Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћенеджмент в сфере культуры. —твенно из местных бюджетов и через независимые струк≠туры и фонды




ственно из местных бюджетов и через независимые струк≠туры и фонды.

3. Ђјнгло-американскийї тип: государство выступа≠ет лишь вдохновителем и патроном определенных на≠правлений, а финансирование осуществл€етс€ за счет привлечени€ частного капитала, в том числе за счет на≠логовых льгот.

“очнее было бы говорить не о Ђнациональныхї типах, а о разных механизмах финансировани€: 1) централизо≠ванно, непосредственно через государственные структу≠ры; 2) государственные средства объедин€ютс€ с привле≠каемыми иными средствами и вкладываютс€ через неза≠висимые или местные структуры, т. е. с максимальным использованием местного самоуправлени€ и самооргани≠зации сферы культуры и искусства; 3) практически ис≠ключительно за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регули≠рованием (принцип Ђдлинной рукиї).

Ќаиболее эффективна€ система децентрализованного финансировани€ культуры создана в CHIA. ¬ основе аме≠риканской системы Ч сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает благотворителем. ¬ услови€х льготно≠го налогообложени€ фирмы тер€ют меньше средств, чем номинально вкладывают. ѕоэтому в странах с прогрес≠сивной системой налогообложени€ именно крупным фир≠мам выгодна благотворительность.

 онечно, казна в этом случае недобирает какую-то часть доходов. Ќо зато объем средств, направленных на социальные нужды, оказываетс€ больше суммы недопо≠лученных налогов.  роме того, правительство освобожда≠етс€ от забот относительно определени€ целесообразности затрат на культуру, от забот, св€занных с распределени≠ем средств и техническим контролем их использовани€. Ќикакие амбиции властей не в состо€нии предусмотреть все факторы и полноценно регулировать развитие куль≠турных процессов. ѕоэтому выигрывает, в конечном сче* те, не только фирма, но и государство в целом.

¬ самом общем виде возможные источники финанси≠ровани€ де€тельности в сфере культуры можно предста≠вить в виде схемы (рис. 3).

ѕодавл€ющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственных источников дохода, либо их

2- ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌќ-Ё ќЌќћ»„≈— »≈ ”—Ћќ¬»я


»—“ќ„Ќ» » ‘»ЌјЌ—»–ќ¬јЌ»я ќ–√јЌ»«ј÷»…  ”Ћ№“”–џ |:>

ѕ–»¬Ћ≈„≈ЌЌџ≈ |І √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ \ — —ќЅ—“¬≈ЌЌџ≈ j|

Ѕлаготворительные

средства

—понсорские средства

√ранты

„ленские взносы

–езервные взносы

«аемные средства,

кредиты

ѕр€мое финансирование: содержание госсети учреждений, программы (федеральные, регио≠нальные, отраслевые, межотраслевые) ‘инансирование потребител€  освенное финансиро≠вание (льготы)

ƒоходы от основной

де€тельности

ƒоходы

от предпринимательской

де€тельности

–ис. 3

–ис. 3 »сточники финансировани€ де€тельности в сфере культуры

уровень невысок и его недостаточно дл€ покрыти€ всех необходимых расходов. ѕоэтому они или полностью фи≠нансируютс€ из государственного бюджета (по уровню при≠надлежности учреждени€: федерального, субъекта феде≠рации или местного), или получают из него средства, необходимые дл€ покрыти€ части затрат. ¬ этом случае имеет место финансирование по смете текущих затрат. ƒо 1989 г. подобной дотацией и ограничивалось бюджет≠ное финансирование. –ечь шла о простой раздаче денег по подведомственным учреждени€м культуры по нормати≠вам в зависимости от их категории и типа. — 1989 г. ситуаци€ несколько изменилась в св€зи с введением про≠граммного принципа финансировани€. јналоги€ бюджет≠ной дотации сохранилась в виде минимальных гарантий поддержани€ материально-технической базы и хоз€йствен≠ного содержани€ учреждений культуры. –ечь идет о та≠ких стать€х, как заработна€ плата штатных работников расходы на тепло, электроэнергию и другие Ђзащищен ныеї статьи бюджетной сметы, гарантирующие миниму? средств текущего содержани€, поддержки де€тельности сети учреждений, прежде всего Ч госсети. Ќеобходимые капитальные вложени€ финансируютс€ из государствен≠ного бюджета по особым сметам.

