Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типологии политической культуры




Исследователи выработали несколько типологий политической культуры, характерных для различных обществ. Среди типологий выделяют специализированные и общие. Так, английский исследователь Д. Каванаха дает типологизацию: гомогенный, фрагментарный, смешанный и искусственно гомогенный типы политической культуры. Гомогенная политическая культура характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью, фрагментарная – конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Смешанная – наличием ценностных ориентаций, как гомогенных, так и отличающихся от норм и ценностей существующего режима. Р. Шванцерберг типологизирует политическую культуру на открытые, восприимчивые к влиянию других культур и закрытые, не расположенные к заимствованию имеет место в науке.

Наиболее распрстраненную типологизацию политической культуры осуществивили Г. Алмонд и С. Верба, изучавшие с 1958 по 1962 г. политические культуры Великобритании, Западной Германии, Италии, Мексики и США. Для того чтобы сравнивать политические системы разных стран, Алмонд и Верба выделили три относительно самостоятельных, но в то же время взаимозависимых переменных: патриархальная политическая культура –это политическая культура местных общин; подданническая политическая культура, ориентированна на пассивное отношение к политической системе. Для патриархального (провинциального) типа характерна локальная ориентация граждан на местные ценности – местную общину, приход, род, клан, племя. Таким образом, индивид в патриархальной культуре ориентирован на авторитет конкретных знакомых личностей – вождей («патриархов»). Знания о политической системе у членов сообщества довольно слабые, политические ориентации не отделены от повседневных экономических и религиозных.

Подданнический тип культуры характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе, слабый интерес к политике. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же самое время опасается санкций с ее стороны. Подданическая и патриархальная культура могут быть отнесены к закрытам типам.

Политическая культура участия члены общества определенно ориентированы на систему вообще, а также, на политические и административные структуры и процессы. Индивидуальные члены такой полити­ческой системы могут быть благоприятно или неблагоприятно ориен­тированы на различные классы политических объектов. Они склоняют­ся к тому, чтобы ориентироваться на «активную» собственную роль в политике, хотя их чувства и оценки таких ролей могут варьироваться от принятия до отрицания.

К открытому типу может быть отнесена культура, отличающаяся активным включением в политическую жизнь, артикуляцией своих интересов и серьезным влиянием на процесс выработки политики через выборы, группы интересов, партии. Важной чертой этого типа является активное участие в микрополитике, т.е. принятии решений в своем коллективе, школе, фирме, местном сообществе. Это сочетается и поддерживает законопослушность и уважение к принятым решениям. Так практика демократических образовательных учреждений, в которых важные вопросы выносятся на суд школьников, способствует формированию «политического мышления» молодежи. Дискуссии, выступления, голосование становятся важными процедурами участия[97].

Наряду с такими типологиями есть и другие. Развивая базовые модели политической культуры, удачную типологию разработал отечественный политолог Э.Я Баталов, о двух регулятивных механизмах – рынке и государстве (сообществе в более широком смысле), а сответственно рыночном и этатистском (государственническом) типах политической культуры[98].

Для характеристики типов политической культуры важно сказать о соотношении ее с субкультурами[99]. Выделить субкультуры из общей политической культуры общества довольно сложно, т.к. эти отношения не похожи на отношения целого и части. Субкультура – это система культурных координат, не совпадающих с общепринятыми (официальными) координатами, вырабатываемых социальной общностью (социальной группой, этнической группой, региональным сообществом, сторонниками партии) для ориентации в противоречивом мире. Политолог Э.Я. Баталов понятием политической субкультуры обозначил системы (подсистемы) политических ориентаций и модели политического поведения, характерные для определеной группы (региона), отличающиеся своей системной целостностью от ориентаций и моделей, присущих, как другим группам и регионам, так и нации в целом.

Специалисты по-разному видят истоки, причины возникновения субкультур. Одни считают их отклонениями (аномалиями) от какого-то пути. Другие отмечают, что для субкультур характерен творческий, полезный характер, необходимый для развития культуры общества. Не всякая социальная группа, как считает Э.Я. Баталов, порождает политическую субкультуру, а лишь та, члены которой объединены соместным и специфическим опытом воспроизводства политической жизни, ставящим их в особое положение по сравнению с другими группами и нацией в целом. Выделению субкультуры способствовуют разнотипные различия в социально-экономическом положении, национально-этническая самобытность, приверженность определенной вере, региональные особенности.

Различают понятия субкультуры и контркультуры. Контркультуру с определенной степенью условности можно рассматривать как разновидность субкультуры. Итальянский философ и писатель У. Эко дифференцировал понятие субкультуры на «контркультуру» и «альтернативную культуру». Контркультура – это культура, прямо противопоставляемая господствующей политической культуре, «полярная» к ней, отрицающая ее ценности. Так можно характеризовать культуру партий, организавовавших «Марш несогласных» в январе 2007 г. Альтернативная же культура может существовать самостоятельно, на собственной основе, независимо от доминирующей официальной политической культуры и идеологии. Например, субкультура некоторых молодежных группировок или политическая субкультура студенческой молодежи определенного региона, антиглобалистская субкультура.

Можно выделять субкультуры политической элиты и народной массы, олигархических структур и местных сообществ, городского и сельского населения. Американский политолог и этнолог Д. Элазар, выделяя в американской политической культуре три основные компонента (моралистский, индивидуалистический и традиционалистский), говорит о возможности изучения субкультур штатов. В США, например, различают политическую культуру Севера и Юга. Чем блже к югу, тем больше снижается участие населения в местном самоуправлении, власть чиновников более обширна. Это заметил еще А. де Токвиль, но данные различия сохраняются до сих пор. В России различаются политические региональные субкультуры г. Москвы и Санкт-Петербурга, Центра России и Северного Кавказа, районов Сибири и Дальнего Востока, Калининградского анклава и районов Крайнего Севера, национальных республик Карелии, Хакасии, Татарстана, Тывы, Якутии и др. Изучают субкультуры различных профессиональных и социально-демогрфических групп. Несмотря на наличие субкультур, можно говорить о политической культуре какого-то общества в целом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 760 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2421 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.