Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќраторское искусство в ƒревнем мире




 

ќраторское искусство знали еще в древнем ≈гипте, јссирии, ¬авилоне, »ндии,  итае. ќднако насто€ща€ его истори€ начинаетс€ в античной √реции, где ораторское искусство было порождено насущными общественными потребност€ми, стало действительно орудием социального прогресса и развити€ рабовладельческой демократии.

ѕервые упоминани€ об ораторском искусстве и его представител€х встречаютс€ в Ђ»лиадеї и Ђќдиссееї, величественных творени€х √омера, созданных еще в 9-8 вв. до н. э. ќднако Ђзолотой векї греческого красноречи€ наступил во второй половине 5 века до н. э. после окончани€ греко-персидской войны, когда ораторское искусство превращаетс€ в существенный фактор общественной жизни јфин и орудие политической борьбы. ќт ее участников, желавших вли€ть на ход государственных дел, требовалось умение публично отсто€ть свою точку зрени€, убедить и повести за собой народ. ”читьс€ ораторскому искусству, владеть им стало необходимостью дл€ многих греческих граждан. »менно в этот период и возникает теори€ красноречи€ - риторика.

ѕо€вилась и професси€ ритора - учител€ красноречи€. ѕервыми учител€ми красноречи€ были софисты - странствующие Ђучител€ мудростиї. ¬ основу представлени€ о сущности красноречи€ они положили учение об относительной истине. ѕо мнению софистов объективной истины не существует, есть лишь субъективное суждение о ней. ѕоэтому нельз€ считать, что одно мнение истинно, а другое - нет.

ѕротив учени€ об относительной истине выступили —ократ (469-399 гг. до н. э.) и особенно его ученик ѕлатон (427-347 гг. до н. э.), который риторике софистов противопоставил доступное только философу знание. —ократ был первым, кто познал Ђчеловеческую ценностьї общени€ между людьми, превратив беседу в подлинное искусство. ¬ Ђсократическихї беседах —ократа вместо учител€ и учеников есть беседующие, дл€ которых нет ничего важнее, чем пробитьс€ к истине. ѕризнаетс€ лишь один судь€ - старшинство мысли.

¬еличайшим политическим оратором ƒревней √реции был ƒемосфен. (384-311 гг. до н. э.).  ак свидетельствуют современники, первую речь ƒемосфена публика встретила градом насмешек: картавость и слабый от природы голос не нравились темпераментным афин€нам. Ќо в этом хилом с виду юноше жил поистине могучий дух. Ќеустанным трудом, непрерывной тренировкой он одержал победу над собой. ƒревний писатель ѕлутарх вспоминает: ЂЌе€сный, шепел€вый выговор он одолевал, вкладыва€ в рот камешки и так читал на пам€ть отрывки из поэтов, голос укрепл€л бегом, разговором на крутых, подъемах...ї. „тобы избавитьс€ от непроизвольного подергивани€ плеч, он вешал над собой острое копье, которое причин€ло ему боль при любом неосторожном движении. Ќастойчивость и энерги€ победили. ƒемосфен одолел физические недостатки, довел ораторскую технику до совершенства, стал величайшим политическим оратором.

—воим примером он подтвердил важнейший принцип: оратором может стать практически каждый, если не пожалеет при этом времени и труда. ѕричем, конечно, совсем необ€зательно пользоватьс€ Ђметодикойї ƒемосфена хот€ последователей его чрезвычайных методов мы встречаем и в более поздние времена. “ак, в начале нашего века на берегу шумной кавказской речки –ион произносил речи, набрав камней в рот, 12-летний подростка. ≈го звали ¬. ћа€ковский.

ќратор и крупный политический де€тель ƒемосфен в своих речах призывал афин€н к энергичной политике, разоблача€ безде€тельность и продажность афинских правителей, и пыталс€ сплотить государства - карлики дл€ совместной борьбы с врагом. ≈го пламенна€ речь была результатом большого труда, а ораторские приемы строились на глубоком знание психологии слушателей. ƒемосфен гармонически сочетал совершенство ораторского мастерства со страстью борца, убежденного в правоте своего дела. ЂЌе слово и не звук голоса составл€ют славу оратора, а направление его политикиї, - утверждал он.

