Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этический аспект: проблема справедливости и милосердия 3 страница




Дополнение 3. Может быть, первым, кто описал подобное чувство, был великий древнеримский поэт Гай Валерий Катулл (84-54 до н. э) [40, 130 ]:

Да! Ненавижу и все же люблю. Как возможно, ты спросишь? Не объясню я. Но так чувствую, смертно томясь.

Перевод А. И. Пиотровского

Сравните со словами из произведения О. Уайльда "Баллада Рэ-дингской тюрьмы": "Но каждый, кто на свете жил, любимых уби-

вал...". Подобное смятенное чувство — любовь-ненависть — питает героиня трагедии Расина "Андромаха" Гермиона к Пирру. Пушкин прекрасно знал творчество Расина и высоко его ценил.

Что же касается вопроса о том, действует ли Сальери обдуманно и хладнокровно, или под влиянием неодолимой страсти, то следует вспомнить, что маленькие трагедии, возможно, представляют собой трилогию ("Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость"). Поэтому интересно сопоставить поведение Сальери с поведением Гуана и Барона. Гуан говорит Донне Анне о себе: "Несчастный, жертва страсти безнадежной..." (но, может быть, это притворство?). Трагедия "Моцарт и Сальери" завершена 26 октября 1830 года. Этим же днем датирован прозаический "Отрывок", который пушкинисты считают во многом автобиографическим. Главный герой его — стихотворец, поэт. Позднее, в 1835 г., этот отрывок (в переработанном виде) вошел в неоконченную повесть "Египетские ночи".

"Отрывок"(№0 т.):

"Мой приятель был самый простой и обыкновенный человек, хотя и стихотворец. Когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), то он запирался в своей комнате и писал в постеле с утра до позднего вечера... Приятель мой уверял меня, что он только тогда и знал истинное счастие.

"Египетские ночи "(1835 г.):

Однако ж он был поэт, и страсть его была неодолима: когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи. Он признавался искренним своим друзьям, что только тогда и знал истинное счастие".

Итак, НЕОДОЛИМАЯ СТРАСТЬ, приносящая истинное счастие.

На титульном листе рукописи маленьких трагедий — варианты названия, определяющего жанр произведений: драматические сцены, драматические очерки, драматические изучения, опыт драматических изучений [92, IX, 236 ]. Что изучается? Может быть, НЕОДОЛИМЫЕ СТРАСТИ? Владеющие и Бароном, и Сальери, и Гуаном, и самим поэтом?

Дополнение 4. Вспоминается хорошо знакомый А. Пушкину Б. Паскаль ("Мысли", фрагмент 237): "Непостижимо, что Бог есть, непостижимо, что его нет; что у нас есть душа, что ее нет; что мир сотворен, что он нерукотворен; что первородный грех существует, что он не существует и т. д." [108, 156 ]. А также фрагмент 385: "Пирронизм: Все в

этом мире отчасти истинно, отчасти ложно. Конечная истина не такова: она беспримесно и безусловно истинна. Всякая примесь пятнает истину и сводит на нет. В нашем мире ничто не бывает безусловно истинно и, значит, все ложно, — разумеется, в сравнении с конечной истиной... в чем заключается добродетель? В целомудрии? Нет, отвечу я, потому что вымер бы род человеческий. В брачном сожительстве? Нет, в воздержании больше добродетели. В том, чтобы не убивать? Нет, потому что нарушился бы всякий порядок и злодеи поубивали бы праведных. В том, чтобы убивать? Нет, убийство уничтожает живую тварь. Наша истина и наше добро только отчасти истина и добро, и они запятнаны злом и ложью" [108, 775].

Книга Паскаля "Мысли" была в библиотеке Пушкина. Поэт цитирует Паскаля в прозаическом сочинении "Отрывки из писем, мысли и замечания" (1828). Трагедия "Моцарт и Сальери" завершена в 1830 году.

Что касается противоречивости содержания трагедии, то следует также указать на исследование литературоведа Ю. Чумакова. Речь идет о ремарке из второй сцены ("Бросает яд в стакан Моцарта"). Вот как излагает его результаты литературовед и культуролог С. Бройтман: "Ремарка заключает в себе некую неопределенность: в ней не указано, как — тайно или открыто — бросает Сальери яд. Все прочтения пушкинской трагедии, часто весьма глубокие, тем не менее исходили из версии тайного отравления как из чего-то само собой разумеющегося, ибо, согласно нашим представлениям, отравитель всегда действует тайно, да и с какой стати стал бы Моцарт пить вино, отравленное у него на глазах. Но если за версию тайного отравления — здравый смысл, то она не увязывается с другими ремарками. В начале сцены говорится: "Особая комната в трактире: фортепиано. Моцарт и Сальери за столом". Лишь после отравления положение героев в мизансцене меняется. Выпив, Моцарт "бросает салфетку на стол" и "идет к фортепиано". Значит, когда Сальери бросал яд, герои сидели за столом и сделать это незаметно было невозможно.

