Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК





 


писал Ткачев в своей статье «Народ и революция».

Концепция революции Ткачева резко противостояла другим направ­лениям в народничестве. Она отмета­ла всякое «колено-преклонение» перед народом, возведение его на пье­дестал: «Тот не уважает народ, кто льстит ему». В то же время Ткачев ос­тавался в рамках единого народничес­кого направления, противопоставляя буржуазному пути, на который всту­пила Россия, поставленную под удар поземельную крестьянскую общину.

Освящая любые действия во имя абстрактного человеческого счастья, Ткачев выводил политику за пределы нравственности. Утверждение «что полезно для общества, то и справед­ливо» было естественным продолже­нием развивавшегося им принципа «цель оправдывает средства».

Ткачев первым осуществил теоре­тическое осмысление террора как средства политической борьбы, дал санкцию стихийно возникшей в гуще народнического движения террорис­тической практике по отношению к шпионам, предателям, а затем и пред­ставителям власти. «Революционный терроризм, — заявлял Ткачев, — яв­ляется... не только наиболее верным и практическим средством дезоргани­зовать существующее полицейско-бюрократичекое государство, но яв­ляется единственным действитель­ным средством переродить холопа-верноподданного в человека-гражда­нина».

Ткачев как революционный мыс­литель выразил предел радикализма в истории русского революционного движения, предел, который, по суще­ству, оказался тупиком. Этот радика­лизм,


торопивший революцию во что бы то ни стало, был неотделим от антидемократизма, который порож­дал взгляд на народ как на «мясо ре­волюции», как на объект социального реформаторства; народ, который сам не сознает, в чем его счастье. Отсюда абсолютизация власти благодетелей, абсолютизация диктатуры, принципа насилия. Успех революции, средства достижения ее идеалов ставятся выше общечеловеческой морали. Эта тра­диция, не Ткачевым начатая, но им теоретически обоснованная и энер­гично внедрявшаяся в сознание участ­ников общественной борьбы, встре­чала противодействие и в массе рево­люционеров, и со стороны ведущих народнических идеологов. Бакунин и Лавров указывали на опасность абсо­лютизации абстрактной теории, на­сильственно внедряемой в жизнь.

Оценивая значение идей П.Н. Тка­чева для русской политической мысли и революционно-освобо-дительного движения, Н.А. Бердяев пишет: «Он был единственный из старых револю­ционеров, который хотел власти и думал о способах ее приобретения. Он государственник, сторонник дик­татуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большин­ством... Ткачев более предшествен­ник большевизма, чем Маркс и Эн­гельс» {Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 148).

ТОКВИЛЬ Алексис (1805¾ 1859) ¾ французский юрист, политический мыслитель и государственный деятель.

 


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ -СПРАВОЧНИК 835


Что такое демократия, какая опасность угрожает ей в современ­ном мире, как предотвратить эту опасность ¾ эти вопросы Токвиль рассматривает в книге «Демократия в Америке» (1835), где дает двоякое толкование демократии. В полити­ческом контексте демократией Ток­виль называет представительную систему, основанную на широком из­бирательном праве. Но более важно его понимание социальной демокра­тии, т.е. общества, в котором основ­ной социальной ценностью является равенство. Результатом влияния ра­венства на социальные отношения, по мнению Токвиля, становится ин­дивидуализм. Политическим следст­вием демократического индивидуа­лизма может быть не равенство в свободе демократического республи­канизма, а равенство в рабстве демо­кратического деспотизма. Проблема, по Токвилю, состоит в том, чтобы, с одной стороны, избавляться от всего, мешающего установлению разумного баланса равенства и свободы, прием­лемого для современной демократии. С другой — развивать политико-юри­дические институты, которые обеспе­чивают создание и поддержание тако­го баланса. Ни равенство, ни свобо­да, взятые порознь, не являются самодостаточными условиями под­линно человеческого бытия. Только будучи вместе, в единстве, они обре­тают такое качество.

На основе анализа Великой фран­цузской революции Токвиль сформу­лировал «золотой закон» политичес­кого развития: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где нет традиций

 

 

демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. Как правило, в таких случаях процесс мо­дернизации может выйти из-под кон­троля. Народу не хватает времени ос­воить новшества, он не готов к новой системе, а изменения не успевают институали-зироваться и закрепиться. Бурный поток, направленный на раз­рушение старой системы, не удается затем остановить и регулировать. Сильная поляризация общества, от­сутствие устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за ним, не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся движение в разум­ные демократические рамки. Этот процесс неминуемо ведет к охлокра­тии, к самой худшей форме тирании — тирании черни. Токвиль предупреж­дал, что результатом быстрой демо­кратизации и завоевания свобод может быть установление еще более жестокой тирании, которая приходит на смену охлократии.

