Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќтветственность за самого себ€




„увство ответственности за самого себ€ уступает по значимости лишь умению строить взаимоотношени€.

Ќередко безответственность €вл€етс€ следствием низкой самооценки, непри€ти€ самого себ€, отсутстви€ чувства собственного достоинства. „еловек, который ненавидит себ€ и не принимает себ€ таким, каков он есть, через призму непри€ти€ и самоотрицани€ смотрит и на окружающих его людей.   сожалению, в современной церковной действительности подобное отношение к себе становитс€, если можно так выразитьс€, фоном душевного окормлени€. ћой хороший знакомый рассказал, что на проповеди в одном московском храме он услышал, как св€щенник в течение п€тнадцати минут шесть раз назвал своих слушателей "ничтожествами": "ничто≠жест≠вами, вызванными Ѕогом из небыти€", "ничтожествами по своим грехам", "сами по себе Ч ничтожества", "ничего не значащими ничтожествами"...  ак тут не вспомнить знаменитого капитана ¬рунгел€: " ак вы €хту назовете, так она и поплывет".

—амоуничижение, самобичевание характерно не только дл€ российского менталитета, но и вообще дл€ ¬остока. ќб этом замечательно написал в своих работах ¬.—. —оловьев. ќн отмечает различие ментальности западного и восточного человека в том, что последний, в отличие от западного, формировалс€ в атмосфере жизни под деспотией, в атмосфере подавлени€ человеческого достоинства.   сожалению, это наследие плавно перетекает в наше религиозное мировоспри€тие, характерными чертами которого станов€тс€ самобичевание, самообвинение, "негожество" и "убогость", пон€ти€, которые прочно укоренились там, где должны бы сто€ть ≈вангельские убеждени€ о собственной идентичности: "¬ы Ч соль земли... ¬ы Ч свет мира... “ак да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославл€ли ќтца вашего Ќебесного" (ћф. 5, 13-16). "ј тем, которые прин€ли ≈го, верующим во им€ ≈го, дал власть быть чадами Ѕожиими, которые ни от крови, ни от хотени€ плоти, ни от хотени€ мужа, но от Ѕога родились" (»н. 1, 12-13).

ћногие люди бо€тс€ свободы, оправдыва€ это тем, что мы не можем верить самим себе. —реди неофитов огромное количество людей, которые имеют очень заниженные представлени€ о самих себе, ругающих себ€ самыми последними словами...

Ќередко мне приходитс€ задавать люд€м вопрос: Ђј что ’ристос делал с самооценкой людей?ї. ≈сли мы считаем себ€ учениками ’риста, то прежде всего давайте обратим внимание на то, как обращалс€ с самооценкой людей наш Ѕожественный ”читель. «авышал ее или занижал? ѕредставьте, ’ристос собирает толпу простого народа: не академиков, не кандидатов наук, а рыбаков, земледельцев, простецов и говорит: "¬ы Ч свет миру", "¬ы Ч соль земли". √оворит простому рыбаку: "я на тебе утвержу ћою ÷ерковь, и врата ада не одолеют ее". „то человек при этом чувствует? —обственное ничтожество или собственную значимость в очах Ѕожиих?

√осподь давал люд€м разрешение действовать: "дерзай!". ќн не превращал людей в беспомощные и жалкие существа, помогал люд€м обрести веру в собственные силы, в важность и значимость их земного предназначени€, в способность каждого человека стать чудотворцем: "»стинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного дл€ вас" (ћф. 17, 20).

Ѕезусловно, √осподь помогал каждому человеку почувствовать собственную ценность, осознать в себе печать Ѕожественного образа, ощутить, что каждый человек бесконечно дорог Ѕогу и любим »м. јрхимандрит —офроний (—ахаров) в своей книге "–ождение в ÷арство непоколебимое" пишет об этом так: "≈сли принимать себ€ лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество вс€кого рода беззаконий; и в действительности, счита€ себ€ низшими существами по отношению ко ’ристу, люди (да не покажетс€ сие неким преувеличением) отказываютс€ следовать за Ќим на √олгофу. ”мал€ть в нашем сознании предвечный замысел “ворца о человеке не есть показатель смирени€, но заблуждение и более того Ч великий грех... ≈сли в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себ€ хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающа€ себ€ без остатка, целиком и до конца".

