Известно много определений понятия идеологии, как негативного, так и позитивного характера. Пример негативного определения можно найти у американского политолога Д. Белла, который видел процесс саморазрушения идеологии. Идеология – это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность. Однако другие зарубежные авторы характеризовали идеологию как необходимую систему ценностей, идей для решения определенных задач. Л. Альтюссер считал, что «человек по своей природе идеологическое животное». Американский социолог Э. Шилз определяет идеологию как систему ценностей, выступающую в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом. Другой американский социолог У. Ростоу считает, что движущей силой развития общества всегда выступало мировоззрение.
Негативное отношение к идеологии, как ненаучному сознанию, идет в основном от К. Маркса, который связывал ее с охраной власти буржуазии, и тех ученых, кто подчеркивал ложность идей, положенных в основу идеологии. Хотя те же марксисты разрабатывали идеологию рабочего класса как позитивную. Знакомясь с разными точками зрения на идеологию, следует видеть, что для общественных наук и практического познания общественной жизни понятие идеологии играло и продолжает играть важную роль. Это показали, в частности, 1990-е годы и начало 2000-х годов в России. Поэтому необходимо изучать политические идеологии, закономерности их развития.
Политические идеологии относятся к неинституциональным элементам политики наряду с такими формами, как политическое сознание, политические идентичности, политическая ментальность, политическая культура, политические интересы. Но в отличие от этих феноменов, идеология, хотя и использует их в качестве отправного пункта или своеобразных «зерен» или «ростков», является продуктом определенных субъективных усилий, творением конкретных субъектов – идеологов. Развернутое определение политической идеологии как «систематизированной совокупности идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти» (А.И. Соловьев)[106] показывает, что идеология находится в центре политической борьбы, вокруг нее нередко идет ассоциация и диссоциация политических сторонников и противников. Поэтому при трактовке идеологии разные политические течения вкладывали в содержание этого понятия разный смысл.
Идеологию также характеризуют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие (Д. Истон, М. Дюверже, Э. Шилз и др.). Многие современные идеологии представляют собой систему взглядов, интересов, целей, намерений, умонастроений людей, классов, партий, других субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений и т.д. Важно отметить, что идеология – это теоретический уровень политического сознания, соотносящийся с другим уровнем, политической психологией. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения (социальные, экономические, национальные и т.д.) обусловило появление различных по целям и содержанию видов политической идеологии (либеральной, консервативной, социалистической, радикальной, шовинистической, экологической, фундаменталистской, консьюмеристской и др.).
Большое значение для понимания идеологии имеет его рассмотрение в соотношении с научным знанием (М. Вебер, Д. Лукач, А. Грамши), массовым сознанием и коллективными представлениями (Э. Дюркгейм, С. Московичи), общественной, в частности, экономической, социальной и культурной, практикой (К. Маркс, Ф. Энгельс, Ю. Хабермас). В некоторых теориях исследователи пытаются все эти связи идеологии осмыслить интегративно, целостно. В частности такую попытку предпринял французский ученый Поль Рике в книге «От текста к действию» (1986).
П. Рике показывает, что для идеологии характерны пять признаков[107]. Первый – наличие образа (имиджа), необходимого для существования группы в обществе, демонстрируемого группой для самопрезентации, представления ее интересов. Такая идеология выступает в качестве функции, «легенды» данной группы, особенно заметной в момент оформления данной социальной группы как сильной общественной силы (интерпретация инаугурационного события). Второй признак идеологии – динамизм, позволяющий, несмотря на множество взаимодействий в обществе, порождать мотивацию для социальной практики; он характеризует идеологию не только как рефлексию, но и как социально-политический проект.
Третий признак – упрощение и схематизация образа конкретной социальной практики, в результате чего появляется некая догма, кодекс веры, ритуал, стереотип сознания, поддерживаемый риторическими средствами; он позволяет сделать идеологичной любую систему взглядов (идей) – этику, религию, философию. Четвертый – власть идеологии, несмотря на ее иллюзорность; иллюзорность идеологии – это то, что люди добровольно принимают, идеология – это нечто, в чем люди живут и мыслят, а не конкретные темы и концепции. Пятый признак – инерционность идеологии, когда она интерпретирует все новое в терминах, привычных для нее, не признает за реальность те явления, которые подрывают ее схемы и интерпретации. Все эти признаки характеризуют закономерности возникновения и функционирования идеологии.
