Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


МУРАВЬЕВ Никита Михайлович




(1796—1843) — один из идеологов и организаторов Северного общества декабристов, капитан гвардии.

Свою политическую программу Муравьев изложил в трех проектах


822 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


Конституции, последний из которых написан уже в тюрьме по требованию следственных властей, является и самым радикальным. При составле­нии своих проектов Муравьев изучал конституции американских штатов, а также Декларации и Конституции ре­волюционной Франции и постарался применить их революционные прин­ципы к русской действительности.

С позиций школы естественного права и теории договорного проис­хождения государства Муравьев осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления про­тивоестественной. «Русский народ ¾ свободный и независимый — не может быть принадлежностью ника­кого лица и никакого семейства. Ис­точник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя».

Большим новшеством явилось провозглашение в Проекте Муравье­ва необходимости федерального (или союзного) правления, которое гаран­тировало бы согласное «сосущество­вание» «величия народа и свободы граждан», обеспечивало «благосо­стояние целого и частей» в государ­стве и избежало ситуации, при кото­рой народы «страждут от внутренне­го утеснения и бывают в руках деспо­та орудием притеснения и гибели со­седних народов» и при которой быть свободными препятствуют «обшир­ность земель, многочисленное войс­ко» и др.

По проекту Муравьева все предус­мотренные Конституцией граждан­ские и политические права устанавли­ваются немедленно. Проект Пестеля, предполагавший введение Верховно­го


правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал.

Расхождения между Пестелем и Муравьевым по вопросу о формах го­сударственного устройства заключа­лись в различных выводах относи­тельно будущего развития России:

Пестель выступал за представитель­но-демократическую республику, а Муравьев — за конституционную мо­нархию.

При всем обилии и разнообразии взглядов на природу и способы обнов­ления государственного устройства России разработчики конституцион­ных проектов и программ в декабрист­ском движении сумели выделить и об­судить такие существенные вопросы конституционного порядка, как пред­ставительное правление, тесная связь суда присяжных с гласностью и свобо­дой, важность назначения чиновников под контролем общественности. По удачному обобщению А.И. Герцена, величие этих блестящих юношей из рядов гвардии, «оставивших гостиные и свои груды золота для требований человеческих прав, для протеста, для заявления» составило памятное со­бытие истории. «Мы от декабристов получили в наследство возбужденное чувство человеческого достоинства, стремление к независимости, нена­висть к рабству, уважение к Западу и революции, веру в возможность пере­ворота в России, страстное желание участвовать в нем, юность и непочатость сил...».

По образному выражению А.П. Щапова, в тайных обществах де­кабристов «теплился тусклый светиль­ник конституции», и идея народного самоуправления, «еще не успевши со­зреть, развиться в духе народном, проникнуть


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 823


 


в массы, уже торжественно заявила в истории свое право».

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866—1924) — выдающийся русский философ, правовед, историк права, один из наиболее видных представи­телей либерализма.

Новгородцев обосновывал подчи­ненность государства праву, выводи­мого из идеи должного, существую­щей в нравственном сознании челове­ка. Связанность государства правом, понимаемым как воплощение нравст­венности, стоящей над государст­вом, —одно из важнейших положений философии права Новгородцева, вы­двинутое им в противовес позитивист­скому пониманию права как свода норм, указаний и предписаний, вос­производимых государством. Эту по­зицию ученый называл «философией легального деспотизма».

Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связую­щего государство. Новгородцев тем самым как бы ограничивал его власть, предоставляя широкую свободу инди­виду. Развивая эту идею, Новгородцев подчеркивал, что в основе правопо­рядка лежат прежде всего нравствен­ные начала, таким образом именно нравственность являлась началом, связующим государство. Однако по­явившиеся в то время настроения ра­зочарования относительно правового государства, которые философ усмат­ривал в произведениях Брайса, Ост­рогорского, Принса и других, а также широко распространившиеся на этой почве идеи социализма и анархизма побудили его заняться феноменом, который он называл «кризисом пра­восознания».


