Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мифологический космизм: человек в мире неустойчивого равновесия глобальных сил, борющийся за жизнь и готовящийся к жизни после жизни




Древнейшее искусство создали шумеры, египтяне, ассирийцы, вавилоняне, хурриты, хетты, финикийцы, ахейские греки, древние индусы, иньские китайцы. Евро-афро-азиатскими центрами древнейшей художественной культуры были долина Нила, Междуречье Тигра и Евфрата, Крит, Пелопоннес, бассейн Инда. Многое из древней­шей художественной культуры безвозвратно утрачено. Однако общие ее очертания и характерные особенности ярко запечатлелись в истории и видны по ныне.

1) Древнейшая художественная культурасосредоточена на пред­ставлениях о прошлом без особого внимания к будущему. Духовная куль­тура древности (Вавилонии, Шумера, древних Индии и Египта) обращена лицом к прошлому. Древний человек жил очень трудно, ежеминутно сра­жаясь за свое выживание. Издавна его интересовал тот мир, в котором он жил, и происхождение этого мира. Кроме настоящего и прошлого ничего не было. Будущее появилось для сознания человека лишь тогда, когда воз­никло некоторое приращение возможностей добывания вещей первой не-

обходимости (еды, одежды, жилья). Это произошло в первом тысячеле­тии до нашей эры. Мессианские учения и эсхатологические ожидания бы­ли первыми духовными стимулами для появления первых представлений о грядущем. Однако высшую ценность в древнейшей культуре имели представления о прошлом, которые складывались не в историю, а в чере­ду событий. И это одна из главных черт художественного сознания древ­ности. «Вавилонянин идет в будущее, но взор его устремлен в прошлое. Будущее не становится реальным, пока не станет прошлым» (Л.Н. Гуми­лев). Только в Новое время закончилась переориентация художественной культуры на предпочтительное внимание к грядущему. Отношение людей к направленности времени изменялось примерно два тысячелетия. Это составляет большой переходный период в истории культуры. А.В. Михай­лов отмечает, что, хотя поворот лицом к будущему осуществился в сере­дине первого тысячелетия до нашей эры, он, тем не менее, как бы не­множко недоосуществился и окончательно произошел уже в Новое время - в XVIII, XIX веках (См.: Иностранная литература. 1995. №9. С. 159-167).

Представления о времени древнего человека коренным образом отли­чались от современного европейского понимания, находящегося под влия­нием точных наук Нового и новейшего времени. Древняя художественная культура вглядывалась в будущее, ведя счет времени по прошедшим поко­лениям или по царствиям правителей. Древний человек смотрел в про­шлое, взвешивая время на весах. Клочков («Духовная культура Вавило­нии») отмечает, что время для древнего человека вещественно: «Это не чи­стая длительность, а, в первую очередь,сам поток событий и цепь поколе­ний. Даже язык вавилонской науки, астрономии и астрологии обходился без специального термина времени, хотя мы допускаем, что ученые восп­ринимали время не совсем так, как рядовые горожане, земледельцы и пас­тухи. При таком восприятии времени, возможно, лучше вообще не упот­реблять этот термин, а говорить просто о будущем, настоящем и прошлом. Прошлое для вавилонянина - это не бездна единиц вроде тысячелетий или веков, а конкретные события, деяния определенных людей, предков, про­житая ими жизнь. Почти то же самое можно сказать и о будущем. Будущее воспринималось, по-видимому, не в качестве абстрактных дней или лет, а как то, что непременно случится, как дальнейшее развертывание божест­венных предначертаний, неукоснительное исполнение божественных пла­нов. Будущее для вавилонянина - это не все то богатство возможностей, из которых может реализоваться та или другая, а именно то, что позднее воп­лотится и станет прошлым по прошествии какого-то времени».

2) Древнейшей художественной культуре присуще удвоение (повто­ряемость) центрального события в эпическом сюжете. П. Гринцер отме­чает, что «дупликация» — структурообразующий элемент эпического сю-

жета (Гринцер. 1974. С. 222). Эту особенность отметил и Н. Тамарченко в докладе «Структура этического сюжета» на конференции в отделе теории ИМЛИ (17. 05. 99): «Для древней эпики характерно удвоение всех важ­нейших событий. Миру присуще единство противоположностей, равно необходимых для бытия. Поэтому временный перевес одной из этих сил в конкретном событии должен быть компенсирован другим событием, со­вершенно подобным, но имеющим противоположный результат».