≈сли человек уверен в собственной ценности, если знает, что у него есть определенна€ цель, задача, дл€ осуществлени€ которой он родилс€ на этой земле, то, осознава€ это, он может Ѕ–ј“№ ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№ за различные стороны собственной жизни. ≈сли же в глубине сердца человек осознает себ€ ничтожеством, никчемностью, ничего не значащим и ничего не могущим существом, он ни на что не способен, он чувствует себ€ в этом мире лишним. » дл€ того, чтобы хоть как-то уйти от чувства тревоги, дискомфорта по этому поводу, он ищет сильного лидера, который будет помыкать им и распор€жатьс€ им, как собственностью, возьмет ответственность за его жизнь на себ€.

√осподь наш »исус ’ристос давал люд€м разрешение действовать. ќн показал пример очень оптимистического настро€ на жизнь, утверждал, что все возможно верующему. я думаю, что если мы в полноте довер€ем ’ристу, мы действительно должны стремитьс€ быть теми людьми, каковыми √осподь хочет видеть нас. Ќередко приходитс€ сегодн€ встречать людей настолько зан€тых осмыслением собственной греховности, что уже совершенное »исусом ’ристом на √олгофском кресте спасение не попадает в поле духовного зрени€ человека. ј ведь то, что больше всего занимает мысли человека (сознательно или неосознанно), обычно отражаетс€ в поведении и становитс€ €вью: Ђкаковы мысли в душе его, таков и онї (ѕрит. 23, 7).

»менно поэтому так безуспешна дл€ многих людей Ђборьба с помысламиї; они посто€нно думают о том, о чем Ђне надо думатьї, вместо того, чтобы думать о Ћюб€щем и ѕрощающем Ѕоге.

Ќужно прежде всего определитьс€ с тем, чего на самом деле хочетс€, вместо того, чтобы мысленно вращатьс€ по кругу бесконечного осмыслени€ своей греховности. ¬едь √осподь наш повелел "прежде всего искать ÷арстви€ Ќебесного и правды его" (ћф., 6, 33), пообещав, что все остальное приложитс€ само собой.

„еловеку очень трудно прин€ть незаслуженную милость Ѕожию, подаваемую в прощении. ’очетс€ "заслужить" прощение, оказатьс€ "достойным". ѕоэтому одним из важнейших моментов христианской жизни мне видитс€ смиренное, несмотр€ на сильное (дл€ многих) желание самобичевани€, прин€тие от √оспода этого прощени€, прин€тие невыразимой словами Ѕожьей любви, "ибо —ам ќтец любит вас, потому что вы возлюбили ћен€" (»н. 16, 27), дающей силы и радость жить, осознание себ€ прощенным и желание дальше двигатьс€ по дороге собственной жизни.

 аждый человек Ч дит€ Ѕожие. „аще всего мы слышим, что мы грешники и свыкаемс€ с этим. ƒа, мы Ч грешники, но прежде всего мы Ч ≈го дети, Ђа если дети, то и наследники, наследники Ѕожии, сонаследники же ’ристуї (–им. 8, 17). ≈сли бы нам чаще напоминали об этом, может быть, у нас вырабатывалось бы осознание нашего достоинства во ’ристе. ћногие из нас помн€т о том, с какой высоты мы упали, но совершенно не думают (или не знают) о том, на какую высоту нас вновь восстанавливает наш √осподь. „аще всего нам напоминали о €ме, в которой мы находимс€, и мы привыкали к этой €ме, соглашались с ней.

