Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»скусство Ч художественное освоение мира




3. »скусство Ч художественное освоение мира. »скусство возвра≠щает аналитически расщепленному наукой миру его целостность, оно

Ч хранитель целостности личности, культуры, жизненного опыта чело≠вечества. Ёто всемирно-историческое назначение искусства. »скусство не замен€ет ни одну из форм де€тельности человека, а специфично их воссоздает.

»скусство Ч Ђдублерї разных форм де€тельности человека: сущест≠вует наука, познающа€ мир, но и искусство Ч тоже познание; есть педаго≠гика, но и искусство Ч тоже воспитание; существуют естественные €зы≠ки и современные средства массовой информации, но и искусство Ч тоже €зык и средство информации. »скусство не замен€ет ни одну форму де€≠тельности человека, а моделирует и дублирует каждую из них.

—труктуру личности определ€ет структура человеческой де€тельно≠сти. ƒе€тельность может быть направлена не только вовне (на действи≠тельность), но и вовнутрь (наличность действующего). ѕрирода искусст≠ва определ€етс€ моделью человеческой де€тельности.

I. ƒе€тельность субъекта, направленна€ вовне: 1) познание, 2) оценка, 3) труд, 4) общение.

II. ƒе€тельность субъекта, направленна€ вовнутрь: 1) самопознание; 2) самооценка; 3) самосозидание (строительство собственной личности. ‘ормирование личности не сводитс€ к воспри€тию ею внешнего воздей≠стви€ и в этом процессе человек не пассивен. —уществуют цензурные барьеры, внутренние установки личности. ¬оспитание Ч всегда само≠воспитание. Ёто процесс, корректируемый сознанием индивида. √едони≠стическую и эстетическую функции искусства нельз€ пон€ть, не признав самоценности личности и роли искусства в воздействии на де€тельность человека по конструированию собственной личности; 4) Ђсамообщениеї

Ч автокоммуникаци€, внутреннее взвешивание Ђзаї и Ђпротивї, Ђдиа≠логї сознани€ и подсознани€. Ёти процессы во внутреннем мире лично≠сти вы€влены русским и европейским романом, овладевшим методом психологического анализа Ч —тендаль, ƒостоевский, Ћев “олстой, ƒжойс, ѕруст, —аррот, –об-√рийе. ќни запечатлели поток сознани€ в его взаимодействии с обществом, и подсознательные процессы в их св€зи с сознанием и в их речевом про€влении. ѕравда, ¬. Ќабоков критиковал ли≠тературу потока сознани€ за то,что она не учитывает, что мышление часто протекает в словесно не оформленном виде.

¬ науке проблема отношений сознани€ и подсознани€ была поставле≠на 3. ‘рейдом и  . ёнгом и разрабатывалась их последовател€ми. ¬ ис≠кусстве прошлого психика человека предстает как зеркало, отражающее

мир. ” —терна, ‘илдинга, ƒиккенса герой воспринимает предмет или другого человека и по поводу их высказывает свои соображени€. „еловек был равен себе. Ћев “олстой стал рисовать людей в движении, в процессе. »х внутренний мир течет, то меле€, то углубл€€сь. Ћежащий на поле јус≠терлица раненый јндрей Ѕолконский вначале мыслью своей как бы от≠талкиваетс€ от облачка и от дерева, которые он видит. Ќо потом в этот процесс мышлени€ вт€гиваетс€ весь его предшествующий жизненный опыт. –еализм XIX в. освоил диалектику души и показал, что сознание че≠ловека формируетс€ в процессе его де€тельности и вбирает в себ€ весь жизненный опыт. Ћичность мен€етс€. Ѕолконский на разных страницах романа разный. √ерой вли€ет на мир, и мир воздействует на геро€. —озна≠ние отражает и творит мир, и мир преобразует сознание.

Ђ»скусство дл€ искусстваї признает за личностью ее самоценность, но не учитывает ее включенность в систему общественных св€зей. ≈ще более односторонне трактует личность тенденциозное, социально озабо≠ченное тоталитарное искусство. ƒл€ такого искусства человек Ч Ђвинтик большого государственного механизмаї (». —талин), социальный функ≠ционер, лишенный самоценности и индивидуальности и легко замени≠мый (Ђ” партии незаменимых людей нетї Ч ». —талин).

ƒл€ высокого искусства социальна€ ответственность обоюдна: не только человек ответствен перед историей, но общество и искусство как его институт ответственны за судьбу и счастье личности.

»скусство несет не обыденные, а художественные, Ђумныеї (Ћ. ¬ы≠готский) эмоции. ќни социальны и выражают и закрепл€ют историче≠ский опыт отношений. Ёто всегда положительные эмоции, доставл€ющие эстетическое наслаждение, и существуют они только в художественной системе. Ќе освоив эту систему, ничего нельз€ ни пон€ть, ни пережить в искусстве.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 387 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1847 - | 1450 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.