Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Поведенческие постулаты в институциональной теории 3 страница




Идеи, которые являются предметом рассмотрения в этой главе, в основном опираются на утверждение, сделанное в главе 3, о том, что переработка информации — это ключ к пониманию более сложных моделей поведения, вытекающих из модели ожидаемой полезности. Но в той главе главное внимание было уделено вопросу о неполноте информации и, следовательно, необходимости институтов для струк­турирования человеческих взаимоотношений. В данной главе мы со­средоточимся на том, каким образом культурный фильтр обеспечивает непрерывность, благодаря которой неформальные решения проблем обмена, найденные в прошлом, переносятся в настоящее и делают чрехние неформальные ограничения важным источником непрерыв­ности в ходе длительных социальных изменений.

Я начну с изучения человеческого взаимодействия, в котором нет никаких формальных правил. Как сохраняется порядок в "бхцестве, не имеющем государства? Антропологическая литература


ss

Част1

 


 


весьма обширна, и хотя многие антропологические выводы небесспор. ны, они не только имеют важное значение для исторических исследо­вании и анализа вопросов поддержания порядка в первобытном обще­стве, но и могут быть полезны для изучения неформальных ограниче­ний в современном обществе. Опираясь на классическое исследование Эванс-Притчарда о племени нуеров, Роберт Бэйтс в 1987 году писал по поводу неформальных ограничений:

Эванс-Притчард с удивлением отмечает, что вопреки угрозе воровства ц столкновений, нуеры живут друг с другом довольно мирно. Если они хотят отбить скот, то обычно нападают на чужих, а не на своих. Каким-то образом нуерам удается избежать драматических последствий, к которым могло бы привести преследование личных интересов. Причем это достигается в отсут­ствие тех формальных институтов, которые являются обычными для запад­ных обществ и направлены на сохранение безопасности и предотвращение насилия: суды, полиция и т.д. (Бэйтс, 1987, с. 8).

Далее Бэйтс описывает, как выплата вознаграждения другим членам племени за причиненный ущерб, а также боязнь внутрен­них раздоров способствуют порядку внутри племени. Он отмечает, как эти формы сотрудничества вписываются в современную тео­рию игр. Они помогают избежать одноразового варианта "дилеммы заключенного", в котором игроки решают применить насилие, в результате чего ухудшается благосостояние каждой семьи в составе племени. Вместо этого разыгрывается итеративный вариант дилем­мы, и угроза внутренних раздоров подталкивает семьи к тому, что­бы соблюдать порядок и воздерживаться от угона скота у других семей. Самое важное — в том, что именно в рамках одной и той же семьи одни ее члены удерживают других от нападений на сосе­дей, потому что война внутри племени, однажды вспыхнув, нане­сет ущерб каждому члену племени.

Как показывает обширная антропологическая литература о первобытном обществе, обмен внутри племени представляет дале­ко не простую процедуру. Тесная социальная общность в отсутст­вие государства и писанных правил порождает весьма устойчивые неформальные структуры. Об этом в 1974 году прекрасно написала Элизабет Колсон:

Неважно, как мы их назовем — обычаями, законами, привычками или нор­мативными правилами. Важно то, что человеческие сообщества, такие, как Тонга, не позволяют своим членам вести себя как заблагорассудится и тша-телъно регулируют их поведение. Для этого используется набор правил, или стандартов поведения, которые определяют действия членов племени в раз­личных ситуациях. В общем и делом эти правила имеют целью предотвраще­ние конфликта интересов, определяя, чего каждый член племени может ожи­дать от других. Это сдерживает запросы и позволяет племени оценивать пове­дение каждого члена, тем самым благоприятствуя положению дел в племени...