— 1989 г. на всех уровн€х бюджетообразовани€ из средств бюджета образуютс€ фонды развити€ культуры и искусства, целью которых €вл€етс€ финансирование не

ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ ¬ —‘≈–≈  ”Ћ№“”–џ

сложившейс€ сети учреждений культуры, а осуществле≠ни€ конкретной де€тельности (социальный заказ). –ечь идет о федеральных, региональных и местных культур≠ных программах, финансируемых из соответствующих фондов развити€ культуры и искусства. (ѕодробнее о тех≠нологии разработки таких программ см. в следующем разделе.) ѕрограммное финансирование фактически €в≠л€етс€ распространением на бюджетные средства меха≠низма договорных отношений. »наче говор€, с 1989 г. бюджетные средства стали выдел€тьс€ не только в виде дотации (на Ђфакт быти€ї), но и в хозрасчетной Ђупаков≠кеї (договор, акт сдачи-приемки и т. д.).

ƒе€тельность учреждений культуры может финанси≠роватьс€ не только из бюджетных средств на сферу куль≠туры (бюджеты текущего содержани€ и фонды развити€ культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегио≠нальных программ (например, Ђѕрограмма развити€ на≠родов –оссийского —евераї), местных комплексных про≠грамм, вход€щих отдельной строкой в соответствующие бюджеты (программы ЂЌароды –оссииї, Ђ—анкт-ѕетер-бург-2003ї и т. п.).

ѕримером удачного опыта аккумулировани€ бюджетных средств из различ≠ных источников €вл€етс€ де€тельность  омитета по культуре  расно€рского кра€, обеспечившего на основе сотрудничества и взаимодействи€ с другими отрасл€ми на краевом и федеральном уровне ситуацию, когда на прот€жении нескольких лет дол€ финансировани€ сферы культуры в консолидированном краевом бюд≠жете превышает 11%.

—ледует подчеркнуть, однако, что все эти бюджетные средства используютс€ дл€ финансировани€ производи≠тел€ услуг в сфере культуры. ѕоддерживаетс€, фактиче≠ски, не потребитель, а выступающий Ђот его имениї про≠изводитель (учреждени€ культуры). “аким образом, не существует полной гарантии защиты потребител€ (а бюд≠жетные средства должны давать налогоплательщику оп≠ределенные гарантии в сфере культуры) от производите≠л€, который может требовать себе средства на реализацию невостребованной потребителем де€тельности Ч ситуаци€ отнюдь не редка€ в сфере культуры, когда деньги идут на оплату Ђфакта быти€ї учреждени€ культуры и Ђплода больного воображени€ї его работников.

ѕоэтому вполне обоснованной и не лишенной здравого смысла €вл€етс€ практика р€да стран, где часть бюджет≠ных средств идет на Ђнепосредственное финансирование

2. ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌќ Ё ќЌќћ»„≈— »≈ ”—Ћќ¬»я


потребител€ї в социально-культурной сфере. –ечь идет не о потребителе вообще, а о тех его группах и категори≠€х, которые нуждаютс€ в гарантированных бюджетных средствах (малоимущие, дети, этнические меньшинства и т. п.). ѕредставител€м таких категорий могут быть вы≠даны чеки (ваучеры, талоны, карточки) на определенный минимум услуг в сфере культуры (библиотечных услуг, музейных и т. п.). Ёти чеки и прочее гас€тс€ в соответ≠ствующих учреждени€х культуры и оплачиваютс€ уч≠реждени€м культуры под гарантии бюджета. ¬ этом слу≠чае снимаетс€ проблема компенсационных выплат неза≠щищенным группам населени€, а учреждени€ культуры начинают Ђохотитьс€ї за такими клиентами, реализу€ тем самым необходимый минимум услуг.

