедлит в счете, классификации или окидывании скользящим взглядом, если ты не напомнишь себе, что ты «сам себе хитрый» и плевать хотел на их идентификации.
Для Маркса, начиная с его раннего периода гегелевского влияния, «отчуждение» было главным пунктом обвинения в адрес капитализма. Изъятие прибавочного продукта, эксплуатация человека человеком, вопиющее имущественное неравенство – это само собой. Но превращение человека в вещь, его отчуждение от собственной сущности – вот преступное деяние системы, не имеющее никаких оправданий.
Категория «отчуждение» оказалась самой популярной и для творческого марксизма XX столетия. А. Грамши, Г. Лукач, В. Беньямин, Л. Альтюссер, Г. Батищев уделили анализу отчуждения и возможностям его преодоления (в частности, коммунизму) немало ярких страниц. Дело в том, что не только овеществление труда, но и овеществление присутствия необходимо – как для поддержания жизни социума, так и для обретения («присвоения») индивидом собственной сущности. Все «первые встречные» существуют для нас в режиме вещей; они могли бы оказаться автоматами, запрограммированными на определенные действия, и мы бы этого не заметили. В таком же режиме взаимного отчуждения существуют продавцы, покупатели, официанты, агенты, попутчики, стоящие в нужной очереди (кроме последнего), чиновники всех рангов и много кто еще. По большому счету, замена их биороботами существенно повысила бы комфортность бытия.
Уподобление вещам действительно создает самый быстрый и экономный режим обменов. Но лишь до тех пор, пока сохраняются отдушины растождествления, пока не подводит навык мгновенного дистанцирования. Первые девять встречных пусть будут автоматами, но если и десятый тоже, то лучше вообще не надо, тогда уж лучше я смирюсь с тем, что первый встречный, будучи не вещью, а автономным Я, будет бурчать про себя, спросит что-нибудь бестолковое и загородит проход по эскалатору. Примерно так может рассуждать субъект, спасаемый от капиталистического отчуждения, если, конечно, бесчеловечный капитализм уже не лишил его способности рассуждать.
Суть в том, что идеально организованное, тотальное производство требует быть вещью везде. В хорошо организованной цепочке обменов потаенное внутреннее ни разу не востребуется и не принимается во внимание. «Этого от вас не нужно» – такими словами совокупный эксплуататор пресекает любые проявления субъективного, вернее, субъектного фактора. А если самое похвальное и полезное в своей жизни ты можешь сделать, только став вещью, значит, жизнь надо менять. И Маркс, и Беньямин, и теоретики Франкфуртской школы исходят из того, что протест против отчуждения-овеществления есть спонтанная реакция разумного смертного существа. Так оно и было до поры до времени.
Категория отчуждения незаметно вышла из моды лет двадцать назад. Сегодня из заметных мыслителей разве что Э. Ласло и Дж. Агамбен изредка вспоминают об угрозе отчуждения, имея в виду, скорее, исчезновение субъектов, извлекающих прямую выгоду из блестяще организованной эксплуатации. Полное увядание риторики, в течение двух столетий находившей отклик в сердцах миллионов, могло бы свидетельствовать о том, что проблема решена. Она действительно решена в духе знаменитого сталинского афоризма: нет человека – нет проблемы. Случилось страшное: наследники индустриальной эпохи перестали страшиться отчуждения.
Ничего такого страшного нет в уподоблении вещам, – полагает теперь человек целлулоидно-плюшевой эпохи. Когда-то, конечно, вещи были настроены враждебно: рычащие паровозы, шипящие сковородки и прочие их собратья, громыхающие, неподъемные, скрипучие, того и гляди цапнут за руку или отдавят ногу. Теперь не то, новейшее поколение вещей настроено исключительно дружелюбно. Крем заботится о моей коже, шампунь прогоняет шесть признаков нездоровых волос и грязного Луи впридачу. Тефалевая сковородка думает обо мне. Да и прочие вещи приветливы, неспособны на подвох, такие же умные и благоразумные, как и я.
А вот эти подозрительные субъекты запросто могут выкинуть что-нибудь раздражающее. Что-то там у них внутри такое неправильное, хитрое обманное. Пообщаешься с ними иной раз и сразу поймешь насколько они несовершенны и утомительны. Поучились бы у тефалевых сковородок.
Опасений у движущегося к аутизму общества, конечно, хватает. Вдруг, например, окажется не по плечу высокий стандарт вещественности и собственная постыдная некорректность вызовет чье-то раздражение... Нельзя также слишком сближаться – обнаруживаются и провоцируются нежелательные осложнения. В зонах сближения симметричность и транзитивность отношений пропадают. Многомерность бытия от первого лица, принципиальная нестабильность самопрезентации воспринимаются как ненужное излишество, распущенность как нечто безусловно отягощающее. Невидимое-для-другого перестает быть знаком особого отличия, за которое следует цепляться во что бы то ни стало. Если уход от идентификаций совершают другие – это скандал. Если я сам, то имеет место что-то вроде расстройства и нужно обратиться к психоаналитику, пусть он восстановит положение вещей.
Как бы там ни было, но страх потерять себя, вдохновлявший гегелевскую диалектику, марксистскую критику и делезовский шизоанализ, в значительной мере преодолен. Ибо «потерять можно только то, что имеешь», это знали еще греческие софисты. Дрейфующий к аутизму не боится овеществления, ему непонятен страх Будды. «Прекрасно созерцать всякую вещь, – думает он, глядя в телевизор, – особенно эту замечательную Мышь. И как жаль, что невозможно стать ею». Пациент напрасно расстраивается: в век прогрессирующей анестезии нет ничего невозможного.
МУТАЦИЯ ВЕЩЕЙ
Разумеется, вещи, ставшие высокими образцами для подражания, должны были претерпеть немало трансформаций. Но действительно ли удалось воспроизвести, «вывести» поколение вещей с человеческим лицом? Пожалуй, скорее наоборот, во всяком случае, в процессе встречной адаптации на долю субъекта выпало не меньше приспособительных усилий. В цивилизации ольмеков довольно часто повторяется характерный скульптурный мотив, не имеющий аналогов в других культурах: собака в маске человека. Человек в маске животного вполне традиционен, ведь сокрытие Я от поглощающего взгляда – это минимальная стратегия самоидентификации. Зверь, ведущий себя по человечески, – тоже естественная составляющая анимизма. Но животное в человеческой маске – уже нечто большее. Собака ольмеков могла бы стать тотемным животным Голливуда, если бы это место уже не было занято Мышью.