»тог древнегреческого периода в развитии ораторского мастерства подвел в своих работах величайший мыслитель древности јристотель (384-322 гг. до н. э.). ¬ажнейший его труд по теории красноречи€ - Ђ–иторикаї, написанный около 330 г. до н. э., представл€ет первую подлинную научную разработку ораторского искусства. (јнтичные риторики. ћ., »зд-во ћ√”). ≈сли до јристотел€ все теоретики красноречи€ ограничивались почти исключительно перечнем приемов, то он впервые дал научное обоснование ораторскому искусству, как особому виду человеческой де€тельности, определив риторику, как Ђспособность находить возможные способы убеждени€ относительно каждого данного предметаї.Ќа прот€жении многих столетий теоретики красноречи€ придерживались взгл€дов и принципов јристотел€, лишь развива€ и перерабатыва€ в той или иной степени.

— установлением македонского владычества вместе с гибелью политической свободы в √реции началс€ упадок и ораторского искусства. ƒл€ него в новом обществе уже не было места как дл€ средства политической борьбы. —охранило свое значение лишь парадное красноречие. ќднако ораторское искусство не погибло с падением √реции. ≈му было суждено возродитьс€ и пережить второй Ђзолотой векї в –имской рабовладельческой республике примерно со второго века до н. э., благодар€ греческим эмигрантам, которые познакомили римл€н с историей красноречи€ своей страны.

ѕеренесение ораторского искусства на новую ночву не было чисто механическим. «десь оно было качественно преобразовано, творчески развито, приведено в соответствие с национальными особенност€ми и требовани€ми исторического момента. —пецифика жизни и государственного стро€ –имской республики выдвинули на первый план судебно-политическое красноречие. »менно в нем римские ораторы достигали наибольших успехов.

√ай √ракх, политический де€тель, был первым в ƒревнем –име, кто в буквальном смысле повернулс€ лицом к народу: до него ораторы выступали, обраща€сь к сенату, судь€м, их речи не были предназначены дл€ людей на площади. ¬став лицом к народу, √ай √ракх показал, что ищет у него поддержки, правосуди€, признает его силу, считает его мнение решающим. ћногие римские ораторы стали обращатьс€ к своим слушател€м, изучать их психологию, интересы, вкусы. ќтныне ораторское искусство означало уже не только что и как сказать, но и кому, какой аудитории.

¬ыдающейс€ личностью республиканского –има был видный государственный и политический де€тель, философ и литератор ћарк “уллий ÷ицерон (105-43 гг. до н. э.), вошедший в историю мировой культуры как блест€щий оратор. Ѕудучи крупным теоретиком ораторского искусства, он считал, что красноречие обладает исключительной силой воздействи€, совершено необходимое в деле управлени€ государством и, следовательно, им должен владеть каждый, вступающий на поприще общественной де€тельности.

¬ знаменитых трактатах по ораторскому искусству (Ђќб оратореї, ЂЅрутї, Ђќраторї (ћ., Ќаука, 1972) ÷ицерон рисует образ Ђидеального оратораї - убежденного в правоте своего дела и всесторонне образованного политического де€тел€. ¬ ораторском искусстве ÷ицерон особенно выдел€л глубину содержани€, что не означало, однако, отрицани€ или принижени€ роли формы изложени€. Ђћудрость в содержании, - писал он, - без красноречи€ мало приносит пользы государству, а красноречие без мудрого содержани€ большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользыї.

ѕеред оратором им ставились три основные задачи: доказать свое положение, т. е. продемонстрировать истинность приводимых фактом и аргументов; доставить эстетическое удовольствие; воздействовать на волю и поведение, побудить людей к активной де€тельности.

÷ицерон: Ђя неоднократно присматривалс€ к люд€м необыкновенным и одаренным необыкновенными способност€ми, и это навело мен€ на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей. ¬ самом деле, в какую сторону ни обратишь свое внимание и мысли, увидишь множество людей отличившихс€ в любой отрасли знаний не мелких а, можно сказать, наиважнейших... » это объ€сн€етс€ тем, что красноречие есть нечто такое, что даетс€ труднее, чем это кажетс€, и рождаетс€ из очень многих знаний и старанийї.

јнтичность оценила заслуги ÷ицерона: еще при жизни его называли отцом латинского красноречи€ и литературы. ќгромный интерес к риторике ÷ицерона про€вила эпоха ¬озрождени€. ¬елика€ французска€ буржуазна€ революци€ 18 века воскресила ÷ицерона как политического оратора. ¬ысоко его ценил великий ученый ћ. ¬. Ћомоносов. ќпределенное вли€ние оказал ÷ицерон и на русских декабристов, которые увидели в нем борца за республиканские свободы.

