Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Правовое государство и гражданское общество




 

Государство и право

Напомним, что право есть система об­щеобязательных, формально опреде­ленных гарантированных государством норм, т. е. правил поведения общего характера, выступа­ющих в качестве регулятора общественных отношений. Дей­ствие права распространяется на все важнейшие сферы жизни. Мы уже отмечали, что его нормы являются юри­дическим выражением и закреплением отношений, скла­дывающихся в различных областях общественной жизни и прежде всего в сфере материального производства. Правовые нормы соответствуют культурному развитию общества, ис­пытывают влияние исторических традиций, требований нравственности и других факторов.

Как видно, государство и право не тождественные яв­ления. Если государство представляет собой организацию политической власти (выраженной в определенных орга­нах), то право — регулятор общественных отношений — состоит из норм, т. е. правил поведения общего характерам

В то же время государство и право есть тесно связанные между собой общественные феномены. Их объединяет более широкое социальное явление — политика. И государство, и право служат средствами политического властвования и потому оба имеют непосредственно политический характер. В этом своем качестве они находятся в тесном взаимодей­ствии, взаимозависимости. В чем же выражается эта вза­имосвязь?

Зависимость государства от права состоит в том, что право есть необходимое орудие в руках государства. Без юридических норм государство не может обойтись. Именно с помощью норм права господствующие социальные силы выражают свою волю. В связи с этим в советской поли­тологической и правоведческой литературе часто приводи­лось марксистское положение о том, что право есть возведенная в закон воля господствующего класса [59. Т. 4. С. 443]. Право является, таким образом, средством ор­ганизации государственной власти. Посредством юридиче­ских норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населе­ния страны.

Однако существование самого права немыслимо, просто невозможно без государства. Юридические нормы исходят от государства, оно конкретизирует их в индивидуальных актах, принимает меры к их обеспечению. Как мы видели, при легитимной власти большинство граждан добровольно следует нормам права. Вместе с тем в любом государстве всегда имеется какая-то часть людей, которые в той или иной мере не признают действующие законы, и потому они не спешат их выполнять или попросту пытаются иг­норировать. В таких случаях для обеспечения всеобщности норм права государство вынуждено прибегать к мерам при­нуждения. Пока без этого не обходится ни одно государство.

Органическая взаимосвязь государства и права с наи­большей полнотой выражается в деятельности правового государства, которое является в свою очередь важнейшим элементом гражданского общества.

Понятий правового государства

Идея правового государства развилась из идеи господства закона в жизни народа, общества, социальных групп, личности, а также в деятельности государства и всех его должностных лиц. Еще Платон отмечал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение
государства и все блага, какие только могут даровать го­сударствам боги» [67 Т. 3. Ч. 2. С. 188—189]. Аналогичные взгляды высказывались и Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства. Закон должен властвовать над всем» [3. Т. 4. С. 497].

Истории известен случай с древнегреческим философом Сократом, который был необоснованно приговорен к смер­тной казни. Имея возможность уйти от исполнения нака­зания, Сократ этого не сделал, так как тем самым он нарушил бы закон, соблюдение которого для него было свято. Превратив ценой своей жизни идею незыблемости закона в непреходящее завоевание человечества, Сократ навеки обессмертил свое имя.

Идеи верховенства закона в деятельности государства, его органов, должностных лиц и всех граждан позднее развивались такими представителями западноевропейской политической мысли, как Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локк, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс. Философское обос­нование этой идеи дано И. Кантом, рассматривавшим государство как «объединение множества людей, подчинен­ных правовым нормам». Идея верховенства закона связана с утверждением суверенности народа, гарантированностью его свободы, подчинением государства обществу. Эта мысль была выражена К. Марксом в следующих словах: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный» [59. Т. 19. С. 26]. Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим пу­тем закону, получило название правового государства.

Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) сформировался и утвердился в немецкой юридической литера­туре в первой трети XIX в. в трудах К.-Т. Велькера, И. Аретина, Р. фон Моля и других ученых. В дальней­шем теория правового государства получила широкое распространение и в России, где в числе видных ее сторонников были Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский и другие.

