Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 4. 2 глобальные проблемы современности




 

ѕлан: 4.2.1 ѕон€тие глобальной проблемы современности
  4.2.2 ѕроблема войны и мира
  4.2.3 „еловек и природа: эволюци€ отношений
  4.2.4 —ущность экологической этики
  4.2.5 Ёкологический кодекс

 

 

ѕќЌя“»≈ √ЋќЅјЋ№Ќќ… ѕ–ќЅЋ≈ћџ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ—“»

 

¬ процессе развити€ цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Ќо все же это была далека€ предыстори€, своего рода "инкубационный период" современных глобальных проблем. ¬ полной мере эти проблемы про€вились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тыс€челетий. ќни были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо про€вившихс€ именно в этот период.

¬ самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколени€, наращива€ тем самым силу "демографического пресса". Ќикогда до этого человечество не вступало в период научно - технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развити€, не открывало дороги в космос. Ќикогда прежде дл€ его жизнеобеспечени€ не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Ќикогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Ќаконец, никогда прежде холодна€ война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожени€.

¬се это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политики, но и науки. —ам термин глобалистика вошел в научный обиход на рубеже 60-70 годов. ¬ ———– глобалистика начала развиватьс€ в 80-е годы и, в особенности, с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей. “огда же сформировалось и само пон€тие о глобальных проблемах, которые:

Ø во-первых, касаютс€ всего человечества, затрагива€ интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;

Ø во-вторых, привод€т к значительным экономическим и социальным потер€м, а в случа€х обострени€ могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;

Ø в-третьих, требуют дл€ своего решени€ сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Ёто пон€тие вр€д ли можно считать достаточно четким. —амо количество глобальных проблем варьируетс€ в очень широких пределах: от, примерно, дес€ти до сорока и более. Ќо если иметь в виду главные проблемы, то их не более дес€тка:

1) ѕроблема мира и разоружени€, предотвращение новой мировой войны;

2) Ёкологическа€ проблема;

3) ƒемографическа€ проблема;

4) Ёнергетическа€ проблема;

5) —ырьева€ проблема;

6) ѕродовольственна€ проблема;

7) ѕроблема использовани€ ћирового океана;

8) ѕроблема мирного освоени€ космоса.

Ќо если в пределах экологической проблемы отдельно вычленить, скажем, проблемы обезлесени€, опустынивани€, загр€знени€ атмосферы и гидросферы, в пределах демографической проблемы - аспекты демографического взрыва и демографического кризиса, неконтролируемой урбанизации, переселени€ беженцев, да еще добавить к этому, в качестве самосто€тельных проблем, проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом, с организованной преступностью и терроризмом, ликвидации неграмотности, кризиса культуры и нравственности и многие другие, то общее число таких проблем возрастет в три-четыре раза.

√лобальные проблемы человечества стали важным объектом междисциплинарных исследований, в которых участвуют и общественные, и естественные, и технические науки. —реди отдельных таких наук можно назвать философию, экономику, социологию, право, географию, биологию, экологию, физику, химию, океанологию и др. науки.

 

 

ѕ–ќЅЋ≈ћј ¬ќ…Ќџ » ћ»–ј

 

Ќа прот€жении нескольких послевоенных дес€тилетий проблема войны и мира, предотвращени€ новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества. » дл€ этого были все основани€.

»звестно, что войны накладывали свой отпечаток на развитие общества во все предыдущие эпохи развити€ человеческой цивилизации. “олько в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн. человек. ј во второй половине этого столети€ по€вилось €дерное оружие и возникла реальна€ возможность уничтожени€ целых стран и даже континентов, то есть практически всей современной цивилизации. ƒостаточно сказать, что в одном €дерном зар€де могла быть сконцентрирована разрушительна€ сила, в несколько раз превышающа€ силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах, вместе вз€тых.   тому же €дерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применени€, могли быть способны в считанные минуты преодолевать огромные рассто€ни€ и наносить удары практически по любой точке земного шара. ¬ таком случае потенциальными объектами €дерного поражени€ неизбежно должны были стать не только и даже не столько противоборствующие вооруженные силы, сколько вс€ территори€ воюющих и других стран. ј суммарной мощности уже накопленного в мире €дерного оружи€ более чем достаточно, чтобы не раз уничтожить все живое на «емле. ¬ результате мир подошел к такой критической точке, когда знаменитый гамлетовский вопрос "Ѕыть или не быть?" встал уже не перед отдельными группами людей, а пред всем человечеством....