Ю. Н. Чумаков показывает, что в этой точке — в кульминационной сцене отравления (вспомните о том, что она находится в точке золотого сечения второй сцены. — А. П.) — благодаря неопределенности, выявленной в ремарке, но подготовленной всем текстом, возникает возможность двух равновероятных версий: тайного и явного отравления. Но вторая версия бросает вызов здравому смыслу и взрывает традиционное представление о трагедии, поэтому она никогда не принималась в расчет, хотя увязывается с текстом не хуже, а в чем-то даже

лучше, чем первая. Если, однако, мы ее примем, то радикально изменяется сюжет и смысл "Моцарта и Сальери" — в нем открывается вторая, не учитывавшаяся до сих пор бесконечность смысла (вспомните процитированные в самом начале слова Шеллинга о бесконечности, которую художник вкладывает в произведение. — А. П.), которую исследователь только пунктирно намечает. Добавим к этому, что при таком подходе кульминационная сцена окажется диалогом "на пороге", предваряющим ситуации Достоевского, в которых обоим героям важно "идею разрешить", даже ценой жизни. Органичность для Пушкина подобного рода ситуаций не нужно доказывать, достаточно напомнить хотя бы о "Пире во время чумы" или "Египетских ночах". Какие бы интерпретации ни получила в дальнейшем вторая из открывшихся сюжетных линий, бесспорно, что она является особого рода реальностью трагедии, как и возможный сюжет в "Евгении Онегине" и лирике Пушкина. (См.: Бройтман С. Н. К вопросу о вероятностно-множественной модели в лирике Пушкина. — Болдинские чтения. — Горький, 1987). В завершение своего анализа Ю. Н. Чумаков справедливо подчеркивает, что, исходя из структуры "Моцарта и Сальери", принятие версии явного отравления не должно сопровождаться отказом от традиционной версии. Его цель — помочь увидеть реальную сложность художественного целого. Мы оказываемся перед фактом того, что из кульминационной точки фабулы в трагедии Пушкина открываются две равновероятные, отрицающие друг друга, но и дополняющие сюжетные линии, создающие эффект сюжетной полифонии" [30, 346-347 ].

Соотнесите это с мыслями Шеллинга, изложенными в эпилоге части 1: "Шеллинг сказал главное, если не главнейшее слово: возможности, а не наступившая на их место действительность — вот что важно было для романтиков" (Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С. 37).

Дополнение 5. Сравните со словами М. Барга: "...взгляды Шекспира, как и других гуманистов, на историю колеблются между двумя полюсами: с одной стороны, гуманистической верой в суверенность личности, направляющей и контролирующей свою жизнь (эта "гуманистическая вера", как и вся вообще ренессансная культура, имеет античные корни. — А. П.), с другой стороны, христианской традицией, рассматривавшей человеческую жизнь, и, следовательно, человеческую историю лишь как воплощение божественного промысла" [14, 105-106 ].

Пушкин, как известно, в своей драматургии вдохновлялся Шекспиром, но он не колеблется между двумя полюсами, а удивительным образом совмещает их, воплощая единство противоположностей. Он много размышлял о религии и понимал, какой безотрадной может быть жизнь человека, утратившего веру. Свидетельство этому — стихотворение "Безверие" (1817) (обратите внимание на дату; автору восемнадцать лет!), которое начинается так [92,1, 477—478 ]:

О вы, которые с язвительным упреком,

Считая мрачное безверие пороком,

Бежите в ужасе того, кто с первых лет

Безумно погасил отрадный сердцу свет;

Смирите гордости жестокой исступленье.

Имеет право он на ваше снисхожденье,

С душою тронутой внемлите брата стон,

Несчастный не злодей, собою страждет он.

Кто в мире усладит души его мученья?

Увы! Он первого лишился утешенья!

Настигнет ли его глухих судеб удар,

Отъемлется ли вдруг минутный счастья дар,

В любви ли, в дружестве обнимет он измену

И их почувствует обманчивую цену:

Лишенный всех опор, отпадший веры сын

Уж видит с ужасом, что в свете он один,

И мощная рука к нему с дарами мира

Не простирается из-за пределов мира...