Основные принципы

В различных концепциях правового государства можно выделить, как минимум, три взаимосвязанных компо­нента, необходимых для выражения его специфики. Условно эти компоненты или элементы теории и предполагаемой ею практики В. С. Нерсесянц предлагает назвать так: собственно-правовой (или юридико-нормативный), индивидуально-правовой (или компонент прав и свобод личности) и организационно-правовой (или институционально-властный) [62. С. 7—9].

Основополагающим принципом первого из названных компонентов теории правового государства является прин­цип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга субъектов права. Причем пра­вовое равенство (а вместе с тем подразумеваемые им не­зависимость и свобода) носит всеобщий характер в том смысле, что оно распространяется одинаковым образом на всех субъектов соответствующего круга правовых отноше­ний. Это в первую очередь относится к взаимоотношениям личности и государства, признающимся равнозначными субъектами права, конфликты между которыми подлежат разрешению только судом.

Реализация принципа правового равенства предполагает такое правопонимание, в рамках которого так или иначе проводится различие в понимании права и закона. Суть этого различия можно свести к следующему.

Право, как известно, есть единый масштаб и равная мера (норма), применяемая к социальным ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые признаки. В этом своем качестве право выполняет регулирующую роль в обществе, определяет меру свободы людей, их объединений и госу­дарственных органов во взаимоотношениях между собой. При таком понимании права в нем можно выделить, во-первых, совокупность регулирующих норм, общих для че­ловечества в целом и составляющих его народов. Во-вторых, совокупность исторически обусловленных регулирующих норм, существующих в конкретных государствах (нацио­нальные системы права). И, в-третьих, группы родственных национальных систем права. Этими обязательными для всех субъектов общественных отношений нормами обусловлен приоритет права перед властью, волей отдельных личностей, общества в целом или какой-либо его части. Право, таким образом, выступает как независимый от воли законодателя социальный феномен со своими объективными свойствами и регулятивным принципом.

Закон же есть вся совокупность официально-властных установлений, общеобязательных актов и норм, наделенных принудительной силой. Хотя закон и выступает формой выражения норм права, он все же жестко связан с волей законодателя и потому не всегда может соответствовать объективно сложившимся регулирующим нормам права. Од­нако принцип правового равенства требует, чтобы законо­датель, другие органы власти, как и все иные субъекты правовых отношений, исходили из норм существующей пра­вовой системы. Иными словами, данный принцип требует от власти, обладающей правом законотворчества, ограни­чивать свои права и свободы ею же созданными законами. Причем это самоограничение власти распространяется и на сам порядок принятия и пересмотра законов, который тоже регламентируется. Содержание любого законодательного ак­та, принятого с соблюдением всех формальных процедур его разработки, рассмотрения и утверждения, не должно, по идее, противоречить требованиям права. Такой законо­дательный акт принято называть правовым. Соответственно и государство, в котором законы принимаются и подверга­ются изменению только в законодательно установленном порядке, называется правовым.

Как видно, смысл и значение указанного различения права и закона в концепции правового государства состоят в выявлении объективных условий и оснований, необходи­мых как для разграничения и противопоставления права и произвола (в том числе и произвола в форме общеобяза­тельных актов и норм), так и для того, чтобы закон был правовым, т. е. полностью соответствовал требованиям пра­ва. Такое различение необходимо также для достижения соответствия требованиям права всех общеобязательных ак­тов и в целом нормотворческой и иной деятельности публичной власти. При отождествлении же права и закона, т. е. при понимании права как продукта ничем не огра­ниченного властно-принудительного нормотворчества, от­крывается путь для произвола со стороны властей. При таком «праве» власть, будучи в принципе свободной от правовой связанности и ограниченности, в лучшем случае может воздерживаться от нарушения своих же актов. Только при наличии общего и равного для всех критерия справедливости — четкой правовой нормы — может быть реализован принцип равенства субъектов права.

Основополагающим принципом второго, индивидуально-правового компонента теории и практики правового госу­дарства является принцип неотчуждаемости прав и свобод человека. Реализация данного принципа имеет своим ус­ловием утверждение правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и подвласт­ными как субъектами права. При этом предполагается также, что правосубъективность индивидов, правовой ха­рактер их отношений с государством — это не «дар» или уступка власти людям, а существенная составная часть объективно складывающегося в данном сообществе права, соблюдение которого является обязанностью всех, и прежде всего публичной власти, ее представителей. Иными словами, в правовом государстве за личностью признаются неотъем­лемые, неприкосновенные и ненарушаемые со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы.

Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека вы­кристаллизовывался на протяжении многих столетий. Клас­сическая его формулировка содержится в написанной американским просветителем и государственным деятелем Томасом Джефферсоном (1743—1826) Декларации незави­симости США (1776). «Все люди, — провозглашается в указанном документе, — созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых — право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью» [30. С. 34]. В настоящее время общепринятым является положение, согласно которому права и свободы человека проистекают из присущего человеческой личности достоинства. Считается также само собой разумеющимся, что достоинство, как и вытекающие из него права, неотъ­емлемо от человека.

Современные представления о содержании неотъемлемых прав и свобод человека отражают интеллектуальный и по­литический опыт человечества, связанный с преодолением имевших место в прошлом различных форм угнетения лю­дей. Политической и правовой наукой ныне в качестве неотъемлемых признается широкий комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Задача их рассмотрения выходит за рамки данной темы. Поэтому здесь лишь заметим, что в концентрированном виде они изложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Де­кларацию дополняют еще четыре документа ООН, прида­ющие ей юридическую силу: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Между­народный пакт о гражданских и политических правах и два Факультативных протокола к последнему. Взятые все вместе, они составляют документ, известный под названием Международный билль о правах человека [72 ]. К реальному обеспечению и неукоснительному соблюдению закреплен­ных в нем прав и свобод человека призваны стремиться все государства, если они действительно желают стать пра­вовыми.

Основополагающим принципом институционально-вла­стного компонента теории и практики правового государства является принцип разделения властей, согласно которому различные органы и учреждения механизма государственной власти четко специализируются в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения властей целостный механизм государственной власти представлен институтами законодательной (парламент и представитель­ные органы местного управления), исполнительной (пра­вительство и исполнительные учреждения на местах) и судебной (органы правосудия и надзора) ветвей власти. При этом предполагается, что парламент принимает законы, соответствующие требованиям права, и никаких исполни­тельных функций он не осуществляет. Исполнительная власть призвана оперативно управлять обществом в строгом соответствии с принятыми законами, никаких же законо­дательных функций на нее не возлагается. Судебная власть призвана защищать права, обеспечивать соблюдение закон­ности в деятельности всех субъектов права.

Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей не означает, однако, их независимости друг от друга. В структуре механизма государственной вла­сти первичный, верховенствующий характер имеет законо­дательная власть. Устанавливаемые ею правовые нормы являются основой деятельности институтов других ветвей власти. Исполнительная власть, хотя и действует в рамках своих полномочий самостоятельно, носит по своей сути вторичный, производный характер. Все ее действия и акты соответствующих органов основываются на законе и на­правлены на исполнение закона. Закон является основой функционирования и судебной власти. Однако в осущест­влении правосудия суд действует независимо от законода­тельной и исполнительной властей и подчиняется только закону. Одновременно суд призван выполнять функции арбитра в спорах других ветвей власти о праве. В этой связи существенное значение в системе судебной власти имеет институт конституционно-правового контроля за пра­вомерностью актов и действий всех ветвей власти. Консти­туционный суд призван защищать право от всех возможных форм его нормативного нарушения.

Основной смысл принципа разделения властей, следова­тельно, состоит в создании организационно-правовых усло­вий, исключающих монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивающих со­ответствие всей системы публичной власти (ее институци­онально-властных структур, функций, полномочий, актов, действий и т. д.) требованиям права. В идеале концепции правового государства предполагается, что все институты власти являются одинаково представительными, должност­ные лица их избираются народом. Однако подчеркнем, что только во взаимосвязанном и согласованном единстве рас­смотренные принципы выражают существо концепции пра­вового государства.

Таким образом, в правовом государстве вся система организации и правил деятельности публичной власти, ха­рактер ее взаимоотношений с подвластными соответствует критериям правомерности и справедливости, исключают лю­бые легализованные формы произвола властей, ущемления прав и свобод граждан. В нем обеспечивается верховенство только такого закона, который полностью отвечает требо­ваниям права. Это означает, что основной принцип пра­вового государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена правом. С учетом этого правовое госу­дарство в самом общем виде еще можно определить как государство, в котором господствует право.

