Содержание:
1. ЭТНОГЕНЕЗ. УЧЕНИЕ Л.ГУМИЛЕВА
1.1. Понятие этноса
1.1.1. Динамическое состояние этнической системы
1.1.2. Пассионарность
1.1.3. Пассионарный толчок
1.2. Фазы этногенеза:
1.2.1. Фаза подъема
1.2.2. Акматическая фаза
1.2.3. Фаза надлома
1.2.4. Фаза инерции
1.2.5. Фаза обскурации
1.2.6. Фаза регенерации
2. УЧЕНИЕ ОГЮСТА КОНТА
2.1. Классификация наук
2.2. Стадии развития общества
2.2.1. Теологическая
2.2.2. Метафизическая
2.2.3. Научная
2.3. Общество третьей стадии
2.4. Первая социально-научная концепция
2.4.1. Социальная статика
2.4.2. Социальная динамика
2.5. Государство и право
2.6. Четыре силы в социократии:
2.7. Методология
3. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820—1903)
3.1. Социологические взгляды
3.1.1. Труды по социологии
3.1.2. Общество как продукт мировой эволюции
3.1.3. Общество как организм
3.2. Концепция социальных институтов
3.2 1. Домашние институты.
3.2.2. Обрядовые (церемониальные)
3.2.3. Политические.
3.2.4. Церковные.
3.2.5. Профессиональные.
3.2.6. Промышленные
3.3. Типы обществ
3.3.1. Военный тип
3.3.2. Промышленный тип
3.3.3. Наихудший тип
4. КАРЛ МАРКС. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
4.1.Основные категории исторического материализма:
4.2. Важнейшие принципы исторического материализма:
4.3. Способ производства
4.4. Общественно-экономическая формация
4.4.1. Базис
4.4.2. Надстройка
4.4.3. Дифференциация общества
4.5. Закон соответствия производственных отношений производительным силам
4.6. Этапы развития общества
4.6.1. Первобытно-общинный строй
4.6.2.Рабовладение
4.6.3. Феодализм
4.6.4. Капитализм
4.6.5. Коммунизм
Тема раздела:
Человеку в отчужденном обществе остается только мечтать о том, чтобы стать личностью. Индивид — это существо, пытающееся вырваться за пределы узкой сферы самореализации, в которой, как в тюремной клетке, замыкает его общество. Чем талантливей он, тем острее его конфликт с обществом и его институтами; с распределением социальных ролей; с навязыванием ему норм, образцов поведения, ритуалов...
В условиях, когда общество предстает как враждебное индивиду, порабощающее его начало, противостояние разрешается только там, где полюса меняются на противоположные. То есть там, где сам индивид начинает диктовать обществу свою волю, свои вкусы, свои правила взаимоотношений. До сих пор сохранилась терминология войны. Молодой талантливый человек отправляется из родительского дома «завоевывать», покорять столицу... Стихийный бунт индивида против слепого подчинения внешнему диктату общества проявляется в форме своеобразной экспансии на внешний социальный мир, распространения своего господства на как можно большую часть того, что расположено за пределами его кожного покрова. Человек «простирает» себя:
— на членов семьи и домочадцев (исключительные права pater familias),
— на соплеменников (статус главы рода, вождя племени, царька, политического лидера... словом, начальника «вообще»),
— на иноплеменника (экзогенное рабство, колониальный захват, все формы религиозной нетерпимости, расизма, национализма, шовинизма). Кстати, одним из наиболее ярких примеров последнего был советский шовинизм, объявлявший советского человека — «самым свободным и прогрессивным», другим — т.н. «американский образ жизни», который прокламировал то же самое;
— на вещный мир, создаваемый ими («священная и неприкосновенная» частная собственность, объявление одним из самых тяжких преступлений все формы посягательств на нее).
Подводя итог историческому становлению и развитию личности, можно резюмировать: Масштаб личности, степень свободы, мера успеха определяется только одним — мерой господства человека над другими людьми и создаваемыми ими ценностями.
Но в действительности установление господства не ведет к победе. Уже хотя бы потому, что успеха достигают только немногие (при этом успех не всегда заслужен). Поэтому остальные обречены на поражение. Но остальные — это и есть человек «вообще», поэтому поражение, в конечном счете, терпит именно человек.
Парадокс заключается в том, что такая парадигма освобождения ни в коем случае не предполагает устранение внешнего диктата социума и раскрепощения человека. Напротив, диктат обязан оставаться, — но только для всех остальных. Цель отчужденного человека состоит прежде всего в том, чтобы выделиться из общего ряда, поэтому если, рядом с ним, свободными станут все, это будет его поражением.
Поэтому подлинное освобождение личности от подчинения обществу и гармоническое всестороннее ее развитие не может осуществиться в форме установления господства над ним. Становление действительно свободной личности невозможно без преобразования самого общества. Развитие человека и развитие общества — это разные стороны одной медали. Поэтому понять одно без другого нельзя.