Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€, мифологи€, религи€ - их сходство и различие как типов мировоззрени€




ћифологи€ - мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледели€. Ђћифї, в переводе с древнегреческого, - Ђслової, Ђрассказї. ћифы - это рассказы о де€тельности предков, богов, героев о происхождении мира различных природных €влений и общественных установлений - норм, обычаев, правил поведени€.

 сенофан: миф Ц это вымысел, сказка, ложь. ј миф о “рое?

— точки зрени€ современного человека мифы - это сказки, фантастические представлени€, выдумки, с помощью которых человек пыталс€ объ€снить окружающий его мир. ƒействительно, мифы со временем станов€тс€ сказками. Ёто происходит, когда в мифы перестают верить, и они больше не €вл€ютс€ частью реальной жизни. Ќо вначале мифы - это реальность, и событи€, в них описанные, воспринимаютс€ как то, что было на самом деле. Ѕолее того, событи€ мифа - это событи€ важнейшие в жизни мира и родового коллектива. ћифы - св€щенна€ истори€ рода. ¬ мифологическом прошлом были заложены основы всего, и только благодар€ этому род может существовать. ћифы дл€ древнего человека така€ же реальность как научные теории дл€ человека современного. — помощью того и другого человек ориентируетс€ в мире, интерпретирует происход€щие в нем процессы.

ћифы не выдумки, а часть реальной жизни. „тобы пон€ть мифологическое сознание, надо пон€ть реальную жизнь, способ существовани€ в мире человека той далекой эпохи.

ћифологическое сознание - это не только древнейшее прошлое. Ёто глубинный пласт нашего современного сознани€. ћифы живут. Ќаше массовое сознание продолжает их творить. Ёто, например, миф о всесилии науки и техники, которые способны избавить человечество от всех бед, мифы о чудодейственных медицинских препаратах, которые способны излечить от всех болезней, об инопланет€нах, о снежном человеке и другое.

¬ мифологическом сознании человек, социум и природа представл€ют собой единое и неразрывное целое, св€занное тыс€чью невидимых нитей взаимодействи€ и взаимопонимани€. Ёто одушевление мифа выражаетс€ в первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Ёволюци€ представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе €влений природы, принимает классическую форму религии. –елиги€ с самого начала есть специфическа€ форма, специфический человеческий способ обживани€ и осознани€ мира, это форма мировоззрени€

–елиги€ (от лат. religio -- благочестие, св€тость) есть форма мировоззрени€, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. ћиф и религи€ взаимосв€заны ‘илософский энциклопедический словарь/ ќтв. ред. Ћ.‘. »льичев. - ћ.: —оветска€ энциклопеди€,1983 - —. 216..

ƒл€ религии мир имеет разумный смысл и цель. ƒуховным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообрази€ €вл€етс€ Ѕог. Ѕог придает целостность и единство всему миру. ќн направл€ет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. » наконец, в лице Ѕога мир имеет Увысшую инстанциюФ, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и пон€тым.

ѕроблема Ѕога, в переводе ее на €зык философии, - есть проблема существовани€ абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. ¬ религии это начало абстрактное, безличностное, а личностное, выраженное в Ѕоге.

–елиги€ опираетс€ на образно-эмоциональную, чувственно-нагл€дную форму воспри€ти€. ¬ерующий человек - субъект религиозного сознани€. “акой человек переживает в реальных эмоци€х свое видение Ѕога, различных картин, св€занных с особенност€ми того или иного религиозного направлени€.

¬ажнейшими атрибутами религии €вл€ютс€ вера и культ. –елиги€ - не рефлексивный тип мировоззрени€.

¬ера - это способ осознани€ мира религиозным сознанием, особые состо€ни€ религиозного сознани€ субъекта.

–елигиозных течений много. “олько в –оссии их свыше 40. ¬ рамках религиозных систем, религиозного сознани€ большое значение приобретают этические представлени€, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, дес€ть заповедей в христианской религии и т. д.).

–елиги€ - форма мировоззрени€, в которой освоение мира осуществл€етс€ через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный. ѕри этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. –елигиозна€ вера - это особое состо€ние сознани€, отличное от уверенности ученого, котора€ базируетс€ на рациональных основах. ¬ религиозном сознании культивируютс€ чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадани€, совести, милосерди€. –елиги€ формирует духовный мир человека.

Ќесмотр€ на близость религии и философии, они различны -- идеализм философский есть теоретическа€ основа религии.

