Общество — способ бытия человечества, исторически развивающаяся совокупность форм совместной жизнедеятельности людей. Понятие "общество" возникло в XVIII веке и определялось по-разному, в зависимости от характера философских и социологических воззрений разных ученых. При этом, общим для этих воззрений является то, что общество является составной и специфической частью природы (эта проблема изучается студентами в курсе социальной философии).
В обыденной жизни, когда говорят об обществе, имеют в виду совокупность людей. Это так и не так. Общество - это не простая, механическая совокупность людей, а их специфическое объединение в рамках социальной системы; т.е. такое объединение, где происходит постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие людей. Таким образом, социальная система — это определенное целостное образование, основными элементами которого выступают люди и возникающие между ними отношения.
Основное определение:
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА -ЭТО СЛОЖНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ, СТРУКТУРНО-УПОРЯДОЧЕННЫЙ, ВЗАИМНОДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ В СВОИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЯХ СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ, СУЩЕСТВОВА-НИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОТОРОГО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНЫМ ПОСТОЯНСТВОМ, УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ЦЕЛОСТНОСТЬЮ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА.
Если теперь, с учетом вышеприведенного понимания социальной системы, дать определение такому сложнейшему понятию, как общество, то оно будет иметь следующий вид:
Основное определение:
ОБЩЕСТВО - СОВОКУПНОСТЬ ЛЮДЕЙ ОБЪЕДИНЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИМИСЯ ФОРМАМИ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ) В ЦЕЛЯХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ЦЕЛОСТНОСТЬЮ, САМОВОСПРОИЗВОДСТВОМ И САМОДОСТАТОЧНОСТЬЮ, САМОРЕГУЛИРУЕМОСТЬЮ И САМОРАЗВИТИЕМ, ДОСТИЖЕНИЕМ ТАКОГО УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ, КОГДА В НЕМ ПОЯВЛЯЮТСЯ ОСОБЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ.
В социологии различают среди прочих три ключевых основных подхода к трактовке сущности общества:
- системный;
- детерминистский;
- функциональный.
То, что было сказано об обществе выше (т.е. как о совокупности социальных групп, отношений, институтов и т.п.) составляет сущность, так называемого, СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. И именно в соответствии с ним и строится, как правило, в современной социологии (и в рамках данного учебного пособия также) изучение общества.
Кратко о двух других подходах.
ДЕТЕРМИНИСТСКИЙ ПОДХОД к объяснению сущности общества в общих чертах состоит в том, что выявляются причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной (идеологической). При этом каждая из названных сфер сама по себе выступает как подсистема общества, оказывая воздействие на другие. Так, марксизм указывает на зависимость и обусловленность всех подсистем экономической, которая, в конечном счете, определяет развитие социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД (Г. Спенсер, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих изучению, и определении их значения (функции) в обществе. При этом, как правило, возникает аналогия между обществом и человеческим организмом. Так, Г. Спенсер, считая, как и сторонники системного подхода, что общество состоит из ряда частей (экономической, политической и др.), в то же время подчеркивал, что каждая из них может быть понята и изучена лишь в рамках целостности (т.е. общества в целом), где она выполняет определенные функции.
В свою очередь функция какой-либо части общественного организма направлена на удовлетворение определенной общественной потребности. И так далее.
В целом же, подчеркнем, что все три названных подхода, безусловно, взаимосвязаны.