ƒвадцатый век, принесший человечеству две невиданные, до этого, по масштабам мировые войны, еще более обострил значение проблемы войны и мира. ¬ этот период развиваетс€ пацифистское движение, зародившеес€ в —Ўј и ¬еликобритании после наполеоновских войн. ќно отвергает вс€кое насилие и любые войны, в том числе и оборонительные. Ќекоторые современные представители пацифизма считают, что войны исчезнут тогда, когда население на земле станет стабильным; другие разрабатывают такие меропри€ти€, на которые можно было бы переключить "воинственный инстинкт" человека. “аким "моральным эквивалентом", по их мнению, может служить развитие спорта, особенно сост€заний, св€занных с риском дл€ жизни.

»звестный исследователь ….√алтунга попыталс€ выйти за узкие рамки пацифизма; его концепци€ выражаетс€ в "минимизации насили€ и осуществлении гуманистической переориентации человечества, по его мнению, играет "изменение людьми своих привычек, нравов, поведени€". Ђ¬опрос сводитс€ к тому, - пишет он -, как убедить людей в различных уголках мира, что именно в усовершенствовании их человеческих качеств лежит ключ к решению проблем."

 

 

4.2.3 „≈Ћќ¬≈  » ѕ–»–ќƒј: Ё¬ќЋё÷»я ќ“ЌќЎ≈Ќ»…

 

Ёкологиче≠ска€ этика охватывает предельно широкий круг проблем, св€≠занных с нравственными отношени€ми человека и окружаю≠щей человека среды. Ёкологическа€ этика - новое слово в духовной культуре человека, которое по€вилось в конце XX в., а в третьем тыс€челетии становитс€ все более и более акту≠альным. „ем это вызвано, какие обсто€тельства вызывают столь пристальный интерес ученых всего мира к проблемам экологической этики?

— незапам€тных времен в сознании человека возникло и прочно утвердилось потребительское отношение к природе.

Ћюд€м казалось, что природа - это кладова€, запасы которой бесконечны и неисчерпаемы. »стори€ развити€ отношени€ человека к природе полна драматизма. ∆изнь на «емле развива≠етс€ на прот€жении миллиардов лет по своим собственным законам. ¬ажнейший из них - о взаимодействии всего живого: один элемент экосистемы взаимодействует с другим, использу€ другие элементы как источник энергии и вещества.  ак опреде≠лить, что есть добро и что есть зло в этом всеохватывающем и многоплановом процессе взаимодействи€? Ќе исключено, что пон€ти€ добра и зла в этом процессе взаимодействи€ отсутст≠вуют и внос€тс€ сознанием человека. ќднако ныне наступило врем€, когда современный человек безжалостно и немилосерд≠но измен€ет планету, и это вмешательство €вл€етс€ угрозой и дл€ планеты в целом, и дл€ самого человека.

¬ древности человек и природа сосуществовали в единстве. „еловек раствор€лс€ в природе: он целиком зависел от нее - от дождей, урожа€, от наличи€ зверей в лесах и рыбы в реках и озерах. ћифологические представлени€ древних людей со≠держат запреты и табу в отношении истреблени€ зверей, де≠ревьев. Ётнографы считают, что первобытные племена нико≠гда не убивали больше животных, чем им нужно было дл€ пропитани€. »нстинктивно, неосознанно человек относилс€ бережно и трепетно к природе и ее богатствам. »менно такое бережное, уважительное, даже любовное отношение к приро≠де с самых древних времен существовало на –уси.

¬ античности возникает традици€ €зыческого обожествле≠ни€ природы, установка Ч жить сообразно природе, в согласии с ее закономерност€ми. «атем постепенно формируетс€ пред≠ставление о том, что природа - предмет утилитарного исполь≠зовани€ человеком. јристотель полагал, что растени€ сущест≠вуют ради живых существ, а животные - ради человека; Ђчело≠век есть самое разумное из всех живых существї (јристотель. —оч. в 4 т. - ћ., 1976. “. 1. - —. 415). “аким образом, идеи ан≠тичных мыслителей, в том числе ѕлатона, јристотел€ и стои≠ков, положили начало все более набирающей силу впоследст≠вии в истории, традиции господства человека над природой.

–имл€не рассматривали природную среду как свою собст≠венность; была широко распространена практика публичной травли зверей. Ќо в целом античность была ориентирована на человека, вписанного в космос и не противопоставленного ему.

¬ —редние века отношение человека к природе определ€≠лось библейским учением, согласно которому дух человека противопоставлен его телесности, а господство человека над всеми живыми существами предписано ¬севышним: Ђ» бла≠гословил их Ѕог, глагол€: раститес€ и множитес€, и наполн€й≠те землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и звер€ми и птицами, и всеми скотами, и всею землеюї.