Суть этого кризиса Новгородцев сформулировал как крушение «идеи земного рая». Стремление найти луч­шую форму общественно-политичес­кого устройства, обеспечивающую человеку все блага и разрешающую все противоречия, он считал утопией. Крушение веры в правовое государст­во — это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая приводит людей к высшему и последнему пределу ис­тории. Поэтому переживаемый кри­зис — это кризис старых понятий, ста­рой веры; кризис, обусловленный не­правильной постановкой проблемы:

те или иные формы человеческой жизни (и в особенности политичес­кие) рассматривались не как средст­во, а как цель. В действительности цель несводима к каким-то отдельным общественно-политическим формам, ибо понятие, содержание личности, из которых он исходил, значительно шире той или иной области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, так и индивидуальные начала, выводил Новгородцев свою трактовку общественного идеала. Для русского философа был неприемлем как «абсолютный индивидуализм, провозглашающий личное сознание началом и концом нравственных стремлений», а на самом деле обезли­чивающий и опустошающий челове­ка, так и абсолютный коллективизм, утверждающий общество в качестве бога для человека. Именно поэтому общественный идеал виделся Новгородцевым в виде «принципа всеобще­го объединения на началах равенства и свободы», или «свободного универ­сализма», в котором воплощаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и


824 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


всеобщность их объединения». Но этот общественный идеал находит свое выражение не в каких-то кон­кретных воплощениях, а в бесконеч­ном развитии и нравственном совер­шенствовании человека и общества.

Основные труды Новгородцева — «Кризис современного правосозна­ния» (1909), «Об общественном идеале» и др.

Острогорский Моисей Яков­левич (1854—1919) ¾ юрист, писа­тель и общественный деятель. В политологии считается наряду с Дж. Брайсом и Р. Михельсом одним из «отцов партологии (дисциплины, изу­чающей политические партии).

Острогорский получил образова­ние в Петербургском университете, после окончания которого служил в департаменте министерства юстиции. Затем следует отъезд во Францию и учеба в Парижской школе политичес­ких наук, которую он окончил в 1885 г., представив диссертацию «Истоки всеобщего избирательного права». В 1892 г. появилась первая работа Ост­рогорского «Права женщин». Эту ра­боту юридический факультет Париж­ского университета отметил премией имени Росси. В 1902 г. в Англии вышел в свет главный труд Острогор­ского «Демократия и организация по­литических партий», снискавший ему славу среди политологов Европы и Америки. В период революции 1905 г. Острогорский активно участвовал в политической деятельности, избирал­ся депутатом I Государственной Думы. В составе делегации Думы он прини­мал участие в международной парла­ментской конференции в Лондоне.


После разгона I Государственной Думы Острогорский отошел от актив­ной политической деятельности и уехал в США. Итогом поездки стала еще одна книга, вышедшая в свет в 1910 г., — «Демократия и партийная система в США».

Основным недостатком демокра­тического строя США и Англии явля­ется, на взгляд Острогорского, пар­тийная организация, «партийный формализм», уничтожающий в чело­веке всякую волю и самостоятель­ность. Он полагал, что только партии, организованные на принципах свобо­ды и независимости их членов, могут образовывать начала демократии, и только тогда, когда демократия напол­няется моральной ответственностью свободных и автономных личностей, может возникнуть жизнеспособное демократическое государство.

Пapeto Вильфредо (1848¾1923) ¾ итальянский экономист, социологи политолог, один из основоположни­ков теории элит.