Как бы там ни было, но маскировка входящих в обиход вещей действительно доведена до совершенства. Прежде всего, было преодолено сопротивление материала и устранена привилегированность или даже эксклюзивность «собственного субстрата» для некоторого рода вещей. Тем самым, по существу, ликвидируется целая категория причинности, а именно четвертый вид причины («медь как причина статуи»), зафиксированный в «Метафизике» Аристотеля.
Эту важную перемену, знаменующую переход от эпохи мастера к эпохе гештеллера, отметил еще Хайдеггер. Не остались в стороне и художники активно обыгрывающие факультативность материального субстрата в инсталляциях и перформансах Юкка Нууминен в своем перформансе разрезает бумажными ножницами большой лист прочной нервущейся фольги. Затем лист нарезается на носовые платки, тут же используемые по назначению Сегодня использование синтетических материалов (заменителей) определяется не их оптимальной пригодностью для данной вещи, а принципом самоокупаемости и в еще большей мере скоростью выбывания из процесса потребления.
Всячески маскируется и сделанность вещи, принцип ее устройства. Такой принцип означал бы претензию на самостоятельность, некую степень противостояния потребителю. Все «способности» агрегата должны быть вынесены на панель управления – только такой «человеческий интерфейс» будет по-настоящему политкорректным, тогда ему вправе подражать и человеческий face, еще не достигший такого совершенства и не всегда придерживающийся принципа keep smiling.
Панель современного бытового прибора это и есть человеческая маска собаки. А если человек и не узнает себя в приветливом выражении интерфэйса стиральной машины Bosch или изделия Siemens, так это с непривычки. Первые фотографии, предъявленные аборигенам Огненной Земли, тоже не вызывали узнавания. Опять же бедность мимики заставляет, конечно, воздержаться от далеко идущих сравнений. Но, во-первых, маска она и есть маска. А во-вторых, обеднение мимики – неизбежное следствие анестезии. Кстати, аутизм как раз и сопровождается крайней бедностью экспрессии – в связи с отсутствием внутренней «хитрости» и рефлексивной глубины дистанцирования от бытия-для-другого. Вещи в масках и не стремятся быть похожими на подозрительных субъектов. Они уже сейчас ориентированы на идеального потребителя, человека будущего, от которого они действительно не хотели бы отличаться «лица не общим выраженьем».
У вещей целлулоидно-плюшевой эпохи исчезает измерение «в себе», пространство явленной вещественности одномерно, как лента Мебиуса (что подметил еще Лиотар). Обратная, собственно «собачья» сторона вещей запакована в непроницаемый контейнер и лишена права голоса. Скорость выбывания из воплощенной экземплярности, как правило, не дает шанса «огрызнуться», отсюда и образцовая легкость обращения, провоцирующая к вытеснению субъектного начала отовсюду, откуда только можно. Не в последнюю очередь и из собственной персональности. Вещи с человеческим лицом знаменуют триумф скорости обменов. Но это скорость скольжения, достигнутая за счет уничтожения скорости (и самой потребности) проникновения.
II
О ДУХЕ ВОИНСТВЕННОСТИ
Многие изречения Гераклита считаются загадочными, но вряд ли это относится к его словам «вражда – царь всего». С тех пор тема всеобщности Войны стала одной из заветных философских тем. Теневая философия говорила о неотменимости Войны прямой речью, но чаще всего прочная гуманистическая узда подводила мыслителя к иносказанию. Это неудивительно, коль скоро соответствующие пассажи из Макиавелли и Гоббса продолжают шокировать до сих пор. Томас Гоббс рассматривал состояние «войны всех против всех» как первичный бульон, в котором образуются кубики социальности. «Среда войны» преднаходима, из нее усваивается строительный материал личности и даже целые измерения психического. Но нас будет больше интересовать обратная операция: растворение, или приготовление первичного бульона из кубиков. Наша цивилизация периодически подвергается операции растворения в архаическом, изначальном, состоянии войны всех против всех. «Вражда» периодически возвращает себе царство и производит смотр подданных, отсеивая при этом верных и неверных, – и вовсе не вслепую.
В диалектике Гегеля мы можем узнать переименованную военную терминологию, можем различить едва замаскированные описания батальных сцен.
Клаузевицу, последователю Гегеля, не нужно было особых усилий для раскавычивания прозрачных эвфемизмов. Стоит лишь взглянуть на страницы «Феноменологии духа»: «Добродетель уподобляется не только тому воину, для которого в борьбе все дело в том, чтобы содержать свой меч во всем его блеске, но она и в борьбу вступила только затем, чтобы сохранить оружие, и она не только не может пользоваться своим оружием, но должна также сохранить в целости оружие врага и оберегать его от себя самой, ибо всеоружие составляет благородную сторону добра...»
Военные хитрости и приемы диалектики плавно переходят друг в друга: «Что касается, наконец, засады, из которой доброе в себе должно напасть на общий ход вещей с тыла, то эта надежда ничтожна. Общий ход вещей есть бодрствующее, уверенное в себе сознание, которое не позволит подойти к себе сзади, и всегда грудью встречает противника».
Гегелю же принадлежит самое глубокое проникновение в исходную причину войны как универсального конституирующего фактора:
«Для того чтобы... целое не распалось и дух не улетучился, правительство должно время от времени потрясать [гражданское общество] с помощью войн, нарушать этим и расстраивать наладившийся порядок и право независимости, индивидам же, которые отрываются от целого и неуклонно стремятся к неприкосновенности гарантированного бытия и личной безопасности, надо дать почувствовать в указанной работе, возложенной на них их господина – смерть».
Имя господина названо точно. А главное, указана роль, роль своего рода предохранительной прививки от «улетучивания духа» – у нас еще будет время сопоставить Дух Воинственности и дух как таковой – der Geist, или, скажем, Абсолютный Дух.
Маркс, в той мере, в какой он был диалектиком, непрерывно прибегал к иносказанию войны. Вспомним такие ее псевдонимы, как «конкуренция» и «классовая борьба». Остается только один шаг, чтобы представить их как модификации изначального состояния. Этот шаг и сделал Мишель Фуко, произведя инверсию пресловутого историзма Клаузевица: «Политика – это просто продолжение войны иными средствами». Мы добавим: это война, временно ушедшая в глубокое подполье, временно невидимая в горизонте дневного света.
Секрет успеха Канта отчасти объясняется новаторской формой короткого вопроса, едва ли не главным его открытием. Надо выбрать что-нибудь самое привычное и спросить: как возможно? Как возможна метафизика? Как возможно априорное синтетическое суждение? Усмотреть возможность для чего-то незыблемого и милостиво предоставить ее – это аналитический подвиг разума. Пусть незыблемое трепещет, пока отыскивают возможность его существования.
