Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государственно-управленческая мысль в древние и средние века




 

""Эмпирический и теоретический материал о самом институте государственной администрации и о нормах его регулирования (административном праве) можно с точки зрения эволюции этих феноменов, |сгруппировать в три хронологических блока.

Первый блок относится к периоду, когда государственной администрации как института власти, урегулированного правом, т. е. в совре-4ном его значении, не существовало.

В Древней Руси (IX—XIII вв.) отношения между правителями управляемыми выстраивались на основе обычаев, традиций, а те законы, которые были и регулировали эти отношения, относились к отрасли судебного права. Отсутствие норм административного права не означало, конечно, отсутствие государственно-административного Явления как общественного явления и внимания мыслителей правлению.

Государственно-административное управление в древние века означало:

— сбор налогов с подданных;

— поддержание порядка в обществе в племенах и между племенами;

— организацию и благоустройство городов;

— решение споров и конфликтов;

— обеспечение общей безопасности.
Государственно-управленческая мысль в древние времена возникла

'развивалась как политическая, политико-правовая мысль. Закладывались теоретические основы понимания роли государственной власти и права, соотношения власти — общества — личности в реализации управленческих отношений. Эти вопросы нашли свое отражение в трактатах мыслителей античной эпохи Аристотеля, Платона, Полибия, Цицерона, Конфуция.

Уже в работах древнегреческих ученых Платона и Аристотеля по­являются одновременно однокоренные слова: полис — город — госу­дарство; политика — общие, полисные (государственные) дела, искус­ство жить вместе; полиция — искусство домоправления в полисе, го­сударстве. В трактате «Политика» Платон обращал внимание на общую для всех народов природу государственного управления, назы­вал «умением управлять людьми», одним из «сложнейших и самых труднодостижимых умений», «... назовут ли его искусством царство­вать, государственным искусством или искусством домоправления — нам нет никакой разницы»[2].

Государственно-административное управление как мысль об адми­нистративной политике наиболее ярко представлено трактатами мыс­лителей древних Индии и Китая — мощных по тому времени центра­лизованных деспотических государств.

Древняя Индия подарила человечеству своего рода учебник, прак­тическое руководство по управлению государством — трактат «Артхашастра», переведенный авторами русского текста как «Наука полити­ки»2. Древнеиндийские мыслители признавали учение о государствен­ном управлении «единственной наукой», ибо с ней «связаны начала всех наук», оно «исследует верную и неверную политику, приносит пользу людям, укрепляя дух в бедствии и в счастье и давая умение рассуждать, говорить и действовать». Наука о государственном управ­лении объяснялась как средство «для обладания тем, чем не обладаем, для сохранения приобретенного, для увеличения сохраненного, и она распределяет среди достойных приращенное добро». Учиться этой науке предлагалось у теоретиков и практиков: «...от слушания появля­ется понимание, от понимания — приложение к практике, от прило­жения к практике — полное самосознание. В этом смысл науки».

Артхашастра содержит практические рекомендации правителям о методах управления людьми, о назначении министров, отборе чи­новников на службу, делении чиновников на совершенных, средних и плохих на основе длинного перечня требований. Особый раздел трактата именуется «Обязанности царя». В целом трактат — уникаль­ное произведение, дошедшее к нам из глубин истории и свидетельст­вующее о зарождении государственно-управленческой мысли. Хотя,

конечно, науки государственного управления в современном ее пони­жи в древние века не было.

Государственно-управленческая мысль в средние века, и в основе её— опять же идея о всеобщем благе, всеобщей пользе и роли в этом государственной власти, приобрела теологический характер. Она нашла освещение в учениях Святого Августина, Ф. Аквинского, М. Падуанского; в Древней Руси — в первом политическом трактате «Слове о законе и благодате» митрополита Иллариона, учении игумена Иосифа Волоцкого.

В период позднего Средневековья в трудах Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Т. Гоббса и ряда других мыслителей намечается тенденция рассмотрения государства как юридического механизма, обеспечивающего осуществление управленческих и регулятивно-охранительных функций в борьбе с раздробленностью государств на удельные владения. Функции собственно административного управления в этот период концентрировались в границах княжеств, осуществлялись правителя-, дворовыми служителями и не регулировались нормами права. Второй блок эмпирического и теоретического материала, свидетельствующего о развитии практики и мысли государственного управ-1ия, связан непосредственно с формированием института государстВенной администрации и полицейского (административного) права XVII—XIX вв.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 958 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2272 - | 2094 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.