¬ период, когда римское общество переживало процесс экономического и духовного упадка, жил и творил другой величайший оратор - ћарк ‘абий  винтилиан (30-96 гг. до н. э.).  ак некогда в ƒревней √реции, ораторское искусство и здесь стало быстро тер€ть значение оруди€ социальной борьбы, все более замыка€сь в себе и превраща€сь в камерное, декламационное искусство дл€ избранных.  винтилиан был одним из тех, кто пыталс€ противосто€ть этому. ќн выступил с лозунгом возврата к классическому красноречию ÷ицерона, возглавил борьбу против сторонников нового, Ђтеатрализованногої стил€. Ђ–иторические наставлени€ї  винтилиана - капитальный труд из 12 книг - насто€ща€ энциклопеди€ риторики, итог достижений ораторского искусства классического периода. Ќо  винтилиану не удалось воскресить Ђбольшое красноречиеї. ќно исчезло с –имской республикой. » с падением –има заканчиваетс€ древний, классический период в развитии ораторского искусства.

Ќо вот на смену рабовладельческому обществу пришел феодализм, с провозглашением им незыблемости существующего пор€дка, божественной предопределенностью феодального неравенства.

“радиции ƒемосфена, јристотел€, ÷ицерона,  винтилиана, видевших в ораторском искусстве средство убеждени€ и политической борьбы, оказались несовместимыми с христианскими догматами смирени€ и беспрекословной веры. —редневековому оратору, церковному проповеднику не приходилось составл€ть собственные речи. ≈го задача сводилась к пересказу догматов веры и толкованию библейских легенд. ÷ентром ораторской де€тельности становитс€ проповедь. ¬ церковной проповеди на первое место выступают формы, внешн€€ красивость и напыщенность, усиленно подкрепл€емые музыкальными, световыми и другими эффектами. √лавным принципом церковного проповедовани€ станов€тс€ не убеждение, а внушение.

Ќельз€, однако, недооценивать огромной роли церковной проповеди в средние века. ÷ерковь и, в частности, духовное красноречие были в конечном итоге основными и наиболее действенными способами воздействи€ на людей. Ќаиболее полно каноны средневековой риторики использовал в своих проповед€х крупный идеолог феодализма, знаменитый проповедник, доминиканский монах ‘ома јквинский (13 век), учение которого и поныне €вл€етс€ официальной философией ¬атикана.

«арождение и развитие в недрах феодального общества капиталистических отношений подтачивало и разрушало экономические устои, а также всю основанную на них систему идеологических и культурных взгл€дов средневековь€.

¬ многочисленных антифеодальных выступлени€х, бунтах и кресть€нских войнах позднего средневековь€ красноречие становитс€ средством объединени€ антифеодальных сил. Ёто врем€ выдвигает таких народных трибунов, как √ильом  аль - один из народных вождей ∆акерии во ‘ранции, ƒжон Ѕол и ”от “айлер - руководители кресть€нских восстаний в јнглии, ян √ус и ян ∆ижка - в „ехии. Ѕлест€щим оратором, умевшим воздействовать на умы и чувства слушателей, был и отважный вождь кресть€нских масс в √ермании “омас ћюнцер.

»таль€нские гуманисты эпохи ¬озрождени€ обращаютс€ к забытой и искаженной в средние века античной культуре. —ветское красноречие XIV и XV веков в »талии и других странах находитс€ под сильным, иногда чрезмерными вли€нием античной риторики, речи загромождены цитатами из ÷ицерона и  винтилиана, избытком стилистических украшений и ложным пафосом. ¬ то же врем€ сильное воздействие на развитие ораторского искусства оказывают идеи титанов ¬озрождени€:  ампанеллы и “омаса ћора, ѕетрарки и ƒанте, –абле и Ўекспира, —ервантеса и Ћопе де ¬ега.

¬о всех странах ≈вропы ораторское искусство становитс€ неотъемлемым элементом культуры нового времени, несомненным шагом вперед по сравнению со схоластической риторикой средневековь€, выража€ классовые интересы поднимающейс€ буржуазии.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1162 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1261 - | 1099 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.