Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Изобразительно-выразительные средства языка




Модульный контроль - 3

Изобразительно - выразительные средства языка в судебной практике

Подобрать примеры из судебной практики (юридической риторики) риторических троп, стилистических фигур, риторических приёмов, фразеологизмов в виде таблицы (см. приложение). Рекомендуется использовать:

1. Хрестоматию по судебному красноречию (любые издания).

2. Кувакина Н. Н. Основы судебного красноречия. М.: Норма, 2011.

3. «Живую» судебную практику Хабаровских судов.

4. Послание Президента на 2013 г.

Прим.: 1) Один пример = 2-5 баллов.
2) Одинаковые примеры оценки не подлежат.

Троп или фигура Дефиниция Пример
Метонимия - троп      
Синекдоха - троп      
Гротеск - фигура      
Анафора - фигура      
Антитеза - фигура      
и т. д.      

 

Изобразительно-выразительные средства языка

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

В.Короленко

В качестве средств художественной выразительности писатели и поэты используют различные тропы и приёмы. (Троп - это употребление слова в переносном значении, которое формирует яркие смысловые оттенки. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности.)

1. Метафора - употребление слова в его переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (слова - загадки) Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности. Являются выражением индивидуально- авторского видения мира, образа...   Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен час. (А. Блок)  
2. Метонимия -   троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности. Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа   ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" – подразумеваются деревья; и т.п.). Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит... ( А.С. Пушкин)
3. Синекдоха -   троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.   Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности. Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа - Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? (М. В. Лермонтов)  
4. Олицетворение -   перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, наделение предметов признаками и свойствами человека   Помогают передать мысли и чувства автора, его настроение. Используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия.   Душа поёт, река играет.... Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые?  
5. Сравнение -   слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой, уподобление   Помогает, кроме основного признака, выявить ряд дополнительных, что обогащает впечатление от художественного образа. В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя... (А.С. Пушкин) Принакрылся снегом, точно серебром  
6. Перифраза - замена одного слова описательным выражением, передающим смысл   Помогает избежать повторения. Придает повествованию выразительность и торжественность.   «царь зверей» - вместо «лев» Вечный город. (Рим)  

 

7. Гипербола - преувеличение Преувеличение размеров, силы, красоты, значения описываемого явления В сто сорок солнц закат пылал…
8. Литота намеренное преуменьшение Преуменьшение размеров, силы, красоты, значения описываемого явления Мальчик с пальчик.  
9. Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему   Образно характеризует предмет, явление/ подчёркивает характерное свойство предмета. Передает впечатления автора. Придает тексту яркость, художественную выразительность, образность. Раскрывает или уточняет значение слова в тексте. «...твои небесные черты!» «парус одинокий», «роща золотая».  
  Аллегория -   образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа   Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.   Лев – сила, власть; правосудие - женщина с весами.  
  Гротеск -   изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.   Используется для характеристики Придает повествованию выразительность   Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина друга? (В. Маяковский)  
  Ирония - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.   Используется для характеристики. Придает повествованию выразительность. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение   Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот. (Ф.И.Тютчев)  

 

 

Стилистические фигуры (приёмы)

Приём - особые, зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания

 

1. Антитеза   Яркое противопоставление сравниваемых понятий усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия. Дома новы, да предрассудки стары. (А.Грибоедов)
2. Анафора   (единоначатие) - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание, выделяет такие параллельные элементы и позволяет свести в один ряд различные по строению и синтаксическому уровню конструкции (например, отдельное словосочетание и предложение), соотнося с одним и тем же предшествующим или последующим элементом. Вместе с тем анафора развертывает веером содержание речи в определенной смысловой точке изложения. Люблютебя, Петра творенье, Люблютвой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин)  
3. Инверсия положение членов предложения в особом порядке, нарушающем так называемый прямой порядок, с целью усилить эмоциональность речи. Об инверсии можно говорить тогда, когда с её применением ставятся стилистические задачи - повышение ности речи. Изумительныйнаш народ! Рукумне подал на прощанье.  
4. Градация   нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. интенсивность значения каждого последующего члена ряда нарастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин).  
5. Умолчание это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном. Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (Пушкин)  
6. Повтор слова   избыточное повторное употребление слова или синонима, посредством которого уточняется или подчеркивается оттенок значения слова или авторское отношение к обозначаемому предмету.  
7. Эллипсис намеренное опущение слова или оборота, которые предполагаются по смыслу, что создает значимую незавершенность речи. Достигается динамичность и МЫ села – в пепел, грады – в прах, мечи – в серпы плуги (Жуковский) Офицер – из пристолета, Тёркин в мягкое штыком

 

    сжатость речи, передается напряженная смена действия. (Твардовский)
7. Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев-Кумач). Уметь говорить - искусство. Уметь слушать -культура. (Д.Лихачёв)
8. Риторические!? Р? это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению, усиливает эмоциональность высказывания, его выразител ьность. Р!. звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью Р. обращение сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи. Знаете ли вы украинскую ночь? 0, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь) Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин).
9. Оксюморон сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта. Оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению. Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин). Наступило вечное мгновение. (А. Блок). Нагло скромен дикий взор. (Блок)
  Многосоюзие стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Куприн)
  Бессоюзие стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (Пушкин)
  Эпифора вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник! Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1403 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2159 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.