В то же время правила сужают поле для социального конфликта, пото­му что члены племени тесно соприкасаются друг с другом и каждый хочет


Глава 5

 

 


 


получить от соседа поддержку и внимание. Хотя в некоторых случаях пле­менные правила могут спровоцировать конфликт, в целом они снижают ве­роятность возникновения поводов для враждебности. Степень неопределен­ности во взаимных отношениях снижается скорее благодаря конкретным правилам поведения в тех или иных ситуациях, чем требованиям и предписа­ниям общего характера. Члены племени получают возможность в повседнев­ной жизни опираться на набор приоритетов, которые считаются легитимны-ми... Во время пребывания в племени Тонга мне пришлось усвоить, что я не имею нрава давать что-либо одному из членов племени по своему усмотре­нию, потому что это оскорбит остальных — тех, кто ничего не получил- Пра­вила не решают всех проблем; они просто упрощают жизнь-Правила задают рамки для организации совместных работ. Чтобы сис­тема социального контроля эффективно действовала внутри сообщества, пра­вила должны дополняться стандартами и некоторыми мерами наказания. Распространенное явление среди таких народностей, как Тонга, — наличие специальных наблюдателей, которые следят за тем, как какой-либо член об­щества выполняет конкретную работу и насколько она соответствует приня­тым стандартам, чтобы на этом основании сделать обобщенное [sic!] сужде­ние о данном человеке и таким образом получить представление об его пове­дении в будущем. Наблюдение производится в течение длительного времени, и в конце концов наблюдатели приходят к общему мнению (Колсон, 1974, с. 51-53).

Из работ Колсон и других антропологов можно сделать не­сколько выводов. В тех обществах, которые они описывают, поря­док является результатом тесного совместного существования, бла­годаря которому люди хорошо понимают друг друга. Угроза вспышки взаимной вражды — постоянно действующий фактор, поддерживающий порядок, потому что от раздоров пострадают Другие члены общества^. Отклонения от норм поведения не допус­каются, потому что они представляют очень серьезную угрозу ста­бильности и безопасности всего общества.

Предложенная Ричардом Познсром в 1980 году модель перво­бытного общества, позволяющая объяснить многие институцио­нальные характеристики примитивных племен, весьма похожа на ту модель, которую я разрабатываю в этой книге (хотя моя модель не предполагает тех выводов о максимизации общественного бо­гатства и эффективности, которые изложены в работе Познера). Согласно Познеру, высокие информационные издержки, отсутст­вие эффективного управления, ограниченное количество товаров и °граниченная торговля, недостаток запасов продовольствия и очень низкая выгодность нововведений порождают набор общих характеристик примитивных обществ:

слабое управление, распределение прав и обязанностей на основе положения в семье, дарение как главный способ обмена, суровая ответственность за УЩерб, причиненный другим, щедрость и честь как высокочтимые этические нормы, принцип коллективной вины — эти и другие черты социальной орга­низации так часто встречаются среди примитивных и архаических обществ, чт0 позволяют предположить: подобная простая модель примитивного обше-


ства, абстрагирующаяся err специфических особенностей отдельных племен, способна многое объяснять в структуре примитивных социальных институтов (Познер, 1980, с. 8).

В своей работе Познер делает главный упор на кровнородст­венные связи как главный механизм, обеспечивающий защиту, без­опасность и соблюдение закона в примитивных обществах. В ис­следовании о кенийских племенах (1989) Бэйтс также уделяет глав­ное внимание развитию форм кровнородственных связей в контек­сте политических/экономических изменений, рассматривая его как ключ к пониманию эволюции институциональных ограничений в процессе быстрого перехода общества от племенной организации к рыночной экономике. "

II

Неформальные ограничения пронизывают и всю современную экономику. Чтобы опровергнуть утверждения право­ведов и экономистов о решающей роли писанного права, Роберт Элликсон провел исследование на тему о том, как сельские жители графства Шаста в Калифорнии решают споры об ущербе, наноси­мом свободно пасущимся скотом их земельным участкам'. Он ус­тановил, что для решения споров жители почти никогда не обра­щаются в судебные органы, а предпочитают опираться на развитую структуру неформальных ограничений. Посхе этого Элликсон опуб­ликовал статью (1987) и подготовил к изданию книгу, где предста­вил большой объем эмпирических свидетсяьств о широком распро­странении неформальных ограничений.