¬ыкристаллизовываетс€ иде€ соучасти€ человека в творче≠ской де€тельности ¬севышнего по совершенствованию при≠роды. ‘ормой такого соучасти€ рассматривалась трудова€ де€тельность человека. ѕоступательное развитие человека осуществл€лось не за счет природы, а в процессе усовершен≠ствовани€ почвы, воды, фауны и флоры, Ђсовершенствовани€ твариї с целью ее развити€. ’ристианский проповедник »о≠анн «латоуст (344-407) писал: Ђ ормитьс€ посто€нным тру≠дом есть вид философии; у таких души чище, характер силь≠нееї. –усское монашество давало посто€нные примеры такого неустанного, трудового подвига, усовершенствовани€ окру≠жающей среды. ¬округ русских монастырей испокон веку возделывали почву под огороды и фруктовые сады, пасли скот, сажали леса. «наменитый ¬алаамский мужской мона≠стырь, основанный в начале IV века, - €рчайший образец не≠обыкновенного трудолюби€ и упорства и патриотизма русских монахов (ведь монастырь неоднократно отражал нападени€ шведских отр€дов). —реди суровой северной природы монахи воздвигли необыкновенной красоты и величи€ каменные зда≠ни€, раскорчевали в неустанном, непомерном труде почву, посадили огороды и вырастили великолепные фруктовые деревь€. Ѕесплодные каменистые земли превратили в благо≠ухающий цветущий край.

‘илософи€ Ќового времени утвердила абсолютность идеи господства над природой, господства Ђнад всем живым на «емлеї. Ќаука была поставлена на службу этой идее Ђсделать≠с€ хоз€евами и господами природыї (–. ƒекарт). ѕризывы –уссо ЂЌазад, к природе!ї не были услышаны европейцами. ћашинное производство, технический прогресс способство≠вали безудержной эксплуатации природы. ‘илософи€ полного господства над природой была в наибольшей степени осуще≠ствлена в XX в. в ———–. Ђћы не можем ждать милостей от природы; вз€ть их у нее - наша задачаї, - это высказывание селекционера и академика ».¬. ћичурина (1855-1935), кото≠рый вывел много новых, видоизмененных сортов плодово-€годных культур, €вилось основой курса страны на преобразо≠вание природы: возникли идеи орошени€ и обводнени€ зе≠мель, поворота рек, осушени€ болот, создани€ новых морей. ƒо сих пор, уже в XXI в., существует иде€ поворота гигант≠ских сибирских рек всп€ть.

ѕосто€нное увеличение масштабов и интенсивности мате≠риально-практической де€тельности людей €вл€етс€ объектив≠ной закономерностью жизнеде€тельности общества. ƒо недав≠него времени эта де€тельность существенно не вли€ла на пла≠нетарные круговороты вещества и энергии биосферы «емли.

¬ XX в. невиданный прогресс науки и техники, все увели≠чивающеес€ население земли (7 млрд.), все более расшир€ю≠щиес€ возможности бесконтрольного потреблени€ природных ресурсов привели к резкому ухудшению экологической ситуа≠ции. „еловек в своей де€тельности оперирует процессами, энерги€ми, которые во многом сравниваютс€ с силами приро≠ды. Ёто повли€ло на многие фундаментальные состо€ни€, необходимые дл€ существовани€ самой жизни; во многих сферах своей де€тельности человечество подошло к границе допустимого риска. ћасштабность и острота неблагопри€т≠ных последствий любых ошибочных действий небывало воз≠растает, приобрета€ глобальный характер. –ешение экологи≠ческих проблем в насто€щее врем€ невозможно без ликвида≠ции глубокого разрыва между устарелыми взгл€дами на природу и современной практикой ее преобразовани€. „еловеческое давление на природу достигло небывалого уровн€, а ее возможности саморегул€ции и регенерации остались на том же уровне, какой сложилс€ в процессе природной эволюции, и не позвол€ют справитьс€ с дисгармонией, которую вносит человек. Ёто обсто€тельство объ€сн€ет тот факт, что в по≠следние годы в общественном мировом сознании происход€т существенные изменени€ во взгл€дах на природу, ее возмож≠ности, на необходимость становлени€ экологического созна≠ни€, €вл€ющегос€ закономерным процессом. ¬ажную роль в этом должна сыграть экологическа€ этика, котора€, как и эко≠логическое сознание, находитс€ на стадии становлени€.

—овременный мир, все человечество в целом стоит перед необходимостью кардинального пересмотра своих взаимоот≠ношений с природой. —егодн€ настала пора отказатьс€ от по≠зиции вседозволенности в отношении к природе. ‘ормируетс€ властна€ общественна€ потребность в утверждени€ гуманизма как принципа, определ€ющего взаимоотношени€ человека и природы. √уманизм как принцип межчеловеческих отношений должен в такой же мере определ€ть отношение человека к природе.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1014 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1195 - | 1230 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.