Именно там, где разделение труда доходит до своего предела, своего пика достигает и его дегуманизация индивида. Самая же вершина достигается в условиях капиталистического способа производства. Но именно потому, что дальнейшее восхождение по уже сложившейся траектории оказывается невозможным (ибо за этим пределом субъект истории вообще теряет способность к развитию), капиталистическое производство и предстает как переломный момент. Словом, само продолжение мировой истории оказывается возможным только в том случае, если в действие будут включаться какие-то новые механизмы общественного развития.
Таким образом, вовсе не отчуждение прибавочного продукта — отчуждение человеком своей собственной природы, своей собственной сущности является подлинным обоснованием необходимости социалистической революции. В свою очередь, и действительное назначение последней состоит не столько в обобществлении средств производства, сколько в устранении уродующих человека результатов всеобщего разделения труда, в преодоление отчуждения. Обобществление частной собственности — это только предпосылка такого преодоления и не более того. Кстати, если марксистская атака на частную собственность и оказалась (временно?) отбитой, то эта — самая глубокая (и, без преувеличения, самая красивая) — составляющая марксизма так до сих пор никем и не опровергнута. Поэтому вовсе не исключено возобновление общественной дискуссии о природе собственности.
Коммунистическое общество в представлении Маркса — это вовсе не идиллическое устройство, при котором каждому достается «по потребностям», но общество, в котором полностью исчезают уродующие последствия всеобщего разделения труда и вытеснения из него творческого начала. В философском плане преодоление именно этого отчуждения и является подлинной целью всемирной истории, восстановлением высшей социальной справедливости. Основное же обвинение, которое предъявляется без исключения всем классово антагонистическим формациям — и в особенности капитализму, состоит вовсе не в господстве частной собственности на средства производства и не в эксплуатации человека человеком, но в том, что частная собственность и эксплуатация препятствуют такому преодолению. Даже там, где предприниматель утрачивает свою первобытную дикость и превращается в филантропа и мецената.
ВЫВОДЫ
1. Основание отчуждения лежит в разделении труда и специализации индивида. В результате разделения труда (общего, частного, единичного) от человека отчуждается предмет, средство и, наконец, результат труда. Вместе с ними от него отчуждается его собственная сущность, его собственная жизнь, которая начинает противостоять труду («человек работает, чтобы жить»). А следовательно, происходит отчуждение человека от человека и общества от индивида.
Общество и порождаемые им формы труда становятся внешней, порабощающей индивида силой.
2. На уровне индивида результат отчуждения проявляется в том, что человек становится подобием математической дроби, когда в числителе стоит единица, которая объединяет в себе узкий круг знаний, умений, навыков, освоенных индивидом в процессе его социализации, в знаменателе — вся (теперь уже недоступная ему) культура, которая порождается обществом в целом.
3. На уровне социума результат отчуждения проявляется в
— расслоении общества и формировании развитой системы социальных институтов, ключевым из которых, становится контролирующий действие всех остальных институт власти,
— становлении частной собственности,
— отчуждении творчества.
4. Отделение умственной деятельности от физической и организационно-распорядительной от исполнительской в конечном счете влечет за собой:
— выделение творчества в самостоятельный класс деятельности,
— закрепление преимущественного права на творчество за социальным слоем, не вовлеченным в процессы непосредственного жизнеобеспечения общества.
5. Исполнительский труд редуцируется к предельно узкому набору операций, доступных индивиду. В результате отчуждение достижений цивилизации и культуры достигает своего предела.
6. Все это диктует необходимость качественных социальных перемен, которые могли бы вернуть человеку возможность полноценного развития его личности. В теории марксизма формой этих перемен является социалистическая революция.
Литература:
Аристотель. Никомахова этика
Аристотель. Политика
Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат. 1968
Маркс К. Капитал, т. I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 42
Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов
Современная экономика труда. Монография. Рук. авторского коллектива В.В. Куликов. Институт Труда Минтруда РФ, Москва, 2001.
Форд Генри. Моя жизнь, мои достижения. Серия Воспоминания. Мемуары. Харвест, 2005