Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учение Л. Н. Гумилева об этносах




В конечном счете все начинается с этноса. Именно этнос формирует общество. Поэтому отправным пунктом социологических учений должен быть именно он.

Понятие этноса

ЭТНОС (греч. ethnos - группа, племя, народ) — межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.[74]

По принятой в российской этнологии классификации в настоящее время на Земле сосуществуют три типа этносов: племя — народ — нация.[75] К самому раннему типу относятся племена и группы племен, характерные для первобытнообщинного строя. С рабовладельческой и феодальной формациями связан такой тип этноса, как народность. С развитием товарно-денежных (капиталистических) отношений и усилением экономических связей между народами возникает и такой тип этноса, как нация.

В отечественной науке основы учения об этносе были заложены в 1920-х СМ. Широкогоровым. Он рассматривал его как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 60-80-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать:

— этносы как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и

— этносоциальные организмы как этносы, сопряженные с территориально-политическими общностями.

Последние, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития, и, в зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации, выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической).

В работах А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова этнос рассматривался в контексте коммуникации как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенный обмен информацией, который обеспечивает преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей (племена, народности, нации) — это три разных типа информационной плотности

Особое место в развитии представлений об этносе занимают работы Гумилева. В них этносы представлены как элементы этносферы, особой биосоциальной реальности, которая развивается по своим уникальным законам. Этнос может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями — пассионарными толчками. Этнос проходит ряд стадий развития, и, подобно живому организму, умирает.

 

По Гумилеву, этнос — это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется:

1. Ощущением комплиментарности, т.е. подсознательной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов. Проще говоря, деление на «своих» и «чужих».

Наиболее известный пример — эллины и варвары. Известно, что даже Гомер, говоря о греках, еще не дает им обобщающего имени. Фукидид, второй из великих греческих историков, подмечая этот факт, пишет:

«…мне кажется, что сами эллины не обособились еще под одним именем, противоположным названию варваров».[76]

 

Слово «эллины» как общее самоназвание древних греков впервые зафиксировано в произведениях Гесиода и Архилоха. Так. Гесиод в своей поэме «Труды и дни», рассуждая о зиме пишет:

Гесиод об эллинах

Солнце не светит ему и не кажет желанной добычи:

Ходит оно далеко-далеко, над страной и народом

Черных людей, и приходит к всеэллинам много позднее.

 

Таким образом, есть основания полагать, что процесс формирования общеэллинского самосознания, а значит, и становления единого этноса, относится к VII в. до н. э.

 

2. Стереотипом поведения.

Каждый этнос в той или иной степени внутренне неоднороден: внутри него выделяются субэтносы, которые могут возникать и распадаться, причем ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос.

Стереотип поведения служит фундаментом этнической традиции, включающей в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, имеющие в каждом этносе неповторимые особенности.

Сформулированная Л.Н.Гумилевым[77] концепция этноса отличается от существовавших ранее представлений. Гумилев рассматривает этнос как природную общность, несводимую ни к каким другим типам объединения людей. Этим он решительно порывает с традицией, рассматривающей этнос как чисто социальное явление, которое подчиняется исключительно законам общественного развития.

В то же время он предостерегает от отождествления этноса с биологической популяцией: феномен этноса лежит в поведенческой сфере, хотя с каждым этносом связана популяция, изолированность которой обеспечивается эндогамией. Скрещивание внутри данной популяции регулируется этнической традицией и не является в силу этого полностью свободным.

Авторский взгляд

Авторский взгляд на учение Гумилева состоит в том, что представление об этносе как особой общности, «вписанной» в ландшафт и во многом определяемой его особенностями, отвечает лишь фазе его становления.

Похожесть ландшафта и в самом деле определяет и комплиментарность, и единый стереотип поведения. Ведь это не только рельеф, но и схожая флора, и схожая фауна. А значит, практически одни и те же объекты присваивающего хозяйства, которое включает в себя собирательство и охоту. Кроме того, это еще и одинаковые опорные ориентиры, координирующие простейшие виды первичной экономики.

Единство объектов присвоения при схожести опорных ориентиров собирательной деятельности не может не способствовать формированию единства образа действий.

В условиях отсутствия языка (а изолированные немногочисленные группы могут породить только предзнаковые формы общения) это единство облегчает интеграцию первичных эндогамных объединений, становление более высоких общностей — племен, которые поглощают их и спасают от вызванного кровосмесительством вырождения. В свою очередь, стереотип поведения облегчает и становление новой — знаковой — системы коммуникации, единого языка.

Становление первичных социальных связей, формирование языка, вспышка сознания делают возможным рождение новых орудий и новых форм деятельности, ее диверсификации. Все это ведет к тому, что на смену присваивающему хозяйству приходит производящее. А с ним развитие начинает подчиняться еще и законам технологии, которые со временем выходят на первый план. Поэтому в дальнейшем влияние географического фактора снижается, хотя, разумеется, так и не сходит на нет.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 994 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2255 - | 2025 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.