Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Художественная реальность и художественная концепция




4. Художественная реальность и художественная концепция. Ху­дожественная реальность представляет мир в его целостности. Целост­ность - неотъемлемое свойство художественного мира. Произведение — космос духа, художественный мир, складывающийся из художественных образов. Этот мир похож на реальный: в нем богатые тоже плачут, а бед­ные тоже радуются, в нем люди любят и ненавидят, рождаются и умира­ют, как в реальном. Пластичность не только изобразительных, но и лите­ратурных образов такова, что мы видим портреты героев и окружающие их вещи с той же очевидностью, с какой мы видим их в жизни. Перед нами предстает и художественный микромир тончайших чувств человека, и макрокосмос целой эпохи бытия человечества. Художественный мир мо­жет быть велик, сомасштабен исторической реальности. «Илиада» Гоме­ра, «Божественная комедия» Данте, «Гамлет» Шекспира, «Война и мир» Толстого — это целые миры, размеры которых вселенски огромны. Одна­ко при всем жизнеподобии художественный мир существенно отличается от мира реального обобщенностью персонажей, ситуаций, деталей и их подчиненностью единой художественной мысли, во имя которой этот вы­мышленный мир создается. «Вымышленное... порой не имеет аналогов в реальности, но неверно говорить о чисто субъективном. Мир иллюзий не

становится реальностью, однако не перестает быть миром, объективным универсумом, исполненным смысла и совершенства. Пусть воображае­мый кентавр не скачет в действительности по настоящим лугам... но и он наделен своеобразной независимостью по отношению к вообразившему его субъекту. Это виртуальный или, пользуясь языком новейшей филосо­фии, идеальный объект» (Ортега-и-Гассет. 1991. С. 203).

Художественная реальность — система художественных образов, не­сущая художественную концепцию мира и личности, подчиненная этой концепции и пластически воплощающая ее. Так, художественный мир в произведениях экзистенциализма раскрывает принципиальное одиноче­ство человека и абсурдность его жизни; в произведениях экспрессионизма — враждебность мира личности, сюрреализма — непостижимость и зага­дочность бытия. В произведениях поп-арта художественный мир — со­реальность, некий параллельный действительности космос. В реализме художественный мир несет в себе идеи ответственности личности за судь­бу человечества, утверждает значение культуры в переходе человека «от горизонта "я" к горизонту всех» (П. Элюар). В произведениях социали­стического реализма художественный мир — это трудная современная реальность, которую человек насильственно преобразовывает во имя абс­трактного будущего, обещающего быть светлым.

Художественный мир чувственно достоверен и материально насы­щен. Он состоит из всех природных стихий (земли, воздуха, воды, огня), из всех предметов «первой» природы (гор, лесов, рек, морей) и «второй», рукотворной природы (зданий, мебели, вещей). В этом мире действуют человеческие характеры и из их взаимодействия складываются обстоя­тельства, в нем живет общество и протекает история. Однако и вещи, и природные стихии, и характеры, и обстоятельства, и сам исторический процесс — лишь обобщенные, концептуально нагруженные образы. Жиз­неподобие обусловлено склонностью искусства отражать действитель­ность в формах самой действительности. Жизнеподобие художественно­го мира относительно, так как во имя более четкого выражения концеп­ции и более полного выражения эстетического отношения к изображае­мому явлению даже реалистическое искусство способно заострять (на­пример, в сатире), преувеличивать (гипербола), преуменьшать (литота), деформировать (гротеск) явления. Художественная реальность порой от­ступает от жизнеподобия. Однако у этих отступлений в реалистическом искусстве всегда есть мера, не позволяющая разрушать представления о действительности.

Конкретная чувственность пластических образов создает художест­венный мир, обладающий свойствами непосредственности, самодеятель­ности, незаданности, случайности, то есть, на первый взгляд, качествами самой действительности, статусом факта жизни. Однако эта незаданность

и реальность — иллюзия, ибо эта художественная реальность создается во имя выражения определенной художественной концепции мира и лич­ности. Тем не менее воссоздание непосредственности жизни влечет за со­бой известную власть материала над художником и неполное соответст­вие замысла и результата.

Художественная концепция произведения запечатлевается в восьми пластах, каждый из которых передает определенный тип взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами.

Первый пласт («яя»)

Первый пласт («яя» )внутренние коммуникации, внутренние взаимодействия личности, определяемые противоречиями подсознания и сознания, «нецензурированного» сознания и социальных норм. Этот пласт несет философско-психологическую проблематику, раскрывает «диалектику души», передает поток сознания и показывает границы мое­го «я», мои отличия и сходства с другими, мое предназначение. В этом пласте произведения осуществляется художественное самосознание (осознание человеком себя как личности). Этот пласт в развернутом виде появляется лишь в романтизме.

Второй пласт («яты»)

Второй пласт («яты»)коммуникации человека с другим челове­ком. Этот пластноситель нравственной проблематики.

Третий пласт («ямы»)

Третий пласт («ямы»)общение и взаимодействия личности с социальной средой (классом, нацией, народом, государством, обще­ством). Этот пласт в произведении носитель социально-политической и правовой проблематики.

Четвертый пласт («я - все мы»)

Четвертый пласт («я - все мы»)отношения человека с человече­ством и историей. Этот пластноситель философии истории, соц­оиально-философских проблем.

Пятый пласт («явсё»)

Пятый пласт («явсё»)личность и природная среда, ее окружа­ющая. Этот пластноситель естественнонаучных и натурфилософ­ских проблем.

Шестой пласт («я — все созданное нами в сфере материальных ценностей»)

Шестой пласт («явсе созданное нами в сфере материальных ценностей» )личность и рукотворная, «вторая» природа. Этот пластноситель соционатурфилософских проблем и включает в себя болевые точки цивилизации: руссоизм, урбанизм, экологические вопросы.

Седьмой пласт («я—все созданное нами в сфере духа»)

Седьмой пласт («явсе созданное нами в сфере духа»)человек и созданная им духовная культура. Этот пластноситель культурологи­ческих и герменевтических проблем.

Восьмой пласт («явсеобщее»)

Восьмой пласт («явсеобщее» )человек и мироздание. Этот пластноситель религиозной и глобальной метафизической проблема­тики: что есть мир и каков он, в чем смысл жизни и что такое смерть, что такое человек в его отношении ко Вселенной, космосу и к Богу?

Художественный мир реален и нереален. В своей реальности он есть концептуально нагруженная модель действительности, состоящая из ос-

мысленных и пропущенных через сердце художника впечатлений бытия. Одновременно художественный мир и нереален, ведь сколько бы чита­тель или зритель в этот мир ни погружался, он ничего не может в нем из­менить. Зритель не может вмешаться в действия Яго и предотвратить их. Этот мир создан словами. И хотя слово — тоже дело, это дело духовное, и «материальность», пластичность художественного мира совсем иная, не­жели у мира реального. В отличие от реального в художественном мире все пронизано художественной концепцией и самые сторонние, самые не­значительные вещи, поступки, черты характера подчинены главной идее произведения и не случайны. Любая случайность внутри художественно­го мира предусмотрена, читатель или зритель к ней подведен. В художест­венном мире нет ничего лишнего (известен афоризм Чехова о ружье: если оно висит на стене в первом акте пьесы, то в третьем акте оно должно вы­стрелить). Само создание скульптуры для художника есть процесс отсече­ния от куска мрамора «всего лишнего».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 562 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2429 - | 2175 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.