Еще до появления термина «идеология» существовали представления и философские труды о неких духовных явлениях, играющих важную политическую роль в защите определенных религиозных и государственных устоев.
Долгое время роль идеологий играли религии. Можно с определенной долей условности сказать, что в социальной структуре общества и в механизме государства возникали политические институты и органы (должности), которые отвечали за поддержание определенных охранительных догм. Роль идеологов в Древнем Египте играли жрецы, пользующиеся огромной духовной властью по отношению к народу и даже к фараонам. Известно, что египетский фараон Эхнатон пытался провести реформу религии, ослабляющую власть жрецов, но сила касты жрецов была такова, что они фактически стерли память о нем и его реформе.
В Средние века в Европе католическая церковь вела борьбу с монархами за первенство в управлении государством. Шла борьба между сторонниками верховенства власти Папы Римского и сторонниками светской власти. Данте Алигьери – великий поэт, был также автором труда «Монархия», в котором обосновывал необходимость империи и самостоятельной власти светского монарха. Защищая идеи о власти и империи, Данте выступал в роли идеолога.
Принято считать, что впервые термин «идеология» (от греч. «idea» – идея и «logos» – «слово», «понятие», «учение») был введен французским философом Д. де Траси (1754–1836), написавшим объемный труд «Элементы идеологии» (1827), в котором он обозначил учение о совокупности идей, являющихся базой для развития образования, установления моральных норм в обществе[102]. Он считал, что его книга может стать учебником для воспитания молодежи, повлияет на принятие закона об образовании. Понятие идеологии употреблялось им в позитивном (положительном) смысле. Известный немецкий социолог Карл Мангейм считал, что понятие идеологии в негативном ее звучании зародилось в тот момент, когда Наполеон Бонапарт пренебрежительно назвал выступающих против него философов «идеологами». Если Д. де Траси вкладывал в понятие идеологии смысл «учебника жизни», то Наполеон, наоборот, негативный, пренебрежительный смысл[103].
В течение XIX в. понятие «идеология» утвердилось в Европе. В традициях эпохи Просвещения идеология трактовалась как общественное сознание, искажающее реальность, противостоящее рационализму (учению о познании, опирающемуся на разум), поскольку, как считалось, она имела в своей основе религиозные представления. Просветители, в частности, П. Гольбах и К. Гельвеций, считали, что причиной заблуждений являются особенности человеческого познания и священники используют их в своих интересах. Они возлагали большие надежды на образование народа («просвещение»). Карл Маркс (1818–1830), также не смог преодолеть одностороннюю оценку роли религии, но это не помешало ему выявить важную роль идеологии в защите интересов экономически господствующих классов. К.Маркс при своей жизни тоже относился к идеологии отрицательно, как к "ложному сознанию".
Интересна в этом плане и работа Фридриха Энгельса «Крестьянская война в Германии», где он показывает, что восстания и революции прошлого всегда были вооружены идеями, имеющими религиозную окраску и эта религиозность играла идеологическую роль, т.к. они должны были «сорвать священный покров» с религии противодействующего класса, развенчать ее прежде, чем нанести удар по социальной и материальной системе угнетателей.
В целом, становление идеологии выдвинуло на первый план выявление определенных духовных ценностей и обоснование их значения в жизни общества. Идеологии использовались в интересах определенных групп людей, что придавало им политический характер. При этом принимались во внимание особенности человеческого отношения к миру, возникновение мифологического сознания. В идеологиях активно использовались нормы морали, предписания религии, мифология, элементы светской духовной культуры различных народов.
Научный интерес к проблеме идеологии проявили и другие ученые и научные школы. Ее исследовали М. Вебер, В. Зомбарт, А. Трёльч, Б. Чичерин, Н. Бердяев, К. Леонтьев, К. Мангейм, Т. Парсонс, К. Ясперс, З. Бжезинский, Д. Белл, Р. Будон, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и многие другие известные ученые. Можно выделить несколько направлений (научных парадигм) исследования идеологии.
Социально-экономическое направление. К. Маркс и Ф. Энгельс одними из первых подошли к анализу идеологии с научной точки зрения, выступая не только как социологи, но и идеологи рабочего класса. Это понятие получило разработку, в частности, в работе «Немецкая идеология». В ней отмечено, что политическая идеология, в зависимости от уровня развития общества, зрелости и объективного положения класса, социальной группы, выступала в облике то одной, то другой формы общественного сознания (например, религиозной формы в Крестьянской войне в Германии, в Реформации). Это положение марксизма в целом подтверждается фактами истории. Например, учение Конфуция, являясь моралистским по своей форме, имело много сторонников, приобрело черты идеологии. Философия гуманизма также приобрела форму идеологии в эпоху Возрождения. Некоторые ученые, например философы и социологи Франкфуртской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас) считали, что наука, в том числе определяющая развитие техники, также сыграла роль прогрессистской идеологии.