ќрганизации культуры отличаютс€ высокой диверси≠фикацией источников финансировани€. Ќекоммерческие цели хоз€йствовани€ требуют от них не только разработ≠ки собственных доходных направлений де€тельности, но и привлечени€ внешних источников финансировани€ со стороны государства, населени€ и частного сектора.

»сточники финансировани€ организаций культуры дел€тс€ на три группы: Ў привлеченные средства; Ў государственные средства, » собственные средства.

  привлеченному финансированию относ€тс€ благо≠творительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. √осударственное финансирование объедин€ет пр€мые и косвенные субсидии государства. —обственные средства включают доходы от основной и коммерческой де€тельности.

Ќаличие различных источников финансировани€ в структуре доходов организаций культуры определ€етс€ на≠циональными особенност€ми менеджмента в сфере культу≠ры. ¬ –оссии, ‘ранции, √ермании традиционно доминиру≠ют государственные источники финансировани€, тогда как в —Ўј Ч привлеченные и собственные источники финан≠сировани€. ќпыт финансировани€ сферы культуры —Ўј представл€ет большой интерес в силу наибольшей диверси≠фикации доходов организаций культуры среди стран мира. ¬ажную роль в финансировании сферы культуры иг≠рают членские взносы. “ак, в доходах ћетрополитен-музе€

ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ ¬ —‘≈–≈  ”Ћ№“”–џ

–ис. 4.

»сточники финансировани€

ћетрополитен-музе€ в 2000 г.

12% Ч входна€ плата, экскурсии, лекции; 29% Ч гранты, благотворительные вкла≠ды, пожертвовани€; 22% Ч целевые взно≠сы; 14% Ч членские взносы; 15% Ч вла≠сти Ќью-…орка; 8% Ч коммерческа€ де€≠тельность. »сточник: The Metropolitan Museum of Art. Annual Report for the Year 1999-2000.

членские взносы в 2000 г. составили 14% всех поступле≠ний (рис. 4). „ленские взносы как источник финансиро≠вани€ сферы культуры ассоциированы с де€тельностью благотворительной организации, действующей на базе организации культуры. „аще всего это общество или клуб друзей. ÷ел€ми таких обществ (клубов) друзей €вл€ютс€ вовлечение физических и юридических лиц в де€тель≠ность организации культуры, а также привлечение фи≠нансовых средств через систему членских взносов.

¬ зависимости от типов участников выдел€ютс€ два вида членства Ч индивидуальное (дл€ физических лиц) и корпоративное (дл€ юридических лиц). — точки зрени€ сроков членства отмечаютс€ три вида Ч годовое, срочное (5, 10, 15, 20, 25 лет) и бессрочное членство. ¬ зависимо≠сти от суммы денежного вклада выдел€ютс€ категории простых и привилегированных членов, доноров, покрови≠телей организации культуры и др.

–азличные категории членства дают разные преиму≠щества вкладчикам. ѕрежде всего, члены имеют право на бесплатное или льготное посещение выставок, концер≠тов, специальных меропри€тий, закрытых встреч и юби≠лейных вечеров, как на территории организации культу≠ры, так и за ее пределами. ¬месте с тем, члены общества посто€нно получают новости из жизни организации куль≠туры через присылаемые журналы, информационные бюл≠летени, приглашени€, а также имеют скидки на ее печат≠ную и сувенирную продукцию.

