Лекции.Орг
 

Категории:


Архитектурное бюро: Доминантами формообразования служат здесь в равной мере как контекст...


Универсальный восьмиосный полувагона: Передний упор отлит в одно целое с ударной розеткой. Концевая балка 2 сварная, коробчатого сечения. Она состоит из...


Электрогитара Fender: Эти статьи описывают создание цельнокорпусной, частично-полой и полой электрогитар...

Риторика с точки зрения античности и совр мира



Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времен и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

  • Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах:
    • в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая часть культуры мышления - мышления философского, политического, художественного;
    • в средние века риторика стала использоваться как внешнее украшение содержания речи, нередко понималась крайне формально;
    • в ХХ в. само слово "риторика" стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней речи.

1. Ораторское искусство и наука о нем зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.
Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Софисты (учителя философии и риторики) постоянно подчеркивали силу слова. Горгий в речи "Похвала Елене" утверждал: "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить".
В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами - в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты - представители школы философов-просветителей - обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей.
Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора - не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории.
Иного мнения придерживался Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия убеждать публику в чем угодно.
2. Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. Владение словом поэтому было необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространенным явлением.
3. В новых духовных условиях Средневековья риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты. Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются в разъяснении и иллюстрировании заранее известных положений. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.
4. Новое время, начавшееся западноевропейским Возрождением, ознаменовалось бурным ростом культуры во всех областях. Красноречие вновь приобретает более широкое распространение и получает социально-политическую направленность. Характерное для новой эпохи понимание задач риторики отражено в словах физика и философа Блеза Паскаля (1623-1662): "Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть".
5. В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике. Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.
6. Риторики в России. В России первой книгой по риторике был перевод начала XVII века, сделанный предположительно митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник, видоизмененный при переводе, дошел до нас в 34 списках. В этой книге дается представление о риторике, ее частях, видах речей и украшении речи.
В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И. Усачев.
Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале XVIII в. на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.
Значительный вклад в развитие риторики в России внес М.В. Ломоносов (1711-1765), написав "Краткое руководство к красноречию" (1748).

  • Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:
    • "О изобретении",
    • "О украшении",
    • "О расположении".

Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

  • Он выделяет:
    • собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще;
    • ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе;
    • поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.

В XIX в. расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-х гг. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-й половине XIX в. развивается академическое красноречие.
В начале XX в. активизация политической жизни вызывает развитие политической ораторской речи.
Теоретический интерес к риторике достиг вершины в 20-е гг. XX в. В 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся ученые и общественные деятели: В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт, Б.М. Эйхенбаум, Л.П. Якубинский. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Работа института осуществлялась в трех отделах: научном, учебном и просветительском. Читались лекции по теории красноречия, эстетике и этике общежития, психологии речи и мышления, публиковались сборники научных трудов. К началу 30-х гг. институт прекратил свое существование.
В условиях тоталитарного строя ораторское искусство стало лишним, ненужным. Вопросы общественной жизни решались не силой логических доводов, а силой государственного принуждения. В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина. Само слово "риторика" в текстах официальной пропаганды стало синонимом демагогии, пустой и ложной речи. Содержание речи резко противопоставлялось ее форме. Забота о форме речи нередко объявлялась излишней, уводящей от сути дела. В красивой речи подозревалось сокрытие враждебного содержания. Серьезные логические аргументы в случае их расхождения с советской идеологией рассматривались как хитрые уловки софистов. В таких условиях в споре побеждал не тот, кто говорил убедительнее, и даже не тот, кто излагал точку зрения, более точно соответствующую идеологическим догмам, а тот, кто получал поддержку вышестоящего руководства. Ясно, что при таком положении ораторское мастерство не могло иметь какого-либо значения, и риторика не имела общественного признания.
Демократизация общественной жизни в конце 1980-х - начале 1990-х гг. изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике. Сейчас риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ. В университетах риторику изучают филологи, журналисты, специалисты по связям с общественностью, юристы. Риторика стала темой научных статей и конференций. Выходят учебники по этой дисциплине. Теперь у студентов уже есть возможность получить необходимые знания в этой области, главное - проявить к этому интерес и приложить необходимые усилия, наградой за которые будет авторитет в обществе, поскольку общество постепенно начинает ценить красивое и умное слово.

 

ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ

 

1.ПОНЯТИЕ РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

В основе изучения истории риторики, определения этапов ее раз­вития лежит понятие риторического идеала.

Риторический идеал— это «система наиболее общих требова­ний к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей — эстетиче­ских и этических (нравственных)» (А.К. Михальская).

Риторический идеал можно также «определить как «образ» или «образец» хорошей речи, существующей в сознании ритора», — от­мечал Н.Н. Кохтев.

