Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постгенитальная сексуальность и




ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

В классическом подразделении Фрейда различа­ются следующие стадии сексуальности: оральная, анальная и генитальная. Генитальная стадия рас­сматривается как вершина сексуального развития – выбор объекта осуществлен, и далее следует рутинная половая жизнь, не избавленная, впрочем, от некоторых трудностей... Есть, однако, основа­ния предполагать, что на этом дело не заканчива­ется и мы вправе выделить в качестве самостоя­тельной фазы четвертую, постгенитальную стадию развития сексуальности. Но ее рассмотрение мы начнем не с онтогенетического, а с историческо­го аспекта.

До поры до времени история сексуальности столь же разнообразна, как и история техники в целом – не менее, но и не более. Но с какого-то момента квота разнообразия эротической реаль­ности начинает стремительно возрастать – и, преж­де всего за счет появления несобственного изме­рения, размытой ауры эротизма, проникшего во все горизонты человеческого бытия. Предельно упрощая ситуацию, мы можем разделить хроноло­гию сексуальности на две части: на эротику эксцесса как архаическую форму вожделения, безраздельно господствовавшую «до новой эры», и современный тип эротизма, являющийся таким же неотъемле­мым атрибутом европейской цивилизации, как наука, техника или дисциплина времени.

Исторические перипетии тихого взрыва, неза­метного внешне, но приведшего к вспышке сверх­новой секс-цивилизации, пока неясны, можно лишь в общей форме ответить на вопрос «что про­изошло?» Эротика эксцесса представляла собой спрессованные по месту и времени выбросы сек­суальной активности (яркие вспышки энергии ли­бидо), чередующиеся с длинными паузами воздер­жания или рутинного репродуктивного поведения. Дискретность разрядов может быть названа основ­ной чертой архаической эротики, причем перио­ды кратковременной вседозволенности совпадали с особыми праздничными днями (сатурналии, праздники дураков, весенние рекреации и др.).

Прорывы такого рода Ж. Батай называл транс­грессиями, считая трансгрессию неотъемлемой ча­стью социума, управляемого посредством системы запретов (табу). Эксцесс – это трансгрессия в чув­ственной сфере, определяемая внутренним импуль­сом и направленная на первый попавшийся объект, обладающий хотя бы минимальным уровнем атт­ракции. Словом, на все, что шевелится. Эротичес­кое напряжение как бы циркулировало по кольцу времени, достигая критической величины и разря­жаясь в эксцесс. Можно сказать, что эротика экс­цесса восстанавливала на новом витке уже преодоленные физиологические ограничения сексуально­сти, астральный цикл, регулирующий сексуальное поведение млекопитающих. Эти регулярные фес­тивали вседозволенности заманчиво сопоставить с периодами течки: концентрация эротизма в атмосфере резко повышалась – с той разницей, что вместо химической сигнализации использовалась символическая. Радикально изменились, прежде всего, средства транспортировки соблазна: у живот­ных решающую роль играет запах, у человека решительно преобладает визуальный ряд. Но и сход­ство между эротикой эксцесса и астральным цик­лом очевидно – самец бабочки способен принять химический сигнал самки, оповещающий о готов­ности к размножению, на расстоянии пяти-шести км. И с этого момента мотылек не реагирует уже ни на что другое, пока не достигнет цели, превра­щаясь, по существу, в эрегированный член с кры­лышками. Нечто подобное происходит и с самцом homo sapiens в момент санкционированного эксцес­са – тут вполне годится метафора «лечу к тебе, как на крыльях любви» – если, конечно, лишить ее излишнего романтического ореола.

