В XI—XII вв. появились светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт. В XII—XIII вв. во многих странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать первые университеты. В них, в основном, было лишь три факультета — богословский, медицинский и юридический. Обучение в первых университетах велось на протяжении 5-6 лет.
Старейший в мире университет — Болонский. Он возник в XI веке. Основой университета послужило возникшее объединение учащихся, прибывших из разных стран Европы для изучения юриспруденции. Согласно исследованиям итальянских ученых датой основания университета считается 1088 г.
Первоначально университет состоял из множества колледжей, каждый из которых был абсолютно независим. Колледжи разделялись главным образом по национальностям (испанский, итальянский и т. д.) и, позднее, по специальностям. В 1563, когда Болонья вошла в состав Папского государства, университет был централизован, все факультеты были собраны в одном здании, был создан единый орган управления, преподавателям было назначено жалованье
Практически одновременно с ним возникает Парижский университет.
В течение XII в. в Париже образовались два школьных района: более старый, на острове «Сите» на земле епископа, около соборной церкви Notre Dame, — и более новый, на возвышенности св. Женевьевы, во владениях аббата. Во второй половине XII в. иностранные схолары Болонской юридической школы и частные парижские магистры, подчиненные канцлеру собора Notre Dame, организуются в корпорации, высвобождаются из-под опеки местных властей,
С появлением университетов в Средневековой Европе закрепляется система независимого от государства образования.
Император Священной Римский империи Фридрих Барбаросса в 1158 г. издал знаменитый указ, который поставил под особое покровительство всех тех, кто из-за научных интересов принужден был покинуть свою родину, странствовать и жить в чуждых землях.
Тем же указом болонские схолары освобождались от круговой поруки по долговым обязательствам и от подсудности городским властям. Они переводились под юрисдикцию собственных профессоров или местного епископа.
Указ императора стал охранной грамотой для всех студентов, где бы они ни странствовали или учились. Еще более могущественного союзника первые университеты в своем стремлении к автономности встретили в папстве. Это и понятно: в то время всякая школа считалась на службе у церкви.
Старейший университет в англоязычном мире и первый в Великобритании — Оксфордский университет, основан около 1117 года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). Если со временем через Оксфорд почти в обязательном порядке проходили члены высшего общества, то в средние века до этого было еще далеко. Там обучались только священнослужители, они снимали комнаты у местных жителей и зачастую были бедны.
При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати. Название «Оксфорд» происходит предположительно от двух слов — «бычий» и «брод».
В 1209 году группой профессоров и студентов, бежавших из г. Оксфорда после стычки между горожанами и студентами был основан Кембриджский университет.
В 1348 году открывается первый славянский университет в Праге.
Средневековое высшее образование, в первую очередь преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV—XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики. Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени — Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа — Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени — Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский, Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Монтень — выступали против монополизации католической церковью области образование. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.
Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в XV в.
В 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская академия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
В 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.
В XVII веке начинают создаваться научные лаборатории, в которых провозглашается принцип свободного научного исследования и преподавания. В эти годы во Франции, Англии, Германии создаются первые государственные научные академии, начинают систематически издавать научные журналы.
Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII—XVIII веков приводит к повышенному спросу на специалистов с высшим образованием (т. н. в России «служилых людей»).
В 1724 году в Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) и гимназия. В становлении Российского высшего образования сыграл роль Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором — посещение только специальных циклов, а на третьем — прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке».
Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет. Среди первых профессоров которого были Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и другие ученики Ломоносова.
17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет. Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нем сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета — выдающиеся научные открытия и достижения:
— создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский),
— открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус),
— создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров),
— открытие электронного парамагнитного резонанса (Е. К. Завойский),
— открытие акустического парамагнитного резонанса (С. А. Альтшулер) и многие другие.
3.4. Статистика:
В 1916 в России было 11 университетов и около ста вузов.
В 1914—1915 учебном году в России в 105 вузах обучалось 127,4 тыс. человек.
В 1970—1971 учебном году в Советском Союзе в 805 вузах обучалось 4,6 млн студентов. Из них по инженерно-техническим и экономическим специальностям — 43,6 %, гуманитарным и естественнонаучным — 35,6 %, сельскохозяйственным — 7,7 %, медицинским — 7,1 %.
В 1994 в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов.
По данным на 2000 год в России 562 (45,9 %) государственных высших учебных заведений, в том числе подчиненные Министерству образования РФ — 338 (26,0 %), и 662 (54,1 %) негосударственных (из них имеют государственную аккредитацию — 203 (15,5 %)). В них обучалось 4 739 500 человек, в том числе на дневном отделении — 2 624 300 человек.
в 2005 году на каждые 10 тысяч жителей России приходилось 495 студентов, в США — 445, в Германии — 240, Великобритании — 276, Японии — 233.
Образ жизни университета
На сегодняшний день студент, пожалуй, один из самых необычных представителей человечества. Его рост и развитие не такие, как раньше. Количество студентов во всём мире на сегодняшний день превышает 85 млн. А ведь какие-то 700 лет назад их было всего несколько тысяч.
