Процесс политической социализации представляет собой сложный объект для научного понимания, поскольку действия человека в политической сфере формируются не только разумом, но и эмоциями, чувствами, страхами, страстями, нередко искаженным и далеким от реальности восприятием политических событий и явлений и т.п. Важно увидеть за «внешним» политическим поведенческим хаосом индивидов и социальных групп понятные причины и четкие личностные и групповые мотивы и интересы.
Россияне проходят в своей политической социализации различные этапы. Существует несколько их общепринятых классификаций.В зависимости от возраста, наличия политического опыта и уровня политической идентификации личности выделяют: первичную политическую социализациюи вторичную политическую социализацию.
Первичная политическая социализация - это период начала жизни человека, когда он только начинает познавать окружающий мир. На этом этапе личность получает начальные представления о том, что такое политика и зачем она вообще нужна в жизни общества; кто и для чего принимает в ней участие; что означают те или иные конкретные политические процессы и явления; каковы базовые правила национальной «политической игры»; что такое политическая культура и т.д.
Вторичная политическая социализация начинается тогда, когда у человека уже сформированы основные представления о политике, о своем участии или неучастии в этом виде деятельности. К этому времени гражданин уже имеет свою точку зрения по тем или иным политическим вопросам и проблемам, способен четко ее формулировать и отстаивать перед своими политическим оппонентами и т.п. Иными словами, это период, когда личность, усвоившая «политическую арифметику», переходит к «политической алгебре».
В рамках первичной политической социализации, которая продолжается с 3 до 13 лет, американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре этапа: политизацию, персонализацию, идеализацию, институализацию.
Политизация - период, когда ребенок получает самые первые представления о существовании политики и о том, что это такое. Ознакомление с основами политической жизни осуществляется им в процессе непосредственных контактов с родителями и близким окружением. Это - этап некритической ассимиляции личностью политических представлений окружающих ее людей. Основной фон подачи политической информации - эмоции и чувства, которые в дальнейшем на подсознательном уровне будут влиять, а нередко и определять общее (положительное или отрицательное) отношение человека к политике как к определенной сфере деятельности.
Персонализация - период более конкретного понимания ребенком политики. Он начинает осознавать и воспринимать тот факт, что политика осуществляется посредством деятельности различных людей: например, президентом страны, парламентариями, полицейскими и др. На этом этапе общее недифференцированное представление ребенка о политике замещается персонификацией политической власти. Важным для дальнейшей политической социализации личности является то, что именно здесь формируется базовое отношение личности к представителям власти и закладываются мотивационные и поведенческие основания, которые будут в дальнейшем определять основной тип взаимоотношений человека с представителями власти во взрослой жизни. На этом этапе возрастает значение рациональной составляющей процесса политической социализации.
Идеализация - период, на протяжении которого, ребенок, познающий окружающий мир, склонен приписывать наиболее важным для него политическим фигурам, в меньшей степени - политическим процессам и явлениям, исключительно положительные качества и свойства. Такое специфическое представление о политике обусловлено развитием и совершенствованием способности личности познавать окружающий мир. Более конкретно - с развитием абстрактного мышления и освоением метода моделирования. Успешные попытки познать окружающий мир с помощью обобщенных понятий, логических схем приводят личность к пониманию того, что в мире действуют глубинные взаимосвязи и взаимодействия.Стремление обнаружить причинно-следственные связи возникновения и существования различных явлений является важным моментом социализации личности. Побочным следствием этого является идеализация существующего положения вещей и личностей, занимающих в мире «верхние этажи» власти. В это время формируются мотивационная и поведенческая база готовности личности к поддержке конкретных представителей власти и выдвигаемых ими инициатив.
