Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философское учение Аристотеля




 

Аристотель (384-322) - ученик Платона. Родина - полис Стагира. Осн. труды можно разбить на восемь групп: логические («Органон»), общефилософские («Метафизика», «О философии»), физические («Физика», «О небе»), биологические («История животных», «О происхождении животных»), психологические («О душе»), этические («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»), политико-экономические («Политика», «Экономика») и искусствоведческие («Поэтика»)

Предмет «первой философии» - не природа, а то что существует сверх нее. Здесь изложены основные возражения Аристотеля против учителя, которые концентрируются вокруг теории идей Платона. Аристотель считал, что идеи, конечно, есть, и они есть причина вещей. Но вместе с тем, идеи должны быть в самих вещах, а не в каком-то умопостигаемом «втором» мире, «мире идей». Идеи - это общее в вещах. Но общее проявляется в единичном. Следовательно, идеи как «общее в вещах», как «чистые формы вещей» находятся в самих вещах, а не вне них. Аристотель выдвигает ряд аргументов против платоновского понимания идей. Наиболее сильный аргумент Аристотеля состоял в том, что, следуя Платону, мы как бы умножаем сущность вещей и предметов. Например, есть живой реальный человек - Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще «идея человека», еще «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, потому что логически противоречиво. Аристотель выдвинул много аргументов, остроумно доказывающих, что идеи должны быть в самих вещах, а не вне их. По Аристотелю, дело выглядит следующим образом. Каждая единичная вещь содержит идею - «субстанцию» и «субстрат». Несколько осовременивая мысль Аристотеля, можно сказать, что для него каждая вещь имеет «форму» и «содержание». Форма вещи и есть сущность вещи. Например, медный шар. Главное здесь «форма» - шар, а «содержание», или «материя», из которого состоит шар, - медь.

Начала всех аксиом, или основной закон бытия звучит так: «противолежащее не может быть присуще одному и тому же». Отсюда два вывода: 1) небытие не есть бытие (в связке), 2) небытие есть несуществующее (в предикате). В реальности же небытия нет. Кроме этого, он называет четыре первоначала, или высшие причины: формальная причина - сущность, суть бытия и форма (синонимы) - отвечает на вопрос: «Что это есть?», материальная причина - материя как бесформенное и неопределенное вещество и как то, из чего вещь состоит и возникает (материя является носителем возможности, оформляясь, она переходит в действительность, материя пассивна, форма - активна) - отвечает на вопрос: «Из чего?» (он называет пять материальных элементов - землю и воду, которые движутся вниз, огонь и воздух, которые движутся вверх, и эфир, который имеет круговой движение), целевая причина (осуществление целенаправленного процесса) - отвечает на вопрос: «Ради чего?», движущая причина - (источник движения - в перводвигателе) - отвечает на вопрос: «Откуда начало движения?». Изменение вызывается первым двигателем, изменению подвергается материя, а изменение приводит к форме. Все причины извечны и присущи практически всем вещам.

Выводы Аристотеля: 1. Мир один. Он духовно-материальный, реально существующий мир. 2. Вещи и процессы реального мира надо познавать из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не «запредельный» мир идей. 3. В центре познания должны быть не абстракции и схемы ума, а сами вещи и процессы. Тогда и наука оправдана, она получает смысл развития в познании реального, а не «запредельного» мира.

Поскольку самопознание движется через понятия, то существуют схемы и законы движения понятий, которые являются орудием науки, орудием мышления. Схемы и законы движения понятий изучаются логикой. Значит, логика и есть орудие науки, орудие мышления. Научить логике можно любого человека, имеющего определенные способности. Таким образом, нам доступно постижение сущности вещей и процессов мира, в котором мы живем. Для этого надо изучать этот мир при помощи логики, в которой большое место он отводил силлогизму. Пример: 1.«Все металлы электропроводны», 2. «Медь - металл», 3. «Медь - электропроводна».

Разработанные Аристотелем категории начала, причины, формы, материи, возможности, действительности, движения, места, времени, бесконечности, непрерывности и др. до сих пор остаются одними из главных в философии.

Основные идеи Аристотеля:
1. Учение о 4-х причинах возникновения всякого предмета (формальная, материальная, действительная, целевая причины)
2. Создание формальной логики - учение о формах и законах мышления. Основные законы мышления: закон тождества, закон непротиворечий, закон исключенного 3-го.

Основные формы мышления:
1. Понятие - логическая форма мышления, которая обозначает класс предметов на основании их существенных свойств или характеристик (стол, стул, здание, человек)
2. Суждение - логическая форма мышления, в которых на основе связи между понятиями человека утверждается или отрицается. Структура суждения:
- субъект (S) - то, о чем говорится в суждении (объект высказывания)
- предикат (Р) - то, что говорится о субъекте.
- связка (и/или/некоторые/все) - способ связи субъекта и предиката.
3. Умозаключение - форма мышления, в которых на основании 2-х известных суждений получается новое суждение. Структура умозаключения:
- исходное суждение называется посылки (от 2-х и более)
- новое суждение называется вывод.

Учение об окружающем мире. В основе которого изменение окружающего мира должна находится неподвижная причина (перводвигатель) Перводвигателем является БОГ.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1886 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2529 - | 2380 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.