Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аздел II. јппарат риторики




“ема 4. »нвенци€

–азработка теории доказательств. —истема доказательств в риторике. »х деление на естественные (документы, показани€ свидетелей, в наши дни Ц экспертные оценки, ссылки на цифры, факты и пр.) и искусственные (аргументы к логосу (логические доказательства); пафосу (доводы к чувствам слушателей, св€занные с обещани€ми или угрозами) и этосу (апелл€ци€ к этическим нормам, св€занна€ с заведомым прин€тием или заведомым отторжением какого-то поведени€)).

1. ≈стественные доказательства.

¬ажность характеристики источника доказательств. јнонимность источника Ц распространенный способ манипулировани€. Ѕезупречность естественных доказательств в фактическом плане и у€звимость в психологическом.

 

 

2. »скусственные доказательства.

Ћогические доказательства

ѕостроение доказательств на основе: дедукции Ц переходе от общих рассуждений к частным, либо индукции Ц переходе от частных рассуждений к общим.

ќсобое положение рассуждени€ с дефиницией, когда св€зь между частным и общим подвергаетс€ пересмотру. Ћогические уловки Ц неверные рассуждени€, которым придана логическа€ форма (рассуждени€ со скрытым изъ€ном).

ƒоводы к пафосу

”грозы и обещани€. Ќеобходимость тщательного отбора говор€щим узнаваемых ситуаций (фреймов) с целью активизации эмоциональной пам€ти слушателей. Ќеобходимость строгого соответстви€ €зыкового выражени€ аргументов пафосу речи говор€щего.

ƒоводы к этосу

ƒоводы к сопереживанию и доводы к отвержению, их опора на общие дл€ данного этоса (этноса, социальной группы) нравственные представлени€.

ƒоводы к сопереживанию Ц коллективное признание определенных позиций.

ƒоводы к отвержению Ц их коллективное отторжение, непри€тие (ведение доказательства от противного).

—сылка на авторитеты (или доводы к доверию и доводы к недоверию) Ц усиление логических, этических и эмоциональных доказательств.

ќбщие места

ƒва понимани€ этого термина:

- некие очевидные истины, штампы, на которые ссылаетс€ оратор либо €вно, либо опира€сь на них как на распространенные представлени€ (близко к этическим доводам);

- поиски доводов через тематическое членение действительности. ѕредложенное јристотелем деление на четыре темы, предполагающие развитие:

- то, что произошло и чего не было;

- то, что будет и чего не будет;

- то, что может или не может (должно или не должно) произойти;

- мера существующих вещей.

 

“ема 5. ƒиспозици€

ƒиспозици€ как теори€ риторической композиции устных и письменных текстов. –азвитие современной риторикой классических положений: рассмотрение композиции не с точки зрени€ выделени€ неких речевых блоков (вступление, опровержение аргументов противника и пр.), а под углом умени€ выделить главное и тем облегчить воспри€тие речи.

“ри подхода к композиции речи

ƒостижение современной риторики Ц теори€ выдвижени€ (умение правильно структурировать речь, делать ее Ђвыпуклойї, выдел€€ в ней главное). “еори€ расположени€ доводов Ц учение о том, когда следует отступать, когда Ц наступать, когда Ц маневрировать. “еори€ частей ораторской речи (разработана в античности) Ц выделение неизменных частей любой речи (вступление, заключение и пр.).

ѕринцип выдвижени€

ќтмеченные позиции. Ќеравномерность распределени€ информации в тексте и принцип выдвижени€. «аголовок. Ќачало. ‘инал. —хемы выдвижени€: конвергенци€, градаци€, обманутое ожидание.

 омпозици€ с точки зрени€ расположени€ доводов

ƒоверие аудитории к личности оратора. “ри композиционные схемы: амплифицирующа€ (от лат. amplification Ц расширение); шокова€; стратеги€ маневра.

