Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


IV. Собственность на высшей ступени варварства




К концу этого периода накопление собственности в больших масш­табах стало общим явлением, она находилась в частных руках в виде са­мых разнообразных предметов, — это результат оседлого земледелия, ремесленного производства, местной и внешней торговли; но древняя общая собственность на землю лишь частично уступила место собствен­ности отдельных лиц.

На этой ступени возникло рабство; оно стоит в прямой связи с соз­данием собственности. Из него (то есть рабства) произошла патриар­хальная семья древнееврейского типа и аналогичная форма семьи под властью отца у латинских племен и разновидность этой же формы семьи у греческих племен.

Благодаря этому, в особенности же благодаря увеличившемуся про­изводству жизненных средств вследствие полеводства, народы стали раз­виваться, под единым управлением насчитывалось много тысяч людей вместо прежних нескольких тысяч. Борьба за обладание лучшими тер­риториями усилилась в результате прочного поселения племен в опреде­ленных областях и укрепленных городах и роста населения. Это выз­вало развитие военного искусства и увеличило награды за храбрость. Эти перемены указывают на приближение цивилизации.

Первые законы греков, римлян, евреевпосле начала цивилизации — представляют собою главным образом правовое оформление того, что в ре­зультате предшествующего опыта уже получило свое воплощение в обычаях.

К концу высшего периода варварства имеется тенденция к двум фор­мам владения, а именно: государственной и частной. У греков часть земли находилась еще в общем владении племен, другая часть — в общем вла­дении фратрии, для религиозных целей, третьяв общем владении рода, однако большая часть земли перешла в частное владение отдельных лиц. Во времена Солона афинское общество было еще родовым, а земля, как правило, находилась во владении отдельных лиц, которые научились уже закладывать ее. Плутарх. «Солон», гл. XV: «Солон в следующих стихах хвалится, что он с заложенной (verpfändeten) * земли снял всюду поставленные opouç

[знаки, которые должник должен был ставить у заложенного дома или на заложенной земле с надписью, в которой указыва­лась сумма долга и имя кредитора].

«Поставленных камней закладных много снял: Прежде рабыня, теперь она стала свободной^.

* В оригинале вся фраза приводится по-гречески, немецкий перевод греческого термина добавлен Марксом. РеО,


КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАЛА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 265

У римских племен с самого их поселения был общественный домен, Ager Romanus; кроме того, землей владели пурии для религиовных це­лей, точно так же роды и отдельные лица. После исчезновения этих со­циальных корпораций земли, которыми они владели сообща, перешли постепенно в частную собственность.

Эти различные формы собственности показывают, что древнейшей формой землевладения было общее владение племени; с началом земле­делия часть земли, принадлежавшей племени, была разделена между родами, из которых каждый владел своей частью сообща; за этим с тече­нием времени последовало наделение землей отдельных лиц, а эти наделы в конце концов стали их частной собственностью. Личное имущество было обычно предметом частной собственности.

Моногамная семья появилась на высшей ступени варварства и раз­вилась из сипдиасмической семьи; она теснейшим образом связана с ро­стом имущества и обычаями, регулирующими его наследование. Проис­хождение стало отсчитываться по мужской линии; но вся собственность, движимая и недвижимая, оставалась, как это было с незапамятных вре­мен, наследственной в роде.

«Илиада» — В «Илиаде» (V, 20) упоминается об изгородях вокруг возделанных полей, об огороженном участке в пятьдесят акров (πεντηχό-νχόγυος), половина которого предназначена для виноградника, половина — для пашни (IX, 577). Тидей жил во дворце, полном богатств, и в избытке владел полями пшеницы (XIV, 121).

(Морган заблуждается в том, что одно лишь огораживание уже указывает на наличие частной собственности на землю.)

Различались уже известные породы лошадей по их особым качествам (V, 265). «Бесчисленные стада овец богатого человека стоят в загородях» (IV, 433).

