I И II ступени дикости я низшая ступень варварства — эти два этнических периода, охватывают, по крайней мере, четыре пятых всей жизни человечества на земле.
На низшей ступени варварства начали развиваться высшие свойствачеловека. Личное достоинство, красноречие, религиозное чувство, прямота, мужество, храбрость стали теперь общими чертами характера, но вместе с ними появились жестокость, предательство и фанатизм. В религии — почитание стихий с смутным представлением о персонифицированных божествах и о великом духе; примитивное стихосложение, общиедома ихлеб из кукурузы — относятся кэтому периоду. Онпородил также синдиасмическую семью и конфедерацию племен, организованных в фратрии и роды. Воображение, этот великий дар, так много содействовавший развитию человечества, начало теперь создавать неписанную литературу мифов, легенд и преданий, оказывая уже могущественное влияние на человеческий род.
III. Собственность на средней ступени варварства
Об этом периоде сохранилось значительно меньше сведений, чем о каком-либо другом.
Он был представлен во всем своем варварском блеске у оседлых индейцев Северной и Южной Америкико времени их открытия. Эта эпоханачинается в восточном полушарии одомашнением животных, в западном — появлением оседлых индейцев, живущих в больших общих домах из необожженного кирпича,в некоторых местностях— сложенных из камня.
Возделывание кукурузы и других растений с применением орошения, которое потребовало искусственных каналов; грядки, разбитые на квадратных участках, с прорытыми бороздами для задержания воды.
Часть этих оседлых индейцев ко времени их открытия производила бронзу, что приблизило их к процессу плавления железной руды.
Общий дом в виде крепости занимал среднее положение между селением, обнесенным частоколом, на низшей ступени, и городом, окруженным стеной, на высшей ступени. Ко времени открытия Америки там не существовало городов в собственном смысле слова.
В военном искусстве успехи незначительные, если не считать улучшения обороны посредством сооружения больших домов, обычно неприступных для нападения индейцев. Они изобрели: набитый хлопком стеганый панцирь (escaupiles) как дополнительную защиту от стрел, и обоюдоострый меч (macuahuitl), обе стороны которого снабжены рядом острых кусков кремня, вделанных в деревянный клинок. Они продолжали еще употреблять лук и стрелы, копье, палицу, кремневые ножи, топоры и другие каменные орудия, хотя имели уже медный топор и долото, которые по каким-то причинам так и не вошли во всеобщее употребление.
К кукурузе, бобам, тыкве и табаку присоединились теперь хлопок, перец, томаты, какао и культура некоторых плодов. Род пива делался из подвергнутого брожению сока магуей
(мексиканская агава).
Однако ирокезы приготовляли подобный же напиток, подвергая брожению сок одного из видов клена.
Благодаря усовершенствованию способов гончарного производства изготовлялись глиняные сосуды вместимостью по нескольку галлонов, тонкой работы и с превосходным орнаментом. Чаши, горшки, кружки для воды производились в изобилии.
К. МАРКС
Открытие и употребление самородных металлов, сперва для украшений, затем для утвари и орудий, как медный топор и долото, принадлежат к этому периоду. Плавка этих металлов в плавильном тигле, вероятно, при помощи паяльной трубки и древесного угля и отливка их в формы, производство бронзы, грубые каменные скульптуры, одежда, вытканная из хлопка (Хаклут. «Collection of Voyages», III, 377), дома из тесаных камней, идеограммы или иероглифы, высеченные на могильных столбах умерших вождей, календарь для счета времени, каменный столб для определения времени года по солнцестоянию, циклопические стены, одомашнение ламы, одного из видов собаки, одомашнение индейки и других птиц — все это относится в Америке к тому же периоду.
Жречество, организованное в иерархию, отличающееся особой одеждой, персонифицированные божества и идолы, олицетворяющие их, а также человеческие жертвы появились впервые в этот период.
Возникают два больших индейских пуэбло, Мехико и Куско, насчитывавших каждое свыше 20 000 жителей, — число, до того времени неслыханное.
Аристократический элемент в обществе, в слабой форме — в лице вождей, гражданских и военных, благодаря росту количества людей, находившихся под единым управлением, и возросшей сложности дел.
Восточное полушарие. Мы находим здесь туземные племена в этот иериод имеющими домашних животных, которые доставляют им молочную и мясную пищу, но, вероятно, не знающими огородных растений и мучной пищи. Дикая лошадь, корова, овца, осел, свинья — одомашнение их послужило могучим импульсом при разведении их стадами, они становятся источником непрерывного прогресса. Действие его обнаружилось в полной мере только тогда, когда установилась пастушеская жизнь для разведения и содержания стад. Европа, как лесная по преимуществу зона, была непригодна для пастушеской жизни; напротив, степи Центральной Азии и Евфрата, Тигра и других азиатских рек явились естественной родиной пастушеских племен. Туда они, естественно, должны были стремиться; здесь найдены отдаленные предки арийцев, враждовавшие друг с другом подобно пастушеским племенам семитов.