Понятно, что наш вопрос звучит: как возможна война?» – Синтез войны предполагает отщепляемость составляющих из их предшествующего единства, необходимым условием, в частности, является разрушение предшествующих гармоний природы. Как семиозис, так и милитариозис – это новые вихри, по-своему закручивающие обломки разрушенных единств. Между порядком природы и порядком разума лежит беспорядок природы или, если угодно, порядок безумия (Анри Валлон нашел весьма удачный термин для описания колыбели разумности – логика абсурда). В природе агрессия подстрахована, она замкнута в круг самопогашения. Волк-самец не нанесет завершающего смертельного удара, не вопьется зубами в подставленное горло побежденного соперника, застывшего в спасительной позе подчинения. Он не сможет этого сделать, ибо определенное телодвижение соперника срабатывает как нажатая кнопка переключателя на пульте управления, находящегося за пределами каждой отдельной особи – в теле вида. С появлением разума пульт разрушается, растрескивается, как яичная скорлупа. Понятно, что реликтовый ограничитель агрессии сделал бы войну невозможной, другое дело искусственные, эрзац-ограничители вроде жалости или совести. Они используются как реактивный момент для координации движения щупалец, без них текст милитаризма был бы неразборчив и примитивен.
Так в качестве одного из важнейших условий возможности войны появляется то, что можно назвать разрушением тела вида. Порядок социальности легитимирует парадоксальное для природы состояние. Теперь уже принятие жертвенной позы не толь ко не парализует агрессора, но наоборот, приводит к ожесточению атаки; переход к «добиванию» даже мобилизует избыточную энергию. Ярость научается не видеть смысла, не реагировать на него – становится слепой. Только человеческая ярость глуха и слепа, ибо у нее предварительно обрублены «органы чувств», взорваны выносные панели сенсорного управления, отсоединены датчики.
Быть может, глубина разобщения человеческих тел друг от друга лучше всего демонстрируется на опытах Торндайка с крысами. Две клетки с крысами, А и Б, отделены друг от друга прозрачной перегородкой. Пол клетки А представляет собой сплошной электрический стул. И вот на него начинает подаваться ток с возрастающим напряжением. По мере того как усиливаются мучения крыс А, возрастает и беспокойство в клетке Б. Мучение сородичей провоцирует крыс Б на имитацию того же состояния; подобное явление получило название «индуцированного болевого шока».
С разными вариациями он проявляется у всех высших животных, демонстрируя реальность существования тела вида, и отсутствует только у человека; вернее сказать, у человека он предельно редуцирован, оставляя возможность быть спокойным наблюдателем мучений или даже извлекать из них проценты наслаждения.*
Здесь мы напрямую выходим к пониманию того, как возможна война. Война возможна только потому, что тип поведения» людей принципиально отличается от поведения животных; война есть чисто человеческое достояние.
Предварительное условие войны состоит в развязанности агрессии, разрушении ее природной связки. В этом смысле развязывание войны не требует никаких усилий, оно преднаходимо – как простая данность. Усилия, и притом непрерывные, требуются для того, чтобы связать войну и удержать ее в путах искусственного связывания. Укротить или заморозить, перевести в состояние холодной войны или политики...
Дух Воинственности, некогда выпущенный, как джинн из бутылки, влился в странные существа, скитавшиеся в разломе природы. Существа, им одухотворенные, получили название людей. Расщепленность Духа на отдельные Я необходима, чтобы он «не улетучился», ибо Дух Воинственности, собираясь воедино, развоплощаясь из своих носителей, склонен к аннигиляции. Постоянно-высокий накал Духа Воинственности может поддерживать только сложная иерархия войны. В этом смысле война есть разветвленное духовное производство Духа Воинственности.
Человек, одержимый Духом Воинственности, именуется воином. Почему одни из них побеждают других, чем воины-победители отличаются от побежденных? В каждой войне распускаются семена страха и семена бесстрашия; нам пока не ясно, какая нива дает больше всходов, где процесс рассеивания, dissemenation, идет быстрее и успешнее. Не ясно даже, что считать сорняком при жатве смерти. Разборки господина и раба, которые так удались Гегелю, сменились у Фуко диалектикой палача и жертвы. Может ли конституирование войны исходить из полярности двух ее основных персонажей – Героя и Труса, имеющих какое-то отношение к двум половинкам изначальной связки агрессии?
Героизм мы понимаем как ближайшую производную войны; относительно источника героизма сомнений обычно не возникает, в какую бы вторичную для себя сферу он ни распространялся. Притом благодаря своей «объективной составляющей» (невозможно быть «героем-в-себе», вне и до подвига) героизм является интегральным понятием именно круга войны, а не чисто психологическим феноменом. Героизм – это определенная конфигурация, которую может принимать Дух, вселяясь в субъекта; корреляция героизма с другими параметрами войны не является слишком жесткой. Герой обречен на победу так же, как и трус – на поражение, скорее за пределами такого сложного духовного производства, как война, – в непосредственной манифестации агрессии и чистого насилия или в единоборстве, в самой первичной и простой форме войны. Единоборство следует понимать как нераспустившийся бутончик или даже разбухшее семечко войны, готовое дать всходы; в своем инкубационном периоде; в состоянии инобытия, как сказал бы Гегель, война размножается единоборствами, но выходя из связки, из попыток удержания и расчленения, Дух Воинственности размножается, возрастает в цепной реакции синтеза самого себя из частичных носителей. Он вырывается на простор, проламывая оболочку и сминая обшивку человека цивилизованного, воссоединяясь в самовозрастающем вихре войны. Динамика метаморфоза может быть проиллюстрирована кадрами какого-нибудь фильма ужасов, например, знаменитого «Нечто».
Гуманоидная поверхность лопается, и скрытый носитель (субъект) становится открытым агентом овладевшей им силы. По мере того как произносится точная формула заклинания, мертвый начинает шевелиться и встает из гроба. «Расклинание» Духа Воинственности и в самом деле напоминает оживление, вернее, анимацию мертвеца. Удивительно точно соответствующее ощущение передано в стихотворении Юрия Левитанского:
И вот, едва лишь тризну справили,
Еще не веря в свой закат,
Опять рукой коснулся клавишей
Войны безумный музыкант.
И, поддаваясь искушению,
Они построились в полки,
Во всем послушные движению
Его играющей руки.
