Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—овесть как €вление нравственного сознани€




 

—овесть €вл€етс€ одним из самых загадочных €влений нравственного сознани€ человека. ѕожалуй, ни одно пон€тие в истории мо≠рали не было столь мистифицировано и искажено, как совесть. ћежду тем оно имеет чрезвычайную важность в морали, со≠весть относитс€ к числу фундаментальных смыслообразую-щих характеристик морали. ¬едь мы говорили, что мораль - это совокупность правил, определ€ющих взаимоотношени€ людей на основе совести, общественного мнени€ и традиций общества. «начит, совесть - основа нравственного быти€ че≠ловека. ќпира€сь на совесть, человек способен совершить нравственный поступок. —овесть как бы предписывает, побу≠ждает, делает об€зательным дл€ человека нравственный по≠ступок. ЂЌе делай ничего непристойногої - такой нравствен≠ный закон провозглашал дл€ каждого величайший мудрец античности ƒемокрит (V Ч IV вв. до н.э.). √олос собственной совести подсказывает человеку, как следует поступить. —лово Ђбессовестныйї равносильно пон€тию Ђаморальныйї, поэто≠му совесть играет важнейшую роль в нравственной жизни человека.

—овесть €вл€етс€ труднейшим дл€ изучени€ феноменом морали. Ќе случайно в течение веков совесть трактовали как внутренний мистический голос в человеке, как божественное озарение, ниспосланное на грешника, как врожденное качест≠во, не поддающеес€ социальному анализу и изучению. —о≠весть как моральное €вление - одно из самых сложных по своей структуре.

¬о-первых, совесть способна удержать чело≠века от неправильного, дурного решени€, даже если разум подсказывает человеку достаточные аргументы дл€ его обос≠новани€. ѕоэтому совесть вызывала негативное отношение у просветителей XVIII в., например, ∆. Ћаметри считал одной из важнейших задач человечества освободитьс€ от власти совести. ѕосле революции 1917 г. большевики также считали, что от совести надо освободитьс€, как от буржуазного пере≠житка, а нормы морали заменить практической целесообраз≠ностью, вследствие чего пон€тие совесть в коммунистической этике отсутствовало.

¬о-вторых, совесть позвол€ет человеку иметь доступную его воспри€тию абсолютную точку отсчета - собственное понимание чувства справедливости, соотнесенное с нравст≠венными ценност€ми общества, которое позвол€ет человеку разобратьс€ в любой нравственной коллизии, отличить не≠правду от правды.

¬-третьих, совесть необходима дл€ того, чтобы соблюдать абсолютные моральные запреты, которые требуют при всех обсто€тельствах избегать некоторых действий, противосто€ть соблазнам. Ќапример, директор детского дома, имеющий со≠весть, не может использовать дл€ своих нужд гуманитарную помощь, присланную чьими-то заботливыми руками дл€ си≠рот. ¬озможность у него есть, но он не может, поступа€ по совести, сделать этого.

¬-четвертых, значение совести состоит в том, что она указывает на опасность зла, опасность совершить поступок, в котором придетс€ раскаиватьс€, совесть как бы уберегает нас от дурных поступков.

—овесть - это категори€ этики, характеризующа€ способ≠ность личности осуществл€ть моральный самоконтроль, само≠сто€тельно формулировать дл€ себ€ нравственные об€занно≠сти, требовать от себ€ их выполнени€ и производить само≠оценку совершаемых поступков. —овесть, таким образом, €в≠л€етс€ внутренним контрольным механизмом сознани€. „ело≠век переживает свое поведение и поведение окружающих, задумываетс€ над тем, кто он и как он должен поступать. ¬ момент самого поступка этот рациональный момент - осмыс≠ление поступка - проходит мгновенно, человек вынужден быстро прин€ть решение и поступать определенным образом, но это не значит, что рациональный момент - осмысление поступка - не происходит. Ќа самом деле, соверша€ поступок под вли€нием чувства, человек об€зательно затем осмыслива≠ет его, оценивает с точки зрени€ общеприн€тых норм. ≈сли человек осуждает себ€ за нечестный, несправедливый посту≠пок, значит, в нем пробуждаетс€ нравственное начало, челове≠ку стыдно, так как он нарушил этические нормы общества. —ледовательно, еще до поступка человек знает, как надо пра≠вильно поступать, каковы моральные нормы, которые он на≠рушил. »ными словами, вопрос о совести нельз€ решить, не выход€ за рамки внутреннего мира личности. „еловек не мо≠жет быть независим от окружающего мира. —овесть, таким образом, есть соизмерение своих поступков с моральными нормами общества, это комплекс реакций нравственного соз≠нани€ на поведение человека и других людей, который выра≠жаетс€ в чувстве удовлетворени€ поступком или осуждении его. —овесть формируетс€ в процессе воспитани€ и социализа≠ции ребенка. ¬оспитатели, родители, призыва€ ребенка посту≠пать Ђхорошої и не поступать Ђплохої, опираютс€ на требо≠вани€ послушани€, исполнительности, а в противном случае - на страх неодобрени€, осуждени€, наказани€. Ќо зрела€ со≠весть говорит на €зыке вневременном и внепространственном. —овесть говорит как бы от имени вечности, обраща€сь к дос≠тоинству личности. —овесть - это ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универ≠сальных ценностей.

