Пора, однако, перейти к более детальной характеристике этого скрытого и столь важного аспекта социальной реальности. Из чего складывается сеть социальных связей, именуемая социальной структурой? Интенцией предложенного здесь обобщенного толкования структуры стало обращение к категории совокупности скрытых детерминирующих факторов, позволяющей выявить ход процессов, наблюдаемых во внешней стороне общественной жизни. И поэтбму мы рассматриваем социальную структуру как сложное целое, которое можно представить в четырех измерениях или планах.
Первое измерение социальное структуры - то, которое было в центре интереса Э. Дюркгейма и представителей классической школы функционалистов. Это нормативное измерение: сеть характерных для общности норм, ценностей и институтов. Внешние, объективированные, принудительные для всех членов общества социальные факты и коллективные представления, указывающие, что должно быть, можно вслед за Дюркгеймом и функционалистами истолковать как реальные, конкретные действия людей. Такая стратегия объяснения снискала себе огромную популярность. Поэтому нормативная структура - наиболее глубоко и всесторонне изученное измерение социальной структуры. Но отнюдь не единственное.
2 В кругу такой узко эмпирической социологии понятие структуры делается совершенно банальным, употребляется как синоним статистического распределения данных наблюдений или как конфигурация статистических корреляций.
Второе измерение структуры — то, которое является особо важным для феноменологов от М. Шелера и до А. Шюца. Это идеальное измерение: связанная с данным коллективом и распространенная в нем совокупность идей, убеждений, взглядов, образов. В отличие от норм и ценностей, они не обладают принудительной силой, но являются категорическими, устанавливающими. Убеждения и взгляды, независимо от того, истинны они или ложны, создают специфический для данного общества мыслительный горизонт, влияющий на совершаемые людьми действия. Особое значение имеют здесь убеждения, касающиеся своего общества и собственного места в нем, иными словами, социальное самосознание3. Идеальной структуре принадлежит существенная, но опять же не исключительная роль в формировании хода общественной жизни.
Третье измерение социальной структуры подверг внимательному анализу Г. Зим-мель, а в современной социологии - авторы из круга сторонников так называемой теории обмена или социального бихевиоризма. Здесь речь идет об интеракционном (или, если это для кого-то предпочтительнее — организационном) измерении: связанных с данной общностью и типичных для нее взаимно сориентированных действиях. Форма, "геометрия" интеракционных каналов или связей, объективированная, внешняя относительно отдельных личностей, существенно влияет на шансы появления конкретных интеракций между ними. Интеракционная структура во многом определяет, следовательно, то, с кем и относительно кого члены общества предпримут действия.
Четвертое и последнее измерение структуры оказалось в центре исследований К. Маркса и М. Вебера, а затем — плеяды исследователей классов, социального расслоения и власти. Я имею в виду измерение, касающееся различных и связанных интересов (или — для кого что предпочтительнее - жизненных возможностей), а, следовательно, распределения доступа к общественным благам: к богатству, власти, престижу, знаниям и т.п. Специфическое и для многих исследователей особенно поразительное свойство такого измерения структуры состоит в том, что логически неизбежно оно порождает иерархические неравенства между людьми, из-за чего возникают социальные конфликты. Значение явлений неравенства и конфликтности в общественной жизни проявилось в том, что для многих социологов (особенно тех, которые сознательно связывали себя с марксистской или веберовской традициями) изучение структуры общества стало отождествляться с изучением социального неравенства. Однако такое ограничение, на наш взгляд, блокирует возможности познания того, каким образом интерференция со стороны других измерений структуры существенно модифицирует исторические формы неравенства и их социальные последствия4.
Специально подчеркнем: эти разграничения имеют аналитический характер; четыре выделенных измерения социальной структуры - нормативное, идеальное, интеракцион-ное и измерение интересов - не являются обособленными и независимыми. Напротив, они тесно взаимосвязаны, скреплены своеобразной "структурой структур", другими словами "метаструктурой", или структурой второго порядка. Каждое отдельно взятое измерение структуры существенным образом влияет на любое другое и одновременно
3 Эта проблема стала сегодня популярной темой исследований и теоретических решений, проходящих под
знаком рефлексивности. Особенно любопытная иллюстрация его - феномен так называемых самореали
зующихся и саморазрушающихся прогнозов [10, р. 462-476].