Чтобы в этом убедиться, достаточно даже самого поверхност­ного взгляда. Возникая как средство координации устойчиво пов­торяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются: 1) продолжением, развитием и модифика­цией формальных правил; 2) социально санкционированными нор­мами поведения; 3) внутренне обязательными для человека стан­дартами поведения. Остановимся подробнее на каждом из этих ас­пектов.

1. В исследовании об институциональных основах власти ко­митетов Конгресса Шепсл и Вайнгаст (1987) показали, что те аспе­кты влияния комитетов, которые не имеют под собой формальных законов, являются результатом набора неформальных неписаных ограничений, развившихся в контексте устойчиво повторяющихся взаимодействий (обмена) между игроками. Эти ограничения воз­никли из формальных правил для решения конкретных проблем

' Его работа называется Of Coax and Cattle: Dilute Resolution Amane Neigh­bors in Shasta County (1986).


имена и превратились в устойчивые и признанные институцио­нальные ограничения даже несмотря на то, что они никогда не бы-дя частью формальных правил. Руководители комитетов и, следо­вательно, сами комитеты приобрели влияние на законодательный процесс, которое не может быть выведено из формальной структу­ры Конгресса.

2. Роберт Аксельрод (1986) приводит яркий пример социально санкционированной нормы поведения. Вечером, накануне наме­ченной дуэли с Аароном Бэрром, Александр Гамильтон' взял бума­гу и записал весь перечень доводов, почему не следовало прини­мать вызов на дуэль; главный довод, конечно, — вероятность быть убитым. Однако, несмотря на убедительность доводов рассудка, он понимал, что очень много потеряет в общественном мнении, если откажется от поединка, потому что дуэль рассматривалась общест­вом в качестве признанного способа решения споров между людь­ми благородного происхождения. Итак, выбор был продиктован социальными нормами, а не формальными правилами.

3. Оба вышеперечисленных типа неформальных ограничений могут рассматриваться в контексте моделей максимизации и пото­му поддаются анализу неоклассической теории и теории игр. Но те кодексы поведения, которые человек накладывает сам на себя, имеют смысл только в контексте неформальных ограничений. Ин­дивид принимает такие решения, которые означают отказ от богат­ства или дохода в пользу иных ценностей, имеющих значение в рамках его индивидуальной функции полезности. Многочисленные исследования о том, как голосуют законодатели, показывают, что голосование нельзя объяснить моделью группы интересов (в кото­рой законодатель честно следует интересам своих избирателей) и что требуется принимать во внимание персональные, личные пред­почтения законодателя (Калт и Зьюпэн, 1984). Хотя результаты этих исследований могут вызывать сомнения в связи со статисти­ческими трудностями получения однозначных выводов, имеется масса качественных и количественных свидетельств о том, что чем ниже цена идей, идеологий и убеждений, тем большее влияние на решения они оказывают (эмпирические свидетельства тому приве­дены в работе Нельсона и Сильберберга, 1987).

Ill

Как объяснить появление и упорное существова­ние неформальных ограничений? Распространенная и сравнитель-

Гамильтон Александр (1767-1804) — аыерикавский политический деятель, °див из ведущих участников Войны за независимость; Вэрр Аарон (1758-1836) — ^ериканский политический деятель. На их дуэли, состоявшейся по политичес-^"м и личным мотивам, Гамильтон был увит. — Прим. перев.