3) Древнейшей художественной культуры свойственно представле­ние о мире как о неустойчивом равновесии глобальных сил. В процессе бытия мира любое действие ведет к временному нарушению равновесия сил, а затем происходит неизбежное восстановление этого равновесия. Поэтому для древнего художественного сознания в кругообороте бытия жизнь и смерть равноправны (См.: Фрейденберг. 1997. С. 227). Неустой­чивое равновесие мира и его создателя живет, в частности в диалектиче­ской характеристике бога Атона как «далекого и близкого». Важно обра­тить внимание на то, что сама жизнь по своей природе есть неустойчивое, подвижное равновесие.

Циклическое развертывание художественного действия в древних произведениях — свидетельство понимания миропорядка как постоянно­го равновесия жизни и смерти. В некоторых культурах мир предстает как постоянная смена (взаимопереход) жизни и смерти.

4) Древняя художественная культура: разрабатывала проблемы бес­смертия, проблемы жизни после жизни, создавала представления о фан­тастическом потустороннем посмертном мире.

Человек, согласно древнейшим представлениям, состоит не только из тела, но и из невидимых в земной жизни субстанций. Смерть нарушает единство тела и этих субстанций. Для продолжения жизни в потусторон­нем мире необходимо восстановить это единство. Древние египтяне утвер­ждали, что одна из главных невидимых субстанций — КА (невидимое по­добие человека, растущее и изменяющееся вместе с телом). В «Текстах пи­рамид» подчеркивается, что КА может жить вечно, если оставшиеся в жи­вых проявят о нем заботу и сохранят тело умершего, с которым КА связано. Древние культуры создали культ мертвых, предполагавший посмерт­ное существование умершего в неком загробном виртуальном мире. Об­работка тела умершего и создание мумии, строительство усыпальниц и пирамид для захоронения, разработка и соблюдение торжественного ри­туала похорон — все это практические следствия представлений о по­смертном бытии человека.

В Британском музее в Папирусе Честер-Битти IV (конец II тысячеле­тия до н.э.) утверждается еще один — литературно-вербальный («неруко­творный») вариант жизни после жизни:

Книга лучше расписного надгробья

И прочной стены

Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах...

Человек угасает, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспомнить его

Устами тех, кто передает его в уста других.

(Перевод А. Ахматовой)

Представления о потусторонней жизни оказались не абсолютными. Некоторые дотошные фактологи ставят под сомнение существование загробного мира: мол никто из умерших не возвращался назад, чтобы рассказать об ожидающей нас участи. Из этого суждения делали гедо­нистический вывод: надо пользоваться всеми благами жизни, весе­литься и наслаждаться. Так древнеегипетская «Песнь арфиста» (эпоха фараона XI династии Интефа — конец III тыс. до н. э.) восхваляет зем­ное существование человека и выражает сомнение о его посмертном бытии. Подобные мысли высказывались и в шумерском эпосе о Гильга­меше, и в «Разговоре господина с его рабом», и в библейской книге «Екклесиаста».

5) В древней художественной культуре существуют взаимодополни­тельные концепции мира и стратегий человеческого поведения в нем (В.Н. Топоров).

6) Для древнейшей художественной культуры характерны героич­ность эпического действия и наличие препятствия перед его развязкой. Если бы препятствия не возникало и цели героя достигались легко, эпос лишился бы героической окраски. Гегель показал, что для эпоса равно значимы и деятельность героев в достижении цели, и «все то, что героям встретится на пути» («в эпосе характер и необходимость внешнего имеют одинаковую силу»): «за обстоятельствами и внешними случайными про­исшествиями сохраняется та же значимость, что и за субъективной во­лей» (Гегель. 1971. С. 450-451, 464). Инициатива героя и «инициатива» обстоятельств равнозначны и взаимодополняют друг друга.

7) В древнейшей художественной культуре равноправны случай­ность (Хаос) и необходимость (Порядок). Все происходящее в мире «пронизывается необходимостью» и одновременно «игре случая предо­ставляется известный простор» (Гегель. 1971. С. 452).

Необходимость создает Порядок; Случай тяготеет к Хаосу. И в мире эти два начала равноправны.