Институализация - на этом этапе осуществляется синтез политических взглядов и представлений предыдущих этапов политической социализации личности. Ею формируется обобщенный, более адекватный действительности и гораздо более взвешенный образ политики как сложной системы взаимодействий и взаимосвязей разнообразных политических субъектов, структур и институтов. Наряду с появлением большей критичности в оценке политиков и политических процессов и явлений на этом этапе происходит преодоление персонифицированной трактовки политики и замена ее на надличностную, институциональную трактовку. Этот этап является завершающим этапом первичной политической социализации и одновременно базой для перехода ко вторичной политической социализации. От того, насколько успешно удалось человеку пройти этот завершающий этап, будет зависеть качество его «взрослой» политической жизни.
Еще одной общепринятой в политической науке классификацией является классификация политической социализации личности по специфике ее участия в политический жизни общества. Используя данное основание, выделяют три ее этапа: допартиципаторный, партиципаторный, постпартиципаторный.
Эти сложные для произношения названия являются «фонетической калькой» английского слова «participation» - участие. Иными словами, данная классификация разделяет политическую социализацию личности на «до», «во время» и «после» ее участия в политической жизни.
Допартиципаторный этап - это период дошкольной жизни ребенка и частично - школьного обучения. В это время личность из-за своего возраста еще не принимает активного участия в политической жизни. Она пока находится лишь на стадии первичного социализирующего обучения и потому не способна ни сформировать собственное мнение по тем или иным проблемам политической жизни, ни дать адекватную оценку действиям политиков и парламентариев, ни предпринять какие-либо необходимые политические действия. Естественно, что на этом этапе человек не имеет юридически закрепленных политических прав и свобод и не может принимать полноценного участия в функционировании политической сферы социума.
Партиципаторный этап - это период непосредственного участия личности в политической жизни страны. Он начинается еще в старших классах школы и охватывает собой учебу в средних и высших учебных заведениях, службу в армии и трудовую деятельность. Иными словами, это период активного участия (или, например, принципиального неучастия) человека в национальной политике. В это время гражданин получает реальную возможность своими действиями участвовать в функционировании социальной пирамиды власти. Партиципаторный этап в политической социализации личности обычно означает, что гражданин имеет базовые представления о политике и политической деятельности, знает и умеет реализовывать на практике свои политические права и свободы, способен сформировать и отстаивать свою точку зрения на те или иные политические процессы и события, а также обладает более или менее выраженными способностями к политическому управлению. Кстати, на этом этапе происходит формирование и т.н. обратной политической социализации - процесса, при котором сам человек способен влиять на политическое сознание и поведение других людей, меняя их представления и поведенческие нормы и образцы в соответствии со своим собственным пониманием политики, а также оказывать серьезное трансформирующее влияние на деятельность различных политических структур и институтов местного, регионального и федерального значения.
Постпартиципаторный этап - это период ослабления политической социализации личности. Как правило, он начинается с выходом человека на пенсию. В это время политические взгляды и представления личности характеризуются устойчивой стабильностью. Их содержание по преимуществу остается стабильным даже в случае каких-либо кардинальных социальных и политических изменений. Вместе с тем, такая «содержательная неизменность» вовсе не означает неспособности или нежелания представителей старшего поколения активно участвовать в политической жизни своего региона и своей страны, осваивать новые для них методы и формы осуществления своей политической активности.
Выйдя на пенсию, человек нередко с головой окунается в политику и становится гораздо более активным гражданином, чем во время своей трудовой деятельности, когда на это у него не хватало ни времени, ни сил. Любопытно, что эта тенденция сохранилась и в наше время. Сегодня - в период резких социальных изменений именно представители старшего поколения продемонстрировали недюжинную политическую активность. Их массовые выступления во многом определили тенденции и закономерности современных форм и методов осуществления протестных политических действий в России. Они на практике показали своим детям и внукам, которые не знали и не пострадали от жестких, в том числе репрессивных методов социалистического государственного управления, что такое активная жизненная позиция, социальная ответственность и любовь к своей Родине.