Такова эротика эксцесса в нарочитом огрубле­нии, еще долго доминировавшая и после того, как эпоха собственно архаики уже закончилась. По мнению Мишеля Фуко, даже сексуальность антич­ной Греции характеризовалась невысоким эроти­ческим напряжением повседневности, рутина от­менялась только на период мистерий. Сумму изме­нений, вызвавших появление новой стадии сексуальности, можно описать следующим обра­зом. «Трубопровод», по которому осуществлялась циркуляция медленно нарастающего заряда воз­буждения, начинает давать утечку. Его содержимое (допустим, либидо) просачивается в близлежащие слои культуры, увлажняя и эротизируя их, – тем самым повседневность приходит в возбужденное состояние. Мир озаряется аурой расфокусирован­ной сексуальности. И эта постгенитальная сексуаль­ность оказывается самой поздней и в то же время самой яркой составляющей той грандиозной пси­хологической революции, которую Ницше назы­вал ressentiment. Размывание чистых состояний типа гнева, ярости, ликования, их взаимосмеше­ние можно назвать засорением или обогащением, в зависимости от пристрастия исследователя. Важ­но лишь отметить, что ни одна из человеческих ценностей не остается теперь эротически нейт­ральной.

Мир событийности погружается в фоновую сек­суальность, присутствие соблазна распределяется по бесконечным градациям – от юношеского вож­деления к фривольной красавице до профессорс­кого вдохновения перед аудиторией, от пляжа до кладбища. Всмотримся в этот прекрасный новый мир постгенитальной сексуальности.

Прежде всего, мы увидим, сколь причудлива то­пография соблазна – причем обнаженное тело от­нюдь не является центром притяжения либидо. Эта роль переходит к тонкому, прилегающе-облегающему слою символического – по аналогии с интерьером назовем его интимъер. Предметный состав интимьера включает в себя «скрытые сокровища» – интимные одеяния, интимные жесты, фрагменты поведения, отличающиеся изначальной двусмысленностью. Трусики, чулочки, вырезы, лямочки, ажур, полупрозрачный шелк суть матери­альные носители эротического заряда. Но для производства и транспортировки соблазна они долж­ны соединиться в символический вихрь предъяв­ления и сокрытия. Интимьер состоит из особого рода текстов, считываемых, а вернее, чувственно исполняемых в момент создания. Впрочем, возмо­жен и вариант»библиотечного хранения»текстов интимьера – проигрывание в памяти греховно-со­блазнительных сценариев, составленных из слу­чайно-подсмотренного и домысленного.

«Случайно-подсмотренность» является неотъем­лемой чертой нового эротического проекта, некой особенностью семиотики интимьера. Разумеется, так же, как и «случайно-показанность». Трусики, мелькнувшие «просто так», в момент смены позы, случайное прикосновение, деликатная просьба.

Декольтеологический фон Большого Города, фоновая сексуальность нового мира, мира новой чувственности. Прямая явленность разрушает структуру эротической переклички. Одно из важ­нейших правил этой чувственно-сверхчувственной игры звучит так: вижу, но не подаю виду. Игры в интимьере решительно отличаются от языковых игр Витгенштейна принципиальной невозможно­стью эксплицирования правил.

Суть происходящего отлично выражается афо­ризмом Евгения Шварца: «Лучшее украшение де­вушки – скромность и прозрачное платьице». Кон­фигурация постгенитального соблазна похожа на гегелевское понятие соединением противополож­ных моментов, но есть и различие: противоположности остаются непримиренными. Их требуется синхронизировать, совместить, не выходя при этом за пределы «случайно-подсмотренности», не прерывая семиозис интимьера. Задача отнюдь не простая, она требует от участников переклички самообладания и определенного опыта.

Решение задачи можно представить как работу Машины Вожделения, своеобразного синхросексотрона (ССТ). Из сказанного ранее ясно, что пуск ССТ осуществляет женщина, именно ей принадле­жит активная позиция в продуцировании соблаз­на. Мужчина, как правило, является только соав­тором текста интимьера, а то и просто «читате­лем», зачастую не слишком грамотным. Поскольку даже чисто физиологически мужская сексуаль­ность более примитивна, мужчина вступает в игру как «ведомый», как дублер, зеркально повторяю­щий действия «левого пилота».