Исходный тезис Парето гласит: люди различаются между собой физи­чески, морально и интеллектуально. Совокупность индивидов, добиваю­щихся высоких результатов в любой области, ученый называл элитой, ко­торую подразделял на правящую и не­правящую. К правящей элите отно­сятся, по его мнению, те группы, ко­торые прямо или косвенно принимают участие в управлении. Именно правя­щая элита осуществляет власть в об­ществе, захватывая все командные высоты. Она не допускает появления в обществе талантливых людей, угро­жающих ее существованию. В циркуляции


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 825


 


(круговороте) элит Парето ус­матривает главную движущую силу общественного развития.

По Парето, существуют два глав­ных типа элит, которые последова­тельно сменяют друг друга. Первый тип — «львы», для них характерен крайний консерватизм, грубые «сило­вые» методы правления. Второй тип — «лисы», мастера демагогии, об­мана, политических комбинаций. Ста­бильная политическая система харак­тери-зуется преобладанием элиты «львов», напротив, неустойчивая сис­тема требует элиты прагматически мыслящих энергичных деятелей, но­ваторов, комбинаторов. Общество, в котором преобладает элита «львов», застойно. Элита «лис» придает обще­ству динамизм. Механизм социально­го равновесия функционирует нор­мально, когда обеспечен пропорцио­нальный приток в элиту людей первой и второй ориентации. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты с преобладанием в ней «лис», которые со временем пере­рождаются во «львов», сторонников жестокого подавления и деспотизма.

Власть, согласно Парето, осущест­вляется элитой одним из двух спосо­бом — при помощи силы либо с ис­пользованием хитрости и искусства «спекуляций». В своей концепции ученый отводил особое место обосно­ванию необходимости употребления властью силы. Сила — это проявле­ние власти, гуманизм — признак ее слабости.

Основной труд В. Парето — трех­томный «Трактат по общей социоло­гии» (1916). В 1920 г. вышел его со­кращенный вариант «Компендиум по общей социологии».


ПАРСОНС Толкотт (1902¾1979) ¾ один из основоположников современ­ной социальной науки. Ученый стоял у истоков зарождения профессио­нальной социологии, создания Амери­канской социологической ассоциа­ции, президентом которой являлся. Создатель теории действия и систем­но-функцио-нальной школы в социо­логии.

Парсонс рассматривает общество как бесконечное множество взаимо­действий людей, в котором присутст­вуют аспекты относительно устойчи­вого (структуры), имеющие опреде­ленные роли и значения (функции). Им вводится также понятие процес­са — парного к понятию структуры. Функция связывает структуру и про­цесс и устанавливает их значение для системы. Фундаментальным для структурно-функционального подхо­да Парсонса является постулирование четырех основных функциональ­ных требований к рассматриваемой системе, которые обеспечивают ее сохранение и выживание: адаптация, целедостижение, интеграция и под­держание модели. На уровне социаль­ной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсис­тема, функцию целедостижения ¾ политическая подсистема, функцию интеграции ¾ правовые институты и обычаи, функцию поддержания моде­ли — система верований, мораль и агенты социализации (семья, учреж­дения образования и др.).

Разработанный Т. Парсонсом структурно-функциональный метод плодотворно используется современ­ной политической наукой.

Основные работы Парсонса — «Структура социального действия»


826 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


(1937), «Социальная система» (1951), «Теория действия и челове­ческое существование» (1978).

ПЕСТЕЛЬ Павел Иванович (1793¾1826) — один из идеологов декабриз­ма, руководитель Южного общества декабристов, полковник, командир Вятского пехотного полка.

Декабристы являлись представи­телями радикального крыла дворян­ской оппозиции самодержавию, объ­единявшего преимущественно воен­ную молодежь. Источниками декаб­ристской идеологии явились идеи французских просветителей XVIII в., русских «вольнодумцев» конца XVIII ¾ начала XIX в. ¾ А.Н. Радище­ва, Н.И. Новикова и их последовате­лей, а также влияние освободитель­ного духа вольнодумства, господство­вавшего в начале XIX в. в Московском университете, Царскосельском лицее, в некоторых военных учебных заведениях, где учились будущие де­кабристы.