Риторический идеал, существуя в рамках одной культуры и исто­рической эпохи, является общим для носителей этой культуры.

Именно осознанное или неосознанное сравнение с риторическим идеалом определяет оценку реципиентом содержательности художе­ственного текста, т.е. риторический идеал становится необходимым критерием этой оценки. , Риторический идеал обладает тремя важными свойствами:

— исторической изменчивостью;

— культурной специфичностью;

— социальными особенностями.

Последние понимаются как соответствие той системе ценностей, которая принята социумом на определенном этапе его развития.

 

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ. АНТИЧНАЯ РИТОРИКА

Во многих древних сочинениях излагается басня о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и прика­зал дать людям Риторику. Согласно этому мифу, риторика есть нача­ло человеческой цивилизации.

Рождение риторики как дисциплины (около V в. до н.э.) связано с периодом демократии в Афинах. Риторика в античном мире рассматривалась как высшая ступень образования. В Греции создавались специальные школы оратор­ского искусства, где опытные ораторы обучали красноречию мо­лодых.

Классическая риторика V и XV вв; до н.э. объединяла не только сведения по философии, логике, грамматике, литературе, государст­венному праву, юриспруденции, истории, математике, психологии. Она отражала быт и культуру античного мира. Ораторское искусство того времени включало много нововведений: симметрично построен­ные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифму. В античном мире высоко ценили дар ораторского слова, его возможности воздей­ствовать на умы и сердца людей. Риторика служила своеобразным средством, скреплявшим единое культурное пространство греко-латинского мира.

Учителя-софисты.Софистом называют человека, умеющего за деталями скрыть главное, доказать при помощи различных ухищре­ний (истинность того, что соответствует его целям, а не истине. Попу­лярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим ов­ладеть красноречием. Чтобы привлечь учеников, софисты активно использовали манипулятивные приемы преувеличения, например, по словам Исократа, обещали приблизить своих учеников к богам Олим­па. Софизмы (суждения этих риторов) логически были построены верно, но по сути не соответствовали истине. При помощи искусства доказывать нужное, а не истинное, софисты снискали дурную славу «мастеров словесной эквилибристики» (А.Ф. Лосев).

Основными чертами софистики являются:

манипулирование;

направленность спора на поражение противника;

относительность -— нет истины, а есть различные мнения, и важно лишь доказать правильность своего мнения.

Следует однако отметить, что роль софистов в истории риторики нельзя оценивать как только отрицательную. Нельзя не сказать об од­ном очень важном обстоятельстве, а именно о том, что они явились, по сути, первыми представителями интеллигенции не только в своей стране, но и в истории человечества.

Самым известным представителем софистики был Горгий из Ле­онтии. «Он первый ввел в тот вид образования, который готовит ора­торов (специальное обучение), способности к искусству говорить, и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инвер­сии, вторичные удвоения, повторения» (Исократ).

Пользование софизмами и словесные состязания ввел Протагор.Среди его сочинений числятся: «Искусство спорить», «О борьбе», «О науках», «Прения». Он первый исследовал способы доказательств, причины логических ошибок, что только укрепило позиции софистов.

Но уже в античные времена слова софист, софизм, софистика приобрели отрицательно оценочное значение.

Ко времени Сократа и Платона софисты дискредитировали ри­торику тем, что искажали истину сознательно, за плату защищали убийц и мошенников. Поэтому Сократ и Платон вступают с ними в борьбу.

Сократ.У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали ко­лоссальное влияние на становление риторики. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона — Сократ, жив­ший в Афинах в 470-399 гг. до н.э. Не оставив после себя ни одного написанного им самим текста, Сократ утверждал новый подход к по­знанию и обобщению действительности в беседах со своими учени­ками.О том, как действовало на окружающих слово Сократа, свиде­тельствует Платон: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими,-— говорит юный Алкивиад. — ...Этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось — нельзя больше жить так, как я живу... Я испытываю сейчас то же, что чело­век, укушенный гадюкой... Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и притом в самое чувствительноеместо — в сердце, назы­вайте как хотите, укушен и ранен философскими речами, кото­рые впиваются в молодые и одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно» (Платон. Диалог «Пир»).

Искусство красноречия — это «некое умение увлечь души слова­ми», говорит Сократ в диалоге Платона «Федр». По мнению филосо­фа, именно это искусство указывает единственный истинный путь к воздействию на людей. «Даже знающий истину не найдет помимо меня средства искусно убеждать», —- так заявляет красноречие о себе самом в этом диалоге. В сократических диалогах Платона осознается и утверждается новый риторический идеал — кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и, беседуя, на вопросы кратко отвечать.

