Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Коммуникативные качества речи




Качества речи (коммуникативные качества речи) - это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, выразительность, богатство, краткость и ясность.

Правильность речи – это соотвествие речи нормам литературного языка.

Точность речи – это правильное осмысление объективной действительности и правильное отражение ее в речи.

Логичность речи – это соотвествие речи законам логики.

Уместность речи – это подбор и организация языковых средств, отвечающих целям и условиям общения.

Ясность речи – это отсутствие двусмысленности, восприятия текста именно в том значении, которое подразумевалось говорящим.

Краткость речи – это умение передать мысль наименьшим количеством слов языковых средств.

Чистота речи – это отсутствие в речи некодифицированных языковых средств (просторечий, диалектизмов, жаргонизмов), слов, оскорбляющих нравственность собеседников, слов-паразитов, слов-сорняков.

Богатство речи – это максимальное разнообразие использующихся в речи языковых средств.

Выразительность речи – это все особенности речи, которые привлекают к ней внимание собеседника.

Екбрнсобакаьфшдюкг

По Ипполитовой:

Богатство языка– словари толковые, иностранных слов, фразеологизмов

Богатство речи – активный словарный запас

Источники речевого богатства:

Богатство речи

Коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь—язык. Б. р. можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации коммуникативного намерения. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи. В общем понятии речевого богатства можно выделить некоторые его разновидности. Лексическое Б. р. проявляется в том, что слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже. Этого можно достигнуть лишь при наличии у говорящего-пишущего большого словарного запаса. Для количественного исчисления уровня лексического богатства речи существует такой критерий, как коэффициент лексического богатства. Он представляет собой отношение между лексемами (разными словами) и общим количеством слов в тексте. Это можно представить в виде следующей формулы:

Коэффициент лексическогобогатства = Лексемы/Общее количество слов в тексте

Лексическое Б. р. отражает и информативную насыщенность текста, что зависит не только от выбора языкового материала, но и от насыщения его мыслями автора, его чувствами, различными состояниями сознания. Семантическое Б. р. проявляется в разнообразии и обновлении словесных связей, т. е. в данном случае имеется в виду значение слова, приобретенное в контексте.

Синтаксическое Б. р. проявляется в использовании разнообразных синтаксических средств.

Интонационное Б. р. тесно связано с лексическим, семантическим и синтаксическим Б. р. Но интонационное богатство и интонационная бедность явно выражены в речи звучащей и слышимой, а в речи письменной, читаемой интонация всегда задана лексико-семантической и синтаксической структурой речи и всегда присутствует лишь в сознании как пишущего, так и читающего. Речевые недочеты, в которых проявляется бедность речи:

1) повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста, например: Пугачев хотел, чтобы все люди жили счастливо. Пугачев помогал Гриневу. Пугачев хотел, чтобы Гринев жил счастливо;

2) употребление рядом или близко однокоренных слов, например: Однажды охотники охотились на зайцев;

3) однотипность и слабая распространенность синтаксических конструкций, например: Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1980; Пленкин Н.А. О понятии «богатство речи» // РЯШ. — 1987. — № 3.

Л. Е. Тумина

 

 

Уместность –

Переходное качество между этическими и коммуникативным нормами.

  • Ситуативная (бытовое, деловое, светское общение и т.д.)
  • Текстовая – в конкретном выссказывание (устном или письменном) употребление конкретных слов (Чацкий – идиот – плохо!)

Уместные жанр, цель, стиль речи, предмет речи.

На тактическом уровне – уместное сравнение (не называть детей черепахами)

Что не уместно на занятии: …интонация, громкость, разборчивость почерка учителя, внешний вид, содержание и т.д.

Выразительность –

Доступность –

Точность -

Цицерон «Об ораторе»

Первый род, по Цицерону, - "ораторы велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные…". По его словам, это ораторы "решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца". Другой род ораторов - "сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной… и сжатой речи". Между этими двумя родами есть еще один - "средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых…".

Идеальный оратор

Оратор должен прежде всего обладать природными способностями – умением свободно владеть речью (linguae solutio), звучностью голоса (vocis sonus), силой груди (1аtera), крепким телосложением (vires), известной пропорциональностью в форме лица и тела (conformatio et figura) (Об ораторе, I, 114). Эти врожденные качества должны возбуждаться его способностью ориентироваться в обстановке (diligentia) в процессе его выступления, а «между природным даром и способностью ориентироваться (diligentia) немножечко места остается для теории (ars)»,– говорит устами Антония Цицерон (Об ораторе, II, 147–150). Цицерон называет «очень смешными» (perridiculos) всех тех риторов, которые изучают с учениками лишь риторскую теорию (Об ораторе, III, 75).

В трактате «Об ораторе» Цицерон требует для оратора разностороннего образования: «Никого не следует считать, в числе ораторов, если он не будет отличаться знанием всех наук, достойных свободного человека» (I, 72). «Если кто хочет дать всеобъемлющее и специфическое определение силы оратора,– пишет Цицерон, – то, по моему мнению, тот оратор достоин этого авторитетного имени, кто о любом попавшемся предмете, подлежащем словесному выражению, будет говорить с пониманием дела (prudentia), слаженно, красиво, ничего не забывая и даже с известным общим достоинством» (Об ораторе, I, 64; ср. I, 20).

Основное содержание образования, по Цицерону, должна составлять философия. И в этом отношении Цицерон исходил прежде всего из своего собственного опыта. В трактате «Оратор» (12) он заявляет, что «он вышел не из школ риторов, а из залов Академии». «Без философии нельзя образовать такого красноречивого человека, которого мы ищем,– утверждает Цицерон.– Ведь никто не может без философии очень пространно и содержательно говорить о важных и разнообразных вещах» (Оратор, 14).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1129 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2320 - | 2275 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.