ФРАНК Семен Людвигович (1877—1950) — русский религиозный мыслитель, последовательный сто­ронник соловьевской идеи всеединст­ва. К этой идее он приходит, преодо­лев «искушение» народничеством и марксизмом, ощутив, как он утверж­дает, несостоятельность социалисти­ческой идеи и навсегда охладев к ней.

Большой интерес вызывает пред­ложенная С.Л. Франком в 1931 г. оригинальная типология политичес­ких идеологий, движений и партий в работе «По ту сторону «правого» и «левого». Эта типология весьма акту­альна и научно плодотворна для ана­лиза политических партий и движений


836 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

 


современной России и может служить методологической основой для их классификации.

Основные работы Франка ¾ «Вве­дение в философию» (1922), «Очерк методологии общественных наук» (1922), «Духовные основы общест­ва» (1930).

ХАЙЕК Фридрих Август фон

(1899¾1992) ¾ австрийский эконо­мист и политический философ. Лау­реат Нобелевской премии в области экономики.

В книге Хайека «Дорога к рабству» (1944) генезис тоталитаризма связы­вался с антилиберальными и социа­листическими политическими тече­ниями второй половины XIX в., отри­цавшими абсолютную ценность лич­ности и рассматривавшими человека как момент в движении к некой кол­лективной цели. Основные черты то­талитаризма, по Хайеку, ¾ отказ от свободы конкуренции, подавление го­сударством индивидуальных свобод.

Спор с социалистами, по мнению Хайека, ¾ спор не о ценностях, а о фактах, не об идеалах, а о последстви­ях, вытекающих из попыток вопло­тить эти идеалы в жизнь. Ученый по­лагает, что цели социализма недости­жимы и программы его невыполнимы: «...социализм несостоятелен факти­чески и даже логически». В своей ра­боте «Дорога к рабству» (буквальный перевод книги звучит как «Дорога к крепостничеству») Хайек показыва­ет, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями социалистов («Кто не совершенствует своих прин­ципов, тот попадает в лапы к дьяво­лу»).


Пафос исследований Хайека — от­стаивание рыночных ценностей и классического либерализма. Он ут­верждает, что реальная альтернатива для человечества — либо свобода, опирающаяся на рыночные отноше­ния и либеральные ценности, либо оковы тоталитаризма.

Основные работы Хайека — «Ин­дивидуализм и экономический поря­док» (1948), «Основной закон свобо­ды» (1960), «Политический строй свободного народа» (1979), «Пагуб­ная самонадеянность: заблуждения социализма» (1988).

ХАНТИНГТОН Самуэль (1927) ¾ американский политолог, директор Института стратегических исследова­ний в Гарвардском университете, спе­циалист в области сравнительной политологии и транзитологии (раздела политологии, изучающего переход от авторитаризма к демократии).

Одна из ключевых проблем иссле­дований Хантингтона — политическое развитие, которое он отделил от соци­ально-экономической модернизации. Основным критерием политического развития американский ученый счи­тал институционализацию. Высокий уровень политической институционализации является основой политичес­кой стабильности и устойчивости в переходных обществах. Этим пробле­мам посвящена его работа «Полити­ческий порядок в изменяющихся об­ществах» (1968).

В книге «Третья волна: Демокра­тизация в конце XX столетия» (1991) Хантингтон рассматривает переход к демократии во многих странах в конце 70 ¾ 80-х гг. как глобальный процесс демократизации. При этом американский


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 837


 


политолог не исключает возмож­ности для некоторых государств отка­та назад, к авторитарным режимам, но общий ход эволюции заключается, по его мысли, в неизменном увеличении стран, избравших и вставших оконча­тельно на путь демократии.

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич

(1828¾1904) ¾ правовед, философ, общественный деятель.

Чичерина называют одним из осно­вателей русской «государст-венной школы», одним из первых идеологов либерализма в России. Его полити­ческие взгляды характеризуются как «охранительный», или консерватив­ный, либерализм.