Как гласит история, до XI-XII веков в Европе царила почти поголовная безграмотность. И даже священнослужители не хотели проводить время за изучением грамматики. А если перешагнуть по временному отрезку на пару веков назад, то мы увидим, что умение читать и писать — это не что иное, как колдовство. Сам Карл Великий (742 — 814), завоевавший большую часть Европы, так до конца своей жизни и не научился складывать буквы в слова, а папа Григорий I прямо говорил, что невежество — мать благочестия. В общем, все шло просто великолепно, люди не портили себе за книгами ни зрение, ни гордую осанку, пока в XI веке совершенно некстати не случился экономический подъем. И тут всем торговцам понадобились помощники, которые знали бы азы математики, представителям власти — современные юристы. Конечно, при монастырях давно существовали школы и скриптории, где переписывались старинные рукописи и учили читать и писать (такому счастью можно было научиться за три года), но было таких грамотеев очень немного. К концу XI века в Европе выделилось несколько городов, ставших центрами различных наук.
Тур славился преподавателями медицины,
Камбрэ — математики,
Болонья — права.
Вокруг каждого учителя складывался свой круг последователей, и вот около 1080 г. несколько болонских школ права объединились в одно целое. Так и возникли старейшие университеты (кстати, назывались первые вузы «студиями»). Верховодили в первых университетах студенты (называвшиеся «схоларами» или «школярами»): студенческое братство нанимало преподавателей (профессоров), составляло правила, по которым жила студия, и даже избирало ректора, обязательно студента, причем почему-то холостого. Студии подобного типа появляются несколько позднее в Ферраре, Падуе и других городах, составив «южный» тип университетов. Посмотрев на царившую в соседней Италии студенческую вольницу и прозорливо прикинув, что от студентов все равно нигде не будет спасения, французские учителя решили сформировать университет самостоятельно, не дожидаясь, пока это сделают школяры. Так около 1180 г. на основе объединения нескольких коллегий преподавателей возник Парижский университет. В XIII веке появляются студии в Оксфорде, Кембридже, Саламанке. Всего к началу XIV века в Европе их насчитывалось 18, в XV веке — уже 65, в XVI — 76.
Форма занятий.
Обучение в университете велось на латыни. Университеты отличались друг от друга размерами: от нескольких сотен до 7000 (Париж) и даже 10000 учеников (Болонья), а также специализацией. Несмотря на то, что одни и те же факультеты были практически везде, считалось, что каждый университет отличен в какой-либо особой науке.
Университетское преподавание складывалось из чтения лекций и диспутов. На лекциях профессор по отделам прочитывал и объяснял известную книгу; на диспутах требовалось:
— точно установить,
— обосновать и
— защитить церковное вероучение или известные научные положении.
Таким образом, лекции были средством, а диспуты — целью, чем и объясняется их роль в академической жизни.
Вся система обучения требовала строжайшего внешнего порядка. Не только учебный год, но и день был точнейшим образом разграничен. Ранним утром (летом обыкновенно не позже 5 часов) начинались обязательные (ординарные) лекции, которые оканчивались около 8 — 9 ч. утра. После обеда или вечером происходили необязательные (экстра-ординарные) чтения. В начале учебного года преподаватели артистического факультета распределяли между собою книги, подлежащие прочтению.
Даже книги во многих университетах особой комиссией, под председательством ректора, разделялись на отделы, для прочтения которых были установлены точные сроки. Малейшее отступление от намеченного порядка влекло за собою крупные штрафы. Университетское начальство прибегало даже к шпионству за профессорами, для чего привлекались студенты и педели.
На Никомахову этику в Париже было положено 12 недель, на афоризмы Гиппократа — 50 лекций, на книгу о горячках — 38 лекций; на всего Эвклида в Вене назначали от 20 до 30 недель.
Во время чтения лекций доцент занимал место на кафедре; схолары старших 3 факультетов сидели на скамьях, «артистам» же предписывалось располагаться на полу, на соломенной подстилке, «дабы внушить им смирение». Улица в Париже, на которой были расположены аудитории артистов, в XIV в. получила прозвище «Соломенная улица». В 1366 г. папа Урбан VI предписал такой же «порядок» и для оксфордских артистов.
Доцентам запрещалось диктовать свои лекции. В Парижском университете пошли еще дальше — статут 1355 г. обязывал магистров читать лекции в таком темпе, чтобы школяры не успевали их записывать, так как считалось, что это развивает память и заставляет их думать самих.
Однако студенческая лень родилась не сегодня, и некоторые благородные схолары стали посылать своих слуг для записывания лекций (напр. в Падуе в конце XVI в.).
Диспуты устраивались примерно раз в неделю, и средневековый диспут был похож на современный научный доклад: с оппонентами и рецензентами. Ознакомление с материалом происходило, правда, ранее, во время лекций. Уклонение от диспутов навлекало на магистров и схоларов тяжкие наказания. Порядок, время и внешние приемы этих словесных турниров были строго определены.