Итак, женщина нарушает нейтральный деколь­теологический фон, бросая вызов (вызывающее поведение). В общем случае (в условиях Большого Города) вызов не содержит персональной адресованности, предназначаясь тому, «кто похвалит меня лучше всех». Правильный отклик предпола­гает знание основ грамматики языка интимьера – увы, далеко не каждый партнер мужского пола спо­собен на это, сказывается близость мужской пози­ции к архаической эротике эксцесса. Разогрев ре­актора и первые объективации вожделения, про­изводимые на синхросексотроне, отличаются особой хрупкостью, неустойчивостью к прямому солнечному свету. Всякая спешка, неосторожность партнера приводят к быстрому охлаждению реактора – коммуникация прерывается. Стоит слишком прямолинейно уставиться в раструб, открываю­щий интимьер соблазнительницы, и обрыв цепи неизбежен.

Конфузы особенно характерны для юношеского периода, когда либидо еще не прошло культурную обработку в духе постгенитальной сексуальности. Одновременное сопряжение в сознании скромно­сти и прозрачного платьица не укладывается в го­лове бедного юноши. Он краснеет, бледнеет, сму­щается (страдания юного Вертера) или сразу же лезет на рожон, действуя по более низкому модусу сексуальности. И в том и в другом случае семиозис прекращается, едва успев начаться, непреодолен­ная десинхронизация останавливает ССТ. Проис­ходит фальстарт Машины Вожделения.

Опытность женщины проявляется в умении са­мостоятельно вести Машину, пока менее опытный партнер не освоится со своей, куда более простой, клавиатурой и не научится попадать в такт: все, что от него пока требуется. Освоение навыков работы на ССТ под руководством знающей и ласковой на­ставницы – это, конечно, идеальный вариант для введения в практику постгенитальной сексуально­сти. Обычная практика обучения «вождению» осу­ществляется методом проб и ошибок, что влечет за собой последствия, иногда сопоставимые по тя­жести с дорожно-транспортными происшествия­ми. Остановка машины вожделения из-за фальстар­та есть нелегкое переживание для обеих сторон, хотя женщина, нажимающая кнопку «пуск» по сво­ему усмотрению, спокойнее переносит срыв, из­влекая полезную информацию для совершенствования запуска. Она может позволить себе запускать ССТ «просто так», в предвидении заведомого фаль­старта, наслаждаясь эффектом провокации. Декольтеологический опыт является специфическим аттрактором в чисто женских беседах: «А он, дуби­ла, как уставился на мои коленки, так его и закли­нило...» Новый тип сексуальности прощает и даже поощряет различные вольности – безнаказанность импровизаций на ССТ это, быть может, главный вклад европейской цивилизации в копилку обще­человеческой чувственности.

Распространение постгенитальной сексуальнос­ти по всему миру являет собой пример колониза­ции – пожалуй, еще более яркий, чем импорт мо­делей потребления или товарная экспансия. При­глашение к самореализации в интимьере создает неодолимую тягу в большие города. Чеховские три сестры не могли ясно выразить причину своего стремления в Москву, но целый сонм провинциаль­ных красавиц устремлялся в мегаполисы, чтобы приумножить страдания юных Вертеров... Ростки новой сексуальности внесли и вносят свой вклад в разрушение ригористических моральных систем, разного рода «фундаментализмов». В долгосрочной перспективе позывы интимьера оказываются дей­ственнее всевозможных политических призывов.

Топография расфокусированной эротики отлича­ется многомерным рельефом: океан фоновой сек­суальности усеян островками персонального выбо­ра. Анонимная адресованность декольтеологического вызова плавно переходит в персональную адресованность, для избранника открывается имен­ной доступ к интимьеру. Но нужно заметить, что в условиях постгенитальной сексуальности выбор друг друга имеет мало общего с эротикой эксцесса – мужское вожделение подвешивается в мерцающей ауре женственности, приобретая хронический, вя­лотекущий характер. Что же касается женщины, то даже самая горячая любовь к одному-единственному не исчерпывает полноты эротического проекта. В сфере фоновой сексуальности оформился осо­бый, автономный модус чувственности, не воспро­изводимый в условиях физической близости с парт­нером. Различия обнаруживаются даже на гормо­нальном уровне: недавние исследования физиологов свидетельствуют о существовании раз­ных типов возбуждения – в одном случае преобла­дающим гормоном является эндорфин, в другом – каталамины. Похоже, что физиология подстраива­ется под освоенный символический ряд, хотя и с некоторым опозданием.