Английский исследователь Л. Фойер также сформулировал некоторые закономерности функционирования идеологии: закон «постоянных ингредиентов», закон «левого и правого крыла», закон «генерационной идеологической волны». Закон «постоянных ингредиентов» означает, что во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента: 1) библейский миф о Моисее – освободителе израильтян из египетского плена; 2) догмат, дающий идеологии философское обоснование; 3) определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие. Во всех идеологиях, по мнению Фойера, находят одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и раскрепощения.
Смысл «закона генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны. В момент рождения это явление прогрессивно, оно возникает «слева» и опирается на «левые» силы. Движение затем идет к «центру» и завершается «поправением» уже повзрослевшего молодого поколения. Суть же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии – «слева направо» или наоборот, т.е. обслуживает разные политические и социальные силы.
Идеология – сложное многоуровневое образование. В современной политологии и социологии рассматриваются несколько уровней политической идеологии. В частности А.И. Соловьев выделяет следующие уровни:
1) теоретический, концептуальный, абстрактный уровень, на котором формулируются основные положения, раскрывающие идеалы и ценности определенного класса, нации государства, формируются основные положения в отношении главных сфер жизнедеятельности общества и человека;
2) программно-политический, когда происходит адаптация, переход требований элиты или контр-элиты с языка социально-философских принципов на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан; практика показывает, что научный уровень часто вступает в противоречие со вторым; для широких масс «потолком» чаще всего является программно-политический уровень;
3) актуализированный, когда определяется степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение; этот уровень позволяет элите путем изучения общественного мнения (особенно в обществе с открытыми идеологиями) определять степень влиятельности, надежности политической идеологии, которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная система, направляющая жизнь человека и общества[108].
В качестве компонентов идеологии как политического учения определенных социальных сил О.Э. Лейст выделяет: а) мировоззрение (моральные, религиозные, мифологические элементы); б) теорию (категории, понятия, научные принципы); в) программные элементы (проекты, планы, программы). Отечественный политолог К.С. Гаджиев обращает внимание на структурные элементы политической идеологии в целом как системы взглядов и как практической системы: а) связь с общей мировоззренческой системой; б) программные установки, сформулированные на основе тех или иных положений системы; в) стратегия реализации гражданских установок; г) пропаганда; д) конкретные шаги по реализации программы.
Последователи К. Маркса (В.И. Ленин, А. Грамши, Д. Лукач, Л. Альтюссер) считали, что, если идеология совпадает с интересами класса, отражает объективное развитие общества, то такая идеология может совпадать с научной политической теорией, научно объяснять социальные отношения. В этом плане она может выполнять конструктивную гносеологическую (познавательную), интерпретационную (объяснительную), репрезентативную (представляющую взгляды и цели), критическую функции. Но независимо от научности (ненаучности), главная функция политической идеологии – это овладеть сознанием населения, социальной группы и внедрить в него то видение действительности, которое соответствует интересам господствующего класса (социальной группы). Этот тезис марксистов о связи идеологии с интересами определенных групп разделяет большинство политологов и социологов. Исходя из этой функции идеологии, политологи выделяют другие, частные функции:
· оправдание притязания какой-либо группы на власть путем создания позитивного образа осуществляемой политики;
· выражение и духовная защита интересов определенной социальной группы (артикуляция интересов);
· интеграция общества. Л. Альтюссер вслед за А. Грамши, сравнивал идеологию с цементом, необходимым для скрепления всех частей общества; Т. Парсонс и К. Мангейм отмечали способность идеологии сплачивать людей, наделяя политическое действие коллективным смыслом за счет возможностей агрегирования интересов;
· разграничение данной группы (партии) от других групп (партий), символическое и идентификационное ее выделение из среды других субъектов, построение своеобразного образа (имиджа);
· обеспечение идентификации различных слоев с идеалами господствующего слоя, класса, элиты, с задачей, решение которой предполагает широкое и заинтересованное участие масс;
· мотивация политического поведения людей на целенаправленные действия;
· мобилизация членов социальной группы, а в определенные периоды и широких слоев общества, за счет презентации необходимых образов, схем политической деятельности на массовые активные действия;
· аккумуляция энергии людей, ресурсов терпения, необходимых для последующих действий (о значении этой функции писал К. Мангейм);
· амортизация (ослабление) социальной напряженности, в периоды, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения.