Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Менеджмент в сфере культуры. Ценностей). По виду планируемой деятельности показате­ли различаются на показатели производства и потребле­ния культурных ценностей




ценностей). По виду планируемой деятельности показате­ли различаются на показатели производства и потребле­ния культурных ценностей, показатели оснащенности, финансирования, хозяйственного содержания, кадрового обеспечения и т. д. По характеру выражения планируе­мые показатели разделяются на абсолютные и относи­тельные. Абсолютные показатели в зависимости от их экономической природы могут быть натуральными (вы­ражаться в штуках, комплектах, мероприятиях, количе­стве людей и т. п.) и стоимостными (выражаться в руб­лях). Относительные показатели выражаются в простых, относительных и динамических процентах, долях, индек­сах, корреляциях и т. д.

Все эти и другие виды показателей объединяются в группы, характеризующие основные процессы в деятель­ности учреждений культуры, и должны соответствовать показателям учета и отчетности. В противном случае на­рушается соответствие и единство составных частей ин­формационного механизма менеджмента.

Определение количественных значений планируемых показателей. Это может быть достигнуто двумя путями: с помощью аналитического или нормативного методов (см. следующий раздел).

Обоснование реализации плана. Возможность дости­жения поставленных целей, решения поставленных за­дач, т. е. выполнения программы планируемых действий должна быть обоснована. Для этого может использовать­ся балансовый метод, т. е. составление материального, стоимостного, трудового балансов (см. следующий раз­дел). Для организационного обеспечения также могут быть использованы специальные технологии (сетевое планиро­вание и др.).

Оформление проекта плана. После обоснования реа­лизации проект плана может быть оформлен («положен на бумагу»). Единообразной типовой формы плана в сфе­ре культуры нет и не может быть. Оформление зависит от вида конкретного плана (комплексный или тематический, перспективный или текущий, содержание планируемой деятельности), его назначение и т. д. Поэтому главным требованием к оформлению плана может быть выдвинут следующий тезис: план должен быть оформлен таким об­разом, чтобы в нем могли найти ответ на интересующие

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 163


их вопросы исполнители, заказчики и инстанции, с кото­рыми данный план согласуется.

Оформленный плановый материал — это всего лишь ] проект плана. Для того чтобы стать планом (т. е. доку­ментом), он должен быть согласован и утвержден.

СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАНА

Как видно из названия этапа, на нем решаются две ] задачи: согласования и утверждения. План согласовыва- I ется со всеми инстанциями (организациями и должност- 1 ными лицами), от которых зависит его реализация. Офор- j мляется согласование с помощью грифа «Согласовано» на последней странице планового документа, где указывают- j ся согласующие инстанции и подписи представляющих их ответственных лиц. Иногда (в простейших случаях) согла-сование оформляется в виде визирования документа. В слу­чае масштабных планов и программ согласование оформ- -ляется в виде специального протокола согласования, при­лагаемого к плановому документу.

Утверждается план решением инстанции — распоря­дителя кредита организации, чьим планом данный доку­мент является (обычно — директором). Оформляется с помощью грифа «Утверждаю» (с указанием названия дол­жности и фамилии ответственного лица, а также даты утверждения), который размещается в правом верхнем углу планового документа и обычно заверяется печатью. В некоторых случаях утверждение оформляется специ­ально издаваемым приказом.

После утверждения план становится документом, т. е. элементом административной, финансовой, хозяйствен­ной, трудовой дисциплины. Но плановая деятельность на этом не завершается.

ПРОПАГАНДА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА

Успех реализации плана во многом зависит от того, насколько его позиции доведены до конкретных исполни- 1 телей, насколько персоналу понятны и близки цели и задачи, содержание конкретной деятельности. Для этого необходимо предусмотреть специальную разъяснительную работу: совещания, семинары, беседы, наглядные мате­риалы и т. п. Не менее важно доведение содержания пла-

164 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

нов до партнеров, инвесторов и доноров, клиентов и по­требителей. В сфере культуры решение этой задачи — широкое информирование общественности о содержании планов — является необходимой предпосылкой успеха дела и поэтому особенно важно. В такой информационной работе могут использоваться СМИ и многообразные фор­мы и виды технологии public relations.