Большое влияние на формирова­ние социально-политических идей де­кабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они назы­вали себя «детьми 1812 года», рас­сматривая его как отправную дату своего политического воспитания. Победа в этой войне способствовала росту национального самосознания в России. Именно война 1812 г. поста­вила перед будущими декабристами вопросы о судьбах России и путях ее развития.

В основу деятельности Южной ор­ганизации декабристов был положен документ под названием «Русская Правда», написанный П.И. Пестелем при участии А.П. Юшневского,


С.И. Муравьева-Апостола, А.П. Ба­рятинского, В.Л. Давыдова и др.

«Русская Правда» Пестеля явила собой одну из первых республикан­ских конституционных программ в ис­тории русской политической мысли. На становление республиканских конституционных предпочтений Пес­теля сильно повлияли, по его призна­нию, комментарий Д. де Траси к «духу законов» Ш.Л. Монтескье, опыт Гре­ции, США и Великого Новгорода.

В «Русской Правде» намечалось 10 глав: первая глава — о границах го­сударства; вторая ¾ о различных пле­менах, Российское государство насе­ляющих; третья — о сословиях госу­дарства; четвертая — «о народе в от­ношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая — «о народе в от­ношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоя­нию»; шестая — обустройстве и обра­зовании верховной власти; седьмая ¾ об устройстве и образовании местной власти; восьмая — об «устройстве безопасности» в государстве; девя­тая — «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государ­стве»; десятая — наказ для составле­ния государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» име­лось введение, говорившее об основ­ных понятиях конституции, и краткое заключение, содержавшее «главней­шие определения и постановления, Русской Правдою учиненные».

По свидетельству Пестеля, напи­саны и окончательно отделаны были лишь две первые главы и большая часть третьей; четвертая и пятая главы были написаны начерно, а пос­ледние пять глав вовсе не были написаны,


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 827


 


материал к ним остался лишь в виде черновых подготовительных от­рывков.

В методологии своих исследований Пестель придерживался естественно-правовой теории и договорной кон­цепции происхождения государства. Он исходил из предположения о есте­ственном равенстве всех людей и вза­имной тяге к общественной жизни для удовлетворения потребностей на ос­нове разделения труда.

А.И. Герцен назвал Пестеля «пер­вым социалистом до социализма» и считал вождя декабристов непосред­ственным предшественником теории «русского социализма».

ПЕЧЧЕИ Аурелио (1908¾1984) ¾ один из организаторов Римского клуба (неправительственной между­народной организации, созданной в 1968 г. для исследования глобальных проблем современности).

ПЛАТОН (437¾347 до н. э.) ¾ гречес­кий философ и политический мысли­тель.

Политические взгляды Платона изложены в диалогах «Государство». «Политик» и «Законы».

В диалоге «Государство» Платон одним из первых обратился к характе­ристике форм правления. Философом описываются несовершенные, отри­цательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тира­ния. Им противопоставляется идеаль­ное государство — справедливое правление избранных философов-мудрецов, ибо истинное знание до­ступно только этим «редким людям».
Конструируя идеальное государст­во, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справед­ливым государством. Так, трем нача­лам (частям) человеческой души — разумному, яростному и вожделею­щему — аналогичны в государстве три схожих начала — совещательное, за­щитное и деловое, а им соответствуют три сословия — правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедли­вость требует соответствующей ие­рархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рас­суждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господ­ствовать; яростному началу (т.е. во­инам) — быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделе­ющим (ремеслен-никами, земледель­цами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Политический идеал Платона предполагает, что личность, общество и государство растворены в полисе. Платоновское идеальное государство мудро своими философами, мужест­венно — стражами, рассудительно — повиновением людей физического труда. Сочетание добродетелей рассу­дитель-ности, мужества и повиновения характеризует справедливый государ­ственный строй.