ќ том, к чему мы призваны, о том, что каждому из нас уготована обитель в Ѕожьем ÷арстве (»н. 14, 2), мы должны слышать чаще. —вое достоинство мы должны поддерживать стремлением жить так, как жил »исус ’ристос, у нас должны быть такие же чувства, как и у Ќего, Ђибо в вас должны быть те же чувствовани€, какие и во ’ристе »исусеї (‘ил. 2, 5).

ћы должны укрепл€ть чувство достоинства Ѕогосыновства внутри нашего сердца. Ќе внешними действи€ми мы можем показать свое достоинство, а стремлением жить без греха, стремлением жить в верности Ѕогу, жить, как учат св€тые отцы, ≈го Ѕогочеловеческой жизнью.

 роме того, ответственность за самого себ€ включает четкое осознание того, за что мы отвечаем, а за что нет. ”мение когда нужно отказать или прин€ть чужой отказ Ч это ценный дар, одно из про€влений ответственного поведени€. ”мение отказывать... Ќередко наша безответственность про€вл€етс€ прежде всего в том, что мы не отказываем, поддава€сь на уговоры, но, в силу ограниченности времени и ресурсов, не исполн€ем. „асто это происходит потому, что мы очень боимс€ разочаровать в себе других людей. ѕеред тем как кому-то что-то пообещать, нужно все взвесить, подумать Ч "ј смогу ли € это сделать?". » еще: "я действительно хочу послужить человеку или же мне просто не хочетс€ развенчать его хорошее представление обо мне?". Ќу а если мы пообещали, то нужно быть верными данному слову.

Ќередко люди разрушают свой авторитет и отношени€ с другими тем, что обещают и не выполн€ют своих обещаний. ƒелают они это непреднамеренно, бо€сь быть отвергнутыми, если скажут твердое: "Ќ≈“!". “акие люди берутс€ сразу за многое, но не успевают сделать толком ничего или выполн€ют очень маленькую долю своих обещаний.

¬ажно научитьс€ правильно относитьс€ к отказам со стороны других людей. ≈сли человек нам отказывает, значит он все взвесил, прикинул и пон€л, что он не сможет сделать обещанного. ”мение дать твердый отказ Ч одно из свидетельств личностной зрелости человека.

Ќам всем приходилось общатьс€ с людьми среднего возраста, чь€ мера ответственности находитс€ на уровне четырнадцатилетнего подростка. “акие люди закатывают истерики, обижаютс€ или просто уход€т (Ђпроваливаютс€ї) в себ€ (Ђлишь бы только не ссоритьс€ї).  огда они были маленькими детьми, их не научили ответственности за свои поступки, за создаваемую жизненную ситуацию. ѕроцесс переучивани€ взрослого требует огромного труда.

 

* * *

ћне кажетс€, что € Ч ответственный человек и считаю, что на моих плечах слишком т€жела€ ноша. „то делать, чтобы не чувствовать себ€ виноватым, когда € не справл€юсь со всеми задачами?

Ч Ќе €вл€етс€ ли т€жесть, которую вы ощущаете, следствием того, что вы вз€ли на себ€ слишком много об€зательств? ¬ы вз€ли эти об€зательства перед самим собой или перед другим человеком? Ѕыть может, вы чувствуете себ€ ответственным за счастье других? ≈сли последнее предположение наиболее веро€тно, если вы вз€ли на себ€ слишком много об€зательств, то здесь только ваша ошибка Ч только от вас зависит, сколько их брать. ћожет быть, вам трудно пересмотреть свои об€зательства?

“аким образом, чтобы освободитьс€ от бессмысленного самообвинени€, вам следует изменить ваши представлени€ о себе. ¬озможно, вы слишком много требуете от себ€. Ёто важно Ч уметь пересматривать об€зательства по отношению к другим или к самому себе, когда вы чувствуете, что вз€ли их слишком много или слишком быстро дали свое согласие. ¬месте с тем очень важно помнить, что и другие люди могут освободитьс€ от об€зательств по отношению к вам. » необходимо признать, что они имеют на это такое же право, как и вы.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 854 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1177 - | 1134 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.