Забыв, что были уже трупами
Под сенью нотного листа,
Они за флейтами, за трубами
Привычно заняли места...
Механизм пробуждения Духа Воинственности может быть прослежен до деталей. «Когда войско императора проходило по городу, отправляясь в поход, – говорится в средневековом китайском романе, – старый Чжу, чтобы подбодрить воинов, выпрямившись, встав во весь рост, издал воинственный клич и перерезал себе горло».
Сталь клинка, проходя сквозь кожу, разрезает не только голосовые связки, но и искусственную связку, путы, которыми был повязан Дух Воинственности. Движение клинка старого Чжу «развязывает» агрессию, инициирует войну, одухотворяя войско Духом Воинственности.
Дух, вдыхаемый в солдат вместе с предсмертным хрипом, делает их воинами ярости – без воинов ярости не обходится ни одна война. С позиционно-психологической точки зрения инициируемое состояние можно назвать противоположностью катарсиса. Вместо разрядки символически приемлемого сброса происходит инфлюэнс, зарядка и концентрация ярости, предназначенной для использования по прямому назначению. Приемы инициирования ярости относятся к числу элементарных и в той или иной форме применяются в любой армии. Значительно больший труд расходуется на удержание ярости в состоянии высокого накала. Приходится позволять Духу Воинственности совершать легкое членовредительство; например, у древних монголов и бурятов существовала особая воинская категория караморчунов.* Приходя в неистовство, они бросались в убийство, как в омут, набрасывались на собственных соплеменников, разя направо и налево. Сопротивляться караморчунам было не принято, а гибель под ударами их мечей считалась почетным исходом. Известная пословица «бей своих, чтоб чужие боялись», помимо современного иронического оттенка, содержит в себе и глубокую архаическую правду о Духе Воинственности. Рука римлянина, Муция Сцеволы, горящая на огне, представляет собой мощный источник излучения страха, инвольтируемого в сердца врагов («чужих»), но то же действие, адресованное своим, проходящее через канал идентификации, инвольтирует ярость в ее устойчивой, пригодной для войны форме.
В структурном подразделении войны когорта воинов ярости представлена как необходимый компонент, как некая базисная единица боеспособности. Как непосредственная манифестация Духа Воинственности когорта воинов ярости одухотворяет любую армию, делая ее если не субъектом войны, то, во всяком случае, разовым субъектом сражения. Проблема воинского искусства и, одновременно, важнейшая стратегическая задача состоит в том, чтобы производить нужную векторизацию ярости и культивировать ее устойчивые самовоспроизводящиеся структуры. Вспышка ярости непосредственно дана как растрата, в которой Дух Воинственности выдыхается, если только для его улавливания не обеспечена подходящая ловушка – хорошая иерархия. Когда мы говорим о воинской дисциплине, о структурной организации армии и о взаимодействии звеньев, нужно прежде всего представлять их как систему сообщающихся сосудов для хранения ярости. Аппарат для систематической возгонки воинского духа устроен сравнительно просто, хотя и здесь различными культурами войны созданы своеобразные шедевры – можно вспомнить самурайский кодекс бусидо, вспомнить о воинском обучении спартанцев и норманнов Гораздо сложнее обстоит дело с предотвращением «паразитной утечки» ярости, т. е. с монтажом прокладок и изоляторов – с умением не поранить себя собственным оружием.
Мы уже видели, что некоторая часть собственного тела армии регулярно приносится в жертву для подкормки воинов ярости – такова функция рыцарских турниров; существование неистовых караморчунов вполне объяснимо в плане поддержания жизнеспособности рассады Духа Воинственности, самоопыления и осеменения (dissemenation) войны. Это напоминает сказочный сюжет полета на волшебной птице, когда герою приходится отрезать куски ее или своего тела, чтобы полет продолжался. Абсолютно непроницаемых структур, способных достаточно долго хранить нерастраченную ярость, не существует – таковы уж особенности одухотворения Духом Воинственности и соответствующего духовного производства.
Одних только воинов ярости недостаточно для полнозвучной жизни войны. Чтобы продлить ее эфемерное, хотя и яркое существование, понадежнее одеть плотью полупризрачное тело войны, необходимы еще воины пота. Воины пота делают черную и трудную, но необходимую работу, работу, для которой в общем случае безразличен предмет обработки – будь то поле пашни или поле боя, меч или орало. Нет ничего проще, чем перековать мечи на орала и обратно, но именно поэтому воины пота не самостоятельны в духе воинственности. Инкорпорация воинов пота в субъекта, одержимого Духом Воинственности, существенно повышает его мощь – речь идет о становлении регулярной, или профессиональной армии, но все же спецификация солдатского ремесла не может полностью устранить безразличие воинов пота к предмету их воинского труда – момент различия между пашней и сражением всегда остается для них несущественным. Если самопринуждение к труду входит в его определение, то для боя самопринуждение недостаточно, для него требуется упоение, хотя бы некоторое количество воинов ярости, поэтому воинская повинность сама по себе никогда не в состоянии анимировать тело, в которое не вселился Дух Воинственности.
Поскольку воины пота склонны обустраивать не войну, а скорее себя в войне, в иерархии должна быть предусмотрена специальная репрессивная инстанция. Именно это имел в виду император Фридрих II, когда говорил, что солдат должен бояться палки капрала больше, чем пули неприятеля. Специализированные отряды СС, группы СМЕРШ в советской армии просто наиболее эффектно воспроизводили архетипическую структурную единицу, так или иначе представленную во всякой регулярной армии, во всякой большой войне. Продолжая тему «война как шедевр», можно поразмышлять о красоте замыкания, предусматривающего канализацию паразитарных утечек ярости в специальную структуру, предназначенную для того, чтобы периодически показывать воинам пота (а заодно и гражданскому обществу) «их господина». Только при этом условии квазисубъект, объятый Духом Воинственности, может стать и оставаться господином самому себе, обеспечивать телесно-духовное единство и сохранять самообладание.
Инкорпорирование воинов пота в тело Войны не имеет однозначного исторического вектора. Это скорее флуктуирующий процесс, эффективность которого зависит от наличной стадии эволюции оружия и от многих других факторов. В какие-то периоды воины пота обеспечивали успех сражения и войны в целом, в другие времена они отходили на задний план или даже становились балластом. Любой военный историк может подобрать множество примеров и выделить этапы направленной векторизации вроде перехода от рыцарских армий раннего средневековья к армиям горожан и т. д., но эволюция здесь всегда сменяется инволюцией. Последний взлет рекрутированных армий, перенасыщенных воинами пота, закончился с окончанием Второй мировой войны – с тех пор их котировки явственным образом пошли вниз. Среди наций и армий, добившихся наибольшего успеха при минимальном участии воинов ярости, как бы в полусне Духа Воинственности, можно упомянуть Россию. Основное занятие ее воинов – ратный труд, перенесенный извне, сублимированный от иного духа. Армия, почти целиком состоящая из воинов пота, плохо откликается на телодвижения и пляски Духа Воинственности – кажется, что российской армии чаще удавалось победить войну, чем победить б войне. Своеобразное подтверждение этому опять-таки связано с именем Фридриха II, который яко-бы сказал одному из своих полководцев, что воевать с русскими нет смысла.