Иными словами, оргазм, получаемый женщиной при контакте с партнером, вполне может быть со­поставлен с порцией наслаждения, получаемой при работе на ССТ. Пока еще, конечно, не приду­мали способа измерять наслаждение, не существу­ет и градуированной шкалы для возможных сопо­ставлений. Но женщина, стоящая на сцене в фоку­се восхищенных взглядов, безусловно испытывает эротический резонанс, сопровождаемый гормо­нальным дождем внутренней секреции. Вообще, поскольку физиологический предел насыщения у человека достигается достаточно быстро, дальней­шее наращивание возможно только за счет рабо­ты синхросексотрона, например, благодаря при­соединению позиции наблюдателя (подглядывающего) и позиции наблюдающего за наблюдающим. Неслучайно Жак Лакан связывает максимум чув­ственности именно с таким позиционным смеще­нием: «На предельном горизонте опыта созерца­ния мы находим этот аспект всевидения в самоудов­летворении женщины, которая знает, что на нее смотрят, при условии если смотрящий не знает, что она знает или не показывает этого. Мир во всевидении, но не в эксгибиционизме – вот абсолютная приманка для взора».

В висячих садах интимьера вызревают самые диковинные и сочные плоды, здесь находятся сме­щенные центры чувственности, связанные с целым пучком физиологических резонаторов. Удачный маневр на ССТ вызывает пульсацию экстра-клито­ра, воображаемого органа, подключенного к реаль­ным аффектам. Кнопка «пуск», как уже было сказа­но, находится в распоряжении женщины, т. е. за­пуск синхросексотрона осуществляется из феминной позиции. Однако кнопка «стоп» далеко не всегда подвластна соблазнительнице, поэтому запуск машины вожделения может иметь непред­сказуемые последствия: ответный взор, пойман­ный в ловушку, легкий флирт, провокация остав­ляют желанную пометку на экстра-клиторе. Но можно нарваться и на более низкий модус сексу­альности и не дотянуться до кнопки «стоп». Впро­чем, продукция ССТ исключительно разнообраз­на, ее диапазон простирается от мягкой сентимен­тальности до жесткого порно. Пожалуй, наиболее интересен перехват управления, когда партнер обнаруживает владение языком интимьера, способ­ность прочитывать сложные тексты, не нарушая логику скрытой явленности. Тогда расставляющая сети сама попадается в них, ибо реактивная сила соблазна выражается длиной пробега на ССТ.

Четные и нечетные такты работы на ССТ принципиально отличаются друг от друга. Правильный ответ на декольтеологический вызов имеет мало общего с девизом поручика Ржевского: выставлен­ная напоказ коленка требует «несимметричных» знаков внимания – демонстрации профессионализ­ма, надежности, тактичности, и, прежде всего, уме­ния поддерживать разговор. Интенсификация «ин­тересной беседы» – это вообще главная мужская часть пробега на ССТ. Дело в том, что мужской полюс постгенитальной сексуальности более арха­ичен – преимущественным источником возбужде­ния здесь является видеоряд. Для женщины, наобо­рот, слово есть прямой возбуждающий стимул, она способна непосредственно-эротически реагиро­вать на культуру, получая наслаждение от поглажи­вания экстра-клитора струящимся логосом. Этим не в последнюю очередь обеспечивается сохране­ние и возрастание массива культуры. С утвержде­нием постгенитальной сексуальности решительно изменяются критерии проноса генов к следующим поколениям. Победителем вполне может оказать­ся весьма неказистый мужской экземпляр, если только он предъявляет абсолютный эротический стимул – гремучую смесь острого ума и хорошей эрекции.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.