Напрасно в пышности свободной простоты

Природы перед ним открыты красоты;

Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:

Ум ищет божества, а сердце не находит.

Несчастия, страстей и немощей сыны, Мы все на страшный гроб, родясь, осуждены. Всечасно бренных уз готово разрушенье, Наш век — неверный день, минутное волненье, Когда, холодной тьмой объемля грозно нас, Завесу вечности колеблет смертный час, Ужасно чувствовать слезы последней муку — И с миром начинать безвестную разлуку! Тогда, беседуя с раскованной душой,

О вера, ты стоишь у двери гробовой, Ты ночь могильную ей тихо освещаешь И ободренную с надеждой отпускаешь...

Сравните образ мыслей поэта с размышлениями теолога Р. Гварди-ни[89, гл. 4].

Дополнение 6. Сравните с мнением философа С. Булгакова, высказанным в работе "Моцарт и Сальери": "Аналитике и диалектике дружбы посвящен пушкинский диалог: невольно хочется назвать эту пьесу диалогом, по духу примыкающим к самым вещим диалогам Платона - "Пиру", "Федру", "Федону" [93, 295 ].

Дополнение 7. "КУЛЬТУРА ДВУЕДИНА. Она представляет собой систему диалектических противоречий, производных от одного, центрального противоречия — между индивидом и родом. В основе культуры лежит непрестанное взаимодействие обобщающих тенденций и форм — с тенденциями и формами, направленными на самовыражение человека в его неповторимости. Эти тенденции нераздельны и неслиянны... КУЛЬТУРА СУЩЕСТВУЕТ В ИСТОРИИ, НО ЕЙ НЕ ТОЖДЕСТВЕННА... В истории действуют силы, постоянно стремящиеся к преодолению... противоречий силовым путем, за счет уничтожения одного из полюсов. Такие стремления бесконечно реализо-вывались и реализуются в истории, образуя значительную долю ее содержания, но культура в подобных ситуациях прекращается" [57, 47-481.

Философ В. Нестеренко полагает, что особенность диалога состоит в том, что его участники не могут быть средством друг для друга и не стремятся получить одностороннюю выгоду. В настоящем диалоге могут выиграть или проиграть только обе стороны одновременно. Интерес современных гуманитарных наук к феномену диалога обусловлен трудами российского культуролога М. Бахтина [79, 74 ] .

Дополнение 8. Сравните с мыслями Н. Бердяева, изложенными в другой работе: "В чем же сущность морального кризиса? Сущность эта... в революционном переходе от сознания, для которого мораль есть послушание серединно-общему закону, к сознанию, для которого мораль есть творческая задача индивидуальности" [18,1, 249—250 ].

Нечто подобное высказывает в своей работе "Конец нового времени и теолог Р. Гвардини: "На закате средневековья и в эпоху Возрождения пробуждается ощущение "Я"... Человек становится важен себе самому; Я, и в первую очередь незаурядное, гениальное Я, становит-

ся критерием ценности жизни. Субъективность проявляется прежде всего как "личность", как образ человека, развивающегося на основе собственных дарований и собственной инициативы... Личность, и в особенности великая личность, должна быть понята из нее самой, и свои действия она оправдывает собственной изначальностью. Этические нормы оказываются рядом с ней относительными. Этот критерий, открытый на примере незаурядного человека, переносится затем на человека вообще, и этос объективно доброго и истинного вытесняется "подлинностью" и "цельностью" (курсив мой. —А. П.).

Все, что может быть выведено из личности, или субъекта, признается окончательно понятым; всякое действие, поскольку оно сообразно личности, оправдано..." [89, гл. 4].

Приведем также мнение философа В. Виндельбанда о романтиках: "...у этой школы эстетическая жизнь становится по существу культом гениальности. В этом смысле их теория представляет сознательное углубление того первого стремительного движения, которое под именем "бури и натиска" восстало против порабощения художественного влечения правильными формами... Фридрих Шлегель с дерзкой смелостью переносит этот принцип и в мораль. И здесь также устанавливает он, подобно Якоби, право гениального индивидуума предписывать самому себе закон и становиться выше правил... Уже Фихте, на границе двух столетий, приближаясь в этом к Якоби, все более и более уклонялся в своем учении от принципов Канта, желавшего поставить все нравственные ценности в зависимость от исполнения общей максимы. Уже и он все более и более признавал право на индивидуальное самоопределение и ценность свободы личности. У романтиков же культ гениальности принял в этике форму самой опасной исключительности. Одна из особенностей мыслительного движения XVIII века состоит в том, что оно ограничилось узкими, замкнутыми общественными слоями, и это обстоятельство послужило для романтиков поводом к сознательному противоположению собственной свободы гениев свободе громадной массы обычных людей. Подобно тому, как в действительной жизни они не боялись пренебрегать правилами традиционной морали, так точно Фридрих Шлегель имел дерзость изъявить притязание на этот беззаконный произвол, как на право гениальных натур" (курсив мой. - А. П.) [35, 273-274 ].