Не менее важно задать систему контроля реализации принятого и утвержденного плана. Для этого могут исполь­зоваться практически все виды и средства контроля, рас­смотренные в соответствующем разделе данного пособия.

3 3.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ

ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Принципиально важным вопросом для выработки и реализации культурной политики различного уровня яв­ляется вопрос о приоритетах — определение направле­ний работ, нуждающихся в дополнительной поддержке, инициировании. Особое значение этот вопрос имеет по отношению к бюджетному финансированию, тем более — в условиях экономического спада и кризиса.

Проблема приоритетов включает в себя несколько воп­росов, связанных с установлением того, кто и как их будет определять. Можно выделить две крайние позиции по отношению к проблеме определения приоритетов. С не­которой степенью условности их можно определить как «американский» и «постсоветский».

«АМЕРИКАНСКАЯ» МОДЕЛЬ: ОТКАЗ ОТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ

Об особенностях «американского» пути в управлении сферой культуры выше уже говорилось немало. Что же касается отношения к проблеме приоритетов в поддержке и развитии культуры, то в американском опыте это отно­шение выражается в... отказе от участия в решении такой проблемы. Согласно доминирующим взглядам американ­ских теоретиков и практиков менеджмента в сфере куль­туры и искусства, попытки определения приоритетов, прогнозирования культурных процессов — вещь доста­точно бессмысленная. Культура, творчество — самооргани­зующийся и саморазвивающийся организм, возможности

3. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


всякого жесткого рационального вмешательства в культур­ные процессы очень ограничены. Поэтому приоритеты под­держки и развития культуры не востребованы ни субъекта­ми государственной власти, ни тем более профессиональ­ной элитой. Согласно принципу «длинной руки», о котором уже говорилось, государство осуществляет только общере-гулирующую функцию (законодательство и налогообложе­ние), а непосредственная поддержка до 1965 г. осуществ­лялась исключительно многообразными негосударственны­ми фондами (каковых в США насчитывается свыше 25 000), в которых аккумулируются средства из различных источ­ников. В 1965 г. администрацией президента Л. Джонсона был создан механизм государственных отчислений на куль­туру и искусство. Были созданы Национальный фонд ис­кусств, распределяющий гранты для художников и неком­мерческих организаций сферы культуры и искусства, На­циональный совет по искусствам, поддерживающий развитие различных видов искусств, этнические искусства и ремес­ла, музейное дело, художественное образование, СМИ и т. п., Национальный гуманитарный фонд, поддержива­ющий исследования в гуманитарной сфере (история, фило­софия, литературоведение, лингвистика, право, этика, ис­тория искусств и т. д.). Кроме того, действуют советы шта­тов по искусству, а также Гуманитарные советы штатов. Программы по культурному обмену, гастроли, продолже­ние образования за рубежом поддерживаются также госу­дарственным информационным агентством ЮСИА.

Распределение средств производится советами этих организаций, их экспертными советами, в которые вхо­дят авторитетные представители соответствующей про­фессиональной среды. Поддержка обычно оказывается в соответствии с принципом «мэтчинг гранте» в пропорции 1: 3 («Дам тебе доллар, если ты найдешь еще три»), но не более 25% общей стоимости проекта.

Такой подход имеет ряд существенных резонов. Во-первых, он адекватен специфике сферы культуры. Во-вто­рых, он соответствует принципам и традициям демокра­тии в выработке и принятии конкретных решений в такой публичной сфере, как сфера культуры и искусства. В-тре­тьих, он снимает с чиновников ответственность за харак­тер непосредственного распределения финансовых средств, В-четвертых, деньги получают те, кто за ними обратился,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 498 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2348 - | 2200 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.