¬ обыденной речи люди часто употребл€ют слова Ђспо≠койна€ совестьї, Ђчиста€ совестьї. Ёти выражени€ означают, что человек с чистой совестью исполнил свои моральные об€≠занности честно, достойно. ќднако не случайно ј. Ўвейцер назвал спокойную совесть изобретением дь€вола. »бо спо≠койна€ совесть - это совесть, утративша€ чувствительность ко злу, это верный признак отсутстви€ потребности в совести, равнодушие к ее запросам.

¬ совести нравственному человеку даетс€ способность ин≠туитивного различени€ добра и зла. —огласно учению ‘омы јквинского, совесть есть способность практического разума. —овесть про€вл€ет себ€ как переживание и расположенность к добру. ќна выступает как свидетель и судь€, когда человек судит свои поступки и намерени€. Ќе случайно перед испове≠дью человек должен сделать как бы мысленный обзор собст≠венных грехов, который называетс€ Ђсчетом совестиї. ¬торой ¬атиканский собор назвал совесть св€тилищем человека, где он пребывает наедине с Ѕогом.

’ристианска€ этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественна€ вол€. ¬ христианском бого≠словии совесть есть не что иное, как присущее вс€кому чело≠веку субъективное чувствование Ђбожественного нравствен≠ного законаї. —пособность к такому чувствованию заложена в души всех людей Ѕогом от рождени€. Ѕог преподает свой Ђза≠конї люд€м и внешним образом - открывает его им в словес≠ной форме через пророков, в виде заповедей и других мораль≠ных предписаний, содержащихс€ в —в€щенном ѕисании.

√лубинный смысл слова Ђсовестьї означает совместное видение, понимание того, что поступок не просто личное дело человека, но и вопрос о его отношении к другим суверенным личност€м. —овесть помогает человеку увидеть свой поступок глазами другого человека и пон€ть, что этот поступок, пра≠вильный с нашей точки зрени€, другой человек воспринимает, наоборот, как пос€гательство на его интересы. Ќапример, мама просила детей - јнтона и ¬италика - после ужина уб≠рать на место чайный сервиз, вместо этого реб€та стали ша≠лить, и јнтон случайно разбил дорогую чайную чашку. ќн, однако, пошел к матери и сказал, что ¬италик разбил чашку. ¬ результате ¬италика наказали, не вз€в в гости.

—овесть посто€нно напоминает человеку, что нужно по≠ступать хорошо, правильно, что нельз€ нарушать моральных норм. —овесть - это в определенном смысле самый строгий судь€, который посто€нно присутствует в нашей душе, в на≠шем сердце, в нашем сознании и направл€ет к добру, даже вопреки нашим желани€м. ѕри этом чем сильнее развита в человеке совесть, тем сильнее ее укоры. „ем более благород≠ным, пор€дочным, совестливым €вл€етс€ человек, тем более строг он к себе, тем чаще он страдает от того, что ему кажетс€, что он не все сделал, не так как надо, не помог в должной мере тому, кто в этом нуждаетс€. »ногда кажетс€, что таких людей вообще не существует в природе. Ќо это не так. “акие люди есть, но мы о них мало знаем, потому что они не кричат на каждом перекрестке о своих моральных подвигах, живут мол≠чаливо. »бо, как сказал ј.—. ѕушкин, Ђв молчании добро должно творитьс€ї.