Один раз в год, обыкновенно в большой праздник, весь артистический факультет, магистры, бакалавры и схолары, с ректором и деканом во главе, а также и члены других факультетов, собирались в праздничных одеяниях в самом большом зале университета на главную словесную битву, введенную со времени Альберта Великого в большинстве среднеевропейских университетов. Руководитель диспута назначался предварительно из числа артистических магистров и не имел права уклониться от этой в высшей степени трудной роли. Предметы диспута заимствовались из всех 7 свободных искусств. Сначала руководитель выставлял два главных тезиса, против которых возражали два бакалавра. Затем он предлагал каждому из присутствующих магистров на разрешение по два тезиса, первый с аргументами, второй без них. Для отдыха от тяжелой умственной работы и для развлечения присутствующих часто устраивался диспут на темы шутливого, иногда рискованного свойства.
Диспут продолжался иногда несколько дней. Так, в декабре 1522 г. в Кельне в течение 4 дней диспутировали ежедневно по 4 доцента от каждого факультета, сменяясь ежедневно, а в пятый день — ректор с Руководителем диспута. Спор часто принимал столь оживленный характер, что администрация должна была принимать меры для предотвращения рукопашного боя.
Ученые степени
В средневековом университете существовали следующие ученые степени:
— бакалавр (присуждалась после участи в многодневном диспуте; победа в таком диспуте сразу же могла возвести человека в ранг лицентиата),
— лицентиат (преподаватель, получивший право читать лекции, но еще не защитивший докторскую диссертацию) и
— магистр (доктор).
В Оксфорде студент артистического факультета после 3 лет учения получал звание sophista generalis; посещение диалектических диспутов в продолжение года давало ему право на звание quaestionista. Степень бакалавра давалась после многодневного диспута, в возрасте 17 — 18 лет. Для достижения звания магистра нужно было еще 3 года слушать лекции и самому участвовать в преподавании и в диспутах. По представлению одного из магистров и рекомендации 14 других, магистрант произносил торжественную присягу и получал от канцлера «лиценцию». В течение года он обязывался начать самостоятельное преподавание. Накануне этого торжественного дня происходили диспуты между ним и несколькими магистрами; на следующий день новый магистр, после мессы, в знак своего достоинства получал докторский берет. Церемония завершалась присягой в верности статутам факультета.
Получение высших академических степеней было сопряжено с большими расходами на подарки профессорам и товарищам, на пирушки и т. п., так что большинство артистов принуждено было довольствоваться степенью бакалавра.
Студенческая жизнь
В университете существовали «нации» или землячества, возглавляемые выборными деканами. Со временем понятия «нации» и «факультета» сливаются, поэтому сегодня декан возглавляет факультет. В 1240 году магистры получили право избирать ректора — главу университета... Эта должность была крайне почетна: во время торжественных шествий он шел сразу за архиепископом и непременно входил в состав различных официальных делегаций, например, к королю или к Папе Римскому. Ректор оберегал своих студентов, в результате чего студенты не облагались налогами и сборами, и суд над провинившимися проходил за дверями, закрытыми для властей университета. Ректору подчинялись преподаватели, объединенные в коллегии по родам занятий, имевшие ученые степени: у юристов — доктора, у представителей свободных искусств — магистры. Университет же в целом представлял собой объединение школяров и профессуры.
Надо сказать, что стать студентом было намного проще, чем сейчас. Вступительные экзамены отсутствовали, достаточно было доложиться университетским властям, а затем записаться к какому-либо преподавателю в его школу и заплатить вступительный взнос. У каждого преподавателя в среднем было 25 студентов. А ограничение по количеству преподавателей никто не ставил: главное, чтобы ты заплатил. Отношения между учеником и учителем были теснее: магистр был как бы наставником, он следил за поведением и успехами на научном поприще. Студенты были разные: те, кто победнее, часто нанимались к более богатым или попрошайничали на улицах (что не считалось зазорным, и даже был составлен свод «правил» по этому роду занятий).
Конечно, существовали университеты, предназначенные для богатых студентов. Жили они всегда при университете, но здесь специально отводилось место для рабов и прислуги. Однако основную массу студенчества составляли выходцы из средних слоев общества: дети торговцев, ремесленников, врачей, юристов и учителей. Обучение было единственным способом пробить себе путь, поэтому многие стремились получить образование у самых квалифицированных преподавателей.
Интересен тот факт, что только четыре студента из десяти заканчивали обучение, а получал ученую степень всего лишь один. Выпускник мог стать священнослужителем, правоведом, врачом или ученым.
Учебный год начинался первого октября и продолжался до июня, прерываясь многочисленными праздниками. А что касается каникул, то появление их в университетской жизни имело суровую причину — чуму. Именно она каждое лето выкашивала значительную часть городского населения Европы, и, чтобы хоть в какой-то мере избежать эпидемии, магистры придумали... каникулы.