– Почему же, – удивился тот.
– Потому что они испортят победу.
– Чью победу, государь?
– Неважно чью, они в любом случае ее испортят».
Но риторический вопрос: можно ли выиграть войну против войны? – оставим без ответа.
У меня перед глазами кадры немецкой военной хроники 1941 года. В походном порядке движется колонна танков, сопроводительный текст поясняет, что одна из бронетанковых дивизий корпуса N вышла в район города Могилева. Затем крупным планом даны два танкиста, они сидят на броне и о чем-то спорят. Экспозиция продолжается минуты полторы; танкисты разговаривают, смеются и, в конце концов, бьют друг друга по рукам, заключая, видимо, пари.
Они на самом гребне передовой волны вермахта, армии, еще не знающей поражений. Как солдаты они оплодотворены и рождены в Победе. Это воины блеска, несущие первородство дети Духа Воинственности. Стало быть здесь мы выделяем третью когорту – воинов блеска. Анимация тела войны, вообще говоря, возможна и без них, но тогда глазницы монстра, квазисубъектного воплощения Духа Воинственности, пусты. Он охвачен слепой яростью, незрячей мощью сокрушения; подобно древним хтоническим персонажам он не видит врага, а только чует, чует запах крови, вибрацию паники и убийства. Око вообще есть главный дефицит в мире нечисти, и наш монет тут не является исключением. Но воины блеск как раз в совокупности и составляют зеницу ока воплощенного Духа Воинственности. Армия, имеющая когорту воинов блеска, обладает колоссальным преимуществом сквозного обзора измерений Войны. Они видят, где находится Победа, и пробиваются к ней сквозным движением, исполненным азарта.
Вернемся к кадрам кинохроники и обратим внимание на одну странную вещь, которую я бы назвал отличительным признаком воинов блеска. Речь идет о направлении взора. Смеющиеся танкисты вермахта не смотрят вверх, не смотрят они и друг на друга, разве что боковым зрением. А куда? Вслед отступающему врагу? На поле предстоящего сражения? Сюжет кинохроники убеждает, что это не так. Реконструируя центр фокальной плоскости, мы обнаруживаем, что взгляд победителей устремлен куда-то сквозь и поверх, в воображаемую точку трансцендентного горизонта. Следует предположить, что там, в этой точке схождения взоров, за спиной врагов, за пределами ближайшего, находится эпицентр Победы.
Идея, в сущности, проста: чтобы выиграть сражение, нужно смотреть сквозь и дальше сражения. Мы имеем тут дело с какой-то общей закономерностью геометрии воли. Мастер каратэ, нанося удар в грудь, метит в позвоночник, и тогда ему удается потрясти соперника. Чтобы из винтовки попасть в десятку, нужно прицеливаться немного под яблочко. Чтобы выиграть войну, нужно брать немного «над». Над и дальше, в воображаемую точку за спиной слепого в своей ярости соперника. Отсюда и характерный почерк воинов блеска: сокрушая, идти дальше, исповедуя собственную геометрию войны; добивание не их дело. Поднявшийся враг уже не увидит обидчика и будет соображать, что же произошло – до тех пор, пока не подойдут специалисты по добиванию, истребительные эшелоны.
Всмотримся в организацию вермахта, одной из самых победоносных армий последних столетий. Образцовая дисциплина не была самоцелью, она связывала только воинов пота, для которых умело был задан призывный ритм телодвижений, обеспечена надлежащая рационализация практики, так сказать сугубая будничность и «человекоразмерность» малых задач; воинам ярости, штурмовым бригадам СС, лишь изредка приходилось вторгаться в машинерию полков, чтобы все-таки напомнить порой о господине. Отлично поставленное дело конституирования войны, щедрая подкормка победами помогали выбирать и воспитывать тех, кто получил право на импровизацию и подходящий материал для импровизации, современное оружие; лучшие питомцы войны присоединялись к когорте воинов блеска, самому драгоценному достоянию воюющей нации. Их производство требует ювелирных операций и больших затрат. Если для воинов ярости опыт поражений в общем случае полезен, то для воинов блеска передозировка поражений недопустима, а уж для их порождения и воспитания просто губительна; их первичный бульон – это победоносная среда с легким облачком игры поверх кровавой жатвы. Зато, в отличие от воинов ярости и пота, они не признают в смерти «своего Господина»; для воинов блеска смерть – одна из граней брошенного игрального кубика, т. е. возможный исход, минимальная ставка, ниже которой не стоит и играть, – но армия, умеющая созидать простор для действий воинов блеска, по природе своей победоносна. Вовсе не случайно Генштаб немецкой армии не позволял передовым частям ввязываться в жестокие пространственно замкнутые бои осадного характера, например, в борьбу с партизанами, в разного рода карательные операции. Во-первых, незачем отбирать хлеб насущный у воинов ярости, во-вторых, подобная практика может дисквалифицировать драгоценную когорту.
Ярость стягивает пространство Войны и задает свой волнообразный ритм («ярость благородная вскипает, как волна»). Коготь ярости, запускаемый в тело и душу врага, застревает там на какое-то время, наслаждаясь и подпитываясь аннигиляцией терзаемой души. Но интегральное суммирование этой задержки создает роковое замедление, и Дух Воинственности вязнет в тотальности уничтожения. Война выгорает изнутри, если она интегрируется в единую вспышку ярости. Наличие воинов блеска помогает избежать подобного коллапса, благодаря их зрячей способности быть в ином времени, неуловимом для других воинских когорт и участников войны. Время воинов блеска для остальных участников хэппенинга дано как мелькание, куда осмысливание не поспевает.