 

 

‘ќ–ћџ ѕ–ќя¬Ћ≈Ќ»я —ќ¬≈—“»

 

¬опрос о том, как способна про€вл€тьс€ совесть, можно пон€ть только через нравствен≠ную практику; ведь именно поступки человека подсказывают окружающим, кто на самом деле перед ними - подлец, него≠д€й, моральное ничтожество или человек нравственно разви≠тый, благородный, обладающий совестью.

»з предыдущего изложени€ мы можем сделать вывод, что совесть есть прежде всего нравственна€ потребность челове≠ка поступить по-человечески. »менно эта неискоренима€, основанна€ на нравственной интуиции и общечеловеческих ценност€х потребность души поступить по-человечески со≠ставл€ет тайну и сокровенный смысл совести. —овесть - это соизмерение своих поступков с этическими нормами данного общества, это комплекс реакций нравственного сознани€ на поведение человека или других людей, который выражаетс€ в чувстве удовлетворени€ поступком или осуждени€ его. ѕора≠зительна€ особенность совести состоит в том, что она может по-разному про€вл€тьс€ в человеке. ‘ормами про€влени€ совести выступают нравственное удовлетворение, сомнени€, мучительные колебани€, нерешительность, угрызени€ совести, раска€ние, исповедь и как следствие - стыд. »менно способ≠ность испытывать стыд прежде всего и означает процесс про≠буждени€ и развити€ морального сознани€ человека.

—тыд как форма выражени€ совести. ¬еликий русский философ XIX в. ¬л. —оловьев вообще был убежден, что вс€ человеческа€ нравственность Ђвырастает из чувства стыдаї, более того, ¬л. —оловьев считал, что человек есть Ђживотное стыд€щеес€ї.

» хот€ до сих пор остаетс€ не до конца вы€сненным вопрос о времени зарождени€ пон€тий стыда, стыдливости в челове≠ческих нравах, тем не менее дл€ европейской культуры на прот€жении двух тыс€ч лет ее развити€ определ€ющим было понимание стыда как основы собственно человеческого спо≠соба жизнеде€тельности. »менно таким образом толкуетс€ стыд в Ѕиблии - основополагающем документе европейской духовной культуры.

ƒл€ современного общества характерно представление о естественноисторическом происхождении чувства стыда как формы нравственного самосознани€ человека, о взаимосв€зи стыда, совести и нравственного достоинства личности. ѕоче≠му мы воздерживаемс€ от совершени€ выгодного, но уни≠жающего нас поступка, хот€ нет закона или нормы, которые бы пр€мо их запрещали? ѕрежде всего потому, что стыдно, неудобно так поступать. Ёто элементарное чувство стыда да≠же не всегда бывает при€тно самому человеку.

—овременные представлени€ о чувстве стыда св€зывают его прежде всего со способностью человека ощущать свои дурные, неподобающие поступки как нечто ран€щее его само≠го, стесн€ющее его подлинное я. ƒл€ того чтобы собственно человеческий способ регул€ции поведени€ стал возможен, у человека должно быть выработано своеобразное внутреннее отвращение к дурному, нравственное отвращение к собствен≠ным аморальным поступкам - именно это нравственное от≠вращение к себе лежит в основании чувства стыда. —тыд, та≠ким образом, есть переживание нравственное. ќно об€затель≠но предполагает человеческую самооценку, суд я над самим собой. ѕри этом острота переживани€ зависит от нравствен≠ной культуры человека, чувствительности его совести, разви≠тости интеллекта, способности сопереживать, сочувствовать и сострадать другому человеку. —тыд - это качественно особа€ форма нравственного самосознани€ личности; стыдимс€ мы прежде всего себ€, своих действий, своих совершенных не по совести, не по правилам поступков. —тыд - это своего рода нравственна€ бо€знь открытости, человек страшитс€ обнару≠жить нечто скрываемое им, тем самым унизив себ€ в глазах других. ¬ подобном понимании стыд €вл€етс€ синонимом таких слов, как досада, позор, бесчестье. „еловек должен сты≠дитьс€ того, что унижает его достоинство, оскорбл€ет его как нравственную личность.

ƒл€ нравственного развитого человека чувство стыда со≠пр€жено и с теми случа€ми, когда человек видит себ€ как бы со стороны глазами другого человека и поэтому испытывает в еще большей степени мучительные ощущени€. Ќравственно чистый, тонко чувствующий человек испытывает ужасную неловкость, нравственный дискомфорт, когда, например, ему воздают хвалу, поскольку он всегда помнит об абсолютном, идеале и ощущает его недостижимость, несоответствие услы≠шанным похвалам. „еловеку стыдно перед людьми, перед теми, кто окружает нас.

