Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лаплас о всеобщем развитии




Никакое явление,— утверждал он в своем знаменитом труде,[81] — не может возникнуть без производящей его причины. Настоящее состояние вселенной есть следствие предыдущего и причина последующего. Основываясь на том, что кривая, которую описывает мельчайшая единица вещества, столь же строга и определенна, как и контуры планетных орбит, он приходит к выводу, что разум, постигший все законы природы, и вобравший в себя относительное положение всех ее составных частей (если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу), обнял бы в одной формуле движение величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов. Для него с абсолютной точностью открылось бы все будущее и все прошлое мира.

Идея переживет почти два столетия, и, может быть, наиболее законченное выражение получит в теории Большого взрыва. Сжатая в точку масса, взрываясь, порождает атомы легких элементов (водорода, гелия…), неоднородности распределения масс (звезды, галактики); в свою очередь, процессы, протекающие в них, порождают тяжелы атомы, молекулы, органические молекулы, организмы… и так далее.

Правда, сегодня, жесткая схема Лапласа вступает в противоречие с законами квантовой механики, но все же продолжает оказывать заметное влияние на умы. Так, ведущие физики-теоретики современности, С. Хокинг, Стивен Вайнберг (лауреат Нобелевской премии 1979 г.) говорят о возможности «вычислить» из базовых принципов взаимодействия элементарных частиц определения сложных форм движения высокоорганизованной материи, включая поведение познающего мир человека.

В сущности, Огюст Конт, еще не в полной мере отдавая отчет самому себе, говорит именно об этом, и потому его вклад в развитие научных представлений о мире достаточно велик.

Стадии развития общества

Конт сделал вывод, что есть некий великий закон, согласно которому, познавательная деятельность человека (а вместе с нею и развитие всего человеческого общества) проходит три стадии:

2.2.1. Теологическая [с древности до 1300 г.]

Это необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; господствует вера в сверхестественное — только оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.

Теологическую стадию, охватывающую древнюю историю и раннее средневековье, Конт, в свою очередь, делил на три периода:

— фетишизм,

— политеизм и

— монотеизм.

В период фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов (позже соответствующую раннюю форму религиозности стали именовать анимизмом). При политеизме жизнью наделялись «фиктивные существа» (например, греческие и римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее. Эпоха монотеизма — это христианская эпоха. Единобожие изменило все: образ мира, мораль, нравы и обычаи, хозяйство и политические учреждения.

2.2.2. Метафизическая [1300-1800 гг.]

Здесь теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами», в числе которых — «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и т. д. На этой же стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.

2.2.3. Научная [XIX в.]

На этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.

Общество третьей стадии

Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества – строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 404 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2336 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.