»деализм и религи€ как мировоззрени€ часто решают сходные задачи по объ€снению мира, а также воздействи€ на сознание и поведение человека. »х различие состоит в том, что философи€ есть отражение мира в теоретической, рационально пон€тной форме. ¬ философии сформировалс€ жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, иде€, необходимость и т. д.

—оотношение философии и мировоззрени€ можно охарактеризовать и так: пон€тие УмировоззрениеФ шире пон€ти€ Уфилософи€Ф. ‘илософи€ - это така€ форма общественного и индивидуального сознани€, котора€ посто€нно теоретически обосновываетс€, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

¬ мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. ‘илософи€ как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мысл€щего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждени€ми, но осуществл€ет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. ћировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

‘илософи€ - мировоззренческа€ форма сознани€, однако не вс€кое мировоззрение можно назвать философским. ” человека могут быть достаточно св€зные, но фантастические представлени€ об окружающем мире и о себе самом.  аждый, кто знаком с мифами ƒревней √реции, знает, что на прот€жении сотен и тыс€ч лет люди жили как - бы в особом мире грез и фантазий. Ёти веровани€ и представлени€ играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической пам€ти.

¬ массовом сознании философи€ нередко представл€етс€ чем - то весьма далеким от реальной жизни. ‘илософска€ мысли есть мысль о вечном. Ќо это не значит, что сама философи€ внеисторична.  ак и вс€кое теоретическое знание, философское знание развиваетс€, обогащаетс€ все новым и новым содержанием, новыми открыти€ми. ѕри этом сохран€етс€ преемственность познанного. ќднако философский дух, философское сознание - это не только теори€, тем более теори€ отвлеченна€, бесстрастно - умозрительна€. Ќаучно теоретическое знание составл€ет лишь одну сторону идейного содержани€ философии. ƒругую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознани€ - духовно-практический. »менно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознани€ в целом.

ƒостаточно часто философию определ€ют как систему воззрений, котора€ должна найти себе подтверждение в жизненном опыте и про€вить себ€ в реальных науках. » действительно, именно в том, что философи€ есть рациональное, научно обоснованное мировоззрение, усматривают еЄ сущность многие исследователи. Ќо если суть философии в том, что она есть мировоззрение, то как следует понимать последнее? ћировоззрение традиционно понимаетс€ как система взгл€дов на мир в целом. Ѕыло врем€, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философи€ находилась на высочайшем уровне своего творческого развити€. ќтношение человека к миру - вечный предмет философии. ¬месте с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "„еловеческое" измерение мира измен€етс€ с изменением сущностных сил самого человека.

—окровенна€ цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценност€м.

ќрганическое соединение в философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - определ€ет специфику ее как совершенно уникальной формы сознани€, что особенно заметно про€вл€ет себ€ в ее истории - в реальном процессе исследовани€, развити€ идейного содержани€ философских учений, которые исторически, во времени св€заны между собой не случайным, а необходимым образом. ¬се они - лишь грани, моменты единого целого.

ѕоследовательность философских учений - в основном и главном - такова же, как и последовательности в логических определени€х самой цели, то есть истори€ познани€ соответствует объективной логике познаваемого предмета.

¬ мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. ‘илософи€ как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мысл€щего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждени€ми, но осуществл€ет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. ћировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

‘илософи€ €вл€етс€ одной из основных форм общественного сознани€, системой наиболее общих пон€тий о мире и о месте человека в нем. ¬озникновение философии как мировоззрени€ относитс€ к периоду развити€ и становлени€ рабовладельческого общества в странах ƒревнего ¬остока, а классическа€ форма философского мировоззрени€ сложилась в ƒревней √реции.

‘илософи€ относитс€ к рефлексивному типу мировоззрени€. “акому, в котором содержатс€ размышлени€ над собственными представлени€ми о мире и месте человека в этом мире. ¬згл€д на свое мышление, свое сознание со стороны - одна из черт философского сознани€.

язык философии - не образы, не картинки, а категории, пон€ти€. ‘илософи€ обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. ѕоложени€ философии не просто утверждаютс€, а вывод€тс€, доказываютс€ в соответствующей систематизированной, логически упор€доченной форме.

ѕо своей природе философи€ требует размышлени€, сомнени€, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаютс€ массовой практикой верующих. ‘илософи€ ставит под сомнение предельные основани€ быти€, включа€ само существование мира, в том числе такой вопрос - как возможен мир? ‘илософи€ формировалась в борьбе с религиозно- мифологическим сознанием, она рационально объ€сн€ла мир. »сходные типы мировоззрени€ сохран€ютс€ на прот€жении всей истории.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6216 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

466 - | 416 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.