4 Тогда нет возможности объяснить такие, например, явления, как: (а) явное расхождение групповых
интересов не приводит к конфликту или социальным изменениям, поскольку находит обоснование (легити
мацию, рационализацию) в распространенных нормах и ценностях (казус религиозного санкционирования
неравенства в феодальном средневековье); (б) фактическое, объективное расхождение групповых интересов
не ведет к конфликту или к социальным изменениям, потому что оно эффективно замаскировано или
мистифицировано распространенными убеждениями (обратите внимание на анализ Марксом "ложного созна
ния" и на исследования Парето об "идеологических деривациях"); (в) фактическое, объективное расхождение
групповых интересов не приводит к конфликту или социальным изменениям ввиду недостатка возможности
со стороны обездоленных организовываться и поддерживать связь (метафора Маркса о "мешке картошки" в
отношении крестьянства в буржуазном обществе).
находится под влиянием всех остальных. Некоторые из этих межструктурных связей уже давно были замечены и изучались социологами. Другие пока предстают в нашей четырехмерной модели как аналитическая возможность, указывая на неосвоенные до сих пор направления исследований.
Итак, мы можем спросить: (а) В какой мере идеальные структуры оказываются под влиянием структур интересов? Это большая и широко исследуемая проблема так называемой "социологии знания", (б) В какой мере структуры интересов находятся под влиянием структур идеальных? Это проблема идеологических мистификаций, ложного сознания, "деривации", столь близкая Марксу и Парето. (в) В какой мере нормативные структуры находятся под влиянием структур интересов? Это проблема "классового" происхождения права и морали, детерминации "надстройки" "базисом" или шире - реальных и "материальных" корней всяческих зависимостей, предписаний, запретов, (г) В какой мере структуры интересов находятся под влиянием нормативных структур? Это проблема легитимизации; аксиологического обоснования неравенства, эксплуатации, господства, (д) В какой мере интеракционные структуры находятся под влиянием идеальных структур? Это, например, проблема стереотипов и предрассудков, затрудняющих либо облегчающих контакты с другими группами, этническими общностями, народами, расами, (е) В какой мере идеальные структуры находятся под влиянием интеракционных структур? Здесь возникает относительно менее выясненный вопрос о том, каким путем межличностные или межгрупповые контакты ("взаимопонимание"), либо наоборот - взаимная изоляция личностей, либо групп, могут формировать взгляды, стереотипы, предрассудки на тему "чужих", "аутсайдеров", "внешних групп", (ж) В какой мере структуры интересов находятся под влиянием интеракционных структур? Речь здесь идет о том, способствуют ли взаимные, интенсивные, близкие контакты унификации интересов, а взаимная изоляция - их дифференциации, (з) В какой мере интеракционные структуры находятся под влиянием структур интересов? Речь идет об области действий инструментальных, манипуляторских, где интеракция подчинена и мотивирована партикулярными интересами сторон, (и) В какой мере интеракционные структуры находятся под влиянием нормативных структур? Речь идет об области действий, являющихся самоцелью, подчиненных ценностям и нормам, указывающим на желательных партнеров и желательное содержание интеракции и мотивированных ими. (к) В какой мере нормативные структуры находятся под влиянием структур интеракционных? Способствуют ли, например, либерализму и терпимости развитые сети интенсивных контактов между людьми в данной общности, а социальная изоляция и атомизация личностей — нормативному догматизму и строгому режиму? Здесь мы коснулись проблемы, полностью обойденной в прежних исследованиях и, наряду со всеми другими, заслуживающей, пожалуй, того, чтобы над ней думать.
Следует заметить, что все указанные направления исследований имеют "внутренний" характер, касаются внутренних отношений и отдельных измерений в рамках целостной социальной структуры. Но полный и окончательный смысл теоретического постулирования категории структуры раскрывается только в ее "внешних" применениях, при объяснении действительных явлений общественной жизни. Предлагаемое определение структуры как многомерной с наличием связей между измерениями (одним словом - как сложной целостности) заставляет трактовать как неправомочное каждое объяснение, обращенное только к единичному измерению. Итак, порочным будет объяснение, при котором конкретные предпринятые людьми действия будут истолкованы только как: (а) соблюдение норм и ценностей (нормативистский перекос), либо только как (б) воплощение в жизнь убеждений (идеалистический перекос), либо только как
(в) использование интеракционных опций (бихевиористский перекос), либо только как
(г) реализация типичных интересов (материалистический перекос). Адекватное объ
яснение требует учета всех измерений не отдельно, не "по очереди", но синтетически,
в их одновременной, многосторонней интерференции. Мы назовем это требование
директивой многомерного структурного выяснения.