В органической связи с идеей правового государства формировались и
представления о гражданском обществе. Исторически идея гражданского общества восходит к политико-правовой мысли западноевропейской античности, в частности к творчеству Цицерона, когда складывались представления о гражданстве и возникло понятие общества. Именно в это время от латинского слова civis (гражданин) было образовано понятие civitas (общество). Оба понятия были связаны одновременно с представлением о городе и государстве, о том, что лежит по ту сторону (citer), т. е. в городе, в отличие от деревни, и о культурном различии между ними. Отсюда просматривается и родство понятий civis (гражданин) и civilis (гражданский и культурный). Однако в широкое употребление понятие «гражданское об­щество» вошло после Французской буржуазной революции XVIII в., уничтожившей сословность и провозгласившей Декларацию прав человека и гражданина. С гражданским обществом связывался процесс правового регулирования вза­имоотношений между личностью, обществом и государст­вом.

Исходным моментом современных представлений о гражданском обществе явилась идея Гегеля о различении общества и государства. До этого на протяжении столетий понятия «государство» и «общество», а затем «государство» и «гражданское общество» рассматривались как синонимы. Данная идея является не более чем отражением объектив­ного процесса дифференциации, «эмансипации» различных сфер общественной жизни, становления их в качестве са­мостоятельных относительно государства. Этот процесс и ведет неуклонно к формированию гражданского общества, в котором человеку законом гарантируется свободный выбор его экономического, политического и духовного бытия.

Общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограни­чена и строго определена, называется гражданским обще­ством. Такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов (включая семью, школу, церковь, средства массовой информации, производственные, творческие и иные объединения по ин­тересам, политические партии, общественные организации и движения), взаимодействие которых регулируется граж­данским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого политического государства.

Становление гражданского общества есть, в сущности, бесконечный процесс совершенствования всех без исклю­чения сторон жизнедеятельности людей. Как и правовое государство, реально оно возникает лишь на индустриальной стадии развития производства. Его материальной основой является крупная машинная промышленность и развитая сфера научно-технического обеспечения производства. В отличие от традиционных общественных форм, облик ко­торых определяется аграрным, сельскохозяйственным типом производства и крестьянским, деревенским укладом жизни, гражданское общество заявляет о себе ростом городов, рас­ширением и усложнением инфраструктуры городского хо­зяйства, доминированием городских форм жизнедея­тельности людей. Его появление знаменует формирование одновременно нового типа личности, нового типа коллек­тивности и нового типа отношений между личностью, об­ществом и государством.

Отличительные черты гражданского общества.

Они проявляются, прежде всего, в новом, ассоциативном, характере связей и отношении между людьми. Это означает, что в таком обществе группы людей и их организации обладают реальной, гарантирован­ной государством, возможностью свободно объединяться для достижения общих хозяйственных, политических, научных, культурных и иных целей. В отличие от коллективности традиционного общества, которая поддерживается обычаем, преданием, мифом, предрассудком или просто безотчетным «коллективным бессознательным», ассоциативный тип кол­лективности обеспечивается сознанием принадлежности лю­дей к общей культуре, единства их интересов и устремлений, рациональности выбранных средств и методов достижения цели деятельности. Такой тип коллективности предполагает самостоятельность человека, его независи­мость от внешней опеки, способность рассчитывать на соб­ственные силы и, следовательно, на новое, более ответственное и более деятельное, отношение к сообществу равных и неравных себе индивидов.

С точки зрения характера отношений между личностью, обществом и государством становление гражданского обще­ства означает утверждение демократических, правовых норм во всех сферах общественной жизни. В ходе станов­ления и развития гражданского общества происходит замена архаичных, традиционных форм регулирования жизнедея­тельности людей рациональными, установленными самими гражданами и гарантированными государством, института­ми и нормами. Чем большее развитие получают структуры общественной самодеятельности граждан, тем больше по­является оснований для правовой регламентации обществен­ных отношений. Гражданское общество и есть не что иное, как форма организации общественной жизни, основанная на соблюдении индивидами, их объединениями и государ­ством сознательно установленных взаимных прав и обязан­ностей. Оно несовместимо ни с тоталитарными, ни с авто­ритарными методами управления общественными процес­сами. Следовательно, гражданское общество и правовое государство составляют единое целое и выражают степень демократизма политической жизни и политической системы как ее институционально-правового механизма.