„еловек, воспитанный в религиозной вере, ощущает не только чувство стыда за свои проступки, но и страх божий.  онечно, современный человек утратил во многом это созна≠ние Ђстраха божьегої, а в прошлые эпохи он играл иногда роковую роль в судьбе людей. “ак, √ретхен в трагедии √ете Ђ‘аустї страшитс€ именно божьего гнева, божьего суда.  а≠терина в пьесе ј.Ќ. ќстровского Ђ√розаї извелась от стыда и угрызений совести. ”слыхав на гул€нье раскаты грома, она воспринимает их как божье напоминание об ее грехе.  атери≠на бросаетс€ на колени перед мужем и свекровью и рассказы≠вает о своей измене.

¬ XX в. австрийский врач-психиатр 3.‘рейд выделил в сознании человека особую сферу - бессознательного, котора€ ответственна за инстинктивное начало в человеке. ‘рейд счи≠тал, что влечение к жизни (эрос) и инстинкт агрессии €вл€ют≠с€ главными, преобладающими в человеке. »ными словами, стихийна€ чувственность, недоступна€ разумному и нравст≠венному контролю, и выступает предметом стыда, и это с точки зрени€ традиционной национальной культуры на –уси исстари считалось постыдным, грешным. јлчность как непре≠одолимое влечение к наживе; трусость как стремление любой ценой спасти свою плоть; обжорство как ненасытна€ потреб≠ность в еде; жадность как абсолютное нежелание делитьс€ с ближним чем бы то ни было - эти и р€д других свойств, при≠сущих человеку, традиционно отторгались массовым нравст≠венным сознанием. ѕоэтому те, кто про€вл€л каким-либо об≠разом подобные качества, испытывал безотчетное чувство стыда, свою нравственную ущемленность.

—юда же относитс€ и полова€ распущенность, котора€ в обыденной речи чаще всего называетс€ словом Ђбесстыдст≠вої. ƒолгое врем€ в нашем обществе сексуальна€ чувствен≠ность была под запретом. Ђ” нас нет сексаї - эта, казалось бы, иронична€ фраза фактически отражала и отсутствие полового воспитани€ в обществе, и отношение к интимной жизни чело≠века на государственном уровне - женщины были оставлены один на один со своими проблемами, а страна занимала чуть ли не первое место в мире по количеству абортов. «атем про≠изошла Ђлегализаци€ї секса, сексуальна€ революци€ мало-помалу докатилась и до –оссии. ќ сексе стали писать почти все газеты, современна€ проза изобилует описани€ми интим≠ной жизни героев, любой кинофильм сопровождаетс€ откро≠венными постельными сценами. —екс стал обычным делом. Ќельз€ не отметить €рко выраженной тенденции снижени€ порога стыдливости в показе сексуальных отношений. ѕрин≠цип терпимости по отношению к плотской любви сопровож≠даетс€ постепенной утратой чувства стыда в сексуальной сфе≠ре. ѕоборник самых крайних степеней раскрепощенности в интимной сфере, автор программы полового просвещени€ дл€ школьников, вызвавшей шок у родителей, ».  он с негодова≠нием отмечает, что люди до сих пор еще Ђстыд€тс€ обсуждать свои сексуальные отношени€, испытывают дискомфорт, рас≠сужда€ об этомї.

ќднако этика должна откровенно и честно сказать: опыт терпимого и либерального отношени€ к плотской любви, который возобладал в XX в., фактически привел к вымыванию не только чувства стыда, но и некоторых весьма важных сущ≠ностных сторон интимных отношений, св€занных прежде всего с чувством любви. „увство стыда, по мнению специали≠стов, настолько глубоко входит в само содержание человече≠ских половых отношений, что его исчезновение лишает эти отношени€ качественной специфики, ведет к утрате их лично≠стного аспекта. Ќеслучайно продвинутые школьники спраши≠вают: зачем нужна любовь, если есть секс? ћежду тем интим≠на€ чувственность в идеале гармонично сочетаетс€ с духовной жизнью личности, стыдливость в человеческой чувственности €вл€етс€ необходимым компонентом нравственной культуры в сексуальной сфере.