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Пет­рович (1827—1907) ¾ религиозный мыслитель, правовед и крупный по­литический деятель пореформенной России.


828 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 

Победоносцев вышел из духовной семьи московского клира. Дед его был священником, а отец — профессором словесности Московского универси­тета. По окончании в 1846 г. училища правоведения К.П. Победоносцев ра­ботает в различных правительствен­ных учреждениях, с 1860 по 1865 г. занимает кафедру гражданского права в Московском университете. В начале 60-х гг. ему было предложено препо­давать законоведение наследнику це­саревичу Николаю Александровичу и великим князьям Александру Алек­сандровичу и Владимиру Александро­вичу. В 1868 г. Победоносцев назна­чается сенатором, в 1872 г. ¾ членом Государственного Совета, а в 1880 г. — обер-прокурором Святей­шего Правительствующего Синода (в этой должности он работал 25 лет).

Победоносцев знал семь языков, им были написаны следующие произ­ведения: «Курс гражданского права», «Ле Пле», «Московский сборник», «Историческая записка о Холмской Руси и г. Холме» и др. Издана пере­писка Победоносцева с Александром III и Николаем II.

До недавнего времени в отечест­венной литературе преобладал нега­тивный образ К.П. Победоносцева: «русский Мефистофель», «злой рок России», «вампир России», «Кащей православия» и т.д.

Консервативные монархические взгляды Победоносцева основывают­ся на его глубокой религиозности, традиционном видении характера на­родоправства на Руси. Самодержавие воспринималось Победоносцевым как освященная Богом традиционная и отвечающая национальному складу русского человека власть. Она может быть


 

хороша или плоха, но она освя­щена и поэтому истинна.

В системе Победоносцева негатив­ной альтернативой самодержавию выступает парламентская демокра­тия. Если славянофилы в середине XIX в. уделяли этой, в то время только оформлявшейся, «новомодной» сис­теме государственного устроения сравнительно мало внимания, то для Победоносцева, очевидца в послед­ние десятилетия прошлого века все большего ограничения монархичес­кой власти парламентами, а в ряде стран и полного торжества народо­властия в республиканской форме, вопрос о духовной сущности и полити­ческой значимости парламентаризма стал одним из главнейших.

По мнению Г. Флоровского, очень многое в критике Победоносцевым западной цивилизации «прямо напо­минает контрреволюционные апос­трофы Э. Бёрка. Победоносцев верил в прочность патриархального быта, в растительную мудрость народной сти­хии и не доверял личной инициативе. Он верил в просто народ, в силу на­родной простоты и первобытности, и не хотел разлагать эту наивную це­лостность чувства ядовитой привив­кой рассудочной западной цивилиза­ции».

Н.А. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» провел своеобразную параллель между По­бедоносцевым и Лениным: Победо­носцев «был духовным вождем старой монархической России эпохи упадка. Ленин был духовным вождем новой коммунистической России». Эту мысль развивает С.Л. Франк: «Самый замечательный и трагичес­кий факт... русской политической


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 829


 


жизни, указующий на очень глубокую и общую черту нашей национальной души, состоит во внутреннем сродстве нравственного облика типичного рус­ского консерватора и революционе­ра... Русский консерватизм, кото­рый... мечтал опираться на опреде­ленную религиозную веру и нацио­нально-патриотическую идеологию, обессилил и обесплодил себя своим... неверием в живую силу духовного творчества».

ПОППЕР Карл Раймунд (1902¾

1994) — известный английский фило­соф, логик, социолог и политолог.

В работах «Нищета историцизма» (1944) и «Открытое общество и его враги» (1945) Поппер подверг критике такие подходы к социально-поли­тическим явлениям, как историцизм и утопическая социальная инженерия, которые, по его мнению, способство­вали появлению тоталитаризма («за­крытого» общества).