Часть I

но простая для объяснения форма ограничении — это обычаи, ко­торые призваны решать проблемы координации поведения. Обы­чаи — "это правила, никогда не придуманные специально, в со­блюдении которых заинтересован каждый" (Сагден, 1986, с. 54). Самая простая иллюстрация обычая — правила дорожного движе­ния. Важная характеристика обычая состоит в том, что, учитывая издержки обмена (см. гл. 4), обе стороны весьма заинтересованы в минимизации издержек оценки. Обмен, таким образом, поддержи­вает тенденцию к закреплению принятых обычаев. С точки зрения общих ресурсов, затрачиваемых на трансакции в рамках всей эко­номики, на обычаи, решающие проблему координации, приходит­ся вероятно большая часть трансакционных издержек по сравне­нию с другими неформальными 01раничениями, которые рассмат­риваются далее в этой главе (хотя во многих случаях трансакцион-ные издержки в действительности отражают комбинацию источни­ков неформальных ограничений).

Неформальные ограничения, возникающие в процессе обмена (за исключением тех, которые имеют самоподдерживающийся ха­рактер), более сложны, потому что они должны иметь такие свой­ства, которые придают процессам обмена жизнеспособность благо­даря снижению издержек оценки и обеспечения соблюдения усло­вий обмена. Если бы не было ограничений, то асимметричность информации и, следовательно, распределения выгоды потребовала бы отвлечения больших дополнительных ресурсов для оценки и да­же помешала бы проведению обмена вообще, потому что соблюде­ние его условий было бы невозможно проконтролировать. Нефор­мальные ограничения могут принимать форму взаимных догово­ренностей о способах снижения издержек оценки (например, пу­тем стандартизации методов взвешивания и измерения) и повы­шать эффективность контроля за соглашением со стороны третьих лиц за счет применения последними определенных механизмов принуждения и наказания или использования информационных сетей, позволяющих третьим липам хорошо разбираться в эконо­мической обстановке (кредитные рейтинги, хорошо оснащенные коммерческие бюро и т.д.). Те организации и инструменты, кото­рые делают эффективными нормы коммерческого поведения (т.е. неформальные ограничения), не только являются важнейшей ча­стые процесса развития сложных форм обмена на протяжении всей истории, но и имеют удивительные параллели в моделях тео­рии игр, в которых кооперативное поведение становится результа­том действия факторов, изменяющих нормы дисконтирования и увеличивающих поток информации. Развитие форм обмена в позд­нем средневековье и в начале Нового времени стало возможным благодаря множеству неформальных институтов еще до того, как появились первые писанные кодексы коммерческого поведения.


Появление прейскурантов и новых, более развитых методов аудита м бухгалтерскою учета снизили прежде высокие издержки получе­ния информации и осуществления контроля над коммерческими операциями. В понятиях теории игр это означает рост выигрыша от кооперативных действий или рост издержек от уклонения от со­трудничества (Милгром, Норти Вайнгаст, 1990).

Внутренние самоограничения в поведении гораздо труднее пред­ставить в теоретических понятиях, чем неформальные ограничения, максимизирующие личную выгоду. Для этого требуется модель, спо­собная предсказать решения в ситуации выбора, если имеет место об­мен между ценностью богатства и другими ценностями. Но, к приме­ру, сильная религиозная вера или преданность коммунизму дают нам исторические свидетельства того, какие жертвы человек может прине­сти ради своих убеждений. Как показано выше, результаты исследова­ний по экспериментальной экономике говорят о том, что поведение индивидов не всегда соответствует модели, построенной на основе "проблемы безбилетника", а работа фрэнка (1988) дает тому многочи­сленные подтверждения и содержит модель такого поведения.

Цитированная выше литература, а также содержание предыду­щих глав, посвященных человеческому поведению, говорят о том, что мотивация человека гораздо сложнее той, которая предусмот­рена простой моделью ожидаемой полезности.. В главе 3 мы также подчеркивали то обстоятельство, что при определенных условиях такие черты поведения, как честность, неподкупность и поддержа­ние своей репутации дают выигрыш в строгих рамках модели мак­симизации личной выгоды. Но.многое еще нуждается в объясне­нии. У нас просто нет убедительной теории в рамках социологии знания, которая объяснила бы эффективность (или неэффектив­ность) организованных идеологий или выбор, который делается в тех ситуациях, когда честность, неподкупность, упорный труд или голосование приносят проигрыш.