8) В древнейшей художественной культуре «случайный характер на­чала и конца в эпосе есть выражение его бесконечности и абсолютно­сти» (Шеллинг. 1966. С. 356).

Действие начинается случайно, и в финале обрывается (завершается неожиданно). Тем самым художественно воплощаются древнейшие представления о времени как непрерывном и бесконечном линейном

движении.

9) В древнейшей художественной культуре отсутствуют (или не су­щественны для культуры) указания на автора произведения, творчество безымянно, отсутствует проблема плагиата, дозволены любые заимст­вования без обязательности ссылок на источник. В древнем искусстве «...понятие "авторство" далеко не всегда умещается в границах понятия "индивидуальное творчество"; большинство произведений художествен­ной литературы — хранит молчание о своих авторах» (См.: ИВЛ Т. 1. 1983. С. 86, 87).

10) В древнейшей художественной культуре религиягосподствую­щая форма идеологии, оказывающая определяющее влияние на всё искус­ство. Религия определяла главные принципы мироотношения древнего

человека.

Религиозные сюжеты становились сюжетами литературными и осно­вой многих художественных решений в изобразительных искусствах. Гимн богу Атону (эпоха нового царства — середина XIV в. до н. э.) — ше­девр религиозной лирики. В этом гимне возносится благодарность богу за то, что он создал все страны и народы, говорящие на разных языках, за то что он согревает землю своими лучами. Гимн воспевает созданную богом красоту окружающей природы. «Ты установил ход времени, чтобы вновь и вновь рождалось сотворенное тобою, — установил зиму, чтобы охла­дить наши пашни... Ты создал далекое небо, чтобы восходить на нем, что­бы видеть все сотворенное тобой. Ты единственный, ты восходишь в об­разе своем, Атон живой сияющий и блестящий, далекий и близкий». Ког­да культ Атона был заменен восстановленным культом Амона, к послед­нему перешли многие характеристики и знаки уважения бога Атона.

11) В древнейшей художественной культуре чрезвычайную роль игра­ет слово. Дело не только в том, что уже в древности литература как вер­бальное искусство занимает особое место в системе искусств. Заговоры, заклинания, гимны, ритуальные присловия занимают пограничную зону между искусством и религией. Однако дело обстоит еще более остро: сло­во для древнего человека определяет бытие или небытие вещи и человека. Они не существуют, пока не названы, они перестают существовать поте­ряв имя; человек остается жить после смерти, и одно из условий для этого бессмертия — сохранение имени. По представлениям древних египтян имя воплощает в себе сущность человека.

12) Древнейшей художественной культуре присуще преклонение пе­ред силами природы. Явления природы персонифицируются. Сознание древних во многом пантеистично. Природа одухотворяется и многие ее

явления обожествляются. У человека еще нет гордыни и ложного пред­ставления о том, что он может подчинить себе природу, и что мы не долж­ны ждать от нее милостей — взять их наша задача. Человек осознает и ежеминутно ощущает мощь и величие природы; готов вымаливать у нее благодеяния. Так древние египтяне считают Нил могущественным и не­постижимым:

Взывают люди к богам

Из страха перед могуществом Владыки всего земного,

Моля о процветании для обоих берегов.

(перевод А. Ахматовой)

Гимны выражают отношение человека к обожествленной им природе. «Гимн — не молитва, не собрание просьб, а именно благодарность вели­кой природе, даровавшей жизнь стране и народу» (ИВЛ. Т. 1.1983. С. 87).

13) В древнейшей художественной культуре господствуют сакраль­ные представления о возможности чудесных превращений вещей, живо­тных и людей, а так же представления о возможности волшебных дейст­вий посвященных.

14) В древнейшей художественной культуре живет особо острое ощу­щение иерархической структуры общества. Древний художник не случай­но изображает вождя, фараона, военноначальника значительно более вы­соким, чем окружающих его рядовых людей — чувство иерархии живет в его художественном сознании. В древнеегипетском назидательном сочи­нении эпохи Древнего царства «Поучение Птаххотепа» (находится в на­циональной библиотеке в Париже) мы читаем наставление на тему как преуспеть, пребывая в среде бюрократии: «Гни спину перед начальника­ми [своими]... и будет процветать дом твой. [...] Когда не сгибается рука для приветствия, плохо это для противопоставляющего себя [таким обра­зом] начальнику».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2438 - | 2357 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.