Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Миф — форма перехода от магических реалий к художествен­ной реальности




Миф (от греч. muthos = предание) — древняя история или легенда, объясняющая религиозные или сверхъестественные явления (См.: Scott. 1980); образное выражение коллективного бессознательного, предшествующее индивидуальному бессознательному (Юнг); первая по­пытка объяснения естественных и социальных явлений (Rose. 1963), сак­ральная история, повествующая о событии, происшедшем в достопамят­ные времена «начала всех начал» (миф не вымысел, не иллюзия, а реаль­ное сакральное событие, служащее примером для подражания) (Элиаде. 1958. С. 6); повествование, построенное на изображении в слове того, что ритуалы выражали на языке культа; саги о богах, о героях, о сотворении мира и о его крушении; сообщение о таких глобальных событиях, как воз­никновение земли и человека, социальных институтов и культуры (Gyldendals. 1984); Миф — «воспоминание» о далеком прошлом, о собы­тиях, происходивших до начала исторического времени; анонимное ска­зание предположительно исторического характера, истоки которого неиз­вестны; объяснение природных явлений (Beckson. 1989); обращение к эмоциям, а не к разуму, ибо во времена создания мифологии разумные объяснения оставались невостребованными (Rose. 1963). Мифы — обоб­щение представлений древнего человека о том мире, в котором он живет, и о тех силах, которые этим миром управляют (См.: Тахо-Годи. 1989. С.8).

Миф генетически и культурно связан с ритуалом, но возник позже не­го и существенно отличается от своего прародителя. Ритуал преднамерен и специально организован. В мифе события случайны и непреднамерен­ны. Ритуал каноничен, миф вариативен. Миф может разъяснять смысл об­ряда и подкреплять авторитетом мифических героев и доисторической традиции статус ритуально-магического действия. В информативном, культурном, эстетическом плане миф богаче ритуала. Ритуал — сфера по­ведения, область практических и деловых навыков. Миф — сфера свя­щенных и тайных знаний. Мифологическое мышление возникло на осно­ве магических реалий (их изобразительного, подражательного и сугге­стивного опыта). Оно — шаг к постижению мира, попытка его осмысле­ния. Мифологические образы фантасмагоричны, зачастую — это различ­ные зверолюди (сфинксы, кентавры).

Мифы повествуют о происхождении и устройстве мира и его совре­менном бытии, об облике земли и человека, сложившихся в результате де­ятельности вечных первопредков, живших «вне времени», в доисториче­ское время, в «золотом веке» или в «эпоху сновидений». Древние мифы синкретичны и содержат в неразвернутом виде начала искусства, религии и донаучных представлений о природе и обществе (См.: Мелетинский. Т. 1. С. 29).

Мифы послужили историческим переходом от магических реалий к искусству. Миф — и звено, исторически связующее магические реалии с литературными произведениями, и лаборатория поэтической фантазии, и арсенал мыслительного материала художественной литературы. Миф оп­ределил многие стороны, процессы, приемы, образные и метафорические системы литературы.

Позже миф, теряя священные и тайные знания, превращается в сказ­ку, которая развлекательна, поучительна, устрашающа и часто, как под­черкивает Е. Мелетинский, исполняет роль мифа для непосвященных. Сказка еще более чем миф — собственно произведение, художественная реальность.

Три этапа рождения и эволюции сказки (прослежены А. Никифоро­вым на материале чукотской сказки) важны для понимания процессов рождения литературы и искусства из изобразительной, подражательной и словесно-суггестивной деятельности.

I этап: повествовательно-магические рассказы-заклинания, наце­ленные на практическое воздействие на действительность;

II этап: прасказка-повествование, лишенное ритуально-магической функции и обладающее зачатками художественности;

III этап: сказка как художественное повествование.

Все роды, виды и жанры литературы и искусства проходили, подобно сказке, определенные этапы своего развития — от магического «практи­цизма» к художественному «бескорыстию», а вернее, к общечеловеческой (эстетической) практике.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2189 - | 2073 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.