Риторический идеал Сократа (Платона)определяется как:

1) диалогический (не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли — вот цель речевого общения и деятельности говоря­щего);

2) гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога — не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели;

3) смысловой -— цель разговора между людьми, цель речи — поиски и обнаружение смысла, истины, которая заключена в предмете речи (обсуждения) и может быть обнаружена. (Ю.В. Рождествен­ский).

Аристотель(384—322 до н.э.) — древнегреческий философ, напи­сал учебник «Риторика», который дошел до наших дней. Труд Ари­стотеля состоит из трех частей.

Аристотель определил риторику «как способность находить воз­можные способы убеждения относительно каждого данного предме­та» / «Риторика»/. Аристотель сформулировал основные законы речи и соотнес их с правилами риторики. Эти законы звучат так:

• Речь обеспечивает государство и его цели. Речи могут быть разде­лены на три вида (совещательные, судебные, эпидейктические).

• Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.

• Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действи­тельности и времени.

Ю.В. Рождественский называет первый закон Аристотеля — «за­коном общежительства», второй — «законом цельности внешнего и внутреннего содержания», третий — «законом смыслового ограниче­ния речи». Аристотель соотносит основные законы риторики с прави­лами (рекомендациями для ораторской практики: как начинать сове­щательную роль или судебную, какие возможные ошибки допустит оратор и т.д.). «Законы речи Аристотеля имеют фундаментальное значение», —отмечает Ю.В. Рождественский. Кроме законов речи, Аристотель разработал правила построения речи, так называе­мый «риторический канон», который состоит из пяти компонентов: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Знание этих пяти этапов пути от мысли к слову Ари­стотель считал особенно важным для оратора. Большое внимание уделяет Аристотель стилю речи, он возражает против смешения разных стилей в речи оратора. Главная идея Аристотеля в том, что хо­роший стиль есть стиль «соответствующий». Аристотель первый обращает внимание на различные типы речи, которые не могли быть названы ораторскими (по мнению Аристотеля — это бытовая речь, учебная, личное письмо, ученый трактат, поэтическое сочинение и др.).

Риторический идеал Аристотелябыл сходен с идеалом Сократа и Платона и ориентирован на диалогичность общения, умение ком­муникантов вести гармонизирующий диалог и на максимальную .ин­формативность общения.

Риторика Древнего Рима.Древний Рим, завоеватель Греции, перенимал как эллинскую культуру, так и риторические традиции. В римском обществе чрезвычайно высоко ценилось ораторское ис­кусство. По свидетельству Цицерона, на человека, владеющего словом, смотрели как на бога. «Есть два искусства, — говорил Цице­рон,— которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно — искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора». Возникнув на национальной почве (язык законов, дебатов в суде, сенате, народном собрании), римское красноречие развилось и оформилось под воздействием греческого ораторского искусства. Ри­торика изучалась вначале в школах греческих риторов, а в 173 и 161 гг. до н.э. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов. Это не помогло: спустя поколение в Риме вновь свободно преподают греческие риторы, и появляются даже латинские риторы, преподающие на латинском языке и довольно удачно перера­батывающие греческую риторику применительно к требованиям рим­ской действительности. Их уроки более доступны и этим более опас­ны, поэтому сенат оставляет в покое греческих риторов и обращается против латинских: в 92 г. лучший сенатский оратор Луций Лициний Красс (будущий герой диалога Цицерона «Об ораторе») в должности цензора издает указ о закрытии латинских риторических школ как за­ведений, не отвечающих римским нравам. Этим удалось временно покончить с преподаванием латинской риторики, но с тем большим усердием обратились римляне к изучению риторики греческой. С ка­ждым днем все больше молодых людей отправлялось из Рима в Гре­цию, чтобы у лучших преподавателей учиться греческой культуре слова и мысли.

Наконец, между 86 и 82 гг. до н.э. в Риме получил распростране­ние первый дошедший до нас анонимный учебник риторики на ла­тинском языке «Риторика к Гереннию».

Учителя риторики в Древнем Риме гораздо больше времени, чем греки, уделяли форме речей, «цветам красноречия», часто в ущерб смысловой цельности и логичности речи. Появился азианский стиль красноречия. Причем, по мнению Цицерона, в римской риторике бы­ли представлены оба вида азианского красноречия: и стиль сентен­ций, ритмизованных остроумных предложений; и стиль напыщенный, когда слова, нанизанные словно бусинки, создают речь, отличаю­щуюся не глубиной мысли, а благозвучием. Все поэты и ораторы Рима «проходили выучку» в риторических школах. Риторика оказы­вала влияние на развитие всех видов словесности, например на фор­мирование жанра романа, венчающего путь развития античной лите­ратуры.

Марк Тулий Цицеронбыл самым крупным представителем рим­ского классического красноречия, достигшего в его лице совершенст­ва, а также воплотившего в своих речах интересы общества.