Дополнение 9. Сравните с высказыванием Гегеля: "Что же касается присутствия диалектики в духовном мире и, в частности, в правовой

и нравственной области, то следует здесь лишь напомнить о том, что, согласно опыту всех людей, всякое состояние или действие, доведенное до крайности, переходит в свою противоположность; эта диалектика, заметим мимоходом, находит свое признание во многих пословицах. Так, например, одна пословица гласит: summum jus summa injuria (верх законности [превращается] в крайнее беззаконие) (лат.)); это означает, что абстрактное право, доведенное до крайности, переходит в несправедливость." [6, III, 294 ].

Дополнение 10. А. Лосев в работе "О диалектике как таковой" пишет: "Диалектика — теория такого различия явлений, понятий и предметов вообще, которая в то же самое время с необходимостью требует и отождествления того, что различено. Так, человек непрерывно меняется с момента своего появления на свет и до последнего момента своей жизни, и все-таки это — один и тот же человек. В живом организме отдельные органы совершенно непохожи один на другой, и тем не менее все они представляют собой один и тот же вполне целостный организм. И вообще, части целого, безусловно, отличны от самого целого; но тем не менее целое есть то новое качество, в котором все составляющие его отдельные качества совпадают в общей нераздельности. Короче говоря, диалектика в основном есть учение о единстве и борьбе противоположностей...

В новое время, в период господства рационалистической метафизики, математический анализ (Р. Декарт, И. Ньютон, Л. Эйлер), оперирующий переменными, то есть бесконечно становящимися функциями и величинами, стал хотя и не всегда осознанной, но фактически неуклонно назревавшей областью диалектики. Ведь то, что в математике называют переменной величиной, является с философской точки зрения становящейся величиной; в результате этого возникают те или иные предельные величины, которые в полном смысле слова оказываются единством противоположностей. Так, производная есть единство противоположностей аргумента и функции, не говоря уже о самом становлении величин и о переходе их к пределу... Классическую для нового времени форму диалектики создал немецкий идеализм, начавший с ее негативной и субъективистской трактовки у Канта, и перешедший через Фихте и Шеллинга к объективному идеализму Гегеля... Гегелевская диалектика... — это систематически развитое учение, в котором дана содержательная картина всеобщих форм движения... Создание Гегелем логики становления явилось наивысшим достижением западной философии" [66].

Сердцевина диалектики — учение о единстве противоположностей, о противоречии — представляет собой попытку мыслить движение, изменение, развитие: "Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, — и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия. И в этом суть диалектики. Эту-то суть и выражает формула: единство, тождество противоположностей" (Ленин В. И. Философские тетради // Поли. собр. соч., т. 29, с. 233).

Что касается роли категории "противоречие" в философии Гегеля, то современные авторы определяют ее так: "Категория "противоречие" и связанные с нею в логическом учении Гегеля рассуждения представляют собой главное в его теории и занимают в "Науке логики" (один из основополагающих трудов Гегеля. — А. П.) центральное место. "...Мыслящий разум заостряет, так сказать, притупившееся различие разного, простое многообразие представления, до существенного различия, до противоположности. Лишь доведенные до крайней степени противоречия, многообразные [моменты] становятся деятельными и жизненными по отношению друг к другу и приобретают в нем ту отрицательность, которая есть имманентная пульсация самодвижения и жизненности".

Гегель... видел в "противоречии" максимальную ступень в развитии соотношения "противоположностей". Противоречие "есть корень всякого движения и жизненности". Оно есть всеобщий принцип самодвижения. "Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Правильно в этом утверждении лишь то, что противоречием дело не может закончиться и что оно (противоречие) снимает себя само через себя". В этих словах Гегеля нашло выражение его великое открытие фундаментальной роли противоречия в развитии объективного мира и в познании его людьми. Здесь выражено гегелевское понимание сущности самой диалектики...