Поскольку соотношение между государством и граждан­ским обществом является особой проблемой, вызвавшей многовековую полемику, рассмотрим это соотношение более подробно.

Соотношение между правовым государством и гражданским обществом.

Правовое государство является предпосылкой и условием развития граж­данского общества. Ни одна общест­венная ценность, на которой основы­вается современная жизнь людей, практически неосуществима без юри­дических гарантий. Именно в согласованных и закреплен­ных правовым государством рамках и процедурах происходит столкновение политических целей и взглядов, выяснение и сравнение общественных позиций и программ. Для различных политических сил открывается простор для привлечения на свою сторону граждан. В любом государстве важно наличие общего интереса или интегрированных ин­тереса и воли большинства граждан. В правовом государстве можно иметь свое мнение по поводу государственно-правовых велений, но следовать им, когда они состоялись, обязательно. Приведем лишь один пример из жизни пра­вового государства. Договор между СССР и ФРГ, заклю­ченный в 1970 г. правительством В. Брандта, был поддержан в бундестаге большинством лишь в один голос (249:248), но никто и никогда не поставил под сомнение юридическую силу данного соглашения.

Таким образом, если гражданское общество характери­зуется разнообразием взглядов и подходов, мотивов и ин­тересов, предельной индивидуализацией форм общения и поведения, то правовое государство едино и един­ственно, оно олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму («скрепу») общества. Убери правовое государство — развалится общество на конкурирующие и борющиеся между собой части, погрязнет в бесконечных спорах, выяснении каждым именно своей «правды» в кро­вавых столкновениях и даже гражданских войнах. Убеди­тельным доказательством этого является пример СССР, который был разрушен вследствие отсутствия правовой го­сударственности, «парада» суверенитетов, «войны» законов и бюджетов, личных амбиций и безнаказанности политиков, политической неопытности и безразличия масс.

Условием стабильности гражданского общества, сохра­нения его целостности является наличие государственной политики, закрепленной государственно-правовыми струк­турами и проводимой ими в жизнь. Такая политика при­звана учитывать весь спектр политических интересов и отдавать приоритет тем из них, которые имеют самое су­щественное значение для сохранения и развития страны. В идеале государственная политика представляет собой оп­тимальный синтез объективных тенденций общественного развития и преобладающих субъективных суждений раз­личных групп о своих интересах в нем. Тем самым в известном смысле такая политика дистанцируется от по­литики конкретных социальных сил, даже составляющих в тот или иной момент большинство в представительных органах власти. Отсюда вытекает необходимость, чтобы такую политику в какой-то мере разделяло и меньшинство, иначе могут появиться непреодолимые трудности при ее реализации. Эта политика призвана быть достаточно устойчивой, стабильной, обладать как бы стратегическими свойствами. Наконец, в ней должно содержаться объеди­няющее начало, обеспечивающее позитивное развитие об­щества.

На эту особенность государственной политики обращал внимание в свое время Гегель. «Отношение правительства к сословиям, — писал он, — не должно быть по существу враждебным, и вера в необходимость такого враждебного отношения — печальное заблуждение. Правительство не есть партия, которой противостоит другая партия, причем каждая из них стремится по возможности больше выиграть и урвать для себя, и, если государство оказывается в таком положении, это — несчастье, и здоровым такое положение признано быть не может» [19. С. 341—342].

К каким трагическим последствиям может приводить нарушение взаимосоответствия гражданского общества и государства, показывает опыт тоталитарных политических систем. Придание в таких системах безусловного приоритета классовым, этническим или каким-либо иным узкогруппо­вым интересам в ущерб интересам всего общества, правам и свободам каждой отдельной личности ведет к поглощению общества государством. Личные свободы и права человека здесь теряют значимость естественных и неотчуждаемых, поскольку полностью переходят в ведение государства, ко­торое распоряжается ими по своему усмотрению. Это, ес­тественно, препятствует проявлению социальной активности различных общественных сил. В таких условиях развива­ются конформизм и приспособленчество, а народ превра­щается в безликую массу с чертами, характерными для поведения толпы.