Главными риторическими трудами Цицерона являются такие про­изведения, как «Об ораторе», «Брут», «Оратор»; В них Цицерон про­поведует свой идеал оратора, человека всесторонне образованного; знающего литературу, историю, философию, право. «Истинный ора­тор, :— говорит он, — должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор, и она ему служит материа­лом».

Деятельность оратора заключается, по мнению Цицерона, в сле­дующем:

— найти, что сказать,

— найденное расположить по порядку,

— придать содержанию соответствующую словесную форму,

— утвердить все это в памяти,

— произнести.

Цицерон заботился о соблюдении правил подготовки речи, о зна­нии специальных риторических приемов и техники речи. Цицерон считал, что в задачу оратора входит:

— расположить к себе слушателей,

— изложить сущность дела,

— установить спорный вопрос,

— подкрепить свое положение,

— опровергнуть мнение противника,

— в заключение — придать блеск своим положениям и ослабить ар­гументы противника.

Публичная речь должна, по мнению Цицерона, быть искусно ук­рашенной. Он выступает против схоластики, бедности языка, речевой небрежности отдельных ораторов.

Цицерон рассматривал риторику в единстве с философией, счи­тая, что риторика входит в жизнь людей через речь и имеет прямое отношение к познанию, а также связывал преподавание риторики с другими учебными дисциплинами.

Из чего складывались риторические успехи Цицерона? Во-первых, из хорошей теоретической подготовки: со своими философ­скими познаниями он мог по-новому говорить о старых предметах, поражая слух толпы, не привыкшей к широким взглядам и суждени­ям; а со своими риторическими познаниями он умел строить речь бо­лее рассчитанно, гибко и убедительно, чем его соперники, для кото­рых все-таки наследственная традиция римского практического красноречия всегда была сильней теоретических уроков греческой риторики.

Во-вторых — из художественного вкуса: до Цицерона латинский язык не знал стилистической разработки, в языке ораторов беспорядочно соседствовали архаические выражения древних жрецов и зако­нодателей с новомодными греческими словечками, бытовые и про­сторечные обороты с торжественными поэтическими речениями. Ци­церон первый привел этот хаос к единым стилистическим нормам разговорного языка образованного римского общества, упорядочил, развил, обогатил средства ораторской речи, навсегда став для потом­ков образцом того драгоценного для Оратора качества, которое древ­ние называли «обилием».

В-третьих, из умения возбуждать в слушателях страсть: для нас эта способность не кажется важной, но для древнего оратора, которо­му так часто приходилось соединять логику с силой эмоций, это каче­ство было первым залогом успеха. Цицерон здесь был непревзойден­ным мастером, равно способным исторгать у публики смех и слезы: шутки его пользовались такой славой, что издавались отдель­ными сборниками, а жалость и ненависть он возбуждал с таким ис­кусством, что когда ему приходилось делить защитительную речь с другими ораторами (как часто делалось в Риме), на его долю едино­душно оставлялось заключение — самая напряженная и страстная часть речи.

Риторический идеал Цицерона—- преклонение перед оратором для народа, оратором — трибуном. Много сил отдал он работе с на­чинающими, молодыми ораторами. В своих трактатах /«Об ораторе», «Оратор»/ Цицерон учит, страстно проповедует, приводит многочис­ленные примеры — все для воспитания «идеального» оратора. Сис­тема обучения молодых ораторов, предложенная Цицероном, акту­альна уже тысячелетия во многих странах мира, а само имя римского ритора давно стало синонимом искусства красноречия («Говорит, как Цицерон», — так с похвалой отзываются о чьем-либо удачном пуб­личном выступлении). Слагаемые компоненты «идеального оратора» (по Цицерону) представим в виде схемы.





Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 1130 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. A) ВАЛЕНТИНИАНСКИЙ ПРИНЦИП УМОЗРЕНИЯ
  2. C точки зpения особенностей стpуктуpы источников, юpидической
  3. I этап. Определение анилиновой точки
  4. II. Динамика вращательного движения материальной точки (твердого тела) (задача 2)
  5. III. Оборот переменного капитала с общественной точки зрения
  6. Quot;ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА" ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО И РИТОРИКА
  7. quot;Риторика" Аристотеля
  8. Shock G, Digital Underground. Сольные треки больше способствуют сохранению цельности идеи, когда сохраняется определённый стиль или точка зрения
  9. Алгебраїчний спосіб розрахунку точки беззбитковості
  10. Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. вания. Они незначительны с точки зрения функциониро­вания
  11. Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. Сандор Радо (Sandor Rado) рассматривает шизо­идную личность с точки зрения физиологии.10 Согласно Радо
  12. Аналіз впливу факторів на зміну точки беззбитковості та запасу міцності


Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.