Согласно марксизму, идеология отражает интересы определенного класса и имеет, как правило, политическую направленность. Классовый (сословный) ее характер выражается в том, что идеология служит духовным средством политической борьбы за власть или удержание власти («господствующие в обществе идеи во все эпохи были идеями господствующего класса»[104]). Идеология относится к надстроечным элементам, характер которых определяется экономическим базисом. Поэтому направление исследования идеологии, открытое К. Марксом, называется социально-экономическим.
Исследование идеологи в рамках марксистской традиции было продолжено Ф. Энгельсом, Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой. Немалого нового внесли в разработку марксисткой теории идеологии А. Грамши, Д. Лукач, Л. Альтюссер, Н. Пулантзас, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас. Например, была в определенном смысле пересмотрена детерминированность сознания, в том числе идеологии, экономическим базисом. Еще Ф. Энгельс (1820–1895) писал в своих поздних письмах к Й. Блоху, К. Шмидту, Ф.Мерингу о том, что идеология может стать относительно самостоятельной и, в свою очередь, влиять на материальные условия жизни. А. Лабриола уточнил, что идеи, в отличие от политико-правового порядка, поддаются только косвенной детерминации со стороны экономической структуры. Французский марксист Л. Альтюссер, развивая идеи А. Грамши, разработал концепцию идеологических аппаратов государства как материализации господствующей идеологии. К идеологическим аппаратам он отнес религиозные институты, систему образования, семью и сферу обслуживания семьи, правовую систему, политическую систему, профсоюза, СМИ, сферу культуры.
Психологическое направление. Определенные предпосылки для возникновения этого направления были созданы трудами марксистов А. Лабриолы и Г.В. Плеханова. В значительной мере способствовали его развитию теоретик психоанализа З. Фрейд, его ученики и последователи. Хотя З. Фрейд не занимался специальным исследованием идеологии, его схема искажения реальности под воздействием подсознания, структур «Эго» и «Супер-Эго», сыграли важную роль. Он связывал идеологию не просто с сознанием, а с психикой человека, структурой его личности. Идеология представлялась З. Фрейду механизмом рационализации, рациональной интерпретацией поступков, наложения табу на определенные действия. Здесь срабатывает и механизм идентификации, когда угнетенные слои отождествляют себя с идеями угнетателей, обретают идеал своих господ и подчиняются притеснениям.
В дальнейшем это направление получило развитие в работах А. Фрейд (дочери З. Фрейда), А. Адлера, К. Юнга, В. Рейха, а также Э. Эриксона, который писал: «…Почти каждый может быть привлечен какой-нибудь идеологической системой, которая блокирует все выходы кроме одного, украшенного бросающимися в глаза символами надежды и отчаяния и охраняемого актерами, профессионалами и палачами этой системы»[105]. Он отметил значение идеологий в периоды кризисов, когда необходимы экзистенциальные решения, дающие смысл жизни многим людям. В. Рейх, применяя психоанализ З. Фрейда, пытался исследовать идеологию фашизма. Свой вклад в разработку психологической теории идеологии внес также известный итальянский социолог В. Парето.
Социологическое направление. В становлении этого направлениязначительную роль сыграл французский социолог Э. Дюркгейм. Он выводил идеологию, в отличие от К. Маркса, не из социальных корней, а из природы человеческого познания, интеллекта, социальных представлений, особенностей коллективного сознания и пришел к выводу, что идеология, являясь ложным знанием, играет, тем не менее, важную адаптивную функцию. Серьезный вклад внес венгерский марксист Д. Лукач и немецкий социолог Карл Мангейм (1893–1947). Последний выдвинул концепцию, в которой совмещаются «частичная» идеология, присущая отдельным группам общества и «тотальная» идеология, характерная для всего общества. Индивид не может выйти за рамки «тотальной» идеологии, если только не сменит культурную среду, но и тогда он попадает под власть другой «тотальной» идеологии. К. Мангейм исследовал важную характеристику идеологии – ее систематизированность и отличие от утопии. Идеология оправдывает то, что смогло реализоваться на практике и существует, утопия же предлагает реализовать новый проект, реализуемость и преимущество которого перед старым не доказано. Мангейм считал, что идеологии, хотя и являются «добровольными мистификациями», никогда не отомрут, т.к. люди всегда будут в них нуждаться.
В рамках социологической парадигмы следует сказать также о работах Т. Парсонса, считавшего, что идеология играет важную интегративную роль, помогая сплачивать членов общества вокруг определенных идей.
Формирование разнообразных теорий и школ показывает сложность научной разработки понятия «идеология», ее природы, структуры, соотношения с наукой, моралью, религией, философией, политикой, ее места в субъект-объектных отношениях. Понятие идеологии в силу своей многозначности продолжает открывать все новые грани. Продолжаются споры по поводу перспектив развития идеологии. В общественных науках наступали эпохи идеологизации и объявлялось об эпохе деидеологизации. В России тезис деидеологизации (ухода идеологии) особенно популярен был в 1990-е годы, что нашло некоторое отражение даже в Конституции Российской Федерации. Но идеология никогда не исчезала, подтверждая выводы К. Мангейма.