В рукописном оригинале хроники Могилева один из летописцев, Т. Сурта на обороте 3-го листа, а последующий летописец Трубницкий на 67-м листе указали, что нет никаких сведений, откуда Могилев получил свое название. По их мнению, название города произошло от сочетания двух слов «Могий и Лев» - могучий лев, так как на протяжении предыдущих столетий город, как могучий лев противостоял войнам, бедствиям и невзгодам.
Однако существует ряд легенд о возникновении названия города.
Одна из них связана с именем галичского князя Льва Даниловича Могия (могучий лев). Согласно сообщению Могилёвской хроники в 1267 году на излучине Днепра при впадении в него речки Дубровенки по велению князя был построен замок. Возле этого строения стали селиться рыбаки, ремесленники и торговцы. С той поры многое изменилось, не стало старого замка. Археологам так и не удалось обнаружить следы этого замка. Правда, в одной из памятных книжек Могилевской губернии за 1861 год указывается, что по преданию основание города связано не с возведением замка, а с построением церкви.
Некоторые исследователи считают, что название Могилева происходит от имени Полоцкого князя Льва Владимировича (Льва Могучего).
Согласно самой известной легенде, некогда на месте Могилева, в бескрайнем лесу был разбойничий притон атамана Машеки. Машека был человеком необыкновенной силы, вырывавший с корнями деревья. Сначала он был мирным крестьянином, но когда боярин-самодур отнял у него невесту, Машека взбунтовался и стал мстить за причиненную обиду. Могучий богатырь погиб, погиб от руки своей любимой, ставшей женой боярина. Простые люди похоронили богатыря на высоком берегу Днепра и насыпали над могилой курган. Место получило название «Могила Льва», а город здесь возникший, имя Могилев. Расположенная недалеко гора, стала называться Мышаковской или «Мышаковкой». В настоящее время на Мышаковке расположен микрорайон Юбилейный.
Известный белорусский поэт Янка Купала, вдохновившись романтикой легенды, написал поэму «Могила Льва», которая заканчивается следующими строками:
«… И ту высокую могилу,
Где лес угрюмо распевал,
За мощь Машеки и за силу
«Могилой льва» народ прозвал.
Над нею - скоро иль не скоро –
Упали тысячи дерев,
И у могилы вырос город,
Носящий имя Могилев.»
Легенда продолжает жить и сегодня - недавно в Областном драматическом театре состоялась премьера пьесы «Машека» Сергея Ковалева.[1.].
Глава 3. Детство города (V-XV вв.)
Местность нынешнего Могилева была населена уже в V столетии. Во всяком случае, в XI в. заселение здесь уже имело место, чему есть доказательства.
В XII в. Могилев, потенциально, являлся центром феодального заселения – возможно, он осуществлял и деятельность в качестве укрепления. Обнаружение предметов, присущих монголо-татарам, приносят предположение, что они повинны в разрушении города.
Первое сообщение о Могилеве в летописях относится к XIV в. В это время город входил в территорию ВКЛ. В конце данного столетия Могилев оказался в составе земель Ядвиги, как указано выше, супруги Ягайло. По преданию, Польше жизненно требовалось воссоединение с ВКЛ. Для этого Ядвиге и Ягайле требовалось обвенчаться.
Противоречия городских верхов и простых горожан приводили к общественным конфликтам, что наиболее ярко проявилось в Могилевских восстаниях 1606—1610 гг.
С конца XVI в. в связи с Реформацией, Контрреформацией и введением Брестской унии 1596 г. в Могилеве обострилась религиозная борьба. Подавляющее большинство могилевских мещан исповедовало православие, для его защиты создавало свои организации — братства. В 1597 г. создано братство при Спасской церкви, позже при церквях Преображенской (1605 г.), Богоявленской (1633 г.) и др. Они значительно влияли на формирование образования.
В Северную войну 1700—1721 гг. Могилев пострадал от шведских и российских воинов. В 1745 г. в городе был 1301 дом, около 10,5 тыс. жителей. С 1772 г. после 1-го раздела Речи Посполитой в составе Российской империи, центр новосозданной Могилевской губернии. С назначением в 1773 г. С. И. Богуша-Сестранцевича бискупом Могилевской Римско-католической епархии город стал центром всех католических приходов Российской империи. В 1774 г. Богуш-Сестранцевич основал здесь Могилевское издательство.
Заключение
Археологическое изучение Могилевщины берет свои истоки с начала XIX в. Большой вклад в это дело внесли в дореволюционное время Е.Р. Романов, в довоенный период – К.М Поликарпович, А.Д. Коваленя, А.Н. Лявданский, В.Р. Тарасенко.
В последние десятилетия наиболее значительные археологические исследования провели Л.В. Алексеев, И.И. Артеменко, В.Ф. Копытин, И.А. Марзалюк, А.А Метельский, Л.Д. Поболь, Я.Г. Риер, А.А. Седин и др.
В результате получен значительный материал, характеризующий материальную культуру минувших эпох, вышла из печати многочисленная научная и научно-популярная литература.
Археологические памятники Могилева являются значимой частью историко-культурного наследия и богатейшим источником познания материальной культуры, хозяйственной деятельности и общественных отношений населения региона начиная с самых древнейших эпох. Наш долг – сохранить для последующих поколений этих свидетелей седой старины.[4.].
Список литературы
1. Марзалюк, І. А. Гарадзішча Змяёўка (Пелагееўскае гарадзішча) у Магілёве. Археалагічнае даследаванне / І. А. Марзалюк, Я. Р. Рыер. — Магілёў: УА «МДУ імя А. А. Куляшова», 2010.
2.Могилевский портал [Электронный ресурс]/ Восточная Беларусь. Поднепровские и посожские города. – Могилев, 2014. - Режим доступа: http://www.mogilev.by. – Дата доступа: 20. 06. 2015.
3. О. Левко. Археологическое наследие Беларуси. Изд-во «Беларуская навука». - 2012.
4. Могилевский портал [Электронный ресурс]/ Древнейшая история Могилевщины. – Могилев, 2014. - Режим доступа: http://www.mogilev.by. – Дата доступа: 20. 06. 2015.
5. Могилевский деловой портал [Электронный ресурс]/ Археология. Предыстория. – Могилев, 2010. – Режим доступа: http://www.0222.by. – Дата доступа: 20. 06. 2015.