Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Конспект книги Льюиса Г. Моргана «древнее общество» 257




ЧАСТЬ IV. (РАЗВИТИЕ ИДЕИ СОБСТВЕННОСТИ)

ГЛАВА I. ТРИ ПОРЯДКА НАСЛЕДОВАНИЯ

«.Самые ранние идеи (!) собственности» теснейшим образом связаны с добыванием пищиосновной потребностью. Объекты собственности становятся, естественно, многочисленнее в каждом «последующем этни­ческом периоде» по мере роста числа ремесел, от которых зависят средства существования. Рост собственности идет, таким образом, рядом с разви­тием изобретений и открытий. Таким образом, каждый этнический период обнаруживает заметный прогресс по сравнению с предшествующим не только в отношении числа изобретений, но и в отношении разнообра­зия и размеров собственности, явившейся результатом этих изобретений. Увеличение числа форм собственности должно было сопровождаться развитием определенных установлений, регулирующих владение и нас­ледование. Обычаи, на которых основываются эти правила владения и на­следования собственности, определяются состоянием и уровнем развития общественной организации. Таким образом, развитие собственности тесно связано с увеличением числа изобретений и открытий и с усовершенст­вованием социальных институтов, которые характеризуют различные этнические периоды развития человечества (стр. 525, 526).

I. Собственность на ступени дикости

Люди, когда они еще не знали огня, не обладали членораздельной речью и не умели изготовлять оружие... зависели... от дикорастущих плодов земли. В период дикости они медленно, почти незаметно подви­гались вперед: от языка жестов и несовершенных звуков к членораздельной речи; от дубины, как первого оружия, к копью с кремневым наконечни­ком и, наконец, к луку и стрелам; от кремневых ножа и долота к каменным топору и молотку; от ивовой и тростниковой корзины к корзине, обмазан­ной глиной, которая дала сосуд для варки пищи на огне, и, наконец, к гон­чарному искусству.

В отношении средств пропитания они прогрессировали от дикора­стущих плодов в ограниченном месте обитания к рыбе и морским моллю­скам и, наконец, к хлебному корню * и дичи.

Далее, на ступени дикости развились: {изготовление} веревок и бе­чевок из волокон коры, а также тканей из растительной массы; дубле­ние шкур для одежды и покрытия шалашей; наконец, постройка домов из жердей и крытых корой, или из досок, расщепленных при помощи каменных клиньев.

Среди менее аначшпелъных изобретений Моргай приводит, наряду со сверлом для добывания огня (хотя наоборот: все отно­сящееся к добыванию огня — главное изобретение!),

мокасины

(индейское слово для обозначения обуви без подошвы, из мягкой оленьей кожи и т. д.)

и лыжи.

В этот период сильно увеличилась численность людей

* Исоралея съедобная. Р?ф,



К. МАРКС


(в противоположность примитивному состоянию, на основе увеличившихся средств потребления);

они распространились по континентам. В социальной организации — прогресс от кровнородственной орды к племенам с родовым строем, та­ким образом у них возникли зачатки основных органов управления.

Наиболее развитая часть дикарей в конце концов организовала ро­довое общество и образовала небольшие племена, жившие в разбросанных селениях... их грубая энергия и еще более грубое ремесло были направлены главным образом на добывание пищи; они не имели еще селений, обне­сенных частоколом для обороны, не имели мучной пищи, практиковали еще каннибализм. «Потенциально» прогресс был огромным: имелись уже зачатки языка, управления, семьи, религии, строительного искусства, собственности, а также зародыши необходимых для жизни производств.

Собственность дикарей незначительна: грубое оружие, ткани, ут­варь, одежда, орудия из камня и кости и «личные украшения»главные объекты их собственности. Мало объектов собственности — никакого стремления к обладанию ими; никакой Studium lucri {страсти стяжания}, которая в настоящее время так властно господствует над умом человека.

Землей владело племя сообща, тогда как жилищами владели совместно их обитатели.

Стремление к стяжанию питало свои нарождающиеся силы только за счет предметов чисто личного потребления, возраставших вместо с мед-лонным развитием изобретений. Предметы, считавшиеся наиболее цен­ными, клались в могилу вместе с их умершим владельцем, чтобы он мог продолжать пользоваться ими в стране духов.

X Наследование: первый из его главных порядков возник с учреждением рода; согласно этому порядку имущество умершего распределялось между его сородичами. На деле оно присваивалось ближайшими родственниками, но по общему принципу имущество должно было оставаться в роде умер­шего и распределяться между его членами. [Это правило сохранили до цивилизации греческие, римские роды.] Дети наследовали своей матери, но не получали ничего после смерти того, кто считался их отцом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1283 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.