Чеканная монета была еще неизвестна, поэтому торговля была еще меновой, как показывают следующие строки:

«С тех пор длинноволосые греки стали покупать вино:

Одни за бронзу, другие за блестящее железо,

Третьи за шкуры быков, четвертые за самих быков,

Пятые за рабов» («Илиада», VII, 472—475).


 
 




бронза желеао шкуры=вино быки рабы

Ш эквивалент­ная форма, где вино= деньги

τι вино=бронза или железо или шкуры или быки (II экви­валентная форма).


Упоминается золото в слитках, которые принимались по весу и оце­нивались в талантах

(В указанном Морганом месте, «Илиада», ΧΓΙ, 274, этого нет)*.

* У Моргана опечатка( правильно: XIX, 247. Рев.



К. МАРКС


Упоминаются: предметы, сделанные из золота, серебра, меди и же­леза, разнообразные ткани из льна и шерсти, дома, дворцы и т. д.

Наследование. — После того как на высшей ступени варварства так возросло количество находящихся в индивидуальном владении домов и земель, стад крупного и мелкого скота и обмениваемых товаров, вопрос о наследовании становился все более острым, пока право не стало соответ­ствовать фактическому положению вещей. Домашние животные представ­ляли более ценное имущество, чем все другие до сих пор известные виды собственности вместе взятые; они служили пищей, обменивались на другие товары, использовались для выкупа пленных, для уплаты штрафов и для религиозных жертвоприношений; так как они были способны к бесконеч­ному размножению, то обладание ими дало человеческому уму первое пред­ставление о богатстве. Затем с течением времени началась системати­ческая обработка земли, это вело к отождествлению семьи с землей и к превращению семьи в организацию для создания собственности; у латин­ских, греческих и еврейских племен она скоро вылилась в патриархальную семью, включающую рабов и слуг. Труд отца и детей все более воплощался в обработанной ими земле, в разводимых ими домашних животных, в про­изводимых ими товарах; это вело к индивидуализации семьи и порождало у детей претензии на преимущественное наследование собственности, в создании которой они принимали участие. Пока не существовало зем­леделия, стада, естественно, находились в общем владении лиц, объеди­ненных в одну группу на основе родства для добывания пищи. При таких условиях агнатический порядок наследования напрашивался сам собой. Но после того как объектом собственности стала земля и наделение землей отдельных лиц привело к частному владению, должен был исчез­нуть агнатический порядок наследованиятретий из главных порядков наследования, отдающий собственность умершего его детям.

Когда развитие полеводства показало, что вся поверхность земли может стать объектом собственности отдельных лиц и глава семьи стал естественным центром накопления, человечество вступило на новый, освященный собственностью путь; он уже вполне наметился, прежде чем пришел к концу позднейший период варварства. Частная собственность оказала огромное влияние на человеческий ум, вызвала появление новых свойств характера; она превратилась у варвара героического периода в сильную страсть («добыча и красота»). Против нее не устояли архаичес­кие и более древние обычаи.

[Господин Лориа! Вот вам действие страсти!] 1вз

Моногамия сделала достоверным отцовство и привела К признанию и утверждению исключительного права детей на имущество их умершего отца.

Германцы, находившиеся ко времени их открытия на высшей сту­пени варварства, употребляли железо в ограниченном количестве; вла­дели стадами крупного и мелкого скота, возделывали хлебные злаки, про­изводили грубые льняные и шерстяные ткани, но не дошли до идеи частной собственности на землю. Отсюда следует: частная собственность на землю не была известна в Азии и Европе в средний период варварства, она поя­вилась в высшем периоде. У еврейских племен частное владение землей су­ществовало до начала у них цивилизации. Они вышли из состояния варварства, подобно арийским племенам, уже обладая домашними жи­вотными и хлебными злаками, зная железо и медь, золото и серебро, гли­няные изделия и ткани. Но их знакомство с полеводством было во времена Авраама ограниченным. Восстановление организации еврейского общества






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 576 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2613 - | 2287 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.