Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Необходимость социальных перемен




Именно там, где разделение труда доходит до своего предела, своего пика достигает и его дегуманизация индивида. Самая же вершина достигается в условиях капиталистического способа производства. Но именно потому, что дальнейшее восхождение по уже сложившейся траектории оказывается невозможным (ибо за этим пределом субъект истории вообще теряет способность к развитию), капиталистическое производство и предстает как переломный момент. Словом, само продолжение мировой истории оказывается возможным только в том случае, если в действие будут включаться какие-то новые механизмы общественного развития.

Таким образом, вовсе не отчуждение прибавочного продукта — отчуждение человеком своей собственной природы, своей собственной сущности является подлинным обоснованием необходимости социалистической революции. В свою очередь, и действительное назначение последней состоит не столько в обобществлении средств производства, сколько в устранении уродующих человека результатов всеобщего разделения труда, в преодоление отчуждения. Обобществление частной собственности — это только предпосылка такого преодоления и не более того. Кстати, если марксистская атака на частную собственность и оказалась (временно?) отбитой, то эта — самая глубокая (и, без преувеличения, самая красивая) — составляющая марксизма так до сих пор никем и не опровергнута. Поэтому вовсе не исключено возобновление общественной дискуссии о природе собственности.

Коммунистическое общество в представлении Маркса — это вовсе не идиллическое устройство, при котором каждому достается «по потребностям», но общество, в котором полностью исчезают уродующие последствия всеобщего разделения труда и вытеснения из него творческого начала. В философском плане преодоление именно этого отчуждения и является подлинной целью всемирной истории, восстановлением высшей социальной справедливости. Основное же обвинение, которое предъявляется без исключения всем классово антагонистическим формациям — и в особенности капитализму, состоит вовсе не в господстве частной собственности на средства производства и не в эксплуатации человека человеком, но в том, что частная собственность и эксплуатация препятствуют такому преодолению. Даже там, где предприниматель утрачивает свою первобытную дикость и превращается в филантропа и мецената.

ВЫВОДЫ

1. Основание отчуждения лежит в разделении труда и специализации индивида. В результате разделения труда (общего, частного, единичного) от человека отчуждается предмет, средство и, наконец, результат труда. Вместе с ними от него отчуждается его собственная сущность, его собственная жизнь, которая начинает противостоять труду («человек работает, чтобы жить»). А следовательно, происходит отчуждение человека от человека и общества от индивида.

Общество и порождаемые им формы труда становятся внешней, порабощающей индивида силой.

2. На уровне индивида результат отчуждения проявляется в том, что человек становится подобием математической дроби, когда в числителе стоит единица, которая объединяет в себе узкий круг знаний, умений, навыков, освоенных индивидом в процессе его социализации, в знаменателе — вся (теперь уже недоступная ему) культура, которая порождается обществом в целом.

3. На уровне социума результат отчуждения проявляется в

— расслоении общества и формировании развитой системы социальных институтов, ключевым из которых, становится контролирующий действие всех остальных институт власти,

— становлении частной собственности,

отчуждении творчества.

4. Отделение умственной деятельности от физической и организационно-распорядительной от исполнительской в конечном счете влечет за собой:

— выделение творчества в самостоятельный класс деятельности,

— закрепление преимущественного права на творчество за социальным слоем, не вовлеченным в процессы непосредственного жизнеобеспечения общества.

5. Исполнительский труд редуцируется к предельно узкому набору операций, доступных индивиду. В результате отчуждение достижений цивилизации и культуры достигает своего предела.

6. Все это диктует необходимость качественных социальных перемен, которые могли бы вернуть человеку возможность полноценного развития его личности. В теории марксизма формой этих перемен является социалистическая революция.

Литература:

Аристотель. Никомахова этика

Аристотель. Политика

Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат. 1968

Маркс К. Капитал, т. I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 42

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов

Современная экономика труда. Монография. Рук. авторского коллектива В.В. Куликов. Институт Труда Минтруда РФ, Москва, 2001.

Форд Генри. Моя жизнь, мои достижения. Серия Воспоминания. Мемуары. Харвест, 2005






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 396 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2210 - | 2142 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.