 омпозици€ с точки зрени€ частей ораторской речи

¬осемь классических частей ораторской речи (римска€ риторика:  винтилиан), их значение:

- обращение (зачин) Ц начальна€ часть речи, привлекающа€ внимание слушателей;

- именование темы (вступление) Ц введение аудитории в предмет речи;

- повествование Ц описание истории вопроса, развернута€ во времени прелюди€ к теме;

- описание Ц синхронный срез ситуации, положение дел на насто€щий момент;

- доказательство Ц сосредоточение логических аргументов;

- опровержение Ц разбор и отведение реальных или возможных аргументов противника;

- воззвание Ц обращение к чувствам, в котором сосредоточены доводы Ђк человекуї;

- заключение Ц содержит резюме речи.

 

“ема 6.Ёлокуци€

«начительна€ степень разработанности элокуции как части риторического учени€. ‘игуры и тропы (особые словесные приемы, усиливающие изобразительность и выразительность речи и делающие ее убедительной за счет речевой формы) Ц предмет элокуции.

ѕринцип усилени€ выразительности и изобразительности

¬ыразительность как коммуникативное качество речи. ¬ыразительность Ц способность речи привлекать к себе внимание, а также удерживать его. —в€зь выразительности с выдвижением. »зобразительность речи Ц ее нагл€дность. —редства усилени€ изобразительности (специальные: сравнени€, фигуры и тропы речи, неспециальные Ц атрибутизаци€ Ц развертывание предложени€, распространение его прилагательными и наречи€ми, гипонимизаци€ Ц использование слов более частного значени€).

‘игуры речи Ц необычные, нестандартные обороты речи, придающие речи особую выразительность и изобразительность.

‘игуры прибавлени€

Ќеупор€доченный повтор. Ћексический повтор, многосоюзие, морфемный повтор, синтаксический параллелизм, период. ќбщее свойство фигур прибавлени€ Ц демонстраци€ неизменности, посто€нства овладевшего говор€щим чувства. ”пор€доченный повтор: анафора, эпифора, стык, кольцо и др. —войство фигур прибавлени€ Ц регулирование пафосности и торжественности выступлени€, что диктует требование осторожности в их использовании.

‘игуры убавлени€

Ёллипсис, бессоюзие, умолчание и др. ќбщее свойство фигур убавлени€ Ц существование единиц плана содержани€ без соответствующих единиц плана выражени€ (речь обращает на себ€ внимание отсутствием, пропуском каких-либо элементов).

‘игуры размещени€

»нверсии. –азрывы и вставки (парцелл€ци€, парентеза). ќсобенность фигур размещени€ Ц размещение €зыковых элементов необычным образом.

“ропы речи Ц слова или обороты, употребленные в переносном смысле.

“ропы сходства

ћетафора и ее виды (сравнение). –азвертывание метафоры (уподобление сразу по нескольким признакам). ѕодхватывание метафоры.

“ропы смежности, контраста и тождества

ћетоними€, синекдоха; антифразис, гипербола, перифразис, литота, антономази€.

√рамматические тропы

ѕон€тие грамматического тропа. ѕереносное употребление форм множественного числа. ѕереносное употребление форм времени и наклонени€. ќтклонение в формах рода. –иторический вопрос. ќтличие риторического вопроса от гипофоры (вопроса к самому себе).

‘игуры мысли

ѕон€тие фигуры мысли. јмплификации Ц риторические средства, св€занные со смысловыми приращени€ми. ƒва рода амплификаций: фигуры, основанные на избыточном выражении (плеоназм и его разновидности), и фигуры, основанные на контрасте (антитеза и ее виды; коррекци€ и градаци€).

«вукова€ сторона речи

—пособность звуковых фигур усиливать €сность речи. јллитераци€, ассонанс, звукоподражание, словесна€ инструментовка.  аламбур. Ўутка в ораторской речи.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1220 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1338 - | 1187 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.