Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Симптоматика современности




Изменившиеся очертания современной реально­сти коснулись и сферы эстезиса (aesthesis), наиболее консервативного слоя преднаходимой и культивиру­емой чувственности. Перемещение набора гуманис­тических ценностей из области провозглашаемого в ранг очевидности вызвало изменения в самом про­екте производства человеческого в человеке. Поли­тическое измерение социума в значительной мере утратило свою самостоятельность (собственную гео­метрию, законы которой пытался постигнуть еще Макиавелли) и стало экраном общей духовной демо­билизации гражданского общества.

Новое коллективное самосознание постиндуст­риального мира одержимо травматической реак­цией избегания. Избегание уже касается не толь­ко обращения к основам собственного бытия (к эпохе героического гуманизма), речь идет о запре­те прямого сопоставления слишком очевидных ценностей цивилизации с «рудиментарными» ду­ховными ценностями, которыми руководствуется неевропейское человечество. Жесткая внутренняя цензура в форме политкорректности требует, на­пример, (якобы «за явным преимуществом») снис­ходительно пропускать мимо ушей такие архаичес­кие установки, как представление о том, что есть вещи поважнее, чем мир, и существуют ценности, превышающие ценность человеческой жизни.

Таким образом, перед нами ситуация историчес­кого малодушия, хорошо описанная Ницше, можно лишь констатировать, что ressentiment прошел еще один виток превратности. Полная реабилита­ция экзистенциальных и социальных прав женщины, ознаменовавшая крах фаллократии, достигла следующей фазы. В терминах Фрейда сегодняшняя политкорректность может быть расшифрована следующим образом. Женщина преодолевает «за­висть к пенису», причем настолько успешно, что отсутствие пениса представляется ей теперь несом­ненным преимуществом, вроде отсутствия агрес­сивности и варварства. Далее она начинает пред­полагать у своего младшего братца мужчины «за­висть к отсутствию пениса», глубоко скрытую и болезненную. Но из присущей ей деликатности женщина всячески избегает контекстов, где эта предполагаемая зависть могла бы получить под­тверждение и тем самым фрустрировать несчаст­ного пенисообладателя. Именно таков смысл евро­пейской (вообще западной) политкорректности – не дать почувствовать выходцам из третьего мира (фактическим контр-колонизаторам) вмененную им зависть к отсутствию пениса...

А «выходцы», конечно, многому завидуют – но, как ни странно, именно тем обстоятельством, ко­торым их больше всего боятся унизить, они, безусловно, гордятся. Такое положение дел как раз и до­казывает жизнеспособность контр-колонизации, демонстрируя отсутствие у наследников-бастардов признаков невротизированности и старческого маразма.

Упадок жизненных сил сопровождает глобализа­цию и одновременно является ее содержанием. Симптомы анемии видны повсюду – претерпел изменения даже феномен толпы. С одной стороны безусловная демократизация духовных ценностей (массовая культура) не уступает процессу политической демократизации и даже опережает его «Восстание масс», о котором возвещал Ортега-и-Гасет, свершилось и закончилось безусловной по­бедой этих самых масс. Но поколение победителей не сохранило преемственности с теми, кому выпа­ла основная тяжесть борьбы. Что-то не видно шум­ного торжества победивших бюргеров: «бюргеры» тихи, анемичны и лишь по команде открывают рты и рукоплещут. «Толпа», описанная Тар дом и Лебоном, более не встречается на территории европей­ского континента. Включенные в нее индивиды теперь сохраняют свою атомарность, и это, пожа­луй, самый яркий симптом наступления тотальной анестезии.

Мгновенное коллективное тело, сплавлявшее индивидуальные воли в единую волю квази-субъекта, – пусть тупого и ограниченного, но зато край­не энергичного, – получается теперь очень вялым и вообще рассыпчатым (диссипативным). Прежде толпа вызывала опаску и недоверие, в ней видели передвижную колыбель фашизма, сокрушитель­ную, деструктивную силу. Теперь кинетической энергии хватает лишь на какой-нибудь «День горо­да», карнавал или пивной фестиваль – однако ра­доваться такому смягчению нравов было бы преж­девременно.

Вялый синтез коллективного тела вызван извра­щенной формой заботы о себе. Внедренный до инстинктивного уровня запрет причинять неудоб­ство другому идет вовсе не от великодушия, а, напротив, от малодушного опасения обнажить и об­наружить полноту присутствия. Утраченный навык бытия перед лицом Другого, необходимый и для аутентичности собственного бытия, конечно, не дает «пробудить в себе зверя» – но результатом яв­ляется общее полусонное состояние. Легкая кон­вертируемость собственных прав в точно такие же права первого встречного указывает на одномер­ный режим das Man-присутствия. Бодрийар в дан­ном случае вполне прав: самой тщательно скрыва­емой фигурой коллективного бессознательного является наступившая, наконец, всеобщая друг другу ненужность. Лучше уж вывести на поверх­ность утаиваемый ранее «секрет» капитализма (экс­плуатация под видом заботы), лишь бы не выдать главную военную тайну – взаимную беспомощность и незаинтересованность в обмене присутствием. Таким образом, предварительный диагноз на­личного состояния фаустовской цивилизации прост – анестезия. Почти все резонаторы чув­ственности обесточены, не исключая и инстинк­та самосохранения. Кризис витальности предопределяет многие другие планетарные кризисы, которые тщательно скрываются ложно ориенти­рованным алармизмом и всегда декларируемой готовностью к компромиссу (так теперь принято называть капитуляцию). В сущности, именно ане­стезия граждан и вызванный ею паралич всех ин­ститутов гражданского общества на фоне неуклон­но расширяющейся контр-колонизации, в дей­ствительности и представляют собой содержание глобализации. По инерции еще сохраняются де­мократические институты, этническая самоидентификация европейских народов, но возобновле­ния основ не происходит.

Цивилизация Запада сейчас действительно напо­минает больного, пребывающего в новокаиновой блокаде: реакции ослаблены, сознание прерывис­тое, частично замещенное структурами бреда (о безболезненной интеграции всех различий, о все­мирной экономике и т. д.). На этом фоне события 11 сентября можно рассматривать как болевой шок, попытку привести в чувство одряхлевшее тело со­циума. Не будь сентябрьской встряски, «больной» вполне мог бы тихо скончаться не приходя в со­знание – террористы явно поспешили.

Впрочем, пока мы наблюдаем только неадекват­ные действия спросонья, воспроизводящие пре­жнюю симптоматику практически без изменений. Одновременно засвидетельствованное оскудение эстезиса (анестезия) дает повод провести ревизию позиции художника. Ведь попытки привести в чув­ство стали в какой-то момент самой актуальной за­дачей искусства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.