ќтсутствие стыда в сексуальных отношени€х означает по≠ловую распущенность, котора€ находитс€ за пределами любви - в сфере аморализма. ѕодобна€ полова€ распущенность не была никогда нормой в отечественной культуре, тем более что данное €вление резко осуждаетс€ христианской моралью. —его≠дн€шн€€ вакханали€ в сфере сексуальной свободы, котора€ торжествует на телевидении, в кино, в художественной литера≠туре, очень быстро сойдет на нет, поскольку она противоречит исконным традици€м народа и его духовной культуры.

—тыдливость, застенчивость, внутренне св€занна€ с жерт≠венностью и сострадательностью, сдержанность в выражении своего я, способность забывать себ€ ради высокой цели - характерные черты отечественной культуры. ќдной из форм про€влени€ стыда €вл€етс€ стыд за других. ≈сли человек не видит, что совершает нечто постыдное, стыдитьс€ за него приходитс€ другим - люд€м, которые ощущают с ним нравст≠венную св€зь. ¬ русской народной сказке Ђјленький цветокї две старшие дочери, с их показной прив€занностью к отцу, сразу же отказываютс€ его поддержать, как только узнают, что отец должен отправитьс€ навсегда во дворец к злому ча≠родею. » только младша€ дочь жалеет отца и решаетс€ вместо него отправитьс€ в неведомое навстречу своей судьбе.

¬ картине Ђќсенний марафонї главный герой, человек интеллигентный, воспитанный, не может отказать своей бывшей сокурснице, бездарной и ленивой, котора€ беззастенчиво и бесстыдно пользуетс€ его способност€ми и посто€нно заставл€ет его выполн€ть свою работу.

 

“≈ћј 4.5 ƒќЅ–ќ » «Ћќ Ц  –»“≈–»… ћќ–јЋ»

 

ѕлан: 4.5.1 ѕрирода и содержание добра и зла
  4.5.2 »де€ добра как абсолютного в морали
  4.5.3 ѕроблема взаимодействи€ добра и зла

ѕ–»–ќƒј » —ќƒ≈–∆јЌ»≈ ƒќЅ–ј » «Ћј

 

ƒобро и зло €вл€ютс€ самыми важными, первыми категори€ми этики, поскольку добро и зло служат дл€ различени€ морального и аморального, нравственного и безнравственного, ответственного и безот≠ветственного в поведении человека.

Ћюди с древнейших времен пользовались пон€тием добра, св€зыва€ его с тем, что полезно человеку вообще. “о, что при≠носило люд€м вред, именовалось злом. ¬озникает вопрос, что полезно человеку? ¬спомним отрывок из  озьмы ѕруткова: Ђ≈сли у теб€ будет спрошено, что полезнее - луна или солнце, смело ответствуй: луна. »бо солнце светит днем, когда и без того светло, а луна - ночьюї.

Ќа €зыке древних греков добро означало сильный, мужест≠венный. “русость, физическое уродство рассматривалось древними как зло. ¬ —парте новорожденного, если он оказы≠валс€ хилым, больным - убивали. — развитием человечества пон€ти€ добра и добродетели расшир€лись и усложн€лись. ƒобром стали признавать не только мужество и физическую силу, но мудрость, правдивость, великодушие, дружбу. — по≠€влением частной собственности пон€тие добра стало ассо≠циироватьс€ главным образом с богатством человека. ¬едь собственность предъ€вл€ла высокие требовани€ к личным качествам ее владельца: он должен был обладать воинскими доблест€ми, чтобы завоевать и сохранить собственность. ƒа и сегодн€ мы часто видим, как нелегко быть собственником. ћало владеть собственностью, надо уметь ее сохранить, при≠умножить, защитить. ¬ мировой и отечественной литературе немало примеров того, как расточительность наследника, не≠умение быть хорошим хоз€ином губ€т добро, нажитое роди≠тел€ми, богатый человек утрачивает собственность, становит≠с€ нищим, тер€ет добро. ¬ јнглии, например, не уважают того, кто не оставил после смерти ничего дл€ детей и близких.

¬ русском €зыке, да и в большинстве современных евро≠пейских €зыков, слово Ђдоброї многозначно, употребл€етс€ дл€ обозначени€ материальных благ и благ моральных, но в первую очередь оно означает имущество, достаток. ¬ словаре ¬. ƒал€ слово Ђдоброї определ€етс€ вначале как веществен≠ный достаток, имущество, ст€жание, затем - как нужное, подхо≠д€щее и лишь Ђв духовном значенииї - как честное и полез≠ное, соответствующее долгу человека, гражданина, семь€нина. —лово Ђдобрыйї как свойство у ¬.ƒал€ также относитс€ в первую очередь к вещи, скоту, а потом только к человеку. “ак и характеристика человека Ђдобрыйї сначала означает Ђдель≠ныйї Ђсведущийї, Ђумеющийї, а затем уже собственно мо≠ральные качества - Ђлюб€щийї, Ђтвор€щий доброї, Ђм€гкосердныйї.