Историцизм для Поппера — это социально-философская концепция, настаивающая на том, что тенденции в истории общества следует рассмат­ривать как законы или их можно вы­вести из всеобщих законов — из за­конов психологии, как у О. Конта и Дж. С. Милля, или из законов диалек­тического материализма, как в марк­сизме.

В сфере политической деятельнос­ти, подчеркивал Поппер, принципы утопической социальной инженерии требуют определить конечную поли­тическую цель, или идеальное госу­дарство. Ученый отрицал идею о том, что поиски счастья — это законная цель государства; он категорически отвергал революционные предложе­ния


о замене существующего соци­ального порядка справедливым бес­классовым идеальным обществом.

Поппер разработал оригинальную концепцию демократии. Раскрывая ее суть, ученый подчеркивает, что она очень проста и в то же время сущест­венным образом отличается от веками утвердившейся теории демократии. Во всех прежних теориях, начиная с Платона, главным вопросом демокра­тии был вопрос: «Кто правит?» По­ппер же предлагает поразмыслить над тем, как должно быть устроено госу­дарство, чтобы от дурных правителей можно было избавиться без кровоп­ролития и насилия.

ПШЕВОРСКИЙ Адам ¾ американ­ский политолог. Являлся одним из ос­новных участников международного проекта «Переходы от авторитаризма к демократии», который завершился изданием в Университете Дж. Гопкинса (США) материалов в 4 томах, содержащих анализ особенностей перехода от авторитаризма к демократии в Южной Европе и Латинской Америке.

Основные работы А. Пшеворско-го — «Капитализм и социал-демокра­тия» (1985), «Демократия и рынок. Политические и экономические ре­формы в Восточной Европе и Латин­ской Америке» (1991).

РАСТОУ Д.А. ¾ американский по­литолог, один из родоначальников транзитологии (анализа и моделиро­вания переходов от диктатуры к демо­кратии).

РУССО Жан Жак (1712¾1778) ¾


830 ИМЕНН0Й СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


французский философ, моралист и политический мыслитель.

Стержнем политической теории Руссо, которую он в наиболее систе­матизированном виде изложил в своем главном труде «Об обществен­ном договоре, или Причины полити­ческого права» (1762), является уче­ние о народном суверенитете как осу­ществлении общей воли. Мыслитель подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая — интересы част­ные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Общая воля в свою очередь выступает источником законов, мерилом спра­ведливости и главным принципом уп­равления.

Основную задачу общественного договора Руссо видел в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, ко­торая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассо­циации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, од­нако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор — это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуаль­ные права и свободы, каждая лич­ность превращается в нераздельную часть целого. В таком обществе нет конфликтов, противоречий. Коль скоро воля гражданина неотчуждае­ма, то естественным способом ее вы­ражения признается прямая демократия.

В отличие от большинства мысли­телей Руссо считал суверенитет наро­да неотъемлемым и неделимым. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение


своей судьбы. Правительство — лишь временный агент суверенного народа (как у Дж. Локка). Но у Локка народ вручает органам управления власть исполнительную, законодательную и судебную, а Руссо против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Суверен­ность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представи­тельных учреждениях.

Своим учением о законе как выра­жении общей воли и о законодатель­ной власти как прерогативе неотчуж­даемого народного суверенитета, своей концепцией общественного до­говора и принципов организации го­сударства Руссо оказал огромное воз­действие на последующее развитие государственно-правовой мысли и со­циально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе под­готовки и проведения Великой фран­цузской революции.

САВИЦКИЙ Петр Николаевич

(1895-1968) — географ и экономист, идеолог евразийства.

Евразийство ¾ идейное и общест­венно-политическое движение рус­ской эмиграции 20 — 30-х гг. XX в. Главными представителями евразий­ской мысли являлись Н.С. Трубецкой (1890¾1938), П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин (1882¾1952), Г.В. Флоровский (1893¾1979) и др. Евразийцы пытались обосновать раз­витие России как особой цивилиза­ции — Евразии — нового историко-культурного и геополитического фе­номена. Евразийцами было разрабо­тано учение об идеократическом государстве с


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 831


 


«единой культурно-государ­ствен-ной евразийской идеологией правящего слоя», выдвигаемого путем отбора из народа.