 роме того, привилегированные члены, доноры и по≠кровители могут принимать непосредственное участие в управлении обществом друзей. ќни получают право голо≠са на —овете общества, главном органе управлени€ благо≠творительной организации, наравне с персоналом органи≠зации культуры. Ќа заседани€х —овета, которые прохо≠д€т несколько раз в год, члены участвуют в рассмотрении

2- ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌќ-Ё ќЌќћ»„≈— »≈ ”—Ћќ¬»я 139

29%

12%

22%

15%

Ћ √

8%

J3.


задач и направлений де€тельности общества, утвержде≠нии бюджета расходов и доходов, а также в анализе ре≠зультатов работы организации.

“аким образом, попул€рность системы членства мож≠но объ€снить тем, что она €вл€етс€ своеобразной формой участи€ в де€тельности организации культуры и предус≠матривает большое число привилегий дл€ вкладчиков.

Ќа сегодн€шний день в –оссии примерами обществ друзей €вл€ютс€  лубы друзей √осударственного Ёрми≠тажа, –усского музе€, ћариинского театра, ћосковского ’удожественного академического театра и др. Ќапример, в  луб друзей Ёрмитажа, объедин€ющий такие крупные коммерческие компании, как  ока- ола, —амсунг Ёлект≠ронике, IBM, ЅалтќЌЁ —»ћ Ѕанк, »нгосстрах и др., мо≠жет вступить как физическое, так и юридическое лицо. ƒл€ физических лиц существуют четыре категории член≠ства.  аждый человек, внесший 100, 200, 500 американ≠ских долларов и выше, вправе считатьс€ простым или привилегированным членом  луба друзей Ёрмитажа. ƒл€ юридических лиц разработано большее число категорий членства, которые значительно отличаютс€ по суммам Ч от 2000 до 100 000 американских долларов и выше. ѕред≠при€ти€ и организации могут стать простыми и почетны≠ми корпоративными членами, р€довыми и официальны≠ми спонсорами или покровител€ми Ёрмитажа.

¬се взносы в  луб друзей нос€т целевой характер. ƒругими словами, сам вкладчик определ€ет направлени€ расходовани€ средств, например, на реставрацию музей≠ных помещений, экспонатов, образовательные програм≠мы и т. д. —о своей стороны, музей предоставл€ет своим членам р€д привилегий. “ак, все юридические лица по≠лучают ѕочетный диплом Ђ оллективного члена  луба друзей Ёрмитажаї, а дл€ руководителей компании выда≠ютс€ персональные карточки, дающие право на бесплат≠ное посещение музе€ и участие в клубных меропри€ти€х.  роме того, названи€ организаций, внесших значитель≠ные благотворительные средства, включаютс€ в список Ђ—понсоры и благотворители √осударственного Ёрмита≠жаї в годовом отчете, выставочных каталогах музе€ и средствах массовой информации, а также занос€тс€ на j ƒоску почетных спонсоров Ёрмитажа. ќфициальным спон≠сорам и покровител€м музе€ предоставл€етс€ приоритет-

Ќо

ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ ¬ —‘≈–≈  ”Ћ№“”–џ

–ис. 5 »сточники финансировани€ 50.

√осударственного Ёрмитажа

в 2000 г. 40-

3% Ч выездные выставки; 21% Ч входна€ 3о-плата, экскурсии, лекции; 33% Ч гранты, пожертвовани€; 2% Ч благотворительные 20-(членские) взносы; 34% Ч бюджетное фи≠нансирование; 7% Ч коммерческа€ де€- 10-тельность. »сточник: ƒанные внутренней отчетности √осударственного Ёрмитажа. -

ное право на проведение корпоративных меропри€тий в стенах Ёрмитажа и участие руководителей компаний в совете  луба друзей. ƒл€ индивидуальных членов приви≠легии ограничиваютс€ получением персональной карточ≠ки и регул€рной информации об открыти€х выставок, проведении концертов и клубных меропри€тий.

