Культура в самом широком смысле понимается как своеобразная оппозиция Природе. Природа и Культура соотносятся как «естественное» и «искусственное». По мысли известного американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889 — 1968) культура есть «надприродное» явление.
Культура — это прежде всего совместная деятельность индивидов, преследующих общую цель. При этом деятельность, которая не наследуется биологически, но осваивается каждым только в ходе специально организованного процесса — социализации. А это значит, что она может осваиваться лишь с помощью специфической системы коммуникации между индивидом и обществом. То есть с помощью знаковых систем, основной формой которых становится речевое общение.
Между тем всякая деятельность — это неразрывное единство предмета, средства (способа производства) и результата.
Предметом, средством (способом) и результатом социокультурной деятельности предстают некие искусственные начала (артефакты). Последние включают в себя:
— организованные совокупности материальных объектов, идей и образов;
— технологии их изготовления и способы оперирования ими;
— устойчивые связи между людьми и формы их регулирования;
— оценочные критерии, имеющиеся в обществе.
В своей совокупности все эти артефакты и образуют собой искусственную (материальную и духовную) среду, в которой, как в некой герметической капсуле, замыкается бытие человека.
Однако перечисленные факторы не исчерпывают определения. Кроме предметов, способов и результатов деятельности, культура включает в себя и такой аспект, как степень развития личности.
Отличие заключается в том, что первые три характеризуют культуру на уровне социума в целом, последний — на уровне индивида. Он раскрывается как степень овладения индивидом всех артефактов, создаваемых обществом.
В дальнейшем изложении курса будет показано, что оба измерения культуры становятся в оппозицию друг к другу, и, понятая как интегральное образование, она превращается в чужое, враждебное человеку (и индивидуализированной им культуре) начало, которое подавляет его и извне диктует ему способ жизнедеятельности. (Речь идет о так называемом феномене отчуждения.)Но, хотим мы того или нет, исследование общества и человека ни когда не будет полным, если вне анализа останется какое-то одно из них.
С самого начала формирования культуры ключевым условием жизнедеятельности человека становится степень его приспособления к этой новой — надприродной — оболочке планеты. Говоря языком социологии — степень социализации.
Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую и т.д. Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена.
В ходе совершенствования деятельности идет формирование и развитие человеческой личности. Причем, личность одновременно выступает:
— объектом культурного воздействия (то есть усваивает культуру в процессе своей социализации),
— субъектом культурного творчества (так как его деятельность всегда включена в процесс созидания интегральной культуры)
— носителем и выразителем культурных ценностей (поскольку жизнедеятельность любого индивида всегда развертывается в определенной культурной среде).
Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как позитивные достижения (ценности), но и как негативные последствия (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры — это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены как прогрессивные, так и реакционные явления. Более того, основания оценки со временем меняются, а сами ценности девальвируются.
Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной жизни, культуры повседневности. Можно сказать, что бытие культуры реализуется как бы в двух планах: высоком специальном элитарном, и обыденном повседневном массовом. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующих сегодня культур обусловлены, в частности, пространственно-временными характеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельных народов.
Итак, стержневое содержание того нового, что возникает в истории нашей планеты с возникновением человека,— это надприродная, внебиологическая деятельность, понятая как целостный поток преобразования действительности. А следовательно, ни средство (способ) деятельности, ни предмет, ни результат не в состоянии исчерпать его. Все они представляют собой искусственно выделяемые элементы целого. Ни один из них не имеет самостоятельного значения вне целого.
Но где начало надприродной, внебиологической деятельности? Где тот рубеж, за которым жизнедеятельность биологического существа, направленная на удовлетворение чисто биологических потребностей, переходит в создание новой формы организации материи?
Строго говоря, речь идет о некоем этапе развития, где завершается действие эволюционных законов. Поэтому постижение глубинного смысла культуры требует обращения к «нуль-пункту» истории общества. В свою очередь, «нуль-пункт» истории — это начало производства одного из самых таинственных и сложных явлений Природы — прибавочного продукта. Его таинственность и сложность обусловлены,
во-первых, тем, что прибавочный продукт вообще не нужен животному, а значит, не может производиться им. Это следует из того, что
во-вторых, «прибавочность» — это не приращение объема производимой продукции, но:
— порождение новых продуктов, которые удовлетворяют ранее не существовавшие потребности,
— изменение качественных характеристик вещей, которые уже производятся человеком.
– и лишь в самую последнюю очередь «прибавочность» может пониматься как механическое увеличение объема производимых человеком вещей.