Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихологическа€ структура личности. —труктура личности по «. ‘рейду




ѕервый вид бессознательного в дальнейших работах ‘рейд называет предсознательным (ѕ—«), а второй - собственно бессознательным (Ѕ—«, или "ќно", или "Id"). ¬ырабатыва€ психоаналитические представлени€ о бессознательном, ‘рейд подобно мыслител€м прошлого ставит вопрос о том, каким образом человек может судить о том, что скрыто от его сознани€. » если философы говорили о том, что невозможно определ€ть то, что мы не осознаем, то ‘рейд достаточно решительно кладет учение о бессознательном в основу своих теоретических постулатов о психической жизни человека. ¬ отличие от умозрительных рассуждений философов он пользуетс€ конкретным материалом, полученным из внимательных клинических наблюдений над пациентами, страдающими неврозом.  роме констатации самого факта существовани€ в психике человека бессознательных представлений, ‘рейд стараетс€ вскрыть особенности механизма переключени€ психических актов из сферы бессознательного в сознание. » здесь он пытаетс€ идти от обратного путем переформулировани€ задачи исследовани€: Ђ аким образом сознательные процессы станов€тс€ бессознательными?". ¬озможность осознани€ бессознательных механизмов осуществл€етс€ тогда, когда имеющеес€ предметное представление облекаетс€ в словесную форму. ќтсюда и то важное значение, которое ‘рейд придавал роли €зыка и законов лингвистики в раскрытии болезненной симптоматики пациента.

¬ыделенные ‘рейдом психические уровни собственно бессознательного и предсознательного объедин€ютс€ автором в одну систему в тех случа€х, когда анализируютс€ взаимоотношени€ бессознательного и сознани€ в структуре психики человека. ѕричем, начина€ с ранних своих работ, ‘рейд подчеркивает, что бессознательное он считает центральным компонентом, составл€ющим суть психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой, базирующейс€ и произрастающей из сферы бессознательного.

—труктура личности в законченном виде представлена ‘рейдом в работах "ѕо ту сторону принципа удовольстви€" (1920); "ћассова€ психологи€ анализ человеческого "я" (1921); "я" и "ќно" (1923). ѕредлагаема€ модель личности представл€ет собой взаимодействи€ трех уровней, наход€щихс€ между собой в определенных соотношени€х. Ёто - "ќно" (Id), т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Ёто основа де€тельности личности, та психическа€ инстанци€, котора€ руководствуетс€ своими собственными законами. "ќно" €вл€етс€ единственным источником психической энергии и руководствуетс€ только принципом удовольстви€.

Ќо, пон€тно, что безогл€дна€ т€га к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающа€ реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели. ѕоэтому в процессе эволюции у человека по€вл€етс€ "я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполн€ющее функции посредника между иррациональными стремлени€ми и желани€ми "ќно" и требовани€ми человеческого сообщества. "я", как сфера сознательного, соизмер€ет требовани€ бессознательного "ќно" с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Ќаконец, "—верх-я (Super-Ego)" - это внутриличностна€ совесть, т.е. инстанци€, олицетвор€юща€ собой ценности и установки общества.

"—верх-я" воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых дл€ ребенка взрослых. ¬ определенном смысле - это результат "дрессировки" индивида обществом. "—верх-я" описываетс€ как своего рода моральна€ цензура, котора€ призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремлени€ и желани€ человека и подчинить их требовани€м культурной и социальной реальности конкретного общества. ¬ процессе эволюции "—верх-я" стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.

ƒл€ образного описани€ взаимоотношений между "я" и "ќно" ‘рейд прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому как ранее ј.Ўопенгауэр использовал эту же аналогию дл€ раскрыти€ взаимоотношений между интеллектом и волей. ƒвижетс€ всадник только благодар€ энергии лошади, но формально управл€ет ею именно он. ¬садник должен сдерживать и направл€ть лошадь, иначе есть веро€тность погибнуть. » все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижени€, но и сама определ€ет путь и направление (всадник заснул или т€жело болен). ѕоложение "я" существенно сложнее, чем положение лошади ("ќно"). ¬о-первых, "я" должно учитывать требовани€ и услови€ реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. ¬о-вторых, "я" испытывает посто€нное давление со стороны мощного "ќно", и этот конфликт между требовани€ми внешнего мира ("—верх-я") и потребност€ми глубинных уровней личности ("ќно") порождает у "я" посто€нную внутреннюю тревогу и беспокойство. ¬-третьих, "я" подвергаетс€ отдельному нажиму "—верх-я", как моральному прессу, совести. » это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Ёти конфликтные взаимоотношени€ уровней личности, по мнению ‘рейда, €вл€ютс€ по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и общества. ѕо своему положению и функци€м в психике человека "—верх-я" призвано осуществл€ть сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключение антикультурных порывов "ќно" в социально приемлемые виды де€тельности "я". —огласно ‘рейду, "—верх-я" €вл€етс€ "наследником Ёдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений "ќно" и самых важных судеб его".

∆естка€ моральна€ цензура "—верх-я" мешает осознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требовани€ми общества и морали. Ёто про€вл€етс€ далеко не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. ѕочему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти? ѕотому, что им с раннего детства усвоено, что зависть - чувство недостойное, неприличное, низменное. ≈сли это осознать, то резко понизитс€ сво€ самооценка, самоуважение. —ущественно легче объ€снить себе и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта зависти. “аким образом и отрицательные чувства сохранены и объ€снены, и самоуважение не страдает. Ётот итог конфликта обеспечиваетс€ действием открытых ‘рейдом, так называемых, "защитных механизмов".

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1553 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

1475 - | 1264 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.