Установление характерных для гражданского общества взаимоотношений государства, социальных групп и лич­ностей предполагает наличие ряда предварительных условий. Первейшим из них является консенсус, согласие между различными социальными субъектами относительно основополагающих общественных ценностей, принятие их в качестве ориентиров и установок деятельности людей. К таким ценностям относятся:

o в экономической сфере — равноправие всех форм собственности, многоукладная рыночная эко­номика, открывающая возможности для деловой актив­ности и предприимчивости, для свободной и творческой трудовой деятельности граждан. Различные формы соб­ственности и разнообразные способы хозяйствования, на­ходясь в сравнительно равных условиях и конкурируя друг с другом, составляют экономические предпосылки гражданского общества;

o в социальной сфере — равноправие различных социальных классов, групп, слоев и общностей, спра­ведливость, солидарность и партнерство в отношениях между ними. Принято считать, что социальной основой гражданского общества являются средний класс — ин­женерно-технические работники, управленческий персо­нал, служащие, врачи, преподаватели, юристы, лица свободных профессий, высококвалифицированные рабо­чие, работники сферы обслуживания. Их удельный вес в развитых странах составляет 60 и более процентов. Устойчивое социальное положение и образ жизни данных социальных слоев создают предпосылки стабильного фун­кционирования общества в целом;

o в политической сфере — реальные гарантии «прав и свобод человека, обеспечивающие всем гражданам равный доступ к участию в государственных и обще­ственных делах. В качестве основополагающих для граж­данского общества признаются также такие ценности, как верховенство права, разделение властей, свободные, равные, прямые и тайные выборы, многопартийность, местное самоуправление;

o в духовной сфере — свободное самоопределение человека в его мировоззрении, идейных позициях и духовных устремлениях, плюрализм мнений и идей, кри­тическое отношение к действительности, рационализм, толерантность, гуманизм. Признание данных установок и принципов в качестве непреложных общественных ценностей является необходимой предпосылкой подлинно духовного производства.

Исключительно важной предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества является закрепление с согласия всех социальных сил основопола­гающих общественных ценностей в Конституции страны. Например, конституции современных демократических го­сударств выполняют роль объединяющего начала в жизни общества. И напротив, если этот важнейший государствен­ный документ односторонне отражает узкоэгоистические интересы какой-либо части общества в ущерб другим, он перестает служить задачам общественной консолидации. Более того, такой документ постоянно провоцирует соци­альные коллизии, противоборство различных политических сил. При таких условиях каждая смена субъекта полити­ческой власти влечет за собой и переделку Основного Закона страны, на что всякий раз затрачивается огромное коли­чество общественной энергии и материальных средств.

Непременным условием развития гражданского общества является свободное функционирование средств массовой ин­формации. Видимо, в современном обществе вряд ли име­ются абсолютно свободные, от кого бы то ни было независимые газеты, журналы, радио и телевидение. За каждым изданием, теле- и радиокомпанией стоят те или иные социальные силы. Но совершенно очевидно и то, что все они в своей совокупности объективно призваны обес­печивать отражение позиций и интересов, мнений и убеж­дений различных субъектов общественной жизни. Без такого отражения невозможно позитивное взаимодействие всего разнообразия сил гражданского общества.

Разумеется, все это — лишь основные, совершенно не­обходимые предпосылки гражданского общества и правового государства, формирование которых является насущной за­дачей развития республики. Но этот процесс, как отмечает крупнейший теоретик западной политологии Ральф Дарендорф, имеет свои сложности. «В идеале, — пишет он, — гражданских обществ никто не строит, они развиваются самостоятельно. Кто-то создает Гарвардский колледж, еще кто-то — Республиканскую партию, кто-то третий начинает выпускать «Нью-Йорк Геральд» и так далее. У возникающих же сегодня демократий нет ни времени, ни средств, чтобы ждать, пока все это случится само собой. Необходима ка­кая-то намеренность, необходимо строить независимые организации и институты как промежуточное звено между правительством и индивидом [29. С. 74].

Этот же политолог предупреждает от иллюзий и за­блуждений в отношении гражданского общества. Такое об­щество тоже далеко не совершенно, и оно не всегда безопасно. Творческий хаос гражданского общества всегда будет раздражать правительства, которые по этой причине будут призывать к порядку, стремясь покончить с «хаосом» даже применяя силу. И конечно же, гражданское общество всегда остается чем-то незавершенным, что иначе и быть не может, ибо его суть в открытости, в свободе. Это полезно иметь в виду многим, привыкшим считать, что где-то име­ются безупречные во всех отношениях общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 649 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2382 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.