В предшествующих рассуждениях мы смотрели на структуру как на некоторую целостность, атрибут общества (группы, коллектива, общности). Но можно посмотреть на нее и в иной перспективе: со стороны вплетенных в структуру личностей. Структурная перспектива навязывает особый способ видения личности. С возникновения социологии ее сопровождает убеждение, что социологический образ человека имеет специфику и отличен от образа, очерченного психологией и другими науками. Содержащийся имплицитно в разнообразных формулировках — от тезиса, что "человек" - существо социальное", через тезис, что "сущность человека есть совокупность всех общественных отношений", и до тезиса, что "личность и общество это бытия подобные" - образ этот сводится к представлению личности в контексте ее связей с другими в рамках социального целого. Используя современный язык, скажем, что личность характеризуется в этом плане ее местом в социальной структуре. Этот социологический аспект рассмотрения человека, абстрагированный от других, конечно, важных, но правомерно опускаемых социологом аспектов, которые вместе представляют человеческую личность во всей ее полноте (ее плоти и крови), часто определялся как социальная позиция. Через свою особую позицию личность как бы встроена в структурную сеть; благодаря занимаемой ею позиции ее достигает, с ней соприкасается, ее опутывает своеобразная связка структурных отношений.
Если мы воспользуемся предложенной ранее четырехмерной реконструкцией социальной структуры, окажется, что вокруг каждой позиции сосредоточиваются (актуализируются, кристаллизируются) элементы всех четырех измерений. Так, с каждой позицией связан только ей свойственный набор норм и ценностей: некоторый фрагмент нормативной структуры. Социология давно удачно определила его как социальную роль (понимаемую в чисто нормативном смысле). Далее, с каждой позицией связана специфическая совокупность взглядов, убеждений, мыслительных навыков и стереотипов; некоторый фрагмент идеальной структуры. Мы определим это как позиционную ментальностъ (привязываясь к более узкому смыслу, в каком в социологии говорится, например, о специфической ментальности представителей некоторых профессий). Затем, каждую позицию окружает своеобразная связка каналов, путей взаимодействий, открывающих возможности для контактов с другими; некоторый фрагмент интеракционной структуры. Мы предлагаем это обозначить как интерак-ционные опции. Наконец, каждая позиция открывает доступ к своеобразному фонду благ, средств и ценностей, пользующихся общественным признанием; актуализирует вокруг себя некоторый фрагмент общей структуры интересов. Для обозначения этого неравного, иерархически дифференцированного доступа мы предлагаем закрепить за ним термин социальный статус.
В итоге, социальная природа человека, или точнее говоря, социологический аспект человеческой личности - это сложная и взаимосвязанная целостность характерных для нее (а) социальной роли, (б) позиционной ментальности, (в) интеракционных опций и (г) социального статуса. Для социологического объяснения того, что индивид делает, о чем думает и к чему стремится, всегда требуется обращение к позиции, занимаемой им в обществе, к ее локализации в границах социальной структуры, а тем самым -включение в explanans1* четырех структурных коррелятов позиции личности: роли, ментальности, опции и статуса. Вновь подчеркнем: принимая во внимание взаимосвязь всех четырех измерений структуры, следует признать неправомерными любые одномерные объяснения. Нельзя включать в explanans только одно измерение структуры. Корректное объяснение должно принять во внимание факт комплексной, многосторонней интерференции всех этих измерений, которые применительно к конкрет-
1* Объяснение (от латинского explanatio - пояснение) - логический термин - Примеч. переводи. 8
ному действию личности следует рассматривать как совместно детерминирующие. Таким образом, мы в иных словах даем в личностной перспективе ту же директиву многомерного структурного объяснения.