Возделывание хлебных злаков и других растений должно было предшествовать их переселению из степей в лесные области Западной Азии и Европы. К этому возделыванию их побуждали потребности домашних животных, ставших теперь необходимыми при их образе жизни. (Кельты составляли, вероятно, исключение.)
Ткани из льна и шерсти, а также орудия и оружие из бронзы появляются в этот период и в восточном полушарии.
Чтобы переступить барьер, отделяющий высшую ступень варварства от средней, были нужны металлические орудия, способные сохранять лезвие и острие; для этого необходимо было изобретение плавки железа.
Собственность. Значительное увеличение личной собственности и некоторые перемены в отношениях индивидов к земле. Земля все еще оставалась общей собственностью племени, но известная часть была теперь выделена для содержания органов управления, другая — для религиозных целей, а наиболее значительная часть, служившая для прокормления народа, была разделена между отдельными родами или общинами, населявшими одно пуэбло. Никто не владел землями или домами в виде личной собственности, с правом произвольно их продавать или сдавать в аренду. Личная собственность на дома и земли исключалась в силу общей собственности родов или общин на земли вследствие существования общих домов и заселения их родственными семьями.
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 263
Преподобный Семюел Горман, миссионер у индейцев пуэбло племени лагуна, в докладе, читанном в Историческом обществе в Нью-Мексико, говорит:
«...Право собственности принадлежит женской половине семьи и переходит по женской линии от матери к дочери. Землей они владеют сообща, но если кто-нибудь обработал кусок земли, то он имеет на него личное право, которое может продать кому-нибудь из общины... У них женщины обычно ведают запасами зерна, они больше заботятся о будущем, чем их соседи испанцы. Обыкновенно они стараются иметь годовой запас продовольствия. Только тогда, когда подряд следуют два неурожайных года, пуэбло, как община, терпит голод». Морган, стр. 536, примечание.
Право владения, принадлежавшее отдельным лицам или семьям, не могло передаваться кому-либо, за исключением перехода по наследству к их наследникам в роде.
Оседлые индейцы моки, кроме семи больших пуэбло и огородов, владеют теперь стадами овец, лошадей и мулов и другой значительной личной собственностью; они изготовляют глиняные сосуды различной величины и превосходного качества, ткут на ткацких станках шерстяные одеяла тая пряжи собственного производства. Майор Дж. У. Пауэлл описывает следующий случай, который показывает, что муж все еще не имеет никакого права на имущество жены или на детей от их брака. Мужчина зунъи женился на женщине орайби и имел от нее троих детей; он жил с ними в пуэбло орайби до смерти жены. Родственники его покойной жены взяли себе ее детей и ее имущество, оставив мужу его копя, одежду ■ и оружие, а также несколько одеял, принадлежавших ему, но не его жене. Он покинул пуэбло вместе с майором Пауэллом с тем, чтобы добраться до Санта-Фе, а затем возвратиться к своим соплеменникам в пуэбло зунъи. — Женщины, так же как и мужчины, имели, вероятно, право владения теми комнатами и частью домов пуэбло, которые они занимали, и оставляли их в наследство своим ближайшим родственникам в соответствии с установленными правилами.
Испанцы (писатели) оставили нам по вопросу о землевладении у южных племен неимоверную путаницу. В неотчуждаемой общей земле, принадлежащей общине из отдельных лиц индивидов, они видели феодальное владение, в вожде — феодального сеньора, в людях — его вассалов; они видели, что земля находится в общем владении; не община собственно ее владетель, а род или подразделение рода.
Некоторые племена Мексики и Центральной Америки сохранили еще счет происхождения по женской линии, тогда как другие, вероятно большая часть их, перешли к счету происхождения по мужской линии; последнее появилось под влиянием собственности. У племени майя происхождение считалось по мужской линии, но трудно определить, по какой линии считалось происхождение у ацтеков, тескокцев, тлакопа-нов и тлашкальцев.
У оседлых индейцев счет происхождения ведется, вероятно, по мужской линии с пережитками более древнего порядка, как, например, в случае замещения должности теуктли. У них можно ожидать найти второй из главных порядков наследования, по которому имущество распределялось между агнатическими родственниками. При счете происхождения по мужской линии дети умершего — во главе агнатов, так что они получали большую часть наследства (по сравнению с другими агнатами), но не были единственными наследниками (с исключением других агнатов). Американцы никогда не достигли последнего (высшего) периода варварства.
К. МАРКС
ГЛАВА II (ЧАСТЬ IV). ТРИ ПОРЯДКА НАСЛЕДОВАНИЯ
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Высший период варварства начался в восточном полушарии.
Плавка железа; несмотря на знакомство с бронзой, прогресс задерживался из-за отсутствия металла, достаточно твердого и прочного для технического применения; он был впервые найден в железе. С этого времени — более быстрый темп прогресса.