Гегель нападает на логический закон непротиворечия, истолковывая его как антипод положения о всеобщей противоречивости вещей и явлений. Здесь необходим комментарий.

Очевидно, что если формально-логический закон (не)противоречия накладывает вето именно на формально-логические противоречия, то он в принципе не в состоянии отрицать закона всеобщей диа-

лектической противоречивости и не может быть помехой в его действии. Формально-логическим противоречиям соответствуют контрадикторные формально-логические отрицания, тогда как противоречия диалектические складываются на основе действия "снятий", т. е. диалектических отрицаний... механизм "снятий" был выдвинут Гегелем в качестве способа образования системы категорий его логики: определенное диалектическое отрицание как переход "в свое иное" "содержит предыдущее понятие, но содержит больше, чем только его, и есть единство его и его противоположности. — Таким путем должна вообще образоваться система понятий..."

Гегель сам опирается на логический закон непротиворечия именно тогда, когда он отвергает другой логический закон — исключенного третьего: "Положение об исключенном третьем утверждает, что нет ничего такого, что не было бы ни А, ни не-А, что нет такого третьего, которое было бы безразлично к этой противоположности. В действительности же имеется в самом этом положении третье, которое безразлично к этой противоположности, а именно само А... само нечто есть то третье, которое должно было бы быть исключено". Хотя пример, приводимый далее Гегелем (модуль в алгебре), и не очень удачен, в рассуждениях Гегеля о законе исключенного третьего нашел верное отражение важный диалектический тезис: в каждом взаимопротивоположении сторон есть нечто их объединяющее. "Всякая конкретная вещь, всякое конкретное нечто стоит в различных и часто противоречивых отношениях ко всему остальному, ergo, бывает самим собой и другим".

Во всей действительности происходит, по Гегелю, неустанное ритмическое возникновение и снятие противоречий. Они преодолеваются, их побеждают, но затем их беспокойный огонь вспыхивает в новой форме, так что в принципе они неистребимы, хотя каждое отдельное из них может быть побеждено. Наука "живет" противоречиями в том смысле, что ее силы направлены на то, чтобы "развязывать" появляющиеся в ее ткани узлы противоречий, и в этих усилиях состоит ее, науки, жизнь. ...у Гегеля понятия "движение" и "противоречие" тяготеют к слиянию. Самодвижение есть "изображение противоречия", а "противоречие" есть всеобщая движущая сила. Все вещи противоречивы в самих себе" [51, 262-272 ].

"Диалектика Гегеля есть форма разрешения антиномии, превращения "загадки" в действительное логическое начало. В диалектическом тигле "это" понятие показывает свою способность быть иным.

В понятии вскрывается внутреннее противоречие, и оно оказывается способным быть и основанием и обоснованным. Понятие обосновывает себя своим развитием и в конечном счете обнаружением тождественности своего "абсолютного начала" и "абсолютного конца". Конечный путь развития понятий оказывается обоснованием своего логического движения (выясняется, что этот пункт лежал и в самом начале движения). Гегель вскрыл, таким образом, реальное и очень существенное позитивное определение логического движения" [20, Щ. Соотнесите диалектику как учение о единстве и борьбе противоположностей с христианской заповедью: "...да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого" (Матф., V, 37).

ИЗ ПИНДЕМОНТИ [92, II, 381]

Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова 1) Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права...

^ Hamlet. (Прим. Пушкина.)

Комментарий

Название стихотворения мистифицирует читателя; у итальянского поэта Пиндемонти нет такого произведения. Пушкин предполагал выдать этот текст за перевод для того, чтобы было легче провести его через цензуру (произведение, написанное в 1836 г., не было опубликовано при жизни поэта). Обратите внимание на то, что в стихотворении идет речь о блаженстве созерцания, противопоставленном государственной деятельности, о том самом блаженстве созерцания, которое Аристотель считал наивысшим доступным человеку счастьем.

Примечательно это совпадение воззрений двух мыслителей, разделенных более чем двумя тысячелетиями!

Однако позволительно усомниться в том, что мнение лирического героя вполне совпадает с мнением самого поэта: ведь главный герой центрального произведения Пушкина, романа в стихах "Евгений Онегин", обладает, казалось бы, всем необходимым для счастья, — он молод, здоров, богат, свободен, независим и имеет полную возможность "по прихоти своей скитаться здесь и там...". Однако жизнь его, вообще несчастливая, оканчивается катастрофой! Может быть, в аристотелевской концепции созерцательного блаженства как высшего счастья есть какие-то просчеты? Как вы думаете, какие?