В 1921 г. вместе с Н.С. Трубецким Савицкий возглавил евразийское дви­жение. На протяжении десяти лет его истории был редактором евразийских изданий, в которых ему принадлежат исследования по вопросам экономики и геополитики.

Основные работы П.Н. Савицко-го ¾ «Географические особенности России. Часть 1 -я. Растительность и почва» (1927), «Россия — особый географический мир» (1927) и др.

САРТОРИ Джованни (1924) ¾ ита­льянский политолог.

Начиная с 60-х гг. приобрел проч­ную репутацию одного из крупнейших специалистов по теоретическим про­блемам политологии,и, в частности, по теории демократии. Сартори ¾ автор ряда сравнительных исследова­ний политических систем Италии и других стран Запада, политических институтов, политического поведения в демократических странах.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853¾1900) ¾ религиозный фило­соф.

Наиболее полно политико-право­вые взгляды Соловьева сформулиро­ваны в «Оправдание добра (1897) и «Право и нравственность» (1897).

Своей концепцией «все-единства», Соловьев отстаивал неразрывную связь права и государства с религиоз­но-нравственными ценностями, с Духом Христовым. Он видел в госу­дарстве и праве необходимые средст­во и форму для осуществления «абсолютной­


идеи», что не позволяло сво­дить право к торжеству чьих бы то ни было интересов, а государство ¾ к грубому насилию. Таким образом, в религиозно-нравственной систе-ме Соловьева не государство создает право, а само государство является воплощенным правом. Для того чтобы быть деятельно нравственным, госу­дарство должно иметь нравственное начало, быть свободной теократией.

К.Н. Леонтьев назвал Соловьева «самым блестящим, глубоким и ясным философом-писателем в со­временной Европе».

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (1772¾1839) ¾ граф, политический мыслитель, теоретик законодательст­ва, государственный и общественный деятель.

Оценивая деятельность М.М. Спе­ранского как идеолога реформ и поли­тического деятеля, В.В. Леонтович пишет: «Сперанский вообще мало ин­тересовался чистыми идеями, их тео­ретическим обоснованием и общест­венной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осу­ществление тех принципов, которые он считал правильными. Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, кото­рые представлялись ему осуществи­мыми при данных обстоятельствах» (Леонтович В.В. История либерализ­ма в России (1762¾1914). М., 1995. С.94).

Проанализировав русскую исто­рию, Сперанский делает вывод, что Россия вполне подготовлена к приня­тию конституции. Его «План государ­ственного преобразования...» предус­матривал установление в России «истинной


832 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


монархии», основанной на прочных «коренных» или «непремен­ных» законах. «Истинная монархия» в понимании Сперанского — это не только цель, но и средство государст­венных преобразований.

Считая государственный строй России деспотическим, Сперанский призывал Александра I к установле­нию конституционной монархии «сверху» путем реформ и предлагал разнообразные конституционные проекты. Их суть: 1) царь назначает аристократов-сановников в Государ­ственный совет (типа палаты лордов) как законосовещательный орган при императоре; 2) обязательное разделе­ние властей: исполнительная ¾ у Со­вета министров, законодательная — у Государственной думы сверху донизу (от центральной до губернской, уезд­ной и волостной), которая должна быть выборной на основе имущест­венного, а не сословного ценза; 3) су­дебная власть — тоже сверху дони­зу — должна быть выборной во главе с Судебным Сенатом.

Идеи Сперанского о создании вы­борных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь пре­образовать систему министерств, просуществовавших до 1917 г., и со­здать Государственный совет. Он начал формирование просвещенной русской бюрократии, осуществил не­которые церковные реформы, при Николае I впервые провел кодифика­цию русских законов, составил проект конституции Финляндии.