Носители первородства Духа Воинственности почти без взаимодействия проходят гравитационное поле тотального истребления врага, избегая тем самым дорогостоящих психологических затрат и потерь времени. В своей устремленности воображаемой точке воины блеска пронизывает многомерную топологию поля боя, потрясая противника и довольствуясь потрясением, не втягиваясь в зачаровывающую, монотонную карусель кровавой жатвы. Нации, воспитавшие когорту воинов блеска, суть редкие званые гости на пиру у Духа Воинственности. Их легко узнать среди мясников, поваров и жареных зайцев на блюде. Легионы Цезаря, легко читающие геометрию войны (увидел – победил), конники Чингисхана, проносящиеся как частицы-нейтрино, все время сквозь: сквозь армии, государства, пустые пространства; Отто Скорцени с командой, генерал Роммель, сиятельный полководец во главе истинных воинов блеска.
Отсутствие воинов блеска невосполнимо, в сущности, ничем другим: ни оружием, ни совершенным воинским кодексом. Едва ли не самым характерным примером тут может служить Япония. Самураи были великолепными воинами ярости, а комплекс бусидо – это своего рода шедевр программного обеспечения сражения в «закрытой системе», в сверхмалом замкнутом пространстве схватки.
Но в разветвленной геометрии войны японской армии была доступна лишь узкая ниша, и ясно, чего им не хватало – первородства от Духа Воинственности, а без него огромный ресурс мужества и стойкости, сопоставимость вооружения – все оказывается тщетным. Уничтожив тихоокеанский флот США в 1941 году, Япония так и не смогла отыскать путь к победе над Америкой и быстро утратила достигнутое преимущество (хотя кто бы стал отрицать стойкость ее солдат?). Еще позорнее был разгром Квантунской армии в Маньчжурии в 1945 году – не помогли ни камикадзе, ни многолетнее строительство укреплений. Роковая невидимость воображаемой точки победы, отсутствие легких фракций войны, позволяющих проходить сквозь кровь и дым, как сквозь пену азарта, обессмыслило мужество носителей самурайского кодекса. Япония и не могла победить из-за недовоплощения Духа Воинственности, застрявшего на низкой аватаре в цепи перерождений, на уровне анимации, а не одухотворения, т. е. там, где царит слепота в отношении высших измерений Войны. Зомби-камикадзе неспособен проникать в тонкие сферы, обитаемые для воплощенных носителей первородства.
Прямую противоположность являет собой случай Германии. Белокурая Бестия, порожденная двухсотлетним духовным первородством, сумела сделать просторы войны своим Домом Бытия. В свое время Владимир Эрн предлагал рассматривать Канта и Круппа как родственные манифестации общего духовного начала. Но это было в 1914 году, и ему не поверили. Тогда принято было гуманистически противопоставлять «великую культуру», давшую Баха, Канта, Шуберта и С», – и тупую солдафонщину, с которой великая культура почему-то справиться не могла. Теперь уже мало кто склонен к такому подходу. Абсолютный Дух потерял видимость своей абсолютности, стало ясно, что ему приходится конкурировать с другими духами – призраками, имеющими равномощную жажду воплощения, вести борьбу за плоть, за ранг субъекта. «Всеобщее воодушевление» отнюдь не вызывает теперь априорно-г0 доверия, оно вызывает вопрос, причем вопрос труднейший во всей рефлексивной диагностике: чем одержимы? Какой из сонма призраков определяет духовность в ее сиюминутном порыве, анимируя и воодушевляя? Нет труднее задачи, чем отличить просветление от наваждения. Но совпадений слишком много, и, пользуясь приемами Жака Деррида, я предложил бы прочесть имя Канта как анаграмму, содержащую основной шифр воинского духа Германии: Кант – танк. Знак тире обозначает здесь процесс более чем двухсотлетнего сотрудничества духов (или, если угодно, духовного сотрудничества), в результате которого были воспитаны два высоких воплощения; глубокая, насыщенная философией культура мысли и не знавшая себе равных иерархия тела войны, вермахт.*
Когда, с поражением вермахта, становой хребет возлюбленного воплощения Духа Воинственности был сломан, пострадало все совокупное духовное пространство Германии. Дух как бы улетучился (или духи), о чем когда-то предупреждал Гегель: «Для того чтобы целое не распалось и дух не улетучился...» (см. выше). И вот мы свидетели: современная философская мысль Германии так же далека от духовных глубин предшествующих философских десятилетий, как карикатурный бундесвер от своего одухотворенного Духом Воинственности прототипа – вермахта.
В поисках аналогий я обращаюсь к замечательной сказке Толкиена «Властелин Колец». Когда Фродо бросает кольцо Всевластья в жерло вулкана, прекращается инвольтация сил зла – всем обитателям дарованы безопасность, монстры рассыпались на свои составляющие, простые стихии бытия. Но одновременно покидают Дольн и светлые эльфы, стремительно идет на убыль сила магов. Общий рельеф бытия выравнивается, чары навеянные и развеянные, повсюду оседают. Проницательность Толкиена позволила уловить эту странную неизбежность, которая обычно не выговаривается или не договаривается в сказке. Хайдеггер очень любил цитировать строчку Гельдерлина: «Вместе с опасностью приходит также и спасительное» (das Rattende auch). Но вместе с достижением безопасности начинается общее оскудение духа, оседание и связывание чар или самой творческой эманации из спектра творческого выдоха Бога. Вслед за воинами блеска исчезают и носители хюбриса, люди дерзновения, после чего не остается уже места и праведникам, духовность сменяется призрачностью, инерция одухотворения угасает и заменяется активностью (суетливостью) анимации. Тогда паства по праву переходит к новому Пастырю, психоаналитику, умеющему заклинать мелких бесов. Вернемся вновь к фигуре воина блеска, ибо в ней наиболее ярко видна полярность, отличающая войну как феномен духовного производства от агрессии или насилия, которые в структуре войны ведут себя, как молекулы с переменной валентностью. Позиционную характеристику воина блеска хотелось бы снабдить соответствующим психологическим портретом, но, как ни странно, обильная литература о войне бедна точными наблюдениями на этот счет. Из того, что мне попалось, лучшей зарисовкой я считаю новеллу Фолкнера «Полный поворот кругом».
Герой рассказа, молоденький лейтенантик ВМС Великобритании, своего рода вольный стрелок, охотник на торпедном катере, в промежутке между боевыми дежурствами напрашивается в гости к своему знакомому, американскому пилоту ВВС. Побывав на боевом вылете в кабине самолета, морячок проникается уважением – ему нравится работа друга и прежде всего новизна набора ощущений, и он предлагает пилоту «прокатиться на катере», обещая интересную игру. Игра называется «бобер», и из отрывочного, сбивчивого рассказа летчик представляет себе что-то вроде охоты или рыбалки с элементами риска. Он снисходительно соглашается, обнаруживая, с некоторым удивлением и досадой, что и накануне «прогулки» лейтенантик, по обыкновению, мертвецки пьян, и единственное, что он может сообщить – как бывает занятно, когда выпадает «бобер».