Вот что пишет об этом стихотворении замечательный русский философ И. Ильин (1883-1954) в работе "Пророческое призвание Пушкина" (1937), написанной к столетию гибели поэта: "Пушкин сам дышал... свободой, упоенно наслаждался ею и постепенно нашел пути к ее верному употреблению, к верному, идеальному, классически-совершенному наполнению ее и пользованию ею 1. И потому он стал русским национальным учителем и пророком.

Эта внутренняя, жизненно-душевная свобода выражается в чертах, свойственных русскому характеру и русскому общественному укладу. Таковы эти черты: душевного простора, созерцательности, творческой легкости, страстной силы, склонности к дерзновению, опьянения мечтою, щедрости и расточительности, и, наконец, это искусство прожигать быт смехом и побеждать страдание юмором.

Эти национально-русские черты таят в себе великие возможности и немалые опасности. В них расцвел талант и гений Пушкина. И, расцветши в них, — он ими овладел, их наполнил, оформил и освятил. И именно поэтому он стал русским национальным воспитателем и предвозвестителем.

И вот, эта русская душевная свобода выражается, прежде всего, в особом просторе души, в ее объемности и всеоткрытости. Это есть способность вместить в себя все пространства земли и неба, все диапазоны звуков, все горизонты предметов, все проблемы духа — объять мир от края и до края. Опасность этой душевной открытости в том, что душа останется пустою, незаселенною, беспредметною, или же начнет заселяться всем без разбора и без качественного предпочтения. Начнется провал в дурную бездну пустыни, в ложную и праздную проблематичность, или же в хаос всесмешения. Для того, чтобы этого не случилось, нужна способность неутомимо "брать", воспринимать,

трудиться, учиться — способность духовно голодать и, духовно напитываясь, никогда не насыщаться. И еще — способность отличать главное от неглавного, предпочитать во всем главное, предметное, Божественное, и Им заселять себя и свои просторы.

Вся душа Пушкина была как бы отверстым алканием. Он жил из своего глубокого, абсолютно отзывчивого чувствилища, — всему открытый, подобно самой русской земле, на все отзываясь, подобно воспетому им "эхо". Вся жизнь его проходила в восприятии все новых миров и новых планов бытия, в вечном, непроизвольно-творческом чтении Божиих иероглифов. В юности все, что ему посылала жизнь, затопляло его наводнением, засыпало его лавиною, не встречая властного, качественного отбора. Душа его захлебывалась, содрогалась, металась, — великое мешалось с пустяком, священное с шалостью, гениальное с беспутным. И друзьям его казалось подчас, что он "весь исшалился", что им не удастся "образумить" эту "беспутную голову".

Но гений мужал и вдохновение поборало. Опыт жизни дарил ему обиды и муки; разочарования и испытания рано несли ему мудрую горечь и науку качественного выбора. Радостно следить, как Пушкин год за годом все более преодолевает свою и общерусскую опасность всесмешения в свободе; как "духовная жажда" побеждает все; как вдохновенно он заселяет свои духовные просторы, — и наши. Гений наполнял и обуздывал игру таланта. В ребенке зрел пророк.

Эта всеоткрытость души делает ее восприимчивою и созерцательною, в высшей степени склонною к тому, что Аристотель называл "удивлением" 1, т. е. познавательным дивованием на чудеса Божьего мира.

Русская душа от природы созерцательна... отсюда ее склонность к странничеству, паломничеству и бродяжеству, к живописному и духовному "взиранню".

Опасность этой созерцательной свободы состоит в пассивности, в бесплодном наблюдении, в сонливой лени. Чтобы эта опасность не одолела, созерцательность должна быть творческою, а лень — собиранием сил или преддверием вдохновения...

Пушкин всю жизнь предавался внешнему и внутреннему созерцанию, и воспевал "лень"; но чувствовал, что он имел право на эту

1Аристотель считает удивление началом философии: "...удивление и прежде, и теперь побуждало людей к философствованию... Но тот, кто спрашивает и удивляется, ощущает свое невежество... И вот, чтобы избавиться от невежества, они начали философствовать..." [62, 11 ]. —А. П.

"лень", ибо вдохновение приходило к нему именно тогда, когда он позволял себе свободно и непринужденно пастись в полях и лугах своего созерцания. И, Боже мой, что это была за "лень"! Чем заполнялась эта "пассивная", "праздная" созерцательность! Какие плоды она давала!





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 604 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2152 - | 2108 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.