Реализация проектов Сперанского растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II, а ограничение верховной власти «на непременном законе» опоздало на сто


лет и было произведено только при Николае II.

СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870¾1944) ¾ крупный русский теоретик консервативного либерализма и практический политик - член ЦК ка­детской партии, депутат II Государст­венной Думы.

Либерализм Струве, как он не­однократно подчеркивал, основыва­ется на философской идее индивидуа­лизма, идее «верховной ценности личности и служебного значения со­циального организма».

Струве был ярко выраженным го­сударственником. Его этатизм пре­терпел определенную и довольно зна­чительную эволюцию. В своих первых работах русский мыслитель в полеми­ке с марксизмом подчеркивает, что го­сударство является не только органи­зацией господства (таковым «оно яв­ляется в обществе, в котором подчи­нение одних групп другим обусловли­вается его экономической структу­рой»), но и организацией порядка. Позже он отказывается от данной трактовки, считая, что сущность госу­дарства составляет «текучее общест­венно-правовое отношение между людьми».

В 1908 г. Струве приходит к при­знанию особой, мистической сущнос­ти государства. Он пишет, что мистич­ность государства заключается в том, что власть государства над людьми об­нару-живается в их подчинении отвле­ченной для большинства идее внеш­ней государственной мощи, причем подчинении не внешнем, а внутрен­нем, моральном, признании государ­ственного могущества как общест­венной ценности.


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 833


 


Таким образом, государство, со­гласно Струве, представляет собой надклассовую организацию, имею­щую всеобщий общественный харак­тер, стоящую выше общества, госу­дарство — своего рода «соборная» личность, стоящая выше всякой лич­ной воли.

Власть в концепции П.Б. Струве «не есть просто необходимое орудие упорядочения общежития, средство рацио­нального распорядка общественной жизни», она также носит мистический характер. Он определяет власть как «орудие внешней мощи государства», и в качестве такового «она держит в подчинении себе людей».

Струве заложил принципиальные основы «либерально-консервативного миросозерцания», руководствуясь по­нятиями середины, меры, объединяю­щими в равновесии государство и на­цию, власть, ответственность и свободу.

Основные работы Струве — «Марксова теория социального раз­вития» (1905), «Идеи и политика в современной России» (1907), «Раз­мышления о русской революции» (1921) и др.

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844¾1886) — политический мыслитель, публицист, член руководимого С.Г. Нечаевым тайного общества «Народная расправа», издатель жур­нала «Набат», представитель блан­кистской ветви народничества.

Политическая концепция Ткачева была сформулирована в ряде его ста­тей и критических рецензий: «Задачи революционной пропаганды в Рос­сии» (1874), «Революция и государ­ство» (1876), «Народ и революция»

 


(1876), «Анархическое государство» (1876), «Революция и принцип наци­ональности»(1878).

Как и анархисты, Ткачев считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедлен­но, поскольку для этого есть все усло­вия: общинный уклад, отсутствие со­циально-экономических корней у го­сударства и наличие «коммунистичес­кого инстинкта» у русского народа. Но, в отличие от Бакунина, он не верил в революционную силу крес­тьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой.

Полемизируя с анархистами, Тка­чев в противоположность последним доказывает, что власть — не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политичес­кой власти в экономической жизни русского народа, считает, что она «не воплощает в себе интересов какого-либо сословия» и «только издали ка­жется силой». Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, «ничтожную кучку автокра­тов».

Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного унич­тожения существующего государст­венного устройства аргументирова­лась им наличием особого права рево­люци-онеров на осознание народного идеала и его осуществление. «Ни в на­стоящем, ни в будущем народ, сам себе предоставленный, не в силах осу­ществить социальную революцию. Только мы, революционное меньшин­ство, можем это сделать, и мы должны это сделать как можно скорее», ¾






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 466 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.