Частичными объяснениями могут служить модель двойной по­лезности Ховарда Марголиса (1982), упомянутая в главе 2, и идея Роберта Сагдена о том, что обычаи приобретают моральную силу. Марголис утверждает, что индивиды обладают не одной, а двумя функциями полезности: S-предпочтения, описываемые обычной функцией личных интересов, и G-предпочтения, имеющие чисто ^циальный характер (ориентация на интересы группы). Марголис I^ь^тaeтcя эмпирически обосновать свое утверждение, предлагая ^дель, в которой личным и групповым интересам приданы опре­деленные веса, и исследуя условия, при которых веса меняются. '-агден считает, что обычаи приобретают моральную силу, когда йм следуют почти все члены общества, В этом случае каждый ин-"Ввид заинтересован в том, чтобы все, с кем он общается, следова- w "бычаю, при условии, что он также соблюдает данный обычай.


 

Часть {

 

 


 


В результате, согласно Сагдену (1986, с. 173), возникает "мораль кооперации".

IV

Теперь мы можем свести воеди_ю и подытожить то, что говорилось выше. Способы переработки информации чело­веческим сознанием не только являются основой существования институтов, но и ключом к пониманию того, каким образом не­формальные ограничения выполняют важную роль в формирова­нии набора выборов в кратко- и долгосрочной эволюции общества,

В краткосрочном плане культура определяет способы перера­ботки и использования информации индивидами и, следовательно, может влиять на конкретное содержание неформальных ограниче­ний. Обычаи, как и нормы, привязаны к определенной культуре. Однако существование норм ставит некоторые еще не ясные воп­росы. В чем принципы развития или исчезновения норм — напри­мер дуэли как способа решения спора между людьми знатного происхождения?

Даже не имея полного объяснения существованию социаль­ных норм, в рамках теории игр мы можем моделировать нормы, ориентированные на максимизацию личной выгоды. Иными слова­ми, мы можем исследовать и эмпирически проверить, какие виды неформальных ограничений, скорее всего, создадут кооперативное поведение и как предельные изменения этих ограничений повлия­ют на характер игры в направлении увеличения или уменьшения сотрудничества между людьми. Этот подход может позволить нам лучше понять развитие более сложных форм обмена, таких, как. ранняя стадия эволюции финансовых рынков2.

Подход с точки зрения трансакционных издержек также вы­глядит перспективным для изучения неформальных ограничений. Хотя непосредственно наблюдать неформальные институциональ­ные ограничения невозможно, но зафиксированные на бумаге кон­тракты, а иногда и фактические издержки трансакций, дают кос­венные свидетельства об изменениях в неформальных ограничени­ях. Резкое падение кредитного процента на рынке капитала в Гол­ландии в XVII веке и в Англии в начале XVIII века свидетельствует о повышении защищенности прав собственности вследствие эффе­ктивного взаимодействия разнообразных формальных и нефор­мальных институциональных ограничений. Например, контроль за выполнением контрактов усилился благодаря возникновению не­формальных кодексов поведения, которые включали остракизм по

2 Интересное приложение теории игр к этому вопросу содержится в работе Джо­на Вейтча ЯершЧаНош and Confiscations by the Medieval State (1986).


„ношению к тем, кто нарушает соглашения. Установившаяся пра-

Во многих случаях очевидна также большая роль правил, ядагаемых на себя индивидом, в ограничении максимизирую­щего поведения. Мы недостаточно понимаем причины, побуж­дающие индивида принимать на себя такие правила, но их зна­чение в процессе принятия решений часто можно увидеть бла­годаря эмпирическому изучению предельных изменений в из-пержках выражения убеждений. Такой анализ помогает объяс­нить значение субъективных мнение в принятии решений. Если функция спроса имеет отрицательный наклон (то есть чем ниже издержки выражения убеждений, тем сильнее влияние убежде­ний на выбор) и формальные институты позволяют индивидам выражать свои убеждения с низкими издержками, то тогда субъ­ективные предпочтения индивидов действительно начинают иг­рать важную роль в выборе. Голосование, иерархии, разрываю­щие связь "принципал — агент" в законодательных органах, по­жизненное пребывание судей в должности — это формальные институциональные ограничения, снижающие издержки поведе­ния в соответствии с убеждениями индивида.

