Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Искусство — форма общественного сознания




Марксистская концепция искусства как формы общественного сознания ценна тем, что позволяет рассмотреть искусство, сопоставляя его с наукой, философией, моралью, правом, религией. Однако тезис о зависимости форм общественного сознания от общественного бы­тия заставляет теоретика проделывать мыслительные фигуры высшего пилотажа, чтобы от­ветить на вопросы: почему античное искусство, родившееся на примитивной экономической основе и опиравшееся на общество, в котором господствовало рабовладе­ние, создало классические произведения недосягаемой высоты? Почему Шекспир появился в Англии не в период ее высшего экономического расцвета? Почему сегодня вовсе не наибо­лее экономически развитые нации создают художественные шедевры? Каков обществен­ный или мыслительный механизм перехода от экономических явлений к художественным? Как в одну и ту же эпоху, в одной и той же стране, на одном и том же экономическом фунда­менте появляются самые различные, а порой и противостоящие друг другу художественные явления? Таких вопросов много. Несовершенство марксистской концепции искусства как формы общественного сознания, обусловленной экономикой, порождало и вульгарный соц­иологизм, и схоластику борьбы «вопрекистов» и «благодаристов» (гений создает шедевры вопреки или благодаря своему мировоззрению?), и идею партийного руководства искусст­вом. Несмотря на эти недостатки рассмотрение искусства как формы общественного сознания — один из плодотворных подходов к изучению природы художественного творчества.

Объективное богатство реального мира и субъективное богатство человека и его по­требностей вызвали к жизни разные формы общественного сознания (наука, философия, ис­кусство, мораль, религия, политика, право). Они имеют общие черты: 1) развитие под воздействием исторической действительности; 2) относительная самостоятельность по от­ношению к действительности, объясняемая их самодвижением, их взаимовлиянием, ролью творческого наследия, традиций, технических навыков и приемов (в искусстве), мыслитель­ного материала, накопленного в предшествующие эпохи (в философии), фактического ма­териала (в науке); 3) осмысление реальности и обратное воздействие на нее.

Каждая форма общественного сознания имеет свою специфику: пре­имущественное внимание к определенным сторонам и связям действитель­ности, особые функции, предмет, метод, содержание, внутренние законо­мерности развития, формы, в которых выражается мысль (научные законы, философские категории, нравственные нормы, правовые постулаты и уло­жения о наказании, религиозные заповеди, художественные образы). •

Мораль — носитель общественно устоявшихся принципов отноше­ний между людьми.

Мораль — носитель общественно устоявшихся принципов отноше­ний между людьми. Искусство выше нравственности (Пушкин), однако оно одухотворяется гуманными моральными идеями. Мораль кристал­лизует особый жанр литературы - басню (басни Эзопа, Лафонтена, Крылова).

Политика

Политика концентрированно выражает социальную жизнь. Воздей­ствие политики на искусство кристаллизуется в жанрах политического романа и памфлета. В России лишенная возможности свободного выра­жения политическая мысль часто выражалась через литературу. Это со­здало плодотворную традицию, которой мы обязаны появлением и «Путе­шествия из Петербурга в Москву» Радищева, и «Медного всадника» Пуш­кина, и поэзии Некрасова, и «Бесов» Достоевского. Взаимодействие по­литики и литературы породило социалистический реализм. Негативный опыт этого направления свидетельствует о важности для художника со­хранить независимость и свободу выбора (в том числе политических идей и ориентаций). Независимость искусства от политики (что не означает от­сутствие взаимодействия!) обеспечивает художнику самостоятельное ме­сто в культуре. Политика может быть искусством, а искусство политикой, но художник — не политик, у него свои задачи, цели, способ мышления. «Как могучий художник, Чехов сумел сохранить свою свободу от какой бы то ни было тенденциозности и предвзятости в своем творчестве. Чехов прежде всего был художник, а не политик» (Булгаков. 1993. С. 155-156).

Философия взаимодействует с искусством:

Философия взаимодействует с искусством: так классицизм развивал­ся на философском фундаменте рационализма Декарта; так Толстой и До­стоевский в своем творчестве выступают как оригинальные социальные мыслители; экзистенциалистская философия развивается не только в трактатах Хайдеггера и Ясперса, но и в драматургии и прозе Камю и Сарт­ра. В творчестве Вольтера философия кристаллизуется в особый жанрфилософская повесть.

Религия взаимодействует с художественным творчеством,

Религия взаимодействует с художественным творчеством, что спо­собствует возникновению шедевров во многих видах искусства. Кроме того, возникли и собственно религиозные жанры: в живописииконы, в музыкерелигиозные гимны и духовное песнопения, в поэзиирелигиоз­ные стихи, в архитектурехрамы.

Право взаимодействует с искусством, что способствует проникнове­нию правосознания

Право взаимодействует с искусством, что способствует проникнове­нию правосознания в сферу художественных образов и приводит к фор­мированию особого жанра литературы, кино, театрадетектива, в основе которого лежат идеи правосознания.

Наука взаимодействует с искусством.

Наука взаимодействует с искусством. Это привело к возникновению технически оснащенных видов искусства — фотографии, кино, телевиде­ния; способствовало расширению технологических и художественных

возможностей архитектуры, живописи и сформировало особый жанрнаучную фантастику. Появились особые типы зданий, обслуживающие одну из наук (астрономию) — обсерватория, планетарий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 596 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2307 - | 2123 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.