Но вот они выходят вместе на боевое задание на маленьком катере в открытое море. Катерок захлестывают волны, и летчик начинает испытывать тревогу, догадываясь, что рыбалкой тут и не пахнет. Тревога переходит в ужас, когда он узнает подробности задания: приблизиться вплотную к вражескому эсминцу, установить на его корпусе магнитную мину, а затем, отплыв на минимальное расстояние, взорвать ее с помощью дистанционного взрывателя. Все это выясняется между делом, поскольку главный интерес лейтенанта сосредоточен в воображаемой точке, той самой, где находится загадочный «бобер».
Прожектора немецкого корабля засекают катер и лейтенант, припав к рулю, радостно улыбаясь и притопывая ногой от азарта, начинает делать крутые виражи, уходя от трассирующих пуль.
– Ты что, сумасшедший? – кричит ему летчик, – поворачивай назад!!!
Немыслимыми зигзагами катер приближается к эсминцу: «Ничего, парень, не горячись, – подбадривает лейтенант, – сейчас будет занятно». Наконец, приблизившись почти вплотную, лейтенант перегибается через борт и лепит мину к корпусу корабля. Теперь, громко напевая и ускользая от обстрела, лейтенант набирает дистанцию: «Сейчас, – говорит он, – сейчас посмотрим, как пойдет». Он поворачивает рукоятку в своем ящике, и раздается оглушительный взрыв. Огромный эсминец надламывается посередине, и вверх хлещет фонтан воды.
– Смотри, бобер! Что я говорил, бобер – натуральный, с фонтанчиком! Бывает, просто тонет, как какашка, – противно смотреть... Но я нарочно леплю на центр эту штуковину, и веришь – через одного бобер! Со струйкой.
Но пилот не слышит, что говорит ему лейтенант. Хладнокровный профессионал войны блюет, перегнувшись через борт, пока истинный воин блеска исполняет свой боевой танец, впитывая трансцендентное наслаждение победой. Если бы с ним были те двое, из кинохроники 1941 года, они порадовались бы «бобру», разделили бы этот пир как единокровные братья по духу – по Духу Воинственности.
Когда наставника Лю, величайшего мастера живописи и каллиграфии, спросили, что нравится ему в рисунке одного из старых мастеров, Лю не стал говорить ни о цвете, ни о линии. Он сказал: самое примечательное здесь – это положение большого пальца на кисточке. Одним словом – «бобер». Но мы вправе сказать и больше: если невидима та воображаемая точка, далеко за спиной врага, и дан лишь простой объект в раструбе практической цели и в модусе обреченности на смерть, то господин не замедлит явить себя. Быть может, поэтому «смертники» никогда не выигрывали войну, и круг задач воинов блеска всегда оставался недоступен им.
Воин блеска творит свое искусство легко, как бы играючи. Бог войны Марс не годится ему в покровители, это бог воинов ярости. Его бог – это Шива, танцующий Шива, в танце разрушающий Мир. Величайший из богов индуистского пантеона выжидал, пока остальные боги пахтали мир мутовкой, ибо Вселенная создавалась в усилии труда. Черед Шивы настает, когда свершается исполненность творения. Согласно великой идее Вед, мир, создаваемый трудом, разрушаем в танце. И когда повсюду начинает звучать неслышная музыка гибели, бог воинов блеска выходит на авансцену. На его светлейшем челе нет ни малейших признаков гнева, никакой омраченности существованием. Но вот, набирая ритм отрицательного резонанса, Шива делает легкое танцевальное движение, и один из слоев сущего проваливается в небытие. Так, по мере мелькания блистательных па опустошается Вселенная, и мы даже можем предположить блеск азарта в глазах танцора в случае особо эффектного попадания, когда очередная линия разлома вклинивается до самых сущностных глубин. Несомненно, это «бобер».
Фолкнер психологически точен и в описании земной жизни воинов блеска. В промежутках между сражениями охотник на бобров буквально «не просыхает». В страте повседневности ему не хватает опоры; то, что для обычного человека составляет вязкую инерцию будней, источник нешуточных страхов и тяжких забот, для него лишь разные степени пустоты, бессмысленно перетекающие друг в друга; выпадение времени.
Все структурные подразделения Войны вплетены в ткань трансцендентального и повседневного бытия человека. Каждый нормальный человек располагает немалым запасом военных историй и разрозненных сведений из военной истории, формирующих некий внутренний эталон, применяемый не только для военных оценок, но и широчайшего круга суждений вообще.
Возьмем какой-нибудь элементарный постулат, например: «Численный перевес есть главное условие победы». Стоит только его эксплицитно высказать, как из бесконечного запаса историй начинают извлекаться подходящие контрпримеры, – они множатся, пока постулат не повисает в воздухе и не начинает вызывать улыбку. Тогда, под влиянием критики, предполагаемые сторонники постулата переходят к его ограничению; например, подсчитывается оптимальная пропорция соотношения сил наступлении и обороне – 3:1, как утверждается во многих современных учебниках по тактике. Но и тут даже беглый взгляд военного историка находит множество опровержений – соотношение сил оказывается весьма переменной величиной.
Или вот еще крайне интересный сюжет – эволюция оружия. Преимущество в вооружении дает явный перевес одной из сторон; стремление к более современному и эффективному оружию – это важная составляющая усилия победы. Сама тема предполагает великое множество вариаций и ряд следствий. Например: «Лучшее оружие не всегда побеждает». Или: лучшее оружие становится таковым лишь там, где для него находится подходящий носитель, в каком-то определенном локусе пространства и времени. Оружие может быть по-настоящему затребовано далеко за пределами своего производства и первоначального применения. Не теряет своей актуальности и пророчество-назидание Александра Невского – персонажа фильма Эйзенштейна: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Победивший врага новым оружием, но случайно обронивший его на поле боя, рискует пасть под ударами собственного изобретения уже в следующем бою. Нация, создавшая атомную бомбу, но не одержавшая с ней ни одной победы, быть может, проклянет однажды своих ученых-изобретателей, если отвернувшийся от нее Дух Воинственности, воплотившись в иную аватару. произнесет приговор в стиле бессмертного Тараса Бульбы: «Чем тебя породил, тем и убью».