¬ пон€тии добра отражаетс€ в виде абстрактной мораль≠ной идеи то, что должно быть и заслуживает одобрени€; лю≠ди выражают в пон€тии добра свои наиболее общие интере≠сы, пожелани€, надежды на будущее. ѕон€тие Ђзлої - это категори€ этики, котора€ по своему содержанию €вл€етс€ противоположностью добру. «ло как пон€тие морального сознани€ выражает представлени€ о безнравственном, о том, что противоречит требовани€м морали, заслуживает осужде≠ни€. «ло €вл€етс€ общей абстрактной характеристикой отри≠цательных моральных качеств, таких, как жестокость, нена≠висть, порок, насилие, предательство, жадность, скупость. ¬ русском €зыке имеютс€ специальные слова, которые обозна≠чают силы зла и тьмы - бес, сатана, дь€вол, ведьма, леший, черт (гр. Beelsebul - в русской транскрипции - ¬ельзевул), зме€, ехидна, демон. ѕри этом существует некий суеверный запрет на их употребление, эти слова нельз€ произносить вслух, они та€т опасность.

ѕри помощи пон€тий добра и зла люди дают оценку по≠ступкам человека, моральным качествам личности, взаимоот≠ношени€м людей, состо€нию общества в целом. ≈сли оцени≠вают поступок человека, то его соотнос€т с пон€ти€ми, с од≠ной стороны, благоде€ни€, доброты, и с другой стороны - зла, жестокости. ћоральные качества людей получают оценку с точки зрени€ имеющихс€ в обществе представлений о добро≠детели - с одной стороны, и в то же врем€ - с точки зрени€ по≠рока, лжи, греха. —осто€ние общества в целом, взаимоотно≠шени€ социальных групп оценивают, опира€сь, с одной сто≠роны на пон€тие социальной справедливости, равноправи€, свободы, а с другой стороны - на пон€тие несправедливости, неравноправи€, угнетени€.

ƒобро и зло как бы представл€ют собой две стороны одной медали. ќни взаимоопредел€ют друг друга и всегда сосущест≠вуют в единстве, выступа€ как один из атрибутивных, фунда≠ментальных признаков быти€, как одна из его существенных закономерностей. „еловек узнает зло, поскольку имеет опре≠деленное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном горьком опыте, что такое зло. —уществование зла выступает как условие или непременное сопутствующее об≠сто€тельство существовани€ зла.

ƒобро и зло св€заны тем, что они взаимно отрицают друг друга, но вместе с тем они и как бы определ€ют друг друга.  акую бы грань добра, доброты, добродетели мы ни вз€ли, им непременно сопутствуют, соот≠ветствуют, с ними р€дом сосуществуют некие грани, свойства, качества зла, плохого, порока, греха. Ќапример, люди при≠выкли понимать добро как материальный достаток, имущест≠во, но сразу же на ум приход€т полные сарказма и €звитель≠ной иронии слова ћефистофел€ из трагедии ».√ете Ђ‘аустї о том, что Ђна земле весь род людской чтит один кумир презренный; он царит во всей вселенной; тот кумир - телец златойї. ‘ауст - добрый, нежный, трепетно влюбленный в ћаргариту; он поддаетс€ порыву страсти, не жела€ причинить девушке вред. —атана ћефистофель, напротив, - воплощение зла, дь€вол. Ѕесконечны насмешки ћефистофел€ над ‘аустом, над его романтической влюбленностью, незнанием человеческой на≠туры. ћефистофель все чувства, эмоции, поступки людей как бы разворачивает в другую сторону, видит изнанку предмета, предвидит опасные последстви€ необдуманных действий, неосторожных слов. » зрители, сочувству€ романтически на≠строенному ‘аусту, тем не менее, понимают, что —атана во многом прав, что злые насмешливые слова —атаны содержат зерна истины: безрассудна€ любовь ‘ауста приносит зло и страдани€ девушке.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6047 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1442 - | 1376 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.072 с.