Виды: проповедь; речь на соборе.
Итак, как мы видим, род в ораторском искусстве - это более или менее установившийся раздел в красноречии. Он в какой-то мере характеризуется общностью предмета. его оценки и особенностью их ближайших целей. Что же касается вида, то его можно было бы определить и как жанр ораторского искусства. Виды отличаются по еще более конкретным признакам публичной речи. Каковы же особенности видов ораторского искусства в пределах каждого рода?
Рассмотрим социально-политическое красноречие.
Доклад - публичное выступление на экономические, социально-политические, культурно-просветительские, этические, нравственные темы. В таком выступлении ставятся и решаются назревшие задачи в той или иной области жизни (и нередко преследуются практические цели и задачи). Поэтому доклад содержит рекомендации, подсказывает решение задач. А иногда становится и руководством к действию. Особенность такого доклада еще и в том, что он сам может стать предметом обсуждения, подвергаться критике, дополняться новыми положениями, соображениями и предположениями.
Отчетный доклад - речь, в которой официальное лицо отчитывается перед собравшимися о проделанной работе. В этом же докладе анализируются и оцениваются результаты этой работы. Отчетный доклад - не индивидуальное, а коллективное творчество, представляемое в виде читаемого текста. В таком докладе, как правило, не бывает экспромтов или импровизаций. Они вполне правомерны и необходимы в других видах красноречия. Отчетный доклад отличается продуманностью и строгой аргументацией всех его разделов и положений, предельной деловитостью, ясностью выводов и обоснованностью рекомендаций.
Политическая речь произносится на конференции, совещании, съезде. Она посвящена актуальным вопросам времени. Такая речь, как правило, произносится руководящим деятелем, поэтому является программной. Такие речи всегда отражают влияние времени и намечают перспективы развития. Они насыщены богатым фактическим материалом, убедительны по своей аргументации.
Дипломатическая речь - сугубо официальное выступление лица, представляющего то или иное государство. Слово дипломата всегда было орудием политики. Выдающимся советским дипломатом был Г. В. Чичерин. Его речь на Генуэзской конференции в 1922 году поразила всех (хорошо аргументирована, прочитана на иностранном языке). Дипломатическая речь звучит в ООН и на различных официальных конференциях и совещаниях.
Военно-патриотическая речь обычно произносится командиром перед решающим сражением. По своей форме, жанровым особенностям эти речи не отличаются существенно от социально - политического красноречия. Предельно краткая речь, носит призывный патриотический характер, сурова по сути и всегда одухотворена идеей героизма. Она требует совершения личного подвига, проявления массового мужества. Одна из особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению и тем более критике. Пафосная по характеру, мужественная по призывному интонационному строю, лаконичная по форме, четкая и ясная в установках. Военно-патриотическая речь - это не только призыв к подвигу или геройству, но и приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет слушателей, если произносится человеком, известным своей смелостью, отвагой и пользующимся популярностью.
Речь митинговая носит остро политический характер и посвящена всегда очень злободневной и общественно-значимой теме. Митинг посвящается выдающемуся текущему событию внутреннего, внешнеполитического или международного характера. Или же какому-либо особому случаю (факту), требующему быстрой мобилизации людей на конкретное свершение. Митинговая речь может продолжаться и более часа и 10-12 минут. Но во всех случаях она отличается яркой эмоциональностью, предельной четкостью интонаций и высоким пафосом. Такая речь призывна и всегда предназначена для коллективного выражения общих, единых по характеру чувств и стремлений.
Агитационная речь носит разъяснительный характер. Опытный агитатор никогда не забывает о необходимости психологического воздействия на своих слушателей. В связи с этим он с особым усердием прибегает к ярким сравнениям, запоминающимся образам или метафорам, к ассоциациям. Предельно сжатая во времени и часто ограниченная каким-либо одним вопросом, агитаторская речь нередко носит мобилизационный характер. Она всегда нацелена на нечто предельно конкретное, важное и предваряет значительное свершение.
Академическое красноречие
Вузовская лекция - это глубоко аргументированное выступление, отличающееся высокой логической культурой, строгим стилем речи, к тому же имеющее специфическую терминологию.
По жанрам лекции бывают разные: строго-образовательные и просветительские, теоретические, установочные, пропагандистские или популяризаторские, обзорные и др. Но любая лекция, отвечающая требованиям строгой научности, не должна быть «сухой», рассчитанной лишь на разум и игнорирующей чувственную сторону процесса познания. (Идея Гоголя Н. В. о «художественной природе университетского образования").
Научный доклад, или доклад, читаемый на научной конференции (на симпозиуме, семинаре, международном конгрессе). Он сходен с лекцией. Но в отличие от нее, доклад, особенно в области естественных наук, бывает обобщением проведенных экспериментов по конкретным исследованиям, поискам. Он бывает посвящен отдельному вопросу и, за редким исключением, должен являться научным открытием или отражать принципиально новый подход к известным явлениям. Такая речь, как и лекция, также отличается строгой аргументированностью и доказанностью. В отличие от лекций, научный доклад становится предметом обсуждения и даже острых дискуссий.
Научное сообщение отличается от научного доклада предварительной или итоговой информационностью. Оно ограничено во времени изложения. Однако научное сообщение всегда предметно и предельно конкретно по своей сути.
Судебное красноречие
Как прокурорская, так и адвокатска я речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях - необходимые условия успеха таких публичных выступлений. Вместе с тем в них существенен психологический момент, обязательна как можно более полная и верная характеристика личности подсудимого, а тем более, мотивов преступления. В суде всегда речи прокурора и адвоката противостоят друг другу, носят состязательный характер. Чье слово окажется сильнее? Кто из них будет более убедителен и соответственно сможет повлиять на приговор суда?
Однако прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи вместе с тем отличаются друг от друга. Как писал Анатолий Федорович Кони, прокурору всегда легче. Он - обвинитель, выступающий от имени государства. Структура прокурорской речи чаще всего состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных фактов, (формулировок, определения и разбора), из характеристики подсудимого, его деяний, в том числе и заслуг перед обществом, если они есть, морального облика привлеченного к суду. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере наказания или об оправдании, если для этого имеются основания.
Обращаясь к виду защитительной речи, следует сказать, что адвокату всегда труднее выступать, защита обвиняемого при всех случаях - дело не такое уж легкое. Адвокат акцентирует внимание на былых заслугах подсудимого, смягчающих его вину перед обществом. Адвокатская речь в суде наполнена чувством гуманности и снисхождения. Защитник обязан искать и находить в биографии и деле обвиняемого факты, дающие ему основание просить о снисхождении при вынесении неизбежного приговора. Но сама такая просьба должна серьезно аргументироваться.
Самозащитительная речь, или допускаемая законом речь подсудимого. Она по своей сути примыкает к речи адвокатской, хотя и ведется в иной форме и в более трудных условиях. Этот вид речи используется на политических процессах. Как вы сами понимаете, уголовнику, виновному в ограблении, изнасиловании, убийстве и других тяжких преступлениях, фактически ничего не остается, как умолять суд о снисхождении. Иное дело - речь на политическом процессе, когда судьи и обвиняемый представляют совершенно враждебные друг другу классовые лагеря. Известная речь Г. Димитрова на Лейпцигском процессе 16 октября 1933 г. Подобные речи подсудимых всегда воспринимались как пламенные выступления в защиту правды, социальной справедливости, исторического прогресса. Этим определяется пафос и эмоциональный накал таких речей.