¬ цепом, согласно структуре доходов российских учреждений культуры, дол€ членских взносов в их бюджетах остаетс€ достаточно низкой по сравнению с амери≠канскими организаци€ми. “ак, членские взносы √осударственного Ёрмитажа состав≠л€ют 2% от общих доходов, тогда как в ћетропслитен-музее Ч 14% (см. рис. 4, 5).

—реди привлеченных источников финансировани€ орга≠низаций культуры особое место занимают заемные сред≠ства. ¬ качестве заемных источников финансировани€ выступают кредиты банков, финансовых институтов, меж≠дународных организаций и др.

ќтдельное место в системе заемного финансировани€ некоммерческих организаций культуры занимают не об≠лагаемые налогом муниципальные облигации, обычно на≠зываемые мунисами (munis).

ћуниципальными облигаци€ми называют облигации, выпускаемые дл€ финансировани€ де€тельности неком≠мерческих организаций муниципальными органами вла≠сти и собственно некоммерческими организаци€ми.

«а рубежом существует несколько типов мунисов. ¬ за≠висимости от сроков выдел€ют краткосрочные и долго≠срочные мунисы.  раткосрочные муниципальные вексе≠л€ используютс€ в основном дл€ преодолени€ временных денежных затруднений некоммерческих организаций, тог≠да как долгосрочные муниципальные облигации Ч дл€ финансировани€ инвестиционных проектов некоммерче≠ских организаций.

 роме того, в зависимости от видов обеспечени€ суще≠ствует три типа мунисов. ћуниципальные облигации, обеспеченные безусловной гарантией республиканских

33% 34%

21%

2%

7%

2. ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌќ-Ё ќЌќћ»„≈— »≈ ”—Ћќ¬»я


или местных органов власти, т. е. всеми налоговыми по≠ступлени€ми данного уровн€. —пециальные налоговые об≠лигации, выплаты по которым гарантируютс€ с помощью отдельных налогов, и муниципальные доходные облига≠ции, дл€ которых обеспечением выступают активы самих некоммерческих организаций.

ќднако муниципальные облигации и другие заемные средства не всегда используютс€ организаци€ми культу≠ры. ѕривлечение заемных средств оправдано, если они способствуют реализации высокодоходных проектов, фи≠нансовые поступлени€ от которых будут превышать цену заемного капитала. »спользование заемных средств дл€ финансировани€ основной некоммерческой де€тельности возможно в случае т€желого экономического положени€ организации культуры как единственно возможный вид финансировани€, а также в случа€х, если заемные сред≠ства ведут к повышению качества оказываемых услуг, расширению некоммерческих видов де€тельности, что по≠зволит в дальнейшем увеличить доходы от основной де€≠тельности.

¬ 90-е гг. в американской сфере культуры получило развитие новое направление привлеченного финансирова≠ни€ Ч резервные взносы (reserve endowment). ¬ 2000 г. резервные взносы ћетрополитен-музе€ достигли 22% от суммарных доходов (см. рис. 4).

–езервные взносы представл€ют особую форму при≠влечени€ средств физических и юридических лиц в орга≠низацию культуры дл€ сохранени€ и продвижени€ куль≠турного наследи€ в обществе. “ак, цель подобных взносов ћетрополитен-музе€ заключаетс€ в Ђсохранении имею≠щегос€ культурного досто€ни€ дл€ последующих поколе≠ний, а также в изучении предметов искусства и доступе к ним самых широких слоев населени€ї.

¬ отличие от других типов взносов, резервные взносы размещаютс€ организацией культуры на счетах банков и инвестиционных институтов с целью получени€ стабиль≠ных процентов. √лавной особенностью резервных взносов €вл€етс€ запрет на использование самой суммы взноса на финансирование расходов организации культуры. ќрга≠низаци€ культуры вправе распор€жатьс€ только накоп≠ленными процентами с этой суммы, причем сам взнос никогда не возвращаетс€ вкладчику.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 572 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1463 - | 1440 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.056 с.