В центре внимания Чичерина — идея свободы, которую он разделял на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между сво­бодой гражданской и политической. Государство выражает интересы на­рода, общее благо. Если же оно полу­чает перевес над общественной сфе­рой и поглощает последнюю, то пол­ностью уничтожает как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Однако политическая свобода может вести не только к благу, но и к конфликтам и раздору в обществе. Если необходимое государ­ству единство не может быть установ­лено согласием граждан, то следует прибегнуть к власти. Общее полити­ческое правило, сформулированное Чичериным, гласит: чем меньше в об­ществе единства, тем сосредоточен­нее должна быть власть и, наоборот, чем крепче народное единство, тем более разделенной она должна быть.


Там, где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить ос­торожно и постепенно, так как неуме­ние пользоваться ею может привести к серьезным общественным осложне­ниям.

Это положение, полагал Чичерин, справедливо и для России. Ее движе­ние к свободе должно быть постепен­ным и спокойным - только освоив об­ретенное можно идти вперед. Чичерин выступал за поэтапные эволюцион­ные реформы «сверху» для России. Промедление с реформами, предуп­реждал он, ведет к революционному взрыву. Важнейшая задача на пути реформ ¾ ограничение самодержавия в России, сплочение реформаторских сил на платформе «либерал-консер­ватизма» под лозунгом «либеральные меры и сильная власть».

«Это был редкий в России государ­ственник, очень отличный в этом и от славянофилов, и от левых западников. Для него государство есть ценность высшая, чем человеческая личность» (Бердяев Н.А. Русская идея. Основ­ные проблемы русской мысли XIX — начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 171). Уместно привести и оценку А.И. Герцена, который назвал Чиче­рина «Сен-Жюстом бюрократии».

Основные работы Б.Н. Чичери­на — «О народном представительст­ве» (1866), «История политических учений» (Т. 1¾5, 1869¾1902), «Фи­лософия права»(1900).

ШМИТТ Карл (1888¾1987) ¾ немецкий юрист и политолог консер­вативной ориентации. В 20—30-е гг. ученый выступал как решительный


838 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


противник философии и политики ли­берализма, теоретик тотального госу­дарства. Политика объявлялась Шмиттом высшим модусом челове­ческого существования. Основное по­литическое различение есть различе­ние друга и врага. Борьба между ними есть борьба на уничтожение. Полити­ческое, по его мнению, — не столько сама борьба, сколько та сфера пове­дения людей, которая формируется ввиду реальной возможности борьбы. Высшей политической общностью Шмитт считал государство.

Концепция К. Шмитта активно ис­пользуется современными консерва­торами в ФРГ.

ШМИТТЕР Филипп К. ¾ американ­ский политолог, профессор Стэнфордского университета (США). Со­здатель теории неокорпоративизма, исследователь моделей перехода к де­мократии и институциональных ас­пектов современных политических систем.

ШУМПЕТЕР Йозеф (1883¾1950) ¾ один из крупнейших экономистов, со­циологов, политических ученых XX в.

По Шумпетеру, судьбу капитализ­ма нельзя понять, исходя только из логики экономических процессов, ре­шающее значение для нее имеют со­циальные, политические и культур­ные факторы. Рассматривая их, уче­ный приходит к формулировке «дру­гой теории демократии» («элитарной демократии»), противопоставленной классической ее теории, базировав­шейся на идеях народного суверени­тета, общей воли и общего блага, представительства, политической ра­циональности избирателя. Все эти поняти­я,


считает Шумпетер, лишаются смысла в условиях современного ка­питализма, политика — не более чем продолжение и отражение экономи­ки, причем рационально-бюрократи­чески организованной, а не свободно-рыночной, какой она рисуется либе­ральному воображению и какой она в известной мере была в прошлом.

По мнению Шумпетера, демокра­тический порядок - это такое инсти­туциональное устройство для приня­тия политических решений, в котором индивиды приобретают право делать политику через конкурентную борьбу за избирательные голоса народа. По­литический процесс ученый рассмат­ривает как рыночный процесс: изби­ратели — те, кто предъявляют требо­вания, политики и бюрократы ¾ те, кто эти требования удовлетворяют.

Основные работы Шумпетера — «Теория экономического развития» (1912), «Капитализм, социализм и демократия» (1942) и др.

Элейзер Даниэль Дж. ¾ амери­канский политолог, президент-осно­ватель Международной ассоциации центров по исследованию федерализ­ма.

ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820¾1895) ¾ немецкий философ, политический мыслитель, экономист, один из осно­воположников марксизма.

Основные труды Энгельса — «Ма­нифест Коммунистической партии» (1848, совместно с К. Марксом), «Анти-Дюринг», «Происхож-дение семьи, частной собственности и госу­дарства» (1884).


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие........................................................................................... 5

Раздел 1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 466 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2242 - | 2161 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.