Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Художественное произведение — социально функционирую­щий текст, вторая ступень бытия искусства




2. Художественное произведение — социально функционирую­щий текст, вторая ступень бытия искусства. Художественный текст в процессе социального бытия обретает статус произведения (замкнутая система становится разомкнутой, социально функционирующей). В худо­жественном произведении сочетается знаковое и незнаковое: из знаков путем качественного скачка складывается художественное высказывание — художественный образ (незнаковое образование); из образов склады­вается художественный текст (новый скачок), включение которого в соци­альное функционирование превращает его в произведение (метазнак ху­дожественной культуры). Произведение отличается от текста тем, что оно есть функционирующий разгереметизированный текст, имеющий смысл (художественная концепция) и предметное значение (ценность для чело­вечества). Текст становится произведением, если не ждет своего часа в столе писателя, не пылится на полке книжного магазина или в запаснике музея, а социально функционирует, читается публикой, обретает вокруг

себя поле общественного мнения. Произведение — форма социального бытия искусства и одно из самых сложных явлений в мире. Это микро­мир, в котором живет макромир, это модель личности и окружающей ее действительности. Произведение вырастает на почве реальности, восп­ринятой сквозь призму культуры. Произведение включает в себя фило­софские, научные, политические, моральные, правовые, религиозные идеи. Структура произведения столь емка, что может включать и эти идеи, и подобную жизни систему пластических образов, воплощающих эстетическое богатство мира. Широта охвата явлений в произведении не идет ни в какое сравнение ни с каким другим феноменом культуры.

Политика сосредоточивается на взаимоотношениях между социальными силами обще­ства, философия — на отношении мышления и бытия, мораль — на отношениях человека с другими людьми и обществом. Искусство же интересует вся система отношений человека и мира: отношение личности к себе, к другим людям, к обществу, человечеству и его истории, к природе, к материальной и духовной культуре, к Вселенной и Богу. Эти отношения слож­нее и богаче самых глубоких идей. Когда идеи, установки художника противоречат сложно­сти бытия, чуткий к реальности художник изменяет не правде реальных отношений, а этим установкам. В этом причина того, что даже увлеченные революционно-утопическими идея­ми писатели (И. Бабель, Вс. Иванов, М. Шолохов) создавали яркие произведения, а искусст­во социалистического реализма, несмотря на жесткую идеологизированность, оказалось не бесплодным.

Каждое художественное направление создает свой тип художествен­ного произведения со своей моделью мира, выражающий художествен­ную концепцию через различные смысловые пласты. В каждом из них за­печатлевается один из типов взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами. Вот почему произведение оказывает­ся сложнее других феноменов культуры. Сложность его объясняется и тем, что за художественным текстом стоят и реальность породившей его эпохи, и реальность эпохи, современной реципиенту, и личность автора, и то, что он хотел сказать, и то, что сказалось, и смысл темных мест, сокры­тых от прямого понимания. Социальное бытие произведения — беско­нечное потребление его публикой, в процессе диалога читателя и автора (вернее, авторской мысли, заключенной в тексте). Произведение, остава­ясь самим собой, исторически меняется, вступая во взаимодействие с но­вым жизненным и художественным опытом и обретая новые смысловые и ценностные характеристики. Каждым новым поколением оно прочитыва­ется «свежими и нынешними очами». Различные прочтения художествен­ного текста обусловлены тем, что его восприятие протекает по принципу диалога автора и реципиента (читателя, зрителя, слушателя).

Сложность произведения проявляется и в его исторической изменчи­вости. Оно не равно себе. Исторически подвижные великие творения — наши вечные спутники и современники на все времена.

Но как же осуществляется историческое движение произведения? Что именно его движет, какая сила? Различное восприятие? Но по отношению к произведению это фактор внешний, нуждающийся в опоре на некое внутреннее качество, которое позволяет произведению быть исторически изменчивым и не равным себе.

Шедевры художественного творчества развиваются вместе с человечеством. Их исто­рическая изменчивость заключена во внутренних противоречиях самого художественного феномена, в напряженности его гармонической структуры. Каковы же эти противоречия?

1. Произведение — нечто материальное и в то же время духовное. Оно материальный предмет, способный в поле культуры выявлять свои духовные (художественные) свойства.

2. Произведение подчинено моральному началу, и одновременно оно предмет разума.

3 Произведение личностно и социально: оно и самовыражение художника, и решение общественных проблем.

4. В произведении сочетаются идеи и пластические образы, создающие художествен­ную реальность.

5. Произведение — сосуществование идеального и реального; художественный текст и его язык относятся, с одной стороны, к воображаемому миру, с другой — к конкретным объ­ектам.

6. Произведение — целостная система художественных образов. Последние же являют­ся противоречивым единством: рационального и эмоционального, объективного и субъек­тивного, сознательного и подсознательного, индивидуального и общего.

7. Произведение — единство смысла и ценности. Оно запечатлевает мир в его отноше­нии к личности и к человечеству.

Внутренние противоречия произведения становятся пружиной его са­моразвития (произведение обретает новый смысл в новую эпоху), и дви­жущей силой развития художественного процесса (появляются новые ху­дожественные направления).

Все типы отношения личности к миру берутся искусством в их эсте­тическом значении, в их соотнесенности с человечеством. Это и обуслов­ливает гуманистический характер искусства, его эстетическую природу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 459 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2184 - | 2124 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.