Невозможно понять ход истории (и состояние современных экономик), не признавая центральную роль субъективных префе­ренций в контексте формальных институциональных ограничений, которые позволяют нам выражать наши убеждения с нулевыми или очень незначительными издержками. Идеи, организованные идео­логии и даже религиозный фанатизм играют очень важную роль в формировании обществ и экономик.

Массу примеров тому дает экономическая история США в XIX веке, о чем говорилось в главе 1. Если проследить историю и последствия движения за освобождение негров, или проанализиро­вать причины, по которым решения членов Верховного суда стано­вились формальными законами, или разобраться в организации, практике и законодательных инициативах сторонников единой ва­люты ("гринбэков"), представителей крупных и мелких фермеров, т" мы увидим, что все эти исторические факты и процессы можно понять только в контексте субъективных убеждений и намерений Клеров", действовавших в рамках формальных институциональ-lпix структур. Они изменяли цену, которую индивидам приходи-®>cb платить за свои убеждения, и потому давали возможность ин-Дчвидам сделать эффективный выбор.

В первом случае религиозный пыл борцов за освобождение Чмров, побудивший их к созданию политической организации,

в Св<. мою работу Institutions, Transaction Costs, and the Rise of Merchant ^Pfa'te, которая готовится к иэдавню в сборнике под ред. Джеймса.Трэйси The -"ИйсаЛ Economy of Merchant Empires.


 

Част,

 


 


вместе с растущим убеждением северян в аморальности рабств и с результатами выборов 1860 года привели к Гражданско) войне и отмене рабства (Фогель, 1989). Во втором случае прав, пожизненного занятия должности защищало судей от давлена групп интересов и позволяло — даже поощряло — к тому, чтоб) голосовать согласно своим убеждениям. Их убеждения исходищ из субъективной оценки дел, которые они рассматривали. На чиная от суда под председательством Маршалла (1801-1835) д суда, возглавляемого Ренкуистом, судьи толковали и вновь тол ковали один и тот же набор правил. Но в дальнейшем решена] Верховного суда развернулись на 180 градусов, потому что субт, ективные мнения судей изменились. Третий пример отражае настойчивое убеждение фермеров, что они несут убытки из-э, денежной политики правительства, из-за работы железных до рог, элеваторов, банков и т.д. Следуя своим убеждениям, фермерь создали политические организации с тем, чтобы добиться изме нений в законодательстве сначала на уровне штатов, а затем через Популистскую и Демократическую партии, и в Конгрессе.

Что определяет цену, которую люди платят за то, чтобы выра жать свои убеждения и следовать им в жизни? Мы мало знаем о! эластичности этой функции и об ее сдвигах, но у нас достаточю свидетельств о том, что эта функция имеет отрицательный накло! и что цена за действия согласно своим убеждениям часто бывае! низкой (а убеждения, следовательно, имеют большую значимость] во многих институциональных рамках.

Долгосрочные последствия переработки информации, лежа щей в основе неформальных ограничений, с помощью культурм состоят в том, что она (переработка) играет важную роль в посто­янной эволюции институтов и тем самым связывает настоящее t прошлым. Мы еще далеки от возможности разработать точную мо­дель культурной эволюции (попытки решения этой задачи содер­жатся в книгах Кавалли-Сфорца и Фельдмана 1981 года, а таюв Бойда и Ричсрсона 1985-го), но мы твердо знаем, что культурны! влияния могут быть очень устойчивыми и что большинство куль­турных изменений носят постепенный характер.

