Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Конспект книги Льюиса Г. Моргана «древнее общество» 255





ЧАСТЬ III. ГЛАВА VI. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СВЯЗАННЫХ С СЕМЬЕЙ ИНСТИТУТОВ

Первая ступень последовательного I II
ряда: III.
Вторая ступень последовательного ряда: IV, V.
  VI
  VII
  VIII
Третья ступень последовательного ряда: IX
  X
  XI
Четвертая сту­пень последова­тельного ряда: XII. XIII
Пятая ступень последовательного ряда: XIV XV
  XVI

Беспорядочное половое общение. Групповой брак братьев и сестер, родных и коллатеральных; дает:

Кровнородственную семью (первая стадия семьи); дает:

Малайскую систему родства и свойства. Организация {общества} на основе полового различия и обычай пуналуа, ведущий к огра­ничению брака между братьями и сестрами; дает:

Пуналуалъная семья (вторая стадия семьи); дает:

Родовую организацию, исключившую из брака братьев и сестер; дает:

Туранскую и ганованскую системы родства и свойства.

Возрастающее влияние родовой организации и усовершенствование необходимых для жизни производств, вследствие чего часть челове­чества поднялась на низшую ступень варвар­ства; дает:

Брак между отдельными парами, но без ис­ключительного сожительства; дает: Синдиасмическую семью (третья стадия семьи).

Пастушеская жизнь на равнинах в некоторых областях; дает:

Патриархальную семью (четвертая, не всеоб­щая, стадия семьи).

Возникновение собственности и установление наследования имущества по прямой линии; дает:

Моногамная семья (пятая стадия семьи); дает:

Арийскую, семитическую и уральскую системы родства и свойства и приводит к исчезнове­нию туранской системы.

{К пункту} I. Беспорядочное половое общение. Жизнь в орде; ника­кого брака; гораздо ниже уровня самого отсталого дикаря из обитаю­щих теперь на земле; грубые кремневые орудия, находимые в различных частях земли, которыми уже не пользуются современные дикари, сви­детельствуют о крайне примитивном состоянии человека после того, как он вышел из своего первоначального места обитания и стал рас­пространяться по континентальным областям в качестве рыбака. — Первобытный дикарь. Кровнородственная семья... признавала беспоря­дочное половое общение внутри определенных границ, которые отнюдь не были тесными, и ее организация указывает на некоторое худшее со­стояние, которому она ставила преграды.

К пункту V. В австралийских мужских и женских классах, связан­ных брачными узами, встречаются группы пуналуа. У гавайцев мы также встречаем ту же самую группу вместе с брачным обычаем, который ее



к. МАРКС


характеризует. Пуналуальная семья включала в себя тех же лиц, которые входили в состав предшествовавшей кровнородственной семьи, кроме род­ных братьев и сестер, которые теоретически были исключены из нее, хотя и не всегда фактически.

К пункту VII. Родовая организация. В австралийских классах мы находим группу пуналуа в развернутом и систематическом виде; австра­лийцы были также организованы в роды. Здесь пуналуальная семья древнее рода, так как она основывается на классах, которые предшест­вовали родам... Для того чтобы туранская система появилась на свет, необходимы были как пуналуальная семья, так и родовая организация.

К пунктам X и XI. Тенденция к сужению группы находящихся в браке лицв конце периода дикости, так как на низшей ступени варварства синдиасмическая семья стала постоянным явлением. Обычай привел к тому, что более развитые дикари начали считать главной одну из нескольких жен; отсюда со временем развился обычай сожительства парами, и жена сделалась партнером и товарищем мужа по содержанию семьи... Древ­няя брачная система, ограниченная теперь вследствие постепенного исчезновения групп пуналуа более узкими рамками, все еще окружала развивающуюся семью и сопровождала ее до порога цивилизации... Она приняла, наконец, новую форму гетеризма, которая все еще и в циви­лизации следует за человечеством, как тень, омрачающая семью... Син­диасмическая семья появилась после рода, который во многом содей­ствовал ее возникновению. От реки Колумбии до Парагвая семья у индейцев была, по общему правилу, синдиасмической, как исключение в отдельных областяхпуналуалъной, и, вероятно, нигде не была моно­гамной.

К пункту XIV. Невозможно переоценить влияние частной собствен­ности на цивилизацию человечества. Она явилась той силой, которая привела арийские и семитические народы от варварства к цивилизации... Органы управления и законы устанавливались, имея в виду главным обра­зом ее создание, охрану н пользование ею. Собственность породила рабство как средство для своего производства... С введением наследова­ния собственности детьми ее владельца впервые появилась возможность строго моногамной семьи.

К пункту XV. Моногамная семья. В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место коллек­тивной собственности Е установила исключительное право наследования детей вместо наследования агнатами. Современное общество покоится на моногамной семье.

Все ученые мужи, выступавшие ранее, включая сэра Генри Мейна,

признают еврейскую и римскую формы (патриархальной семьи) древней­шей организацией общества... с этим связана гипотеза о вырождении человечества, которая должна объяснить существование варваров и дика­рей. Но изобретения и открытия вытекают одно из другого; знакомство с тетивой должно било предшествовать луку и стрелам, как порох — мушкету, паровая машина — железной дороге и пароходу; так различ­ные способы добывания пищи следовали один за другим через длинные промежутки времени, и орудия человека изготовлялись из камня, прежде чем стали делаться из железа. То же самое относится и к социальныминститутам.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 594 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2397 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.