Создается впечатление, что все частичные феномены, соединяемые причинными рядами, расщепляются фактором войны, видоизменяясь до неузнаваемости. Агрессивность, оружие, экономика другие факторы, вращающиеся, как стеклышки в калейдоскопе, образуют причудливую картину ино видимости, где властвует своя геометрия узора далеко дистанцированная от оптических свойств частных составляющих. Похожую закономерность отмечает Владимир Лефевр, исследуя топику квазипространства рефлексии. Испытуемым предлагается рассортировать набор произвольных фигурок на «добрые» и «злые». У каждого сортировщика та или иная фигурка получает свой знак. Любая из них с равной вероятностью может оказаться и доброй, и злой. Но при этом неизменно воспроизводится пропорция, соотношение тех и других; так называемое «золотое сечение». В конструкции войны тоже есть свои золотые сечения: некоторые интегральные характеристики, производные второго порядка, обладающие наибольшей стабильностью, хотя и кажутся на первый взгляд мимолетными. Например, стиль.
Выдержать единство стиля – это характерная черта почерка победы, и здесь мы вновь обнаруживаем общую подкладку (sub-jectum) духовного производства, схожесть с дискурсом литературы. Стиль представляет собой самое непосредственное проявление времени, его еще не остывший след и предчувствие будущей траектории, т. е. нечто очень занимательное для духа. Или для некоторых духов, в т. ч. для Духа Воинственности. Устающий, немодный, отсталый, утративший одухотворенность – в нашем случае это синонимы. Поэтому самый неожиданный расклад обстоятельств и факторов может понадобиться для победы, нельзя только выиграть немодную войну.
В XIV-XVI веках войны можно было выигрывать деньгами, что не раз доказывала Венеция, – и достигнутые ею победы были современны, и поэтому красивы и убедительны.
«С XVI в. существовали войны «авангардные», которые яростно мобилизовывали кредиты, умы, изобретательность техников, настолько, что войны сами изменялись от года к году в соответствии с настоятельными велениями моды, конечно, куда менее забавными, чем перемены в украшении костюма. Но такая война, дочь прогресса и его мать, существовала лишь в сердце миров-экономик; для того чтобы развиться, ей требовалось обилие людей и средств, требовалось дерзкое величие планов. Покиньте эту центральную сцену мирового театра, к тому же преимущественно освещаемую информацией и историографией своего времени, и доберитесь до... первобытных периферийных областей: славной войне там не было места – или же она бывала смешна и неэффективна». (Бродель Ф. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм.)
Устаревшая, немодная война сходит со сцены. Ее продолжают играть где-то на периферии театра военных действий. Но, как замечает Бродель, периферийная публика другой войны может и не принять – пока не проиграет свою собственную.
В истории войн достаточно ярких контрастов, когда войну точнее будет назвать охотой, охотой на давно выжившее из своей войны воплощение Духа. Из последних примеров можно вспомнить польско-германскую войну 1939 года, где разрыв «воюющих сторон» в уровне оружия (кавалерия против бронетанковых сил) дополнялся таким же, если не большим, разрывом в тактике. Немецкий генштаб скрутил пространство выдвижения польских войск в своеобразный лист Мебиуса; когда те, наконец, изготовились «воевать», война была успешно проиграна.
Германия была бесспорной законодательницей военной моды в конце XIX и до середины XX века. Ее войнам и компонентам войн подражали, их копировали и имитировали, пытаясь уловить общую линию (силуэт), чтобы вписать в него национальный орнамент, – но улавливали в основном пустую оболочку, оброненную Духом Воинственности, не успевая следить за перемещением аватар. Даже поражения Германии или неудачи в сражениях были по-своему красивы – как неудачи азартного, но владеющего собой игрока перед срывом банка.
И только когда был укрощен и погребен носитель Первородства, избранник и олицетворение Духа Воинственности, германский вермахт, только тогда стало возможным искать свою войну, не впадая в безнадежный провинциализм (ибо если нет столицы, то нет и провинции), выстраивать свой стиль путем перегруппировки измерений в геометрии войны.
Для успеха войны необходимо без запинки усвоить стиль сегодняшнего дня и хотя бы отчасти воевать войну будущего, угадав ее очертания в геометрии чистой воинственности. Понятие «успех» сохраняет в данном случае все коннотации глагола «успеть» и представляет собой гармонизацию усилий и измерений вдоль виртуальной оси времени, направленной в будущее – в настоящее будущее.
Умение сгруппироваться в единстве стиля намного важнее абсолютного значения отдельных компонентов – идет ли речь о дисциплине, вооружении или, скажем, о факторе исторической правоты.
Рассмотрим последние приключения в Духе Воинственности двух носителей Духа – израильской армии и армии США. Операции, проведенные израильской армией с самого момента возникновения этого субъекта воплощения, впечатляют. Соотношение потерь в 1956-1973 гг. (примерно 1:30) и общее незначительное число убитых при полном фактическом разгроме и деморализации численно превосходящих армий противника свидетельствуете сформировании в армии Израиля внушительной когорты воинов блеска. Ряд операций, например, бомбовый удар по ядерному центру в Багдаде и освобождение заложников в аэропорту Энтеббе, представляют собой стилистические шедевры, сравниваемые с такими проявлениями духа, как «Турецкий марш» Моцарта или «Философия искусства» Шеллинга. Они достойны воплощения в тезаурусе Духа Воинственности, но, к сожалению, произведения этого Духа не овеществляются в текстах.
Совсем иначе выглядят военные приключения Америки после 1945 года. Сомнительный результат в Корее, затяжная и бесславная вьетнамская война – и это при огромном преобладании технической мощи. Сравним поддающееся сравнению. Когда террористы, захватившие самолет и взявшие в заложники пассажиров, приземлились в столице Уганды Кампале, воспользовавшись покровительством диктатора Иди Амина, ситуация казалась безнадежной, во всяком случае – для применения военной силы. Тем более блистательной оказалась развязка: группа израильских командос без всяких переговоров и консультаций совершила посадку в аэропорту Кампалы Энтеббе и с ходу вступила в бой, молниеносный и решительный. Они перестреляли террористов и помогавших угонщикам аминовских солдат, причем так, что не погиб ни один пассажир. Освобожденные заложники под прикрытием огня пересели в израильский самолет и взлетели. Но прежде – скажем так, попутно, была уничтожена практически вся авиация Уганды – самолеты угандийских ВВС, базировавшиеся в Энтеббе. После чего славные воины блеска без потерь вернулись в землю обетованную. Это был «бобер», да еще какой!
Когда через несколько лет революционные иранские студенты взяли в заложники персонал американского посольства в Тегеране, аналогия напрашивалась сама со