Не менее важно и то, что неформальные ограничения, беру­щие начало в культуре, не могут сразу измениться в виде реакции на изменения формальных правил. При этом возникает напряжен' ность между изменившимися формальными правилами и устойчя' во сохраняющимися неформальными ограничениями, которЫ' оказывают большое влияние на процесс экономических измене' ний. Это является темой части II данной книги.


Глава 6

Формальные ограничения

Формальные и неформальные ограничения отли­чаются друг от друга только по степени проявления. Представьте себе континуум от табу, обычаев и традиций на одном конце до писанных конституций — на другом. Путь нашего мысленного взгляда, долгий и неровный, от неписаных традиций и обычаев до писанных законов лежит в одном направлении: мы двигаемся от менее сложных обществ к более сложным. Очевидно, что возраста­ние сложности выражается в увеличении специализации и разделе­ния труда в более сложных обществах1.

Возрастающая сложность общества, естественно, повышает отда­чу от формализации ограничений (которая становится возможной с развитием письменности), а технологические изменения способствуют снижению издержек оценки и поощряют применение точных, стан­дартизированных мер и весов. Создание форматных юридических си­стем, призванных решать все более сложные конфликты и споры, вле­чет за собой формальные правила; развитие иерархических взаимоот­ношений внутри сложных организаций порождает формальные струк­туры, призванные регулировать отношения "принципал — агент". Об­щие черты перехода от статуса к контракту изучены достаточно под­робно, но здесь необходимо отметить следующее.

Формальные правила могут дополнять неформальные ограниче­ния и повышать их эффективность. Они могут снижать издержки по­лучения информации, надзора и принуждения и таким образом позво-

Подробный и вдумчивый анализ того, что мы называем формальными пра­вилами, содержится в книге Элинора Острома 1986 года. Остром подразделяет Правила следующим образом: позиционные правила определяют набор позиций (статусов в обществе) и число людей, которые могут эавимать каждую позицию;

ограничительные правила устанавливают, как люди занимают и оставляют эти Позиции; правила сферы влияния указывают, на что может оказывать влияние Деятельность того или иного лица, каковы стимулы и/или издержки достиже­ния определенных результатов; правила управления устанавливают набор дейст-^й. которые может осуществлять лицо на определенном посту; правила агреги­рования показывают, каким образом действия лица на определенном посту аре-°бразуются в промежуточные или окончательные результаты; информационные давила регулируют способы обмена информации между должностными лица­ми, яаык и формы коммуникации между ними.


Часть I

-тают неформальным ограничениям регулировать более сложные об­менные операции (более подробно это изложено в работе МЬшрома, Норта и Вайнгаста 1990 года, а также в главе 7 данной книт). Фор­мальные правила Moiyr вводиться для того, чтобы модифицировать, пересмотреть или изменил» неформальные ограничения. Ввиду изме­нения в соотношении сил между сторонами продолжение обмена мо­жет потребовать изменения институциональных рамок, но этому будут мешать неформальные ограничения. Иногда (но не всегда) можно за­менить, вытеснить существующие неформальные ограничения новыми формальными правилами (это будет подробно рассмотрено в главе 10).

Формальные правила включают политические (и юридические), экономические правила и контракты. Иерархия этих правил — от конституций до статутов (законодательных ак­тов) и обычного права, до законодательных постановлений и рас­поряжений и, наконец, до индивидуальных контрактов — состав­ляет общие и конкретные ограничения. Конституции обычно со­ставляются таким образом, чтобы изменить их было труднее, чем законодательные акты, а законодательные акты — труднее, чем ин­дивидуальные контракты. Политические правила в самом широком виде определяют иерархическую структуру общества, его фунда­ментальную структуру принятия решений и наиболее важные хара­ктеристики контроля за политическими процедурами. Экономиче­ские правила устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности и ограничению доступа других лиц к имуществу или ресурсу. Конт­ракты содержат условия конкретного соглашения по обмену.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 433 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2144 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.