Демократические изменения в политическом устройстве страны закономерно вывели на первый план вопросы, связанные с разработкой и внедрением в нашу жизнь новых - демократических - форм, образцов и механизмов политической социализации индивидов и социальных групп. Общая характеристика сложившейся сегодня ситуации в этой области политического управления (как и во многих других областях российской общественной жизни) пока характеризуется превалированием разрушительных тенденций над их конструктивными аналогами. Отметим, что это - необходимый этап при любых социальных трансформациях. Его задача разрушить старую, отжившую, мешающую дальнейшему развитию российского социума систему социалистической политической социализации.
В целом данная задача успешно решена. И теперь нам необходимо приступить ко второму этапу - этапу выработки и внедрения в отечественное социальное пространство новых моделей, норм и образцов политической социализации индивидов и социальных групп. Нужно, чтобы они, с одной стороны, ассимилировали передовой опыт, накопленный жителями развитых демократических стран в этой непростой сфере, а с другой стороны, учитывали историческую специфику России, связанную с традиционно приоритетной ролью отечественного государства в жизни нашего общества. И здесь - вопросов и проблем пока гораздо больше, чем ответов и решений. Это касается как теории, так и практики политической социализации.
Главная управленческая проблема, с которой столкнулось российское общество при переходе к новой - демократической политической социализации, заключается, по нашему мнению, в завышенной оценке реформаторами социальных тенденций самоорганизации и самодеятельности широких слоев населения. В «учебных» терминах ее можно сформулировать как общесистемную попытку в масштабах всего общества заменить «школьное» политическое обучение на политическое самообразование.
Реформаторы в России надеялись быстро сокрушить громоздкое, контролируемое политическое образование индивидов и заменить его в кратчайшие сроки на новое, свободное от жесткого диктата государства политическое самообразование. Уже не государство должно было диктовать человеку, что думать и как оценивать те или иные политические процессы и явления. Теперь сам человек получал право самостоятельно решать, что ему думать о политике и политиках, как их оценивать, и по своему вкусу выбирать из различных моделей политической социализации наиболее подходящий для себя вариант. Поэтому направление реформ в этой области было выбрано правильно - процесс российской политической социализации индивидов и социальных групп действительно необходимо максимально приближать к демократическим образцам и стандартам, функционирующим в развитых обществах. Главный «внедренческий вопрос» - каким образом это эффективно сделать?
Сегодняшняя непростая ситуация с политической социализацией индивидов и социальных групп позволила российскому обществу понять (и это большой позитивный управленческий опыт), что тенденции и закономерности процессов обучения носят всеобщий характер, независимо от того, кого и чему обучают. Лишь немногие ученики могут самостоятельно (без учителей и репетиторов) осваивать предметы школьной, вузовской и иной программы. Для подавляющего большинства необходимы школы и учителя. Хотелось бы подчеркнуть, что именно здесь зачастую скрываются причины непонятной ученым, политикам и управленцам политической пассивности граждан и социальных групп, их нежелания участвовать в политической жизни страны.
Эти причины связаны с отсутствием у людей необходимых политических знаний и практических навыков участия в национальной «политической игре». Незнание и неумение в любой области всегда довольно негативно оценивается обществом и серьезно снижает социальный и политический статус любой личности или социальной группы. Вот почему его принято всячески скрывать.
Выправлять существующую ситуацию можно и нужно с помощью политического ликбеза. Как показывает нынешняя политическая жизнь, общественно-политических знаний, которые сегодня получают ученики в школах и студенты в вузах, пока явно недостаточно. Подчеркнем, что работу в этой области необходимо проводить, не принудительно заставляя людей учиться, и не навязывая им политических знаний, а предлагая, заинтересовывая и стимулируя интерес россиян к политике и к собственному активному участию в национальном политическом процессе. Возможно, стоит более активно использовать в непростом процессе политической социализации граждан возможности электронных СМИ. Например, можно создать на телеканалах специальные обучающие тематические передачи или разработать компьютерные программы и игры, которые бы учили молодых россиян (столь много времени проводящих в компании компьютера) правилам и нормам участия